Классный час "семейные ценности". Семейные ценности. Классный час Скачать классный час семейные ценности

Классный час в 8 классе «Чти отца своего»

К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Исократ

Классный час, посвященный возрождению семейных традиций.

Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска.

Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации), подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим.

Цели: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

Форма проведения : час общения.

Подготовительная работа с детьми:

Распределить роли: папа, мама, бабушка, дочка (для участия в воспитательных ситуациях). У каждого участника - всего по одной фразе. Но учитель может прочитать эти фразы сам, тогда необходимость в инсценировке отпадает;

Предложить детям подготовить короткие рассказы на тему «Стержень моей семьи» (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).

Оформление : можно заготовить бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе. Можно просто записать эти изречения на доске.

План классного часа

I. Интерактивная беседа.

II. Информационный блок «Отцы и дети».

III. Проблемный афоризм.

IV. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи».

V. Воспитывающие ситуации.

VI. Дилемма: герой или преступник:

1. Описание ситуации.

2. Вопросы для обсуждения.

3. Решение.

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители ненавидят своих детей.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Примерные ответы детей:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.

Дети не верят в Бога. И т. п.

Классный руководитель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

II. Информационный блок «Отцы и дети»

Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.

Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».

В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа, О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, успокоятся на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них детям. Но далеко не все почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.

Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

III. Проблемный афоризм

Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. (Читает.) «Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети». Как понять эти слова?

Примерные ответы детей:

В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.

Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.

В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.

Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?

Примерные ответы детей:

Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.

Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.

А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.

Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.

Классный руководитель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?

(Дети отвечают.)

К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителей друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.

IV. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи»

Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках.)

V. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.

(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

Мама. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров - и в магазин!

Классный руководитель. Ау тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б) «Пусть сестра сходит»;

в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г) «Завтра схожу».

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.

Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа:

а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б) «Закончится уровень, и она сядет»;

в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;

г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой уровень позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.

Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?

Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре:

а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б) «Захотел - и прогулял!»;

в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г) «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

VI. Дилемма: горой ми преступник

Описание ситуации

Классный руководитель. Но родители бывают разные, трудно почитать и уважать отца наркомана, опустившегося пьяницу, вора, убийцу и негодяя. Есть и такие отцы и матери. Неужели и их нужно почитать и уважать? Иногда жизнь ставит человека перед сложным выбором. Послушайте, например, историю одного героического мальчика из давней советской легенды. Имя этого мальчика было известно каждому человеку в СССР. Этим именем называли улицы, кинотеатры, книги, песни.

Я изменила имя мальчика, потому что в реальной жизни все оказалось гораздо сложнее и запутаннее, чем в легенде.

Ваня Туманов был обычным крестьянским мальчишкой. В трудные голодные годы в его село приезжали отряды, которые забирали у крестьян излишки зерна. Зажиточные крестьяне - кулаки - готовы были уничтожить, сжечь, спрятать зерно, чтобы не отдавать его в город. Кулакам за взятки помогал отец Вани, который в этом селе был старостой и председателем сельсовета. Он продавал кулакам липовые справки о том, что они зерно уже сдали. У тех, кто не мог купить такую справку, выгребли весь хлеб, обрекая на голодную смерть. Ваня был верующим, и, когда милиционеры спросили его о делах отца он сказал правду. Отца арестовали, а кулаки, подкараулив мальчика, зверски его убили. В дни советской власти Ваню считали героем, а его поступок называли подвигом. Но в наше время зажиточный крестьянин, прятавший и сжигавший зерно, стал лишь просто хорошим хозяином, а Ваня Туманов - негодяем, который предал отца. Получается, что правильно его и убили...

Вопросы для обсуждения

Классный руководитель. Так кто же такой Иван Туманов: герой или предатель? Два противоположных мнения. И третьего не дано. Такое суждение называется дилеммой. Перед этой дилеммой мы и стоим сейчас. Чтобы выбрать правильный ответ, обсудим некоторые вопросы.

(Учитель читает вопросы, дети предлагают ответы.)

1. Если бы Иван не заявил на отца, какие последствия это имело бы для жителей села?

Примерные ответы детей:

Кулаки стали бы еще богаче, а все остальные крестьяне стали бы их рабами, работая за кусок хлеба.

Все крестьяне утратили бы доверие к советской власти, так как она не смогла их защитить.

Люди потеряли бы веру в справедливость.

В городе начался бы голод, погибло бы много людей.

2. Иван был простым деревенским мальчишкой. Вряд ли он мог дать политическую оценку поведению своего отца. Почему же мальчик все-таки выдал его?

Примерные ответы детей:

Он был верующим, и не мог обманывать.

Ему было жалко других крестьян, которые не смогли дать его отцу взятку.

Он видел, что его отец обманывает государство, продавая липовые справки.

Может быть, он даже и не задумывался, просто сказал правду и все.

3. Если бы Иван не рассказал об отце, какие бы оправдания он мог для себя найти?

Примерные ответы детей:

Я еще маленький, ничего не понимаю, отец знает, что делает.

Кулаки - жестокие, страшные люди, они могут разделаться со мной.

Обманув следователя, можно покаяться, и Бог простит.

Я маленький, что я могу? Всем беднякам все равно не поможешь.

4. Можете ли вы представить себя на месте этого мальчика?

(Дети отвечают.)

5. Представим, что подобная история случается в наше время, скажем, в Чечне. И чеченский мальчик, узнав о том, что его отец и другие родственники готовятся совершить террористический акт, из чувства патриотизма и законопослушания идет в органы МВД или ФСБ и сообщает об этом. Как бы вы оценили поступок этого мальчика - предательство или героизм?

Примерные ответы детей:

По отношению к отцу и родственникам - предательство, а по отношению к людям - героизм.

Мальчик понимает, что террористы могут ему отомстить, - он герой.

Родственников за терроризм просто арестуют и посадят в тюрьму, а от теракта погибнут люди. Он их спасает, значит, он герой.

6. Знал ли Ваня Туманов о том, что нужно почитать отца?

Примерные ответы детей:

Он ходил в школу, там говорили об уважении к старшим.

Он же был верующим, читал Библию, значит, знал заповеди.

Думаю, он сначала рассказал все священнику, и тот объяснил ему, что нельзя осуждать родителей, какими бы они ни были.

Классный руководитель. Обсуждение закончено. Можете ли вы теперь решить эту дилемму: Ваня Туманов - герой или предатель?

Примерные ответы детей:

Надо уважать своих отца и мать, уважать старших, но и покрывать зло нельзя.

Нужно всегда бороться со злом. И если творят зло отец или мать, а сын наберется мужества выступить против этого, то честь ему и хвала.

Иван Туманов совершил геройский поступок и пострадал за это.

Ваня открыто выступил против зла, это мужественный поступок, а крестьяне, которые прятали и укрывали зерно, чтобы не отдать другим, - кулаки, которые заботятся только о своём кармане.

Те, кто убил мальчика - преступники и звери, а Иван - герой.

Классный руководитель. Это очень непростая дилемма-

В жизни, как правило, все намного сложнее. Родители дали нам жизнь- и их надо почитать и уважать. Но не все родители ведут себя Достойно, некоторые, случается, даже преступают закон. Не дано детям перевоспитывать собственных родителей. Но бороться против зла нужно. Хотя такая борьба может окончиться трагедией.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.

Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.

Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.

Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?

Примерные ответы детей:

Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.

Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.

Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.

Все это хорошо, но не для нашего времени.

Родаков обижать западло - тут и обсуждать нечего.

Как можно обидеть родителей? Они сами кого хочешь обидят!

МОУ ВОРОНСКАЯ СОШ

СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛАССНЫЙ ЧАС
«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

(БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСПУТА)

ПОДГОТОВЛЕН:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 10-11 КЛАССОВ

ЛЕЩЕНКО Н.И.

2012 Г.

Предлагаемый классный час - это час общения на актуальную для стаошеклассников тему.

Ключевые понятия - семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.

Цели:

Расширить представление детей о семье как о важней­шем социальном институте, имеющем высокую личностную и об­щественную значимость;

Формировать позитивные представления о семейных ценностях;

Побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Подготовительная работа : подготовить карточки с заданиями (работа с понятиями).

карточка 1 Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?

1. Семья - это социальная группа людей, любящих и заботя­щихся друг о друге.

2. Семья - это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совмест­ного домохозяйства, которая выполняет функции воспро­изводства населения и социализации детей, а также содер­жания (поддержания существования) членов семьи»

карточка 2

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обяза­тельства берут на себя в таком браке?

карточка 3

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?

План классного часа


  • Вступительное слово.

  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество».

  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"».

  • Письмо в будущее.

  • Заключительное слово
Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель

Когда появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
"Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я".
Сказала она знаменитых семь "я".
Вот так на Земле появилась семья.

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый тре­тий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитыва­ется в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, ско­рее всего, живет в гражданском браке Эти данные - наглядная иллю­страция кризиса семьи в России.Как вы думаете, какие ценно­сти у современных подростков на первом месте: богатство, здоро­вье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?

(Дети высказываются.)

Несколько лет назад этот же вопрос задали российским под­росткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Уче­ные дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

Примерные ответы детей:


  • У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.

  • Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу «уйди, не до тебя!».

  • Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода ро­дителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижи­мым чудом.

  • Многие не верят, что смогут обеспечить семью. А без матери­альной базы какое же счастье?

  • Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.
Классный руководитель . Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость роди­телей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.

Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? Зачем вообще люди вступают в брак?

Примерные ответы детей:


  • Для продолжения рода.

  • Чтобы вести совместное хозяйство.

  • Жить друг без друга не могут.

  • По традиции, чтобы быть не хуже других.

  • В поисках материальной выгоды.

  • Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).
Классный руководитель . Слово «брак» употребляется в другом смысле - как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и ка­ким должен быть в наше время.

II. Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество»

Классный руководитель . Говоря о семье, мы употреб­ляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточ­нить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).

(Работа по карточкам. В течение 5 мин дети обсуждают вопросы.)

Примерные ответы:


  • В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреж­дения. Гражданский брак - это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В граждан­ском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

  • Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задача­ми, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать».
Классный руководитель . Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами «брак», «се­мья», «супружество»?

Примерные ответы:


  • Конечно, если они будут считать, что семья - это просто со­вместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, суп­руг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Классный руководитель . Семья, брак, супружество - это необходимые составляющие формулы семейного счастья, ко­гда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обяза­тельствами брака.

III. Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"»

Классный руководитель . В наше время семьи зачас­тую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супруже­ство без обязательств.)

В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств.)

Когда-то гражданским браком называли именно брак, зареги­стрированный в государственном учреждении - в противовес цер­ковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и жен­щины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:


  • Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.

  • Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.

  • Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить граждан­ским браком.

  • В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!
Классный руководитель . Теперь слово противникам.

Примерные ответы:


  • Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обяза­тельств, а значит, никакого брака там нет.

  • И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

  • Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

  • А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже ре­шили, что не подходят друг другу?

  • Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как пра­вило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не рас­писывается».

  • При появлении ребенка мужчина не чувствует ответствен­ности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
Классный руководитель . Скептики презрительно кива­ют на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущест­венные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?

Примерные ответы:


  • Плавно перетекает в официальный брак.

  • Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.

  • Потерянное время, разочарование в семейной жизни, нена­висть к представителям противоположного пола, одиноче­ство.

  • Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток ми­грантов, активизация фашизма.
Классный руководитель . В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов - этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить се­мью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:


  • Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

  • Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не рабо­тала, а воспитывала детей.

  • Нужно объявлять выговоры, штрафовать.

Классный час в 3 классе на тему

«Семья и семейные ценности»

учитель Новикова А.А.

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, плакат, рисунки домика и его членов.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Постановка проблемной ситуации.

Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дама родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил.

На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?

(Примерные ответы детей) Почему вы решили, что ему у вас будет хорошо.

3. Открытие нового.

Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья?

(Ответы детей)

В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители..

(На доске выходит - Семья - это родители и дети )

Все мы любим, слушать семейные истории, смотреть фильмы о семейных ситуациях, но обязательно со счастливым концом. Ведь это все о нас, о нашей жизни. Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе.

Итак, тема нашего классного часа "Семья"

Очень хорошее стихотворение о семье расскажут нам ребята -

Круглов Дима, Рыжков Ваня и Герасимов Никита.

Звучит стихотворение "Что может быть семьи дороже?"

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

А кто является членами семьи? Объясните родство членов семьи.

(Ответы детей)

Кто в семье главный? Есть разные семьи. У кого главный папа, а у кого - мама. Все семьи хороши! И семья - это еще и те кто тебя окружают.

Ученики -Агафонова Даша и Синёва Лилия - прочитают стихотворение

"Моя семья"

Мама, бабушка и я -
Вот и вся наша семья.
Мы живем все дружно.
Что нам еще нужно?

Мама ходит на работу,
Дома бабушки сидят.
Мурка, Стешка - это кошки-
Лишь играют да едят.

Я хочу быть программистом
И, конечно же, артистом,
Как певец Олег Газманов.
Говорю вам без обманов.

Про свою семью писал
И маленечко устал.
Не жалею, что тружусь.
Я семьей своей горжусь!

Давайте поговорим о тех семьях, где главная мама . Расскажите, как в вашей семье называют маму?

(Ответы детей)

Как хорошо вы называете маму, ведь недаром говорят:

"При солнышке тепло, при матери добро" (На доске закрыть,а потом открыть)

Аналогично ведется обсуждение, где в семьях главные папа, дедушка, бабушка.

- Поднимите руку, кто считает, что его семья - счастливая?

4. Физкультминутка.

Давайте мы с вами немного отдохнем.

Мама, папа, брат, сестра,

А мизинчик – это я!

5. Совместное выполнение заданий.

Задание № 1

Назовите качества счастливой семьи.

(После обсуждения, каждая группа зачитывает качества счастливой семьи)

    А вот, что поэтому поводу писал великий китайский ф илософ Конфуций:

(на доске записано)

"Государство - это большая семья, а семья- это маленькое государство"

Задание № 2

Допишите в карточках пять определений счастливой семьи.

Семья будет счастливой если:.

Выводы детей.

Задание №3

(эти пословицы разрезаны на 2 части, ученик читает одну, а остальные дочитывают)

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Кто детям потакает, тот потом слезы проливает.

Детей наказывай стыдом, а не розгою и бичом.

Вот вы говорите, что семья счастлива, когда папа, мама и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.

жеребенок

зайчонок

Вывод: оказывается и у животных есть папа и мама. Но у животных понятие "семья" не так тесно связано как у людей, за исключением лебедей, львов.

А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

6. Итоговое творческое задание

В заключение дети рисуют, по своему представлению, счастливую семью.

7. Выставка детских работ

Урок я хочу закончить строчками одного стихотворения

Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

8. Итог урока.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Создание положительного настроя на урок.

Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

Давайте сегодня обсудим такой очень важный вопрос:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас,друзья?


Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!
К цифре «7» добавлю «я»
Что получится?

А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?

И какова его цена?

Но все-таки,что -то ценное в этом слове есть?

О каких же ценностях мы сегодня поговорим?

Все ли вы знаете о семье?

А, что бы хотели о ней узнать?

Да, «Семья»- словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит «Во!» - семья.

А,что же в вашем понимании СЕМЬЯ?

Где мы можем узнать точное значение этого слова?

Значение слова «Семья» по Ожегову(cловарь): «Семья» -группа живущих вместе близких родственников.

-Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу.

Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.

-Семья -это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

Семейные узы- беззвучные струны,

Услышат их песню родные сердца.

Мелодией слаженной солнечно-лунной

Наполнят друг друга они до конца!

- А, какие семьи были раньше?

Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить эти пословицы и поговорки из отдельных слов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге.

Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые?

Конечно, нет.

Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями.

Ребята, как вы понимаете слово «традиция»?

Традиции - это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.

А какие традиции есть в ваших семьях?

Каждой группе задание: выбрать на столе все известные семейные традиции.

АССОЦИОГРАММА

почитание старших забота о младших любовь к ближнему

помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых

трудовая деятельность

Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.

А, возможна ли другая семейная жизнь?

Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.

Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

Где могут объединяться люди с общими интересами?

Где можно встретить такую семью?

О какой семье мы поговорим?

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья - это наш класс.

А,почему нас можно назвать семьей?

Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем, т.е. у нас есть что?...

А, значит «наш класс-это …семья»

И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… (взаимопонимание, уважение, любовь, доверие, поддержка)

Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.

А как вы заботитесь и помогаете друг другу дома в семье?

А значит у каждого из вас есть свои обязанности?

- Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
- Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.

Правила семейной школьной жизни
Мы будем:

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем:

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.

А у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.

Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом - достаток и благополучие.

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Потому что-

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно.

Так, что же такого ценного в семье?

Мы не часто говорим о ценностях, которые укрепляют нашу семью.

Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами. Некоторые передаются нам из поколения в поколение.

А, какие семейные ценности могут передаваться?

Материальные: семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности.

А, вот, о каких ценностях идет речь в мультфильме «Барбоскины», вы скажете после просмотра.

Какие же вечные ценности вы увидели?

Какие выводы вы можете сделать о ценностях?

Имея все эти ценности: и культурные, и духовные, и материальные, какая будет семья?

Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?

Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.

Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья.

Семья будет счастливой, если в ней будут царить…


СЕМЬЯ


Вы, молодцы ребята.

Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?

Что же важное для себя вы сегодня взяли?

Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?

Синквейн - это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово(сущ.) , определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных , характеризующих данное понятие.

Третья строка - три глагола , показывающих действие понятия.

Четвертая строка - короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)

Пятая строка - одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

И в заключении хочу всем пожелать:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цель: сформировать представление о семейных ценностях.

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг

друга, заботятся друг о друге.

Формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сплочение коллектива детей и родителей.

Развитие внимания, речи, творческого воображения.

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Задачи:

Осознание понятий «семейная ценность»

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Сплочение коллектива класса;

Оборудование: проектор, ноутбук, листочки бумаги с заповедями, пословицы разрезанные, ладошки из бумаги, домик, лепестки ромашки со словами (семейные ценности), семейные фото, рисунки.

Ход классного часа:

(Дети исполняют ПЕСНЮ «ЗАВАЛИНКА» )

Завалинка

На завалинке старушки, деды, тётки, ребятня,
На завалинке частушки распевают до темна.
На завалинке пригрелась почитай, что вся семья,
Если песня здесь запелась, подпоёт деревня вся.

Завалинка, завалинка
Шумит о том, о сём,
Беда горой с плеч свалится
И всё пойдёт путём.
Завалинка, завалинка,
Вся рядышком родня,
Ах, потеснись, завалинка,
Своим признай меня.
Ох, потеснись, завалинка,
Своим признай меня.

Учитель: Здравствуйте дети, здравствуйте наши гости. Сегодня в первый день знаний мы проводим с вами урок под названием «Семья и семейные ценности».

Что же такое семья? (Ответы детей)

Семья - это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают.

Семья - это Я,

И меня называют:

Котёнок и лапочка, заинька, птичка...

Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка.

Семья - где все любят меня и ласкают,

И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!

Учитель: - Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Конечно же, это наши родные люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

Учитель: 7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Но что же тогда значит это слово – семья? Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы, это братья и сестры, тети и дяди.

(Генеологическое древо)

Учитель: - Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый... (дед)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

Учитель: - Я прочитаю стихотворение, и мы выделим, какие ЦЕННОСТИ важны для семьи.

(ДЕТИ ПРИКРЕПЛЯЮТ ЛЕПЕСТКИ РОМАШКИ СО СЛОВАМИ НА ДОСКУ)

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень
Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Учитель: - Вот какие ценности важны для настоящей семьи.

Учитель: -А сейчас в ходе конкурсов и викторин мы с вами ещё больше узнаем о понятии «семья» и познакомимся с вашими семьями.

1. (ЛАДОШКИ)

Учитель: Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать слова о вашей семье и прикрепить свою бумажную ладошку.

(Дети по очереди выходят со своими ладошками)

Учитель: - Как вы думаете, почему руки? (ответы детей ) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

2.(ВИКТОРИНА)

Учитель: Ну а сейчас вы будете отвечать на вопросы, и зарабатывать свои первые жетоны.

Вопросы:

 В какой пословице говорится о разглашении внутренних семейных неприятностей и ссор? (Выносить сор из избы.)

 Какой глагол пропущен в русской пословице: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

 Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы . (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

 Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья ». Что это за слово? (Родина.)

 Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой ? («Муха-Цокотуха».)

 Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

 Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

 Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

 Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

 Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ? (Мать -и-мачеха.)

 В каком месяце отмечается Международный день семьи ? (В мае)

Молодцы! Давайте посчитаем, сколько у кого ромашек получилось.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ)

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.

3.(ИГРА С ПОСЛОВИЦАМИ)

Учитель. Я буду зачитывать начало пословицы, а вы должны закончить её.

1.В гостях хорошо… а дома лучше.
2.Не красна изба углами… а красна пирогами.
3.Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
4.Каково на дому… таково и самому.
5.Дом вести… не бородой трясти.

Учитель. - А теперь каждый из вас соберёт пословицу. (предлагаются разрезанные пословицы)

    Не нужен клад… когда в семье лад.

    При солнышке - тепло, при матери – добро

    На что и клад, коли в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Согласную семью и горе не берет.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

(Подведение итогов конкурса)

4.(ФОТОГРАФИИ И РИСУНКИ)

Учитель. : В 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Невольно вспоминаешь строки из стихотворения Н. М. Рубцова.

Семейным альбомом всегда дорожите. Его как реликвию нужно хранить. На самое видное место кладите, Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Учитель. - Ребята, а сейчас мы познакомимся с вашими семьями. Каждый из вас покажет нам фотографии, рисунки, которые вы подготовили дома, и немного расскажет о своей семье.

(ЗВУЧИТ ТИХО ПЕСНЯ «ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»)

(Рисунки прикрепляют на доску, презентация фотографий)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Семейным альбомом всегда дорожите.

Его как реликвию нужно хранить.

На самое видное место кладите,

Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Каждый получает жетон

5.(ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ)

Учитель: - В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Учитель: - У каждого из вас есть какие-то обязанности в семье. Расскажите о них.

(Дети рассказывают, что они делают дома)

6.(ПРАЗДНИКИ)

Учитель: - Труд – это хорошо. Но делу - время, потехе – час! Как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

А какие семейные праздники знаете вы?

Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: - Назовите последний праздник, который вы праздновали всей семьей?

Учитель: - Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
- А в ваших семьях кто вы?

7.(ВИКТОРИНА)

Учитель: - Как вы понимаете слова, обозначающие тоже родственников:

свекровь (мать мужа).
свекор (отец мужа).
теща (мать жены).
тесть (отец жены).
зять (муж дочери).
сноха (жена сына).
золовка (сестра мужа, жена брата).
деверь (брат мужа).
шурин (брат жены).
свояченица (сестра жены).
свояки (женатые на родных сестрах).
мачеха (неродная мать).
отчим (неродной отец).
падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Да, встречаются и такие семьи, где есть мачеха, отчим, приёмные дети или неполные семьи. Но если в семье царит любовь, уважение, взаимопонимание, то это самое важное для любой семьи! Недаром говорится, «Не та мать, что родила, а та, которая воспитала».

Учитель: - «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» - так гласит Индийская мудрость. Поэтому постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души, помогайте своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Навещайте их почаще.

Учитель: - Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей :

(на листочках распечатаны заповеди дети зачитывают их )




* подари родителям радость;

* почитай отца, мать

* не огорчай никого

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)

Учитель: - Давайте подведём итог. Посчитайте, у кого сколько получилось ромашек. Кто у нас победитель?

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами говорили о семье, о её ценностях, традициях. Вы рассказывали о своих семьях.

Так что же такое СЕМЬЯ ?

(Дети читают СТИХОТВОРЕНИЕ О СЕМЬЕ )

Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»

Учитель: - И в завершение нашего урока девочки споют нам песню про семью.

ПЕСНЯ «МОЯ СЕМЬЯ»

Учитель: - Ребята, а нашу школу можно назвать семьей?
- Да, в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Учитель: - Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно и уютно!

(ПОСЛОВИЦЫ)

При солнышке - тепло, при

матери – добро

На что и клад, коли в семье

В семье и каша гуще

Вся семья вместе, так и

душа на месте

Согласную семью и горе не

В семье любовь да совет,

так и нужды нет

Семья - печка: как холодно,

все к ней собираются

Дружная семья и землю

превращает в золото

* свято храни честь своей семьи;
* люби свою семью и делай её лучше;
* будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
* подари родителям радость;
* умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
* почитай отца, мать

*возлюби ближнего своего, как самого себя

* делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе

* не огорчай никого