Проанализируйте данные следующей таблицы. §17 демографическая ситуация в современной россии и проблемы неполной семьи. Вопросы для самопроверки

Подробное решение Параграф § 19 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Зачем нужно знать, сколько нас, жителей России? Что знает статистика о продолжительности жизни россиян? Чем грозит современная демографическая ситуация в стране?

К числу основных задач статистического изучения населения относится рассмотрение следующих процессов:

– естественного формирования контингентов населения и смены поколений, т. е. образования и воспроизводства населения;

– формирования и изменения состава населения по полу, возрасту, социальному и экономическому составу, уровню образования и грамотности, этническим группам и многим другим признакам;

– расселения населения по территориям и происходящих здесь изменений;

– миграции населения.

Общая численность населения России на 1 января 2016 года составляет 146 519 759 человек (с Крымом) по данным Росстат. Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Согласно предварительной оценке прирост населения России за 2015 год составил 0.17% или 252 471 человек. Произошло увеличение численности населения по всем федеральным округам за исключением Приволжского: -0.16% или 46 714 чел. и Дальневосточного: -0.27% или 16 492 чел. Наибольший относительный прирост был зафиксирован в Крымском федеральным округе: 1.41% или 32 421 чел. Далее Северо-Кавказский федеральный округ с ростом на 0.61% или 58 456 чел. и Центральный федеральный округ: 0.36% или на 139 752 чел.

В 2013 году Россия достигла самого высокого в истории страны показателя продолжительности жизни женщин - 76,5 лет (что превышает и показатели советского времени). При этом средняя продолжительность жизни по всему населению в целом (женщины и мужчины) за 2013 год увеличилась до 70,8 лет. Средняя продолжительность жизни россиян в 2014 году увеличилась до 71 года. Актуальные данные можно отслеживать в соответствующем разделе на сайте Федеральной службы государственной статистики.

Однако, несмотря на явное увеличение продолжительности жизни, Россия всё еще существенно отстает по этому параметру от развитых стран (США - 78.7 лет, Германия - 81 год, Япония - 83.1 года) и занимает одну из последних строчек в общемировом рейтинге, уступая Украине, Белоруссии и ряду африканских стран.

В ближайшие два года ожидается естественный прирост населения в Приволжском и Южном федеральном округе. На данный момент в Приволжском федеральном округе положительное сальдо - в пяти национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан и Удмуртия), а также в Оренбургской области (75% русских) и Пермском крае (83 % русских). В Южном федеральном округе положительное сальдо в Калмыкии и Астраханской области (61% русских). Прирост по округу будет достигнут за счет превышения рождаемости над смертностью в Краснодарском крае и республике Адыгея.

Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за первое полугодие 2013 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.

Вопросы и задания к документу

Когда в прессе появляется очередной демографический анализ ситуации в Российской Федерации, то снова речь заводится о проблемах, связанных с низким уровнем жизни. Мол, доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения. Но позвольте... Неужели в середине - конце 1940-х годов, когда в СССР наблюдался резкий рост рождаемости, люди были обеспеченнее, чем сейчас?.. Неужели в 1980-е годы, когда средняя продолжительность жизни в СССР достигла рекордных для нашей страны 74 лет, народ купался в роскоши?.. Конечно же, нет. Выходит, что обеспеченность, жизнь «как сыр в масле» - это далеко не главный показатель роста числа жителей государства и средней продолжительности жизни. Примеров тому хватает и сегодня...

Далеко не прямую пропорциональность между доходами населения и его численностью можно наблюдать на примере целого ряда стран. Так, в Германии среди немецких семей (этнических немцев) сегодня редко можно встретить ту семью, в которой родилось более двух детей. Зато в семьях выходцев из Турции, проживающих в той же Германии, детей рождается не в пример больше.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей - общественной ментальности народов, населяющих государство. Большую роль играют и религиозные корни...

Однако это вовсе не должно стать оправданием для тех представителей федеральных и региональных властей, которые желают списать низкую рождаемость только лишь на несознательность народа...

Очередная галочка напротив числа родившихся вовсе не означает, что от этого повысится численность населения села, города, области, края, республики и всего государства. Не нужно забывать о том, что главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.

Не будем забывать, что демография не менее важная составляющая независимости государства, чем армия. Поэтому для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей...

Доходы не позволяют нашим гражданам иметь столько детей, сколько нужно стране для прироста численности её населения.

Низкая рождаемость – несознательность народа.

Вопрос 2. Какие причины проблем демографии автор считает основными? Чем он подтверждает своё мнение?

Главенствующая роль в демографическом вопросе принадлежит системе ценностей - общественной ментальности народов, населяющих государство.

Главная российская демографическая проблема заключается не в количестве новорождённых, а в социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом.

Для решения демографической проблемы в России нужно целенаправленно и методично повышать уровень культуры и духовности в обществе, предлагать комплекс социальных гарантий для семей, продолжать вкладываться в медицину, развивать экономику, проводить популяризацию многодетных семей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?

Всероссийская перепись населения, проведённая в 2010 г., показала, что численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн человек. Российская Федерация сегодня занимает 9-е место в мире по числу жителей после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш, Нигерии.

По сравнению с переписью 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн человек, в сельской местности - на 1,2 млн человек.

Более четверти (26%) россиян проживают в Центральном федеральном округе, где плотность населения наибольшая и составляет 57 человек на 1 км2 (в среднем по России плотность населения - 8,3 человека на 1 км2). Почти так же плотно заселён Северо-Кавказский федеральный округ, плотность населения которого 54 человека на 1 км2. Самыми малонаселёнными к 1 января 2010 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 км2.

В 2009 г. впервые с начала 1990-х гг. наблюдался прирост числа жителей России. Он сложился как за счёт уменьшившейся естественной убыли, так и в результате увеличившегося миграционного прироста.

Вопрос 2. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России? Какие из этих факторов являются долгосрочными?

За последние сто лет Россия пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых и Гражданской войн, голода. После Великой Отечественной войны детская смертность стала сокращаться, одновременно понижались показатели рождаемости. Но уже с середины 1960-х гг. уровень рождаемости снизился до 2,1-2,2 ребёнка на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивало простого воспроизводства населения. Тем не менее до начала 1990-х гг. население страны росло.

Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до этого падения, скажем к показателям 1965-1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат лее к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда больше половины населения России было сельским, сейчас маловероятен.

Вопрос 3. Какие позитивные изменения зафиксированы переписью населения 2010 г.?

Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2009 г. родилось 1,8 млн детей, что на 47,8 тыс. человек (на 3%) больше, чем в 2008 г.

С 2009 г. продолжилось снижение уровня младенческой смертности. Этот показатель опустился до 8,1 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и её влиянии на демографическую ситуацию.

Число мигрантов с каждым годом сокращается. Основная причина сокращения миграционных потоков из стран СНГ - сокращение возможных трудовых доходов в России из-за девальвации рубля.

Существенную роль сыграл также рост издержек для иностранных работников в результате изменения законодательства - рост стоимости патентов для работы и введение сбора за экзамен по истории России и русскому языку. По этой же причине с начала 2015 года на российском рынке труда ухудшилась ситуация с легализацией иностранных работников: количество оформленных за девять месяцев текущего года разрешительных документов для работы мигрантов снизилось на 44 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Ужесточив порядок оформления труда мигрантов, правительство резко ухудшило ситуацию с легализацией иностранной рабочей силы.

Вопрос 2. Многие страны Европы столкнулись с серьёзными проблемами в связи с ростом миграции из стран Азии и Африки. Какие меры могут помочь России избежать повторения ситуации с молодёжной преступностью в пригородах Парижа, погромов в Лондоне и др.?

При разработке иммиграционной политики Российской Федерации представляется целесообразным использовать этот опыт, чтобы избежать повторения ошибок, уже допущенных европейскими странами в отношениях с этническими диаспорами и конфессиональными группами; во-вторых, исследованием миграционных процессов в таких странах Западной Европы, как Франция, Германия и Великобритания.

Основными мерами могут быть ограничение миграционных потоков, ужесточение законодательства в области миграции.

Вопрос 3. Составьте план устного сообщения по теме «Народонаселение России в зеркале демографии».

1. Демографическая ситуация в РФ;

2. Народы населяющие нашу страну;

3. Демографический кризис у разных народностях;

4. Пути выхода народов из демографического кризиса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ГЛАВЕ 2

Вопрос 1. Как вы думаете, какие социальные ценности сравнил французский писатель и философ Вольтер, утверждая: «Не неравенство тягостно, а зависимость»? Разделяете ли вы данную точку зрения?

Социальную стратификацию и иерархию подчинительного типа.

Социальной стратификацией называют дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.

Иерархическая организация - структура с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень.

Вопрос 2. Вспомните одно из известных творений А. С. Пушкина и постарайтесь определить, можно ли назвать Евгения Онегина после его приезда в деревню маргиналом. Обоснуйте своё мнение.

Вполне возможно. Евгений – человек светский и приехал в деревню, чтобы сменить обстановку. Я думаю, что он действительно собирался стать частью этой деревни. Но не стал ею до конца и уехал из деревни. Теперь он - что-то среднее между деревенским жителем и светским человеком.

Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Вопрос 3. Изложите свою точку зрения на положение в современной России представителей разных профессий. Для этого разместите на различных ступеньках социальной лестницы следующие профессии: сталевар, предприниматель, юрист, лётчик, шофёр, официант, менеджер, учитель, продавец, брокер, врач, банкир, инженер, учёный.

Социальная лестница – схема расстановки слоёв населения с точки зрения их материального и профессионального статуса. Чем больше материальных благ или проф. навыков-тем выше человек на социальной лестнице.

1 ступень – официант, сталевар, учитель, шофёр, продавец,

2 ступень – предприниматель, юрист, менеджер, врач, брокер

3 ступень – банкир, инженер, учёный, лётчик.

Вопрос 4. Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:

Обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтёт неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признаёт приемлемым, обоснованным;

Возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнёрства;

Подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

Сотрудничество – процесс совместной деятельности, например в интеллектуальной сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Вопрос 5. Обдумайте приведённые ниже высказывания. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессингу: «Я вполне убеждён, что ни один народ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими», второе - русскому физиологу И. М. Сеченову, который отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от географического положения: «Только при этом становится понятным сознание нравственного и умственного родства между всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».

Как по вашему мнению, может ли влиять национальность на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой? Свой ответ аргументируйте.

Национальность не может влиять на деятельность человека, на его отношение к труду, на выбор профессии, на овладение культурой. На все это оказывает влияние не столько национальность, сколько среда, воспитание, менталитет.

Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.

Вопрос 6. Английский писатель Э. Берджесс характеризовал семью как «единство взаимодействующих личностей». Сделайте из этой характеристики вывод: как автор рассматривал семью - как социальный институт или как малую группу?

Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

Малая социальная группа – объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Следовательно, Э. Берджесс рассматривал семью как малую группу.

Вопрос 7. В одном из классов прошло обсуждение вопроса «Чем является для меня моя семья и что она для меня значит?». Среди высказанных соображений были следующие: «Семья - это самые родные, близкие люди», «Семья - это вся моя жизнь. Я учусь у родителей очень многому, чему не научился бы сам», «В семье я научился думать», «Для меня семья - это большой коллектив. Если что-нибудь нужно сделать, мы делаем всей семьёй». К каким мнениям вы могли бы присоединиться? Почему? Как вы сами ответили бы на поставленный вопрос?

Семья - это маленькая страна, в которой ПАПА - президент, МАМА - министр финансов, министр здравоохранения, министр культуры и чрезвычайных ситуаций в семье. А РЕБЁНОК – это народ, который постоянно что - то требует, возмущается и устраивает забастовки.

Семья - вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.

Семья - самое уютное и теплое место на Земле. И в этом местечке ты по настоящему счастлив.

Вопрос 8. Как вы. понимаете следующие слова американского писателя XIX в. Р. Эммерсона: «В молодости мы бываем реформаторами, а в старости - консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, а реформатор - справедливости и истины»? Какие аргументы вы могли бы привести против или в защиту этого суждения?

В молодости каждый человек с чем-то не согласен, он видит мир по-иному, хочет что-то изменить. Он спорит, пытается найти справедливость, чтобы изменить людей в лучшую сторону, изменить власть и т.д. Но вскоре человек понимает, что он ничего не сможет сделать. Это приходит ближе к старости, когда у тебя есть внуки, ты ищешь все возможное, чтобы прожить благополучно, ты согласен со своей зарплатой, работаешь днем и ночью, чтобы твоя семья имела все для благополучной жизни.

  1. Изучение проблем современной семьи поможет вам осознанно отнестись к собственному жизненному сценарию, в котором наверняка полноценной семье отводится существенная роль.
  2. Стоит иметь в виду, что тенденция к ограничению С- единственным ребенком в семье способствует депопуляции. Она порождает серьезный риск получить из такого ребенка эгоиста. Депопуляция и снижение рождаемости имеют негативные последствия для здоровья нации. Преобладание первенцев среди родившихся само по себе означает ухудшение психофизиологических характеристик населения, поскольку первенцы имеют худшие показатели здоровья по сравнению с последующими детьми.
  1. Перспектива старения населения заставляет заблаго-ws временно задумываться над тем, кто и как будет обеспечивать вас в старости. Государство, исходя из складывающихся соотношений между поколениями, переходит к накопительной системе пенсионного обеспечения. Вам придется все больше «откладывать» себе на старость, если тенденция к сокращению количества детей в стране сохранится.
  2. Важно также помнить: чтобы прожить долго, надо » сохранить здоровье и интерес к жизни на многие годы, а в этом не последняя роль принадлежит полноценной счастливой семье.

Документ

Из Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.).

    Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

    в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения

    • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
    • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
    • улучшение репродуктивного здоровья населения;
    • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

    в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

    • создание предпосылок для повышения рождаемости;
    • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
    • создание условий для самореализации молодежи;
    • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

    в области миграции и расселения

    • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
    • повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
    • обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

Вопросы и задания к документу

  1. Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации.
  2. Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?
  3. Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные? Что такое неполная семья? Как увеличение числа неполных семей влияет на демографическую и социальную ситуацию в обществе?
  2. Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России?
  3. Какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России?

Задания

К каким демографическим последствиям может привести подобная ситуация? Какие меры, предлагаемые в Концепции (см. документ), направлены на преодоление негативных последствий?

Согласитесь или поспорьте с поэтом.

    Должно быть, опасаясь вдовьих слез,
    Ты не связал себя ни с кем любовью.
    Но если б грозный рок тебя унес,
    Весь мир надел бы покрывало вдовье.
    В своем ребенке скорбная вдова
    Любимых черт находит отраженье.
    А ты не оставляешь существа,
    В котором свет нашел бы утешенье.
    Богатство, что растрачивает мот,
    Меняя место, в мире остается.
    А красота бесследно промелькнет,
    И молодость, исчезнув, не вернется.
    Кто предает себя же самого -
    Не любит в этом мире никого!

У. Шекспир

Мысли мудрых

"Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет".

Дж. Голсуорси (1867-1933), английский писатель

Идеальное число детей
Реальное число детей
1991
2,02
1,73
1992
1,59
1,55
1994
2,00
1,40
1995
2,22
1,34
1996
2,21
1,28
1997
2,06
1,23
1998
2,09
1,24
1999
2,09
1,17
2000
2,14
1,21

Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и ее влиянии на демографическую ситуацию.

верны ли следующие утверждения о социальном поведение?а)социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей

б)социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах,к которым относятся нравы и обычаи.Что верно?

1. Вставьте пропущенное слово: «Когда *** оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перераста

ет в теорию».

1) проблема; 3) абстракция;

2) гипотеза; 4) наука.

2. Социологическая служба города Н. провела опрос среди студентов: «Патриотические настроения студенческой молодёжи города». Результаты опроса представлены в таблице.

Варианты ответа

Количество опрошенных (%)

Считают Россию мощной державой

Готовы служить в армии

Хотели бы уехать на постоянное место жительства в другую страну

Интересуются политическими событиями в стране и участвуют в выборах

Испытывают гордость за свой народ

Проанализируйте данные таблицы. Выберите в приведённом списке ошибочный вывод, который не подтверждается информацией, представленной в таблице.

1) Каждый третий респондент готов служить в армии и защищать Родину.

2) Четвёртая часть опрошенных интересуются политической жизнью страны и участвуют в выборах.

3) Каждый пятый испытывает чувство гордости за свой народ.

4) Почти половина респондентов хотели бы выехать за границу на постоянное место жительства.

3. Какое из приведённых ниже утверждений является научным?

1) Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями.

2) Жизнь человека зависит от того, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент рождения.

3) Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству.

4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

4. Парикмахерская «Шарм» была создана Н. и М. Её уставный капитал состоит из двух долей, размеры которых закреплены в учредительном договоре и уставе.

А. «Шарм» является примером частного индивидуального предпринимательства.

Б. Парикмахерская «Шарм» - это акционерное общество открытого типа, владеющее имуществом на праве собственности.

5. Общей характеристикой и научного, и религиозного знания является то, что они:

1) носят объективный характер;

2) предполагают доказательства;

3) могут передаваться из поколения в поколение;

4) необходимы человеку для производственной деятельности.

6. Стоимостное выражение произведённого в течение года совокупного объёма товаров и услуг, созданных внутри страны, называется:\

1) валовой внутренний продукт;

2) добавленная стоимость;

3) инвестиции;

4) совокупный спрос.

7. Относительная истина отличается от абсолютной тем, что

1) содержит объективное знание о предмете;

2) создаёт идеальную модель объяснения мира;

3) со временем может устареть и потерять своё значение;

4) является результатом чувственного и рационального познания.

8. Семья как социальный институт выполняет следующие функции :

а) репродуктивную;

б) досуговую;

в) просветительскую;

г) социализации;

д) эротическую.

9. Какое суждение является верным?

А. Только в деятельности возможно развитие задатков до уровня способностей.

Б. К числу общих интеллектуальных особенностей относятся повышенная гибкость суставов, острый слух, звонкий голос.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

10. К какой сфере общественной жизни относится научное исследование дна океана для строительства в будущем там постоянной базы?

1) политической; 3) социальной;

2) экономической; 4) духовной;

11. Если численность населения будет расти со скоростью 4% в год, а производство будет расти со скоростью 8,5% в год, то жизненный уровень граждан, скорее всего…

1) останется неизменным;

2) снизится;

3) повысится;

4) сначала повысится, а затем снизится.

12. Какое суждение является верным?

А. Потребности человека определяют объём, цель и качество его деятельности.

Б. К числу идеальных потребностей относится потребность в безопасности и стабильности.

1) верно только А; 3) верны оба суждения;

2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.

13. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе?

а) расширенная семья,

б) малодетная семья,

в) многодетная семья,

г) нуклеарная семья,

д) временный незарегистрированный брак.

14. К жизненно-практическому уровню мировоззрения относится:

1) создание философской системы взглядов на мир;

2) формирование интеллектуального отношения к миру;

3) воспитание детей в семье;

4) формирование миропонимания.

15. Какой из перечисленных показателей характеризует эффективное использование трудовых ресурсов в рыночной экономике?

1) 100%-ная занятость населения; Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского: "Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое

изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же самую картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечной массе лиц, явлений отыскать всеобщее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, при помощи которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности." Как вы думаете имеет ли это высказывание отношение к мировоззрению? Аргументируйте свой вывод.

Год Идеальное число детей Реальное число детей 1991 2,02 1,73 1992 1,59 1,55 1994 2,00 1,40 1995 2,22 1,34 1996 2,21 1,28 1997 2,06 1,23 1998 2,09 1,24 1999 2,09 1,17 2000 2,14 1,21 Проанализируйте данные следующей таблицы, сделайте выводы о существующей тенденции и ее влиянии на демографическую ситуацию.

Ответы:

Из данной таблицы мы можем наблюдать тенденцию снижения рождаемости, так как с каждым годом идеальное число детей и реальное число детей все больше не совпадают. Это связано с изменением положения женщины в обществе, с ранними браками, где люди не готовы возложить на себя ответственность. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию, так как идеальная рождаемость с каждым годом кажется все более недостижимой.

Похожие вопросы

  • Какой элемент обладает более ярко выраженными металлическими свойствами: а)натрий б)магний в)алюминий
  • это море омывает берега более 5 стран. берега изрезаны слабо, их очертания в основном предопределены сбросовой тектоникой и почти на всем протяжении берега параллельны друг другу. главный торг -узкая впадина, занимающая большую часть дна моря. Вода очень прозрачная. Как называется это море? какие страны омывает это море? Перечислите представителей фауны.
  • Прочитать про соревнования добежать до финиша побежать по лыжне прыгнуть с вышки слететь в ворота обозначьте приставки
  • Практикум. 11 класс Как вы думаете, относятся следующие действия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.
  • в классе 30 учеников из них 17 мальчики выразите дробью часть класса которую составляет девочки
  • В каком ГОРОДЕ произошло ледовое побоище и Невская битва?помогите очень нужно.
  • вычисли и проверь деление умножением 99:33 84:7 56:2 72:3 столбиком
  • ншяс срочно нужно помогите пожалуста... объясни роль солнечной энергии в круговороте углерода в природе
  • помогите..... 1 Какое значение имеет кроссинговер при образовании гамет для организмов и в эволюции? Ответ поясните 2 Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией)характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может предавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака?

Международная организация дважды (в 2005 и 2015 гг.) проводила и стране Н. опрос совершеннолетних граждан, имеющих детей. Им задавали вопрос: «Допускаете ли вы использование физических на­казаний в качестве средства воспитания детей?» Результаты опросов представлены в таблице.

9. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) Количество опрошенных, которые не смогли определить своё отношение к проблеме, с 2005 по 2015 гг. увеличилось.

2) Число родителей, считающих телесные наказания в отношении детей недопустимыми ни при каких обстоятельствах, в 2015 году увеличилось.

3) Количество сторонников телесных наказаний как наиболее действенного воспитательного метода сократилось в полтора раза.

4) Почти каждый четвёртый из опрошенных в 2005 году готов применять физическую силу по отношению к детям только осторожно и в особо серьёзных случаях.

5) В целом родители стали чаще применять телесные наказания в 2015 году, чем в 2005 году.

10. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) В семьях страны Н. происходит демократизация отношении между родителями и детьми, проявляющаяся в постепенном отказе от физических наказаний детей за непослушание.

2) Для успешного решения семейных проблем в стране необходи­мо развивать систему социального обеспечения семей пищей, одеждой, жильем.

3) Несмотря на положительную динамику применение телесных наказаний и сегодня имеет место в семьях страны Н.

4) Государство Н. должно разработать систему мер, гарантирующую и защищающую права детей, в том числе и от насилия со стороны родителей и воспитателей.

5) Проблема взаимоотношений родителей и детей является частной, она не терпит вмешательства со стороны государства и общества.

ВАРИАНТ4

1. Какое понятие выступает более общим (родовым) по отноше­нию к понятиям «семья», «государство», «церковь», «профсоюз»?

1) социальная структура 3) неформальная группа

2) социальная стратификация 4) социальный институт

2.Функция первичного социального контроля семьи проявляется в

1) ведении совместного хозяйства

2) заботе о здоровье и развитии детей

3) применении моральных санкций за нарушение норм членами семьи

4) наделении её членов первичным социальным статусом

3.Выпускник вуза работает инженером-технологом. В процессе

труда он приобрёл очень важные профессиональные навыки, научился принимать решения, руководить людьми. Данный пример иллюстрирует

1) социальную адаптацию 3) социальный контроль

2) социальную мобильность 4) социальную стратификацию

4.Перед вами таблица, содержащая статистические данные о распределении численности населения страны Z по при­знаку пола и месту проживания на 1 сентября 2015 года. Про­анализируйте информацию. Какой вывод можно сделать на основе таблицы?

1) больше всего женщин страны Z проживает в сельской местности

2) больше всего одиноких женщин проживает в городах

4) в сельском хозяйстве преобладает мужской труд

5.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Несовпадение интересов различных социальных групп можно привести к конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6.В приведённом ниже списке указаны черты сходства традиционной и партнёрской семей и их различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

1) выполняет репродуктивную функцию

2) жёсткое разделение обязанностей на мужские и женские

3) является институтом первичной социализации человека

4) предполагается равноправие супругов в распоряжении семейным бюджетом, в решении вопросов воспитания детей

7.Установите соответствие между примерами межнациональных отношений и названиями тенденций в их развитии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позиции из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

8.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение ко­торого отмечено буквой.

(А) Макс Вебер выделил три компонента неравенства: богатство, престиж, власть. (Б) Он считал, что они, с одной стороны, являют­ся взаимосвязанными, а с другой, - независимыми. (В) С точки зрения Вебера, богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства. (Г) Власть - это способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определённую политику даже вопреки возражениям со стороны других людей или групп.

А Б В " Г

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 9 и 10.

В стране А. социологической службой дважды (в 2010 и 2015 гг.) Был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали во­прос: «Удовлетворены ли вы работой государственных учреждений здравоохранения?» Результаты опроса представлены в виде таблицы.

9.Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которым они указаны, в порядке возрастания.

1) Большинство респондентов в 2015 году не смогли определить своего отношения к данной проблеме.

2) Число жителей страны А., которых устраивает уровень работы государственной медицины, в 2015 году возросло.

3) По мнению абсолютного большинства участников опроса, ра­боту государственных медицинских учреждений можно оценить отрицательно как в 2010, так и в 2015 году.

4) Участники опроса проявили интерес к изучаемой социологами проблеме, ответив на их вопросы.

5) В 2010 году женщины гораздо выше оценивали работу государственных медицинских учреждений, чем мужчины в 2015

10.Результаты опроса, отражённые в таблице, были опублико­ваны и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.

1) В общественном настроении преобладает отрицательное от­ношение к деятельности государственных учреждений здравоохранения.

2) Уровень обслуживания пациентов частных клиник значительно выше, чем государственных учреждений.

3) Правительству необходимо разработать ряд мер, способствую­щих повышению качества услуг, оказываемых государственны­ми медицинскими учреждениями.

4) Система государственного здравоохранения требует повышен­ной заботы и финансирования со стороны органов государ­ственной власти.

5) Через десять лет в стране А. не останется бесплатных государ­ственных медицинских учреждений.