Владельцы усадьбы в нескучном саду. Александринский дворец. Александровский дворец после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны и в наши дни

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

До встречи в Музее «Гараж»!

Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Александровский дворец в Царском Селе является самым впечатляющим памятником в истории города и одним из мировых шедевров архитектуры. Ни одно строение в Москве, Санкт-Петербурге и другом городе России не может похвастаться столь редкой архитектурной графикой.

История

Александровский дворец был возведён в 1792–1796 годах по приказу императрицы Екатерины II и стал подарком её внуку князю Александру Павловичу (позднее императору Александру I) по случаю бракосочетания. Императрица Екатерина II много времени проводила в Петербурге, в особенности в Царском Селе. Здесь проходили балы и маскарады, её дни рождения, сюда приезжала императрица во время болезней. Неудивительно, что подарок любимому внуку она решила построить именно здесь.

Автором проекта дворца является известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги, спроектировавший Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе и здания Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Однако и сама императрица пристально следила за строительством, интерьером и графиком работ. Дворец был построен в сроки, но отделочные работы продолжались вплоть до 1800 года.

Император Александр I редко останавливался в данном имении, предпочитая Большой Царскосельский дворец, в отличие от его приемника Николая I, который посвятил много времени обустройству и процветанию дворца.

Панорама дворца

С 1904 г. дворец являлся постоянной резиденцией Николая II, для которого Царское Село имело особое значение: именно в нём прошли последние годы правления рода Романовых.

Правление рода Романовых

В 1918 г. дворец был открыт для посещений в качестве государственного музея, позднее на его базе был основан Детский дом имени Юных Коммунаров. Во время ВОВ из дворца вывезли большое количество предметов мебели и внутреннего убранства. В период немецкого оккупационного режима во дворце находились немецкий штаб, политическая полиция Третьего рейха и тюрьма в подвальных помещениях сооружения.

В 1946 г. дворец законсервировали и отдали Академии наук СССР. В честь 150-летия с рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина здесь планировалось создать Всесоюзный центр пушкиноведения.

С середины XX века не раз были проведены работы по реконструкции здания для восстановления интерьера со времён правления последнего императора Российской империи. В 2015 г. начались масштабные работы по реставрации и созданию на территории дворца-музея многофункционального музейно-выставочного комплекса.

Важно! На данный момент* ремонтные работы продолжаются. Официальное открытие музея запланировано на середину 2019 года.

Реставрация

По архитектурному замыслу Д. Кваренги, дворец является двухэтажным зданием с двумя флигелями, образующими п-образную конструкцию. Фасад украшен колоннадой с парадным входом.

Фасад украшен колоннадой

Однако статуи перед колоннадой - «Юноша, играющий в бабки» Н.С. Пименова и «Игра в свайку» А.В. Логановского - были установлены только в 1838 году. Такой внешний облик сохранился и до наших дней.

Экспозиция дворца

Экспозиция Александровского дворца создавалась на протяжении длительного периода существования Российской империи и претерпевала изменения с правлением нового императора, а позднее - властей республики и немецких оккупантов.

Экспозиция Александровского дворца

На 2015 год к основным местам паломничества туристов относились:

  • Мраморная гостиная , центральное место в которой занимает картина немецкого художника Франца Людвига Кателя «Прогулка в Палермо», созданная по случаю пребывания Николая I и всей царской семьи в Палермо. Также здесь размещены портреты императрицы Александры Федоровны, английской королевы Виктории. Мебель в гостиной образует зоны для общения гостей.
  • Полукруглый зал - использовался при Николае II для размещения Рождественской елки. Здесь же находится ваза-канделябр придворного архитектора К.Ф. Шинкеля с букетом бронзовых цветов, позолоченные столы с амфорами и канделябрами.
  • Портретный зал с позолоченной мебелью, мраморным камином и убранством в стиле предыдущих залов, а также портретами Николая I и членов семьи.
  • Угловая гостиная императрицы Александры Федоровны, в которой устраивали музыкальные вечера для членов императорской семьи и принимали иностранные делегации, различных послов и министров. Посреди гостиной расположен рояль из трёх сортов дерева, а на стене висит гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», подаренный президентом Франции Эмилем Лубе в 1902 году.
  • Кленовый кабинет императрицы, представленный гардеробным шкафом, многочисленными игрушками императорских детей.
  • Палисандровая приёмная императрицы , в которой проводился приём официальных лиц учреждённых ею благотворительных организаций.
  • Императорская спальная , не сохранившая всех элементов убранства времён императрицы Александры Федоровны. Ранее здесь находились стеллажи с иконами и драгоценными яйцами, созданными Карлом Фаберже, подаренными императором Николаем II.
  • Приёмная императора Николая II , в которой он часто обедал. На потолке - кованая бронзовая люстра в русском стиле, а на полу лежит персидский ковёр.
  • Рабочий кабинет Николая II , в котором он принимал послов, депутатов, министров.
  • Уборная императора , обустроенная в «мавританском вкусе». Ранее в ней находились императорский бассейн и гимнастические турники.
  • Парадный кабинет с бильярдом , скульптурами, книжными шкафами и угловыми диванами для приёма князей и приближённых к императору гостей.

Парадный кабинет

Обратите внимание! К открытию музея в 2019 году экспозиции могут быть изменены или обновлены.

Не менее интересным дополнением к экспозиции всего Александровского парка станет комплекс «Императорская ферма», проект которой был задуман ещё императором Александром I для обеспечения императорского двора кисломолочной и мясной продукцией, а также для выведения лучшего скота для российского животноводства. На базе этого комплекса будут оборудованы конюшня, музейные помещения, экологический центр, ориентированный на детскую аудиторию, кафе и другие строения.

История строительства дворца

Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги.


Александровский дворец - это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Двойной ряд колонн в центре северного фасада Александровского дворца при особенно ярком освещении кажется прозрачным. Два флигеля с торцов дворца сильно выдвинуты вперед по отношению к парадному фасаду, благодаря этому образуется курдонер, то есть парадный двор. Задний фасад здания так же красив и прост. Его отличительная черта - двухсветные колонные окна, чередующиеся с небольшими обычными окнами. Залы внутри дворца имеют анфиладное расположение.


Интерьеры дворца

Во внутреннем убранстве дворца Кваренги также избегал пышности. Внутри дворца нет ни позолоты, ни росписей, ни орнаментов. Стены залов Парадной анфилады декорированы искусственным мрамором. По проекту архитектора зал в центре Парадной анфилады был разделен на три равные части широкими арками.


Внутренний двор Александровского дворца был вымощен мрамором, таким образом, он был превращен в открытый зал. Однако позднее вместо мрамора был разбит зеленый газон. Уже в ХIX веке внутренняя отделка в Александровском дворце менялась и интерьеры перестраивались.


Современное время

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В Советское время здесь находился Дом отдыха для сотрудников НКВД. В период фашистской оккупации во дворце разместилась дивизия СС. Сам дворец пострадал меньше, чем Екатерининский, но многие книги, которые не были эвакуированы, были уничтожены фашистами как недостойное чтение. Во дворе Александровского дворца было организовано кладбище для захоронения фашистских офицеров. Во время одного из артобстрелов дворцовая церковь была разрушена.


В 1990-х гг. Александровский дворец был возвращен ГМЗ «Царское Село» . На сегодняшний день главная мечта музейных работников -это открытие во дворце центра «Дом Романовых», в экспозиции которого будут представлены подлинные вещи августейшей семьи, предметы интерьера и книги, а также создание базы данных с информацией о прошлом и настоящем дома Романовых.

Редакция сайта Пушкин.ру

Мы уже почти целый день находимся на территории Государственного музея-заповедника "Царское Село"....

Позади Екатерининский дворец с его внушительным по размерам парковым комплексом, не оставили мы и без внимания и Пушкинский лицей....

Время уже 16.30.... И тут до нас доходит, что мы еще не были в Александровском дворце....

Быстро сориентировавшись на местности направляемся в сторону дворца....

Но чтобы до него добраться необходимо преодолеть приличное расстояние по одноименному парку....

В другое время мы бы с удовольствием прогулялись по этому великолепному парку, любуясь его красотами....

Но сейчас у нас несколько другая задача - успеть попасть в Александровский дворец.....

Поэтому мы переходим на очень быстрый шаг и срезая где только можно углы устремляемся к намеченной цели...

Единственную небольшую паузу мы позволяем себе сделать возле Детского домика...

На небольшом островке, расположенном в центре одного из прудов, находится небольшое строение голубого цвета...

Это и есть Детский домик... Он был построен в 1830 году для забав детей императора Николая I... До 1941 года в домике даже присутствовала детская мебель с тех времен...

Ну а сейчас, точнее на протяжении уже многих десятков лет, домик находится на.... Нет не на реставрации, а на консервации.... От разрушительного влияния окружающей действительности домик спасает его территориальное расположение: большую часть года он отрезан от "большой земли" и тем самым изолирован от излишнего посещения различными индивидуумами..

А вот на горизонте появился и сам дворец... Осталось только обогнуть пруд и

мы у цели. Время 16.50... Успеваем в последние минуты купить в кассе билеты (они закрываются в 17.00) и в качестве последних посетителей этого дня переступаем порог музея...

Прежде, чем мы попадем в залы дворца - традиционно о его истории...

Дворец построили в 1796 году по приказу Екатерины Великой для ее внука Александра I.

Александровский дворец "представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада - великолепная сквозная колоннада коринфского ордера, состоящая из двух рядов колонн. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом"...

После 1917 года во дворце сначала открыли государственный музей, потом решили, что искусства у нас предостаточно и во дворце обосновался Дом отдыха сотрудников НКВД...Во время фашистской оккупации здесь разместился штаб дивизии СС, а во дворе дворца было организовано кладбище для захоронения немецких военных...

В 1990-х годах дворец был передан музею-заповеднику и в нем начались реставрационные работы...

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов дворца, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного....

Именно с них мы и начнем наше путешествие по дворцу....

Эти залы соединены между собой сквозными арочными пролетами и представляют единое пространство с общей историей...

В их интерьерах сохранилось первоначальное архитектурное решение от Д Кваренги.

12 июня 1796 года здесь был устроен первый парадный прием для самой императрицы.... Впоследствии в этих залах в воскресные и праздничные дни устраивались парадные приемы, званные ужины, танцевальные вечера...

Обширные площади залов позволяли организовывать в них для императорской семьи археологические выставки, выставки икон, картин, изделий Императорского фарфорового завода и т.п....

Первый зал куда мы попадаем - Мраморная гостиная (иногда ее именовали Бильярдным залом, так как в 1832 г. по указанию Николая I в ней был поставлен бильярд)....

Одно из центральных мест в экспозиции Мраморного зала занимает картина Ф.Л. Кателя "Прогулка в Палермо"...

Сюжет ее вполне реальный: в конце 1845 - начале 1846 гг. царская семья пребывала в Палермо из-за болезни императрицы Александры Федоровны...

В этот период Николай I посещает художественную выставку в Риме, где и знакомится с художником. Работы Кателя понравились Николаю I, и он заказал у него эту картину...

На стенах зала мы видим портреты английской королевы Виктории и восседающей на троне Александры Федоровны....

Мебель в зале расставлена функциональными уголками....

Один из них - у камина...

Другие уголки образуют зоны для беседы и общения....

В этом большом зале гости могли без проблем сгруппироваться по "интересам" и вести светские беседы о погоде, об искусстве и т.д., и т.п....

Ну а мы плавно переходим в следующий зал - Полукруглый, название которого полностью соответствует его форме...

В свое время Николай II облюбовал его для установки Рождественской елки для свиты и офицеров охраны...

В центре зала стоит в аза-канделябр, которая была изготовлена по проекту придворного архитектора К.Ф. Шинкеля в 1840 году. Позднее для нее был изготовлен букет из бронзовых цветов, в чашечки которых вставлялись свечи....

В этом же зале можно увидеть фрагмент первоначальной росписи сводов...

Когда настало время их реставрировать - Николай I отдал вандальское распоряжение: вместо реставрации замазать все белой краской.... Что успешно и было сделано. Поэтому сегодня мы с вами и видим такие достаточно "простые" для дворца своды и потолки....

В остальном же интерьер Полукруглого зала полностью пересекается с интерьером соседних залов, образуя единый стиль...

Говорят, что Николай I один из первых императоров стал размещать в дворцовых залах как собственные портреты, так и изображения членов семьи...

Поэтому очевидно, что в зале с таким названием без портретов не обойтись....

И снова камин из той же серии, с аналогичными предметами....

Чтобы попасть в следующие залы музея нам предстоит сделать небольшой переход через помещения, которые не были подвержены реставрации...

После чего мы оказываемся в угловой гостиной императрицы Александры Федоровны...

В гостиной устраивались камерные музыкальные вечера для VIP-гостей (в них принимали участие члены императорской семьи и приглашенные артисты)...

Поэтому центральное положение в интерьере помещения занимает рояль...

Иногда в этом зале император принимал иностранные делегации и послов, императрицы представлялись министры и различные депутации...

Время от времени здесь проводились заседания Императорского исторического общества..... На Пасху императорская чета христовались с придворными и служащими, а 21 августа 1915 года в этом зале прошло заседание Совета министров на котором Николай II объявил о своем решении встать во главе армии...

На одной из стен мы видим гобелен "Мария-Антуанетта с детьми", который был подарен французским президентом Э.Лубе во время его визита в Россию в 1902 году...

Большое значение в убранстве зала имели бюсты, барельефы, фарфор...

Экспозиция следующего помещения была выделена в 1947-1949 гг. из Кленового кабинета императрицы и напоминает о комнате детей Николая II и Александры Федоровны...

К настоящему времени от обстановки тех времен остались угловой гардеробный шкаф из дуба, в котором выставлены военные мундиры Алексея Николаевича,

киот с иконами (воссозданный в 1997 г.),

а также кукольный театр "Гиньоль", упряжь ослика, и исторические игрушки, подобные тем, которые были у императорских детей...

Перед нами Кленовый кабинет Александры Федоровны, который был создан в 1902 году и предназначался для занятия императрицы текущими делами, рисованием и рукоделием...

В 1941 году из Кленового кабинета было эвакуировано более 120 предметов (портьеры, ковры, живопись, скульптуры, фарфор и т.п.....

Неизвестно, сколько из них смогли совершить обратное путешествие, но, как говорят музейные работники, "в ближайшее время планируется воссоздать исторический объем и архитектурно-художественную отделку кабинета"....

Следующее помещение дворца - Палисандровая приемная Александры Федоровны...

В течении 19 века эта комната использовалась под Голубую гостиную свитской половины...

В 1895 году императрица решила, что ей жизненно необходима комната для официальных аудиенций и приема должностных лиц благотворительных учреждений, основанных ею... Не успела она об этом подумать, как архитектор Р.Ф. Мельцер претворил ее идеи в жизнь....

Поскольку во дворце не было специальных помещений для столовой (государь не любил обедать в каком-то одном помещении), то в будние дни частенько в Палисандровой приемной накрывался обеденный стол....

Еще знаменита эта приемная тем, что именно в ней 2 марта 1917 года генерал Корнилов объявил императрице об ее домашнем аресте...

"Недостающие" детали исторического интерьера Палисандровой приемной сегодня мы можем созерцать благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года (до эвакуации)...

Ну а это уже отдельные детали интерьера этого помещения....

Еще один кабинет Александры Федоровны - Сиреневый...

Он был оформлен уже известным нам архитектором Мельцером в 1895 году....

В интерьере доминировал сиреневый цвет (отсюда и название): стены были обтянуты шелковой тканью сиреневого цвета, в обивке мебели использовался сиреневый шелк....

Комната была обильно украшена цветущими и вечнозелеными растениями, освещение обеспечивали электрически вращающиеся бра и настольная лампа из оникса...

Из 100 предметов этой комнаты, отправленных в эвакуацию в 1941 году вернулось.... (никто не знает сколько, но очень мало).

Для того, чтобы интерьер не казался скудным для посетителей - большая часть утраченного представлена на огромной фотографии....

Ну а мы переходим в спальню...

Комната сохранила свои первоначальные габариты и использовалась в 19 веке как спальня Свитской половины Александровского дворца....

В 1873 году ее подготовили к бракосочетанию великой княжны Марии Александровны с принцем Альфредом.

3 ноября 1895 года здесь родилась великая княжна Ольга Николаевна (первая дочь Николая II).

На стенах мы видим множество икон, образов и т.п. (в свое время их общее число превышало 700 единиц). Также в спальни (по традиции) находились две витрины для драгоценностей, на которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные Фаберже (их Николай II подарил супруге)....

Но сегодня, увы, ни яиц, ни других драгоценностей...... Последствия эвакуации...

Ну а некоторые иконы мы имеем возможность посмотреть поближе...

Так незаметно для себя и окружающих (их фактически и не было) мы добрались до 1-ой выставочной комнаты...

Да именно 1-ой... Так уж во дворце устроена экскурсионная программа. Ничего не поделаешь...

Поэтому осмотрев уже массу залов и комнат мы начинаем знакомиться с начальным этапом истории Александровского дворца...

Мы видим портрет Екатерины II, по указу которой Дж. Кваренги построил этот дворец

Здесь же, в работе О. Верне "Царкосельская карусель" мы видим с каким размахом императорская чета отметила 25-ти летний юбилей своей совместной жизни....

Здесь же можно увидеть экспонаты, рассказывающие об эпохе Николая I, для которого Александровский дворец стал настоящим родовым гнездом...

Проследовав по коридору

попадаем в приемную императора Николая II...

Первоначально здесь находилась столовая, от убранства которой сохранились дубовые панели, камин и люстра...

В последние годы царствования Николая II это помещение использовалось как приемная, где ожидали аудиенцию, приехавшие на доклад чиновники...

В обстановку приемной входили большой стол, располагавшийся в центре под люстрой, рабочий стол и диван, а также картины, фотографии, статуэтки...

Особое место в приемной занимает коллекция подносов (тарелок)... На них императору преподносили хлеб и соль, когда встречали его персону в разных городах России...

Кстати вот эта тарелка появилась в экспозиции музея совсем недавно.... Ее передали потомки немецкого офицера, который во время оккупации "прихватизировал" ее и вывез в Германию...

Следующее помещение дворца - Рабочий (Старый) кабинет Николая II...

В свое время здесь располагалась мебель фирмы "Ф. Мельцер", стены украшали полотна Бенуа, Бем, Богатова, Маковского, Прянишникова и др. известных художников...

В этом кабинете император принимал министров, депутатов Государственной Думы, послов...

В 1941 году из этого помещения эвакуировали 150 предметов....

Сегодня в Старом кабинете мы видим только парадные платья и мундиры, принадлежащие царской семье,

парадные портреты,

фотографии,

несколько икон: ("Царица Александра"),

"Николай Чудотворец",

и картины Г.Н. Горелова "Феодоровский собор в Царском Селе"

и "Федоровский городок"...

Уборная (Мавританская бассейная) Николая II...

Свое название комната получила из-за отделки, которая была выполнена "в мавританском вкусе".... Ну а бассейн... был здесь и бассейн на 1000 ведер (7000 литров), оборудованный по последнему слову техники С.-П. механическим заводом. В трех наружных углах бассейна стояли остекленные рампы с цветными зелеными лампочками для подсветки воды... Площадка у бассейна была затянута сукном и находилась на несколько ступеней выше по сравнению с передней частью комнаты...

Также здесь размещались турник для гимнастических упражнений и стойка с винтовками тульского оружейного завода...

После войны (1941-1945 гг.) относительно хорошую отделку хотели демонтировать и перенести на второй этаж...Но что-то пошло не так, и что стало с отделкой неизвестно...

В настоящее время в экспозиции Мавританского бассейна представлены книжные шкафы из красного дерева, воссозданные по образцу шкафа из Собственной Царкосельской библиотеки Александровского дворца...

За бассейном следует Гардеробная Николая II....

Здесь размещались платяные шкафы из ясеневого дерева, в которых хранились предметы гардероба царя (несколько сотен единиц военного обмундирования, сюртуки, шинели, рубашки, головные уборы и т.п.)....

До настоящего времени сохранился только шкаф и порядка 10-ти мундиров, принадлежащих императору...

Замыкает ряд личных кабинетов императора Парадный кабинет Николая II...

Он был создан в 1902 году на месте Концертного зала...

Все работы (строительные, инженерно-техническое оборудование, архитектурно-художественная отделка, камины, мебель) выполнила не безызвестная нам фирма "Ф. Мельцер"...

В кабинете во многом сохранилась историческая отделка. Некоторые работы по восстановлению орнаментов камина, ниш были произведены в 1997 году. В это же время для декорации к фильму Г. Панфилова о царской семье были сделаны угловые диваны, книжные шкафы, осветительные приборы...

В этом кабинете проходили заседания Совета министров, император встречался с делегациями, комиссиями...

Бильярд использовался для игры с великими князьями, свитскими офицерами и особами, приближенными к императору...

Убранство кабинета дополняли многочисленные скульптуры, картины, фотографии, фарфоровые изделия...

К сожалению до наших дней сохранилось немного вещей того времени....

Ну а мы теперь возвращаемся к выходу...

По пути (в коридоре) успеваем запечатлеть некоторые экспонаты:

Смотрители с нетерпением ждут, когда последние посетители (т.е. мы) покинут музей (многие уже начали собираться домой)...

А мы покидаем Александровский дворец с чувством выполненного долга...

Наша сегодняшняя программа была обширной, и мы фактически все, что планировали - успели посмотреть (может быть только не успели как следует осмотреть Александровский парк...)

Теперь осталось только добраться до автостоянки, сесть в машину и доехать до отеля...

Алекса́ндровский дворе́ц (устар. Новый Царскосельский дворец ) - один из императорских дворцов Царского Села (ныне город Пушкин). Построен в стиле палладианского классицизма в 1792-96 гг. по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Проект дворца составил Джакомо Кваренги.

К дворцу прилегает обширный парк с озером. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села.

История

Екатерина II 22 мая 1796 года (ст.с.) повелела: «В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; цветного садика и решётки прибавить и осенью засадить; в уборной вставить зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; исполнять все приказания государя великого князя Александра Павловича и вести всему особый счёт, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму». 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.

Залы парадной анфилады, облицованные белым искусственным мрамором, располагались по садовому фасаду дворца. В центре анфилады располагался зал с полуротондой, разделенный на три части широкими арками. Средняя часть помещения получила название Полукруглого зала, с восточной стороны - Портретного зала, к которому примыкал Зал с горкой, с западной - Бильярдного (или Малиновой гостиной). Крыло с левой стороны дворца занимала Угловая гостиная, соединенная с библиотечными комнатами, крыло с правой стороны - дворцовая церковь. В левом флигеле дворца располагались «Концертный зал», непосредственно примыкающий к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат. Александровский дворец. Исторические интерьеры помещений первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты..

Император Николай I также любил бывать в Александровском дворце. Здесь он бывал часто и подолгу со своей семьёй и родственниками. Именно здесь скончалась его вдова, императрица Александра Федоровна. Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией. Его апартаменты располагались в правом крыле дворца.

С восшествием на престол Николая II Александровский дворец стал перестраиваться. В частности, перестройки 1896-1898 годов уничтожили свитскую половину: на её месте появились личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В левой анфиладе - Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная императрицы, в правой - Столовая (Приемная Николая II), Рабочий кабинет, Уборная императора и другие служебные помещения. В 1903 году был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги, занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С. Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для императорской семьи. В одном из проектов 1901 года он предусматривал сохранение Концертного зала, однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903-1906 годах, Концертный зал был уничтожен, и на его месте в первом этаже левого флигеля Александровского дворца появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный (Новый) кабинет императора Николая II , а во втором - комнаты детской половины; коридор, разделяющий личные апартаменты императора и императрицы, был продлен до Угловой гостиной.

«Александровский дворец» - яйцо Фаберже

После революции 1905 года, Александровский дворец становится главной резиденцией императора Николая II, родившегося также в Царском Селе. Именно в этом дворце прошли 12 лет царствования последнего российского императора и всей его семьи. Утром 1 (14) августа 1917 года именно из Полукруглого зала этого дворца царская семья Романовых была отправлена в сибирскую ссылку, откуда они были отправлены в Екатеринбург, где позже были расстреляны.

После революции

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.

Под предлогом организации детской колонии, на антресолях дворца поселилась А.А. Луначарская - жена большевистского наркома просвещения А.В. Луначарского и председательница комитета по детским колониям при Петроградском совдепе.

Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II - Детский дом имени Юных Коммунаров.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах - тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947-1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а также Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908-1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей. В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Ещё через год по инициативе военного института, занимающего дворец, в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.

В октябре 2009 согласно распоряжению Росимущества здание дворца было передано на праве оперативного управления Государственному музею-заповеднику «Царское Село». С этого времени начались масштабные работы по реставрации фасадов и интерьеров Александровского дворца.

Реставрация

Восстановительные работы во дворце начались в 1951 году и продолжаются до сих пор. К 1997 году левое крыло дворца было частично отреставрировано и превращено в экспозицию «Воспоминания в Александровском дворце», повествующую о жизни последней царской семьи. В работе нуждается весь фасад дворца, постепенно планируется дополнить выставку и правым крылом, пока закрытым.

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного. Их реставрация была осуществлена в рекордно короткие сроки - всего за полгода. Среди прочих подлинных предметов музею был возвращен считавшийся утраченным портрет императрицы Александры Федоровны.

Интерьеры дворца

Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты; в XIX веке они использовались как запасные комнаты для временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая княгиня Мария Александровна.

В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано убранство.

    Восстановленный интерьер комнаты по фотографии дворца тех времён (на стене).

    Домашний уют последней царской семьи