Албанское национальное меньшинство Косово и Метохии в период Второй мировой войны. Происхождение албанцев Известные албанцы

По переписи населения, проведенной в 2011 году, общая численность населения Албании составляет 2 831 741. Большую часть населения страны представляют албанцы (свыше 98%), из крупных меньшинств можно выделить греков (более 1%), также в стране проживают валахи, цыгане, сербы, черногорцы, македонцы, египтяне и болгары.

Большинство населения Албании исповедуют ислам (около 70%), также значительная часть населения исповедует православие (20%) и католичество (10%).

В целом, население Албании - моноязычное, хотя, ввиду сильного культурного влияния итальянского телевидения, итальянский язык широко понимается среди населения, проживающего вдоль адриатического побережья. На греческом говорит не только греческое меньшинство на юге Албании, но его также понимают многие албанцы, проживающие вдоль греческой границы. Официальный язык в стране - албанский.

Албанцев можно разделить на две культурные группы: северные албанцы, или «геги», и южные албанцы, или «тоски». Географическая граница между этими двумя группами, если основываться на диалекте, проходит примерно вдоль реки Шкумбини, протекающей через центральный город Эльбасан, и впадающей в Адриатическое море. Все албанцы, проживающие к северу от Шкумбини, вместе в албанцами Черногории, Косово и большей части Македонии говорят на гегском диалекте албанского языка. Все албанцы, проживающие к югу от Шкумбини, включая албанцев Греции, юго-западной Македонии, и южной Италии, говорят на тоскском диалекте албанского языка. Хотя диалектные и культурные различия между гегами и тосками могут быть значительными, обе группы полностью идентифицируют себя с общей национальной и этнической культурой.

Население Албании в истории

Албанцы являются коренным балканским народом, хотя их точное происхождение неясно. Национальная идеология однозначно утверждает, что албанцы этнически происходят от древних иллирийцев. Так как об иллирийцах известно мало, и исторических записей, упоминающих албанцев в первом тысячелетии не существует, сложно подтвердить или опровергнуть связь албанцев и иллирийцев. В исторических записях албанцы начинают упоминаться лишь во второй половине одиннадцатого века, и с определенной степенью уверенности об истории албанцев можно говорить лишь начиная с этого времени. По данным историческим записям можно предположить, что албанцы начали распространяться с территории своей горной родины в одиннадцатом и двенадцатом веках, и, поначалу, они освоили северное и центральное побережье, а к тринадцатому веку они распространились на юг к территории современной южной Албании и западной Македонии. В середине четырнадцатого столетия они мигрировали дальше на юг, в Грецию. К середине пятнадцатого века, отмечающего окончание этого процесса колонизации, албанцы освоились на половине территории Греции в таких больших количествах, что во многих регионах они составляли большинство населения. Несмотря на эти обширные поселения, албанцы, в большинстве своем являющиеся скотоводами и кочевниками, не основали каких-либо значимых городских центров. В средние века в городах албанского побережья не было больших албанских общин. Дуррес населяли венецианцы, греки, евреи и славяне; Шкодер - венецианцы и славяне; Влёру - византийские греки. По оценкам, значительная часть албанцев была ассимилирована ко времени нашествия турок - другими словами, албанцы были в значительной степени изолированы в своей собственной стране. Лишь во время Османской империи они начали оседать в городах, и приобрели некоторые из характеристик нации, а не кочевых племен.

Этногенез косовских албанцев крайне сложен и запутан. На данном этапе развития науки, все теории о этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание о косоварах относится к Х веку.

История происхождения

Изначально ареал обитания косоваров был ограничен горами Северной Албании - Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския). В XII-XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой греками, славянами, а также романизированными македонянами, сарматами и венетами, происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев. В пользу этого предложения свидетельствует тот факт, что по антропологическому типу геги-северяне - очень разнообразны с преобладанием динарского и восточно-кавказского типа, а южане, тоски и лабы относятся преимущественно к альпийской расе и в некоторых случаях - с влиянием динарской и индо-иранской. К XVI веку заканчивается ассимиляция штиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века - распространение языка «штиптар» на юге - в Лаберии и Тоскии.

Расселение

Проблема расселения косовских албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270-1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Косовары мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) - от Преспы к Лерину.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в её нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранились нероманизированные дакские племена. В пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии (это означает, что албанцы вряд ли переселялись с Кавказа, ведь в последнем случае они неминуемо должны были мигрировать через приморские территории Чёрного моря и более-менее длительно пребывать в приморских регионах).

Двадцатый век

В годы Второй мировой войны территории Косова и Метохии были оккупированы Италией и включены в состав Албании. Албанскими националистами были убиты тысячи сербов и черногорцев. По разным данным от 100 до 200 тысяч сербов покинули эти земли. На их место из Албании переселились от 70 до 100 тысяч албанцев. После освобождения в 1944 году Народно-освободительная армия Югославии столкнулась с серьезным сопротивлением косовских албанцев. К июлю 1945 года их отряды были разгромлены или вытеснены в соседние страны. Стремясь успокоить местных албанцев, недовольных возвращением Косова в состав Сербии, глава югославских коммунистов Броз Тито запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово и пообещал рассмотреть вопрос о возможном объединении Югославии с Албанией.

Между тем, косовские албанцы продолжали оставаться недовольными. Лидер Албании Энвер Ходжа писал в ЦК ВКП (б) в 1949 году: «Демократические и национальные права албанского национального меньшинства Косово и Метохии совершенно не соблюдаются. Никакой связи с Албанией!». Предоставление Косову автономии и открытие там албанских школ Ходжа расценил как демагогию, так как «идеал - соединение с Албанией - остался неосуществленным».

До середины 1960-х гг. ситуация в крае была под жестким надзором Службы государственной безопасности, которую возглавлял один из ближайших соратников Тито Александр Ранкович. При Ранковиче гос. безопасность жестко репрессировала албанцев, хранящих оружие и поддерживавших связи с Албанией, а также тех, кто только подозревался в этом. После его отставки, по мнению американского историка Крейга Нейшна, в крае сложились условия для более свободных проявлений инакомыслия, а дальнейшая суверенизация Косова сделала возможным дискриминацию сербского меньшинства албанцами.

Новым шагом в автономизации Косова и Метохии стало принятие Югославией Конституции 1963 года. Согласно ее положениям, национальные меньшинства стали именоваться народностями, а автономные области получили статус краев. В 1969 году название края было изменено на Автономный край Косово.

В это время руководство косовских коммунистов во главе с Фадилем Ходжей требовало от федеральных властей равноправия языков народов и народностей в стране, переименования устава автономного края в Конституцию, определения СФРЮ как содружества равноправных народов и народностей, создания в крае Конституционного суда.

В 1968 году в Косове и Македонии произошли выступления албанской молодежи. Демонстранты требовали дать краю статус республики, принять новую конституцию, объединить территории с албанскими населением в разных республиках. Демонстрации были разогнаны силами полиции. Служба государственной безопасности СФРЮ отмечала, что в этот период в крае росли националистические настроения, охватывавшие слои интеллектуалов, студентов и даже школьников. Позиции албанских националистов усилились с ростом автономии а также после проведения ряда мер, среди которых были разрешение на использование албанских национальных символов, начало научного и культурного сотрудничества с Албанией и т.д. По данным профессора Ф. Агани, демонстрациями предшествовали «конституционные дискуссии» в СФРЮ, где было озвучено требования сделать Косово республикой. Под давлением албанцев край покидали сербы и черногорцы. По данным российского историка Елены Гуськовой, в период с 1961 по 1980 гг. из края уехали 92 197 сербов и 20 424 черногорца. По данным Сербской православной церкви, основным мотивом оставления края сербами были рост напряженности и давление со стороны местных албанцев. В то же время некоторые западные исследователи писали, что причины эмиграции 90 000 сербов из Косова были в основном экономическими. Схожее мнение об экономических причинах исхода сербов высказала российской историк Нина Смирнова, которая также в качестве причины исхода указывала на «потерю привилегированного положения» рядом сербов, а также на выезд из края замешанных в злоупотреблениях чиновников и полицейских. На их места переселялись албанцы из Македонии, Черногории и Южной Сербии.

Принятие новой Конституции в 1974 году увеличило степень автономности краев, они получили большую политическую и экономическую самостоятельность. При этом, будучи в составе СР Сербии, края имели почти те же права, что и сама Сербия в рамках Югославии. Косово и Воеводина могли блокировать любое решение Сербии, в то время как Сербия не могла влиять на решения своих автономных краев. Руководящие органы Косова подчинялись республиканским властям только в том случае, если считали это выгодным для себя.

Фадиль Ходжа отмечал, что албанский народ имеет право объединиться в одно государство и необходимо бороться за это объединение. По его мнению, именно из Косова, а не из Албании, поступают импульсы к такому объединению. По словам Ходжи, так было и при Османской империи, и во время Балканских войн, и с Косовом были связаны значительные даты в истории албанского народа.

1970-е годы характеризовались продолжавшейся межнациональной напряженностью и ростом активности албанских националистических организаций, среди которых выделялось «Движение за национальное освобождение Косова». Оно поддерживало националистически настроенные круги среди албанских студентов, которые занимались в основном пропагандой и распространением листовок и запрещенной литературы. Один из лидеров албанских националистов в 1980-е Хидает Хисени писал, что акции студентов были «видом постоянного движения албанцев за национальное освобождение и равноправие с другими народами в той Югославии». Кроме непосредственно Косова националистические организации албанцев действовали также в Македонии и странах Европы.

Армия освобождения Косова

Точное время создания Армии освобождения Косова неизвестно. Один из лидеров АОК Рамуш Харадинай утверждал, что она начала деятельность в 1994 году с объединения нескольких албанских вооруженных группировок. Гаагский трибунал датировал создание АОК серединой 1990-х гг., а в 1996 году произошли первые нападения на югославскую полицию. Югославские генералы Вилич и Тодорович писали, что она была сформирована в 1992 году, когда косовские албанцы приняли решение о формировании подпольных отрядов. Согласно воспоминаниям полковника Тахира Земая, подготовка кадров для вооруженных формирований первоначально велась в самом Косове в местных спортивных клубах. В 1993 году албанцами была сделана попытка создать Министерство обороны Косова, однако многие организаторы данной акции были арестованы югославской полицией.

В организационном плане АОК состояла из штаба, расположенного в Кукеше в Албании, и семи оперативных зон на территории Косова и Метохии. 1-я оперативная зона занимала северную часть Центрального Косова, 2-я - северо-восток Косова, 3-я - запад Косова, 4-я - север Косова, 5-я - южную часть Центрального Косова, 6-я - восток Косова, 7-я - юг Косова. В каждой оперативной зоне АОК было несколько «бригад», в реальности каждая из которых была размером в батальон. Официально они насчитывали тысячу бойцов, разделенных на 20 рот по 50-60 человек каждая, однако в действительности они были меньше.

В 1998-1999 гг. членов АОК тренировали инструктора из ЦРУ и британской Специальной авиадесантной службы. Их подготовка осуществлялась на территории Албании в лагерях в Кукеше, Тропойе, Байрам Курри и Лабиноте.

По некоторым сведениям, АОК была замечена в связях с Аль-Каидой* ещё в конце 1990-х. Как утверждает «The Washington Times», западные разведслужбы сообщали о том, что её члены проходят подготовку в учебных лагерях Аль-Каиды*.

В составе АОК против югославских силовиков воевали несколько подразделений, которые слабо контролировались албанским командованием. Среди них: отряд «Черные лебеди» ветеранов армии боснийских мусульман, 400 человек в Албанско-Американской Атлантической бригаде под командованием Гарни Шеху, 120 бойцов в отряде из Ирана, боснийско-албанский отряд под командованием египтянина Абу Исмаила, а также многочисленные моджахеды из Афганистана, Алжира, Чечни, Египта, Саудовской Аравии и Судана.

Провозглашения независимости Косова

Согласно конституции Сербии, Косово входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия, парламент которого не обладает необходимыми для отделения полномочиями.

18 февраля 2008 года Афганистан, Тайвань и ряд европейских стран первыми признали независимость Косова. Первой такое решение приняла Франция, а затем к ней присоединились Великобритания и Италия. В тот же день независимость Косова признали в США. В то же время против признания независимости края выступила Испания, а также Кипр, Греция, Словакия, Болгария, Румыния, Китай и Россия. 19 февраля 2008 года Болгария изменила своё решение и объявила, что в будущем признает суверенитет Косово. 20 февраля Германия также признала суверенитет Косово.

С точки зрения Сербии и непризнавших отделение государств, статус Косова на данный момент - автономный край Сербии, в одностороннем порядке заявивший о своей независимости, признанный некоторыми странами самостоятельным государством и получающий военную поддержку войсками НАТО, которые противодействуют восстановлению территориальной целостности Сербии и установлению конституционного строя на территории Косова и Метохии.

В качестве ответной меры на объявление независимости парламент Сербии принял единогласное решение об аннулировании решения краевого парламента Косова от 18 февраля. Аналогичное решение приняло правительство Сербии, расценив декларацию как нарушение конституции Сербии. Республика Косово была названа «фальшивым государством на территории Сербии», а на лидеров республики были заведены уголовные дела. Сербия также отозвала послов из США, Германии и Великобритании. 28 июня 2008 года была сформирована Сербская Скупщина Косово - местный парламент в северной части края, не контролируемой албанцами. Новый парламент поддержали Сербия и Россия, а США, руководство ЕС и власти самопровозглашённой Республики Косово объявили его нелегитимным.

22 июля 2010 года международный суд ООН признал, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.Через день - 23 июля - правительство Украины сделало официальное заявление, о том что не признаёт независимости Косова. 4 февраля 2011 года число стран, признавших независимость Косова, достигло 75, а 24 декабря 2012 года с признанием со стороны Пакистана это число достигло 98 стран - членов ООН и превысило половину числа членов этой организации. На январь 2017 года число стран-членов ООН, признавших независимость Косова составило 108.

*"Аль-Каида" - запрещенная организация на территории РФ-

албанцы, албанцы википедия
Shqiptarët Численность и ареал

Всего: 8 млн.300тыс
Албания:
3 038 789 (2008)

Косово / Сербия (с автономным краем Косово и Метохия):
1 571 503 (2007)

Турция:
~ 1 245 730 (2009)

Республика Македония:
509 083 (2006)

Италия:
501 949 (2007)

Греция:
481 663

Германия:
250 000

Швейцария:
200 000

США:
114 000 (2008)

Нидерланды:
105 000

Сербия (без Косова):
около 60 000 (2007)

Черногория:
45 163 (2007)

Швеция:
45 000

Великобритания:
35 082

Франция:
25 815

Язык

Албанский язык

Религия

Большинство мусульмане (привержены суннизма и суфийского ордена бекташи)
меньшинство христиане (католицизм и православие)

Этнические группы

геги, тоски, арбереши, арнауты

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика
п·о·р

Алба́нцы (алб. shqiptarët; см. также арнауты) - балканский народ, основное население Албании, а также частично признанного государства Косово и северного Эпира, входящего в состав Греции. Также проживают в северо-западных районах Македонии, Сербии и других странах.

Общая численность: около 8 миллионов человек. Оценки соотношений количества последователей трёх разных конфессиональных групп различны или даже противоречивы. начале XX века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (47 % католиков и православных и 53 % мусульман). По данным более современного источника, CIA World Factbook, соотношение количества верующих разных религий таково: мусульмане - 56.7 %, католики - 10 %, православные - 6.8 %. Однако, по данным Пью Рисёрч Сентер по состоянию на 2009 год процентное количество мусульман в Албании было даже 79,9 %. то же время, по данным мировой христианской энциклопедии на тот же 2009 год, лишь 38 % являются мусульманами, а 36 % составляют христиане. Согласно же Госдепу США рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах, составляет всего между 25 и 40 %. Возможно, на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании пропагандировался атеизм.

  • 1 Название
  • 2 История
    • 2.1 Османская эпоха
  • 3 Расселение
  • 4 Этнографические группы
  • 5 Албанцы в кино
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- "гора" или лат. albus "белый". Современное их самоназвание - от shqip- "говорящий понятно". Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης "грубый, дикий". Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» - «селение».

История

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы - прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий.

Этногенез албанцев крайне сложен и запутан, на данном этапе развития науки (в связи с отсутствием исследований митохондриальной ДНК) все теории о этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание об албанцах в границах нынешнего государства относится к Х веку. это время их ареал ограничен горами Северной Албании - Мирдита, Дукагини, Малиссия. пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык «Shqip») топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския).

В XII-XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой греками, славянами, а также романизированными македонянами, сарматами и венетами (последние - исходная точка для аромунов), происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев. пользу этого предложения свидетельствует тот факт, что по антропологическому типу геги-северяне - очень разнообразны с преобладанием динарского и восточно-кавказского типа, а южане (тоски и лабы) относятся преимущественно к альпийской расе и в некоторых случаях - с влиянием динарской и индо-иранской (ирано-афганская и ферганская подрасы) рас. К XVI веку заканчивается ассимиляция штиптарами славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века - распространение языка «штиптар» (тоскский вариант) на юге - в Лаберии и Тоскии.

Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер.

Османская эпоха

В XIV-XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Кастриоти попали под господство турок. Во время турецкого господства большинство албанцев приняло ислам. Ряд семей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тепеленский) участвовали в борьбе в XVII-XIX вв. против турок. Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940-1980-е годы в Албании действовал сталинистский режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. связи с этим началась массовая миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270-1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий. Из сообщения императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Албанцы мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) - от Преспы к Лерину.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) над Никифором II Ангелом албанцы начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии. Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в её нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранились нероманизированные дакские племена. пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии (это означает, что албанцы вряд ли переселялись с Кавказа, ведь в последнем случае они неминуемо должны были мигрировать через приморские территории Чёрного моря и более-менее длительно пребывать в приморских регионах).

Этнографические группы

Молодой албанец. Акварель Луизы Дюпре (1819).

Албанцы разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

  • Геги - северные албанцы, населяют Северную Албанию, Македонию, Косово, Черногорию, преимущественно мусульмане и католики (фанды). У гегов сохраняется деление на племенные объединения - фисы.
  • Тоски - южные албанцы, населяют Южную, Центральную Албанию и Грецию, преимущественно мусульмане и православные.

Между XIII-XVI веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых - крестовые походы, ослабление Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

  • Арнауты (арваниты) - православные албанцы республики Греция (Пелопоннес, Аттика, Беотия, Афины, о-ва Эвбея, Андрос и др.). Родной - арнаутский язык, большинство уже сильно затронула эллинизация. Однако, по некоторым данным и в Республике Албании численность православного населения превысила 30 %, в частности Православие принимают представители особого вида ислама - бекташей.
  • Арбереши - албанцы-католики, основной регион проживания которых - Южная Италия и Сицилия. Большинство сильно затронула итальянизация.

Характерная черта обеих субэтнических групп - их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Албанцы в кино

  • Великий воин Албании Скандербег (1953)
  • Плутовство (1997)
  • Осиное гнездо (фильм) (2002)
  • Заложница / Taken (2008)

Албания наиболее однородная в этническом отношении страна Балканского полуострова. Большинство населения этой страны составляют этнические албанцы (более 90% населения). Албанцы (самоназвание – шкиптары) произошли от иллирийцев, народа заселявшего значительные территории полуострова в античное время.

Албанский этнос неоднороден и подразделяется на две субэтнические группы: геги (север страны) и тоски (к югу от р. Шкумбини). На основе тоского диалекта выработался албанский литературный язык.

Кроме албанцев, в Албании проживают около 120 000 цыган (2,8%), 66 тыс. греков (1,7%), 30 тыс. македонцев (0,9%), 20 тыс. аромунов (0,6%) и 20 тыс. черногорцев (0,6%), а также небольшие группы египтян и болгар.

По официальным данным, в Албании насчитывается около 66 тыс. этнических греков. Однако греческое правительство называет цифру 280 тыс. человек. В основном греческое население компактно расселено в городах и деревнях округов Гирокастра, Влёра, Дельвина и Саранда на юге страны.

Многие аромуны, или влахи (в прошлом романоязычный кочевой народ) восприняли греческую культуру и частично ассимилировались.

Большинство аромунов сконцентрированы на юго-западном побережье страны: Фиери, Люшня, Берат и Влёра, и на юго-востоке, то есть в тех же районах, что и греческое меньшинство (Гирокастра, Саранда, Пермети, Поградец). Небольшие группы, среди них преобладают торговцы, возчики и пастухи, рассредоточены по всему югу Албании. Значительные общины аромунов живут в Корче, а также в Дурресе, Тиране и Эльбасане. Точные данные об общей численности аромунов отсутствуют, так как они обычно включаются в состав греческого православного меньшинства.

Наконец, цыганское меньшинство рассеяно по всей территории страны, хотя наиболее крупные общины расположены вблизи г.Корча.

Не менее 352 тыс. жителей Албании работают за границей. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря (около 150 тыс. человек). Большая албанская диаспора (свыше 120 тыс. человек) находится в Италии – на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии (эмиграция на Апеннины началась ещё в средние века, где в настоящее время насчитывается 48 албанских коммун), а небольшие общины – в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. На юго-западе Югославии компактно проживает большая группа албанцев-косоваров (1,9 млн. человек) – преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее – автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет), а также в Македонии (500 тыс.) и Черногории (40 тыс.).

Мы затронули тему генетических данных по этим самоидентифицируемым народам и очень осторожно продолжаем тему различий и сильно неприязненных отношений уже между славянским сербско — черногорским этносом и албанцами.

Римской империей от нынешнего греческого острова Корфу на юге до нынешних границ Словении и Италии, это есть серьезная историческая подпорка для навязывания понятия «Великой Албании».

Cоветские исследователи Л.А. Гиндин и О.С. Широков признавали генетическую близость раннеалбанского языка с фракийским (один из самых известных представителей Фракии -вождь восставших рабов Спартак). В начале VI в. слав
яне застали албанцев в районе современного сербского города Ниш. Античное его наименование Наиссус уже тогда получило албанское звучание Ниш, которое и усвоили славяне. С волнами славянского движения предки албанцев передвинулись ближе к побережью и там, застали славян, которые расселились незадолго до этого и через посредство славян восприняли романскую топонимию.

Например, город Диррахий славяне называли Драч, а от этого названия произошло албанское наименование Дуррес. Но при всех сложностях межэтнических контактов и непрямолинейности передвижений предки албанцев, по мнению Л.А. Гиндина, обитали на Балканах уже в первые века нашей эры в рамках Римской империи, именно поэтому в их язык проник уже отмечавшийся выше обширный запас романских слов, обозначающих понятия государственности, церкви, права и т. п.

Как видно по карте сильные внешние воздействия на иллирийцев и на их язык с юга оказывали греческие колонии и племена фракийцев, то есть происходила элинизация. Особенно подверглись воздействию греков древние иллирийские племена Тавлантии (Taulantii основатель шестой сын Иллирия-Таулас) находилось в районе города Эпидамн (современный Дуррес) и племя Бильенци (Bylliones). В 3-ем веке до нашей эры эти племена стали двуязычными и скорее всего албанский язык был миксом -фракийского, древнегреческого и диалекта южно иллирийского. Есть большая доля вероятности, что в период

В Далмации и Паннонии очень сильное влияние на иллирийцев оказали кельты, а в первые века нашей эры повлиял вкраплениями,еще и ныне мертвый, латинский язык. Сам же иллирийский язык стал окончательно умирать и умер начиная со 2-го по 6-ой век нашей эры.

А в 1443 году началась экспансия Арберии-Албании турками и стоит принять во внимание, что османская империя, сменив византийскую, владычествовала над этим государством до 1912 года (с 15-го века по 20-ый век это серьезный срок)

Албанцы: 27% гаплогруппа E1b1b1-(snp М78) – основная гаплогруппа древних египтян.

Общий предок жил 11-12 тысяч лет назад. Род E1b1b1а (snp М78) стоял у истоков древнеегипетской цивилизации.
В бронзовом веке египтяне или их потомки переселились на Балканы. В настоящее время гаплогруппа E1b1b1а наиболее распространена среди албанцев и греков, и представлена балканскими субкладами(E1b1b1a2 (snp V13) — потомки микенцев, македнов и эпирцев и
E1b1b1a5 (snp M521) возможно, потомки ионийцев. Кроме вышеупомянутых двух субкладов, в гаплогруппе E1b1b1а выделяют ещё три:
E1b1b1a1 (snp V12) — потомки южных египтян E1b1b1a3(snp V22) — потомки северных египтян и E1b1b1a4 (snp V65) — ливийцы и марокканские берберы.)

19% гаплогруппа J2- зародилась примерно 18000 лет назад на Ближнем Востоке или Анатолии и затем распространилась на Балканы и во всем Средиземноморье. Представители гаплогруппы J2 изобрели земледелие и первыми стали одомашнивать животных, тем самым подарив миру скотоводство. В центральную Европу некоторые представители гаплогруппы J2 могли прибыть с одной из нескольких миграционных волн из Анатолии, частично с греками, финикийцами, или с римскими легионерами и поселенцами в начале нашей эры.

В Европе гаплогруппа J2 наиболее распространена в Греции и Италии, где на eё долю приходится до 30 %, а также в Турции и на Кавказе. На северном Кавказе в высокой концентрации у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%). В Индии с достаточно высоким процентом (в среднем до 10%) встречается подгруппа J2b (snp M241). Другая подгруппа J2a ограничена, главным образом, северо-западом субконтинента. Вероятно часть из них попали туда с неолитическими миграциями, а часть при индо-европейском вторжении. Большое разнообразие J2 в турецком и южных европейских поселениях объясняется исторической связью с Эгейской культурой и с Ближним Востоком. Многие члены гаплогруппы J2 были ограничены прибрежными средиземноморскими областями. Именно морская торговля вокруг Средиземноморья, возможно, наравне с неолитической сельскохозяйственной миграцией, способствовала распространению гаплогруппы J2 всюду в средиземноморском мире…

16% гаплогруппа R1B — параллельный субклад для гаплогруппы R1a. Родоначальник гаплогруппы R1b родился около 16 000 лет назад в центральной Азии от родительского рода R1. Примерно 10 000 лет назад гаплогруппа R1b распалась на несколько субкладов, которые начали расходиться в разных направлениях. Восточную ветвь — субклад R1b-M73 некоторые ученые связывают с древними тохарами, которые приняли участие в этногенезе такого народа, как современные уйгуры.Продвижение гаплогруппы R1b на запад в Европу вероятно происходило в несколько этапов. Часть может быть связана с неолитическими миграциями из Малой Азии и Закавказья, а часть с миграциями постнеолитическими и распространением археологической культуры Колоколовидных Кубков. Существует версия и о миграции по Североафриканскому побережью к Гибралтарскому проливу, с дальнейшей переправкой на Пиренеи в виде археологической культуры Колоколовидных кубков — но в данной гипотезе слишком много натяжек. В любом случае большинство европейских представителей гаплогруппы R1b имеют снип P312, который определенно произошел уже в Европе. После того, как египетские ученые провели анализ мумии Тутанхамона, было обнаружено, что фараон оказался представителем гаплогруппы R1b.

О процентном соотношении генотипа славян сербов и черногорцев посмотрите для сравнения на ресурсе источнике haplogroup.narod.ru

Доктор Йован И. Деретич излагавший версию о происхождении албанцев как невозвращенцев из кавказской Албании, может взять на заметку, что почти 20% гаплогруппы J2 среди албанцев как раз перекликаются с высокой концентрации этих генов у ингушей (до 87%) и чеченцев (до 67%) на северном Кавказе. Война Византии с Сербией в 11 веке и названные турками албанцы как «арнауты», что означает «те, кто не вернулся» заслуживает дополнительного исследования.

И в завершение несколько фото самых известных представительниц албанского этноса:

Эмина Чунмулаж / Emina Cunmulaj (род. 12 сентября 1984 г, Мичиган, США) — албано-американская модель. Родилась в албанской семье, но приехала в США из Черногории в 1988 г. Свободно говорит на албанском. Впервые появилась на конкурсе Elite Model Look Yugoslavia 2001, став его полуфиналистом, а позже победителем. После победы подписала контракт с Elite.

Эрмонела Джахо / Ermonela Jaho (род. 1974 г Тирана, Албания) — албанская оперная певица, сопрано. Лауреат многих международных конкурсов: Giacomo Puccini в Милане (1997), Spontini International Competition in в Анконе (1998), Zandonai в Роверето (1999) и «Лучшая певица» Вескфордского фестиваля 2000. Выступила в оперных театрах по всему миру, включая Королевский оперный в Лондоне, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Staatsoper в Берлине, Paris Champs-Elysees, Театр Сан-Карло в Неаполе и во многих других.

Хасна Кхукичи / Hasna Xhukici (род. 13 апреля 1988 г) — албанская модель, победительница национального конкурса «Мисс Вселенная Албания-2009», на международном конкурсе «Мисс Вселенная-2009» заняла 11-е место. Учась в университете Тираны мечтает стать детским врачом. Свободно говорит на албанском, английском и испанском языках. Она является моделью бренда Sherri Hill.

Ерсела Курти / Ersela Курти (род.1992 г, Тирана, Албания) — албанская модель, выиграла национальный титул «Мисс Мира Албания-2012», будет представлять Албанию на следующем ежегодном международном конкурсе «Мисс Мира» в 2013 году.