Где обама сказал мы исключительная нация. Мифы об американской исключительности. И к чему это привело поляков

Двадцать седьмого мая 2014 года Барак Обама выступил с речью, обращенной к выпускникам Военной академии США в Вест-Пойнте. В частности, он сделал следующие заявления:

"Америка не просто выступает за стабильность и отсутствие конфликтов любой ценой. Мы выступаем за более прочный мир, которого можно достигнуть, только предоставив покой и свободу людям по всему миру... Я верю в исключительность Америки всеми фибрами души. Но исключительными нас делает не способность обходить международные нормы и верховенство закона, а наше стремление утверждать их посредством действий", - сказал, как отрезал, американский президент.

США должны играть ведущую роль в мире, отметил Обама, и "вооруженные силы всегда будут основой этого лидерства". "Благодаря усилиям США сегодня в мире больше людей, чем когда-либо в истории, живут под руководством избранных ими правительств", - добавил он.

Барак Обама также заявил, что не сомневается в том, что его страна еще долгое время будет мировым лидером. "Вопрос не в том, будем ли мы возглавлять (мировое сообщество. - "РГ"), а в том, как мы будем это делать", - подчеркнул он.

"Народ США - одна из незаменимых наций... Мир смотрит на Америку и ждет ее помощи, - сообщил Обама, - и жертвы тайфуна на Филиппинах, и похищенные девочки в Нигерии, и те, кто против тех, кто в масках занимает здания на Украине".

"Наша способность формировать общественное мнение помогла сразу же изолировать Россию", - объявил Обама. А еще, оказывается, усилия США "дали шанс украинскому народу выбирать свое будущее".

Комментарии американских СМИ

"Нам всем хорошо известно, что никакая речь о внешней политике не может учесть все на свете. Но слушать, как Обама пытается изобразить последовательную внешнеполитическую повестку, ссылаясь на события последних пяти лет, было все равно что смотреть на Тома Хэнкса, который пытается выжить в фильме "Изгой": что бы ни осталось после крушения, все пойдет в дело", - отметили в The Wall Street Journal.

"Обращение Обамы было скучным, в нем не хватало стратегического размаха, и вряд ли оно сможет стать достойным ответом критикам как справа, так и слева... Избитые фразы в духе того, что Америка - "неотъемлемая участница мировой политики", ничего нам не сообщают", - написано в редакторской колонке NY Times.

"Представляя свою концепцию роли США в мире, президент пытался идти по проторенной дорожке между изоляционистами и интервенционалистами. Его последняя попытка выйти на эту дорожку на пресс-конференции на Филиппинах (посредственное выступление) была довольно неубедительной. Его новое выступление было более выверенным, но едва ли оно сможет перекрыть упреки критиков его внешней политики, которые считают ее слабой, нерешительной и неубедительной", - считает Bloomberg View.

В ходе выступления в высказываниях Обамы доминировала тема Сирии. «Да, сирийское правительство сделало первый шаг – предоставило информацию о своем химическом оружии», - заявил он. Президент США подчеркнул, что считать позицию Асада правильной и думать, что газовую атаку зарином могли провести повстанцы, – это значит идти наперекор здравому смыслу. Он также отметил, что резолюция Совбеза ООН должна предусматривать определённые последствия в том случае, если Сирия не выполнит свои обязательства.

В свете Сирии и других вопросов президент США также высказался по поводу исключительности Соединённых Штатов. «Я уверен, что Америка должна остаться вовлеченной в это дело ради нашей собственной безопасности, но также я уверен, что миру от этого будет лучше», - заявил он.

«Некоторые могут не соглашаться, но я верю в то, что Америка исключительна, отчасти в свете того, что мы продемонстрировали готовность, не щадя свою кровь и свои богатства, отстаивать не только свои собственные интересы, но и интересы всего мирового сообщества», - подчеркнул Обама.

По словам президента, Соединённые Штаты не представляют угрозу для мира. Америка, добавил Обама, беря на себя бремя лидерства, заполняет пустоту, которую ни одно другое государство не может заполнить.

Эксперты американского телеканала CNN считают, что Обама таким образом ответил на статью Владимира Путина в The New York Times, где президент России упоминал об «американской исключительности», сообщает Ино-ТВ .

В то же время глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков считает, что Обаме не стоило говорить об «американской исключительности с трибуны ООН».

«Он вынес свой спор с Путиным на международный суд присяжных - и это ошибка», - написал Пушков в своём Twitter.

Напомним, что 12 сентября американское издание опубликовало статью Путина о ситуации в Сирии. В материале говорится, что угроза американского удара по Сирии спровоцирована оппозицией, которая сама виновна в химической атаке под Дамаском. Путин также напоминает, что военные действия в Афганистане, Ираке и Ливии не принесли Соединённым Штатам желаемого результата, а привели к жертвам среди гражданского населения.

Далее Владимир Путин высказал мысль, ставшую темой многих заголовков в прессе и вызвавшую у многих читателей бурную реакцию. Он обратил внимание на то, что многие слышат в речах американских политиков: на идею исключительности американцев. Что Америка, как иногда заявляют её власти, действует из моралистических побуждений и убеждённости в том, что она исключительна, что она правильнее и лучше остальных стран. По словам Путина, это очень опасный путь для любой нации: «Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось... Все мы разные, но, когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными».

Мы уже привыкли к тому, что любое упоминание с высоких трибун о том, что Россия – православная страна у прогрессивной российской общественности и прочих проамериканских агентов влияния, например на Украине, вызывает стойкое отторжение. Особое негодование традиционно вызывают слова об уникальности российской цивилизации, «русском мире» и внешнеполитических задачах России. Любая апелляция к Богу и напоминания о великом прошлом и больших задачах, стоящих перед страной, воспринимаются не иначе как проявление сектантства.

В этой связи интересно напомнить об опыте США, чьи политики на протяжении уже сотен лет формируют образ исключительности государства и его божественной избранности. собрал 17 цитат американских политиков, уверенных в том, что задача США – «спасти мир», а жители страны «благословлены Богом».

Президент США Джон Адамс (1789 г.): «Я всегда с благоговением рассматриваю образование Америки как открытие поля деятельности и замысла Провидения для просвещения невежественных и освобождения порабощенной части человечества повсюду на земле».

Президент США Авраам Линкольн (1863 г.): «Мы должны торжественно постановить, что эти смерти не будут напрасными, и наша нация под покровительством Бога получит новый источник свободы, и это правительство из народа, созданное народом и для народа, не умрёт на земле».

Президент США Ульям Мак-Кинли (1897 г.): «Наша вера учит, что нет опоры более надежной, чем Бог наших предков, который так недвусмысленно оказывал содействие американскому народу во всех его испытаниях и который никогда не покинет нас, если мы будем поступать согласно его заповедям и смиренно будем идти за ним след в след».

Сенатор Альберт Беверидж (1900 г.): «…Бог сделал своим избранным народом американцев, которым Он предназначил вести к возрождению весь мир. Это о нас сказал Господь Бог: „В малом вы были верны, над многими вас поставлю“.

Президент США Вудро Вильсон (1919 г.): » Я, например, верю в судьбу Соединенных Штатов глубже, чем в любое иное из дел человеческих. Я верю, что она содержит в себе духовную энергию, которую ни одна другая нация не в состоянии направить на освобождение человечества. Америка обладала неограниченной привилегией исполнить предначертанную судьбу и спасти мир».

Президент США Дуайт Эйзенхауэр (1954 г.): «Прежде всего, мы стремимся воплотить наши общие усилия как нация, благословленная Всемогущим Богом».

Президент США Ричард Никсон (1973 г.): «Бог хранит Америку, и Бог хранит всех и каждого из нас».

Президент США Рональд Рейган (1990 г): «Если лишить американцев веры в наше великое будущее, нельзя будет объяснить, почему мы так убеждены в том, что Америка – земля обетованная, а наш народ избран самим Богом для того, что трудиться над созданием лучшего мира».

Президент Джордж Буш-младший (2004 г.): «Мы призваны Небом стоять за свободу».

Экс-губернатор штата Аляска Сара Пейлин (2008 г.): «Молитесь за постройку газопровода, ибо этот 30-миллиардный проект создаст новые рабочие места. Молитесь за наших солдат за границей, которые были посланы туда нашей властью, чтобы исполнять замысел Божий…».

Кандидат в президенты, республиканец Ньют Гингрич (2009 г.): «Американская исключительность отличается тем, что, мы - единственный народ в истории, заявивший, что власть идет прямо от Бога к каждому из нас».

Экс-губернатор Арканзаса и кандидат в президенты Майк Хаккаби (2010 г.): «Отрицать исключительность американцев – значит, по сути, отрицать саму душу нашей нации».

Кандидат в президенты, республиканец Митт Ромни (2011 г.): «Бог создал эту страну не для того, чтобы наша нация следовала за другими. Судьба Америки - не в том, чтобы быть одной из нескольких одинаково сбалансированных мировых держав“.

Сенатор от Республиканской партии Марко Рубио (сентябрь 2013 г.): » История учит нас, что сильная Америка - источник добра в мире. Ни одна страна не освободила больше людей и не сделала так много для того, чтобы повысить уровень жизни во всем мире… как Соединенные Штаты. Мы остаемся маяком надежды для людей во всем мире».

Президент США Барак Обама (2013 г.): «Бог хранит вас, и Бог хранит Соединенные Штаты Америки».

Экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани (2015 г.): «Со всеми нашими недостатками, мы самая исключительная страна в мире. Я бы хотел видеть кандидатом в президенты того, кто сможет выразить эту исключительность».

Кандидат в президенты Тед Круз (2015 г.): «Наши революционные идеи были основаны на правах, которые исходят не от людей, но от Бога Всемогущего… Американская исключительность сделала эту страну … сияющим городом на холме…Божье благословение лежало на Америке с момента зарождения нации, и я верю, что Бог все еще с Америкой».

Во время недавней официальной речи на церемонии вручения дипломов в Сент-Луисском университете Гарри Каспаров, говоря об американской исключительности, произнес следующую фразу: «Основополагающие американские ценности создали величайшую демократию и экономику в мире… [Выросши в СССР], я увидел эту Америку — этот «город на холме» — с другой стороны железного занавеса».

В России словосочетание «американская исключительность», как правило, вызывает крайне негативную реакцию — иногда вплоть до сравнения с гитлеровской теорией расового превосходства. Но тут имеет место некоторое «раздвоение личности». С одной стороны, россияне очень любят демонизировать американскую исключительность. А с другой стороны, не только Каспаров, но и миллионы россиян стремятся получать все блага этой же американской исключительности — то есть учиться, работать, жить и воспитывать своих детей в США.

Американская исключительность волнует и президента Владимира Путина. Вспомните его нашумевшую статью в «Нью-Йорк таймс» в сентябре 2013 года. «Это чрезвычайно опасно, когда какой-то народ считает себя исключительным, какая бы у него мотивация ни была», — написал он в этой статье. Однако, на мой взгляд, у российского президента не совсем верное представление об «американской исключительности». А кроме того, его позицию интересно рассматривать, имея в виду два важных момента: 1) у России своя богатая тысячелетняя история — со своей исключительностью; и 2) президент сам активно пропагандирует современную российскую исключительность.

Дело в том, что концепция американской исключительности ни в коем случае не относится к какой-то теории американского «расового» превосходства (тем более что нет такой «американской расы»). Она также не относится к фанатической, квазирелигиозной миссии «экспортировать демократию» другим странам. У США нет такой задачи или даже возможности, а уж тем более — в странах Ближнего Востока. На самом деле «американская исключительность» куда более банальна. Она сводится к историческому развитию США, которое действительно является уникальным — или, если угодно, «исключительным». И вот почему.

Пока другие страны развивались на общем этническом, расовом или религиозном основании, США образовались и развивались на основе демократических концепций и принципов — самыми главными из которых являются соблюдение прав человека, свободы слова, верховенства закона, а также защита частной собственности, сильного гражданского общества и системы сдержек и противовесов против любой формы автократии. Британский писатель Г.К.Честертон, пожалуй, лучше всех выразил смысл американской исключительности такими словами: «США являются единственной страной в мире, которая была основана на убеждениях».

Вместе с тем ничего исключительного нет в том, что американцы считают себя в каких-то смыслах «исключительными». Ведь почти все страны считают себя уникальными в той или иной степени. Президент Барак Обама, на мой взгляд, правильно сказал в 2010 году: «Я верю в американскую исключительность точно так же, как британцы верят в свою исключительность или греки в свою». Но в этом высказывании Обама почему-то забыл упомянуть про русскую исключительность, которую можно запросто поставить в один ряд с британской и греческой — если не выше их. За тысячу лет русской истории представление о своей исключительности всегда было важнейшей составляющей российского национального самосознания.

В период существования Российской империи эта исключительность базировалась на «русской духовности», на концепции «особого пути» и на идее о том, что Россия в качестве «хранителя истинной веры» является «Третьим Римом» и правопреемником Византии.

Русская исключительность круто повернулась «влево» после большевистской революции, когда Россия стала мировым центром социализма, марксизма-ленинизма и «диктатуры пролетариата». В ранний советский период русская/советская исключительность сосредоточилась на вере в то, что Россия обречена стать единственной идеологической силой, которая способна одержать победу над «международной буржуазией», провоцируя коммунистические революции по всему миру. Советская пропаганда пыталась замкнуть исторический круг, проведя линию исключительности от Третьего Рима до Третьего интернационала.

После Второй мировой войны русская/советская исключительность приобрела форму укрепления — путем военной интервенции — социализма и коммунизма в Восточной Европе, Африке, Латинской и Центральной Америке и Азии. Она также базировалась на мифе об уникальности коммунистической системы, так как именно она, по версии КПСС, была способна генерировать самые передовые научные и промышленные достижения — «впереди планеты всей».

После распада СССР и во время политического и экономического хаоса почти всех 90-х годов у президента Бориса Ельцина было слишком много серьезных проблем в стране, чтобы пропагандировать «русскую исключительность». Ему — да и всей стране — было совсем не до этого. Но когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, он начал поднимать идею исключительности из руин. Определяющая черта русской исключительности XXI века заключается в антиамериканизме. А сам российский лидер позиционирует себя как исключительного политика, единственного, кто умеет по-настоящему противостоять США — главному мировому злу. Противостоять американскому диктату, американским пресловутым двойным стандартам и агрессивной внешней политике.

Русская исключительность в виде противостояния США и Западу в целом особенно остро проявилась в Крыму и в Донбассе, где Владимир Путин провел «красную линию» — куда Америке и НАТО «вход» воспрещен. Другое дело, что в результате этой победы Россия де-факто потеряла остальную Украину на многие десятилетия и оказалась в мировой изоляции, но это, конечно же, отдельная тема.

Другой яркий пример декларирования русской исключительности — знаменитая речь президента Путина в Лужниках в феврале 2012 года, когда он сказал: «Мы с вами народ-победитель. Это у нас в генах, в нашем генном коде». Тут я как американец скромно признаю, что на фоне тезиса о российских победительных генах американская исключительность просто отдыхает.

Кроме того, за 15 лет во власти Владимиру Путину удалось реанимировать и монархическую версию русской исключительности, опираясь на тесные связи государства с Русской православной церковью, на концепцию «русского мира» и снова — на идеи русской духовности и «особого пути». Одновременно власть продвигает советскую идею невозможности для России вписаться в «тлетворные» западные ценности. В итоге получается такая «гибридная» исключительность: многовековая русская духовность находится под актуальной внешней угрозой. И понятно, что в таких обстоятельствах только сильный лидер может защитить Святую Русь от западного растления.

Но, на мой взгляд, наиболее примечательная разница между русской и американской «исключительностями» состоит в том, что американская версия определяется защитой прав человека и различными ограничениями государства. А русская исключительность определяется прямо противоположным: укреплением государства, причем обычно за счет сужения прав человека. Согласно данной модели, только когда государство сильное, оно способно быть гарантом русской исключительности и служить ее духовным хранителем. Иными словами, американская исключительность направлена на то, чтобы в стране не было «вертикали власти», а российская исключительность — на то, чтобы она существовала и укреплялась.

Хотя Кремль еще в прошлом году расторг контракт с американской PR-компанией Ketchum по продвижению имиджа России за рубежом, у меня есть один хороший совет, причем абсолютно бесплатный: учитывая столь богатую историю и современные достижения русской исключительности, про какую-то несчастную американскую исключительность можно уже не вспоминать.