Арабская шебека. Коч и шебека, корабли с парусами новгородцев и поморов. Ушкуй и другие корабли


Шебека - крупное парусно-гребпое судно, получило широкое распространение в Средиземноморье в XVIII в Шебеки были как военные, так и купеческие. Военные шебеки имели бортовое артиллерийское вооружение, то есть пушки на станках, установленные между банками, и тем отличались от галер, имевших на бортах лишь вертлюги с малокалиберными орудиями.
Парусное вооружение большинства средиземноморских шебек состояло из

Гемам «Торнео»

Носовая часть гемама «Торнео»

Русская шебека «большого типа» (рис. А.Е. Лютова)

трех мачт с косыми парусами. Особенностью шебек было то, что фок-мачта (передняя мачта) ставилась почти у форштевня и несколько наклонно вперед. В отдельных случаях на мачтах шебек были прямые паруса.
Впервые русские моряки познакомились с шебеками в Архипелаге в 1770- 1774 гг. В составе русской Средиземно- морской эскадры было несколько шебек, из которых особенно прославилась «Забияка». Шебеки ходили под Андреевским флагом, по офицеры и команда были из греков, албанцев и др. Таким образом, они были фактически корсарскими судами. Данные по размерам и устройству корсарских шебек не сохранились.
В 1789 г. в корсарской эскадре Гулье- мо Лоренца, плававшей под Андреевским флагом в Средиземном море, состояли шебеки «Святой Николай» (16 пушек, фалькопета) и «Минерва» (8 пушек, фалькопета).
20 октября 1776 г. на заседании Адми- ралтейств-коллсгии было решено начать строительство на Балтийском флоте шебек средиземноморского типа. Однако строительство их было начато через 12 лет.
«Летучая». Длина 36,6 м. Ширина м. Глубина интрюма 2,5 м. 3 мачты. 40 весел. Заложена 8 мая 1788 г. на Галерной верфи в С.-Петербурге, спущена сентября 1788 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбат- рею «Побеждающая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
Вооружение: 4-18-фн пушки (нос и корма), 20- 12-фп пушек по бортам, 22- 3-фн фальконета.
Тип «Скорая» (3 единицы). 50 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,1 м. Глубина интрюма 2,5 м. 40 весел. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге.
Вооружение: 4-18-фн пушки, 20- фн пушек, 22-3-фн фальконета.
Конструкция русских шебек в целом была неудачной, под парусами их скорость не превышала 5 уз., а на веслах - 2 уз. Из-
за плохих ходовых качеств шебеки было решено переделать в плавбатареи.
«Скорая». Заложена 24 октября 1778 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г: переделана в плав- батрею «Крепкая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
«Малая». Заложена 24 октября 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плав- батрею «Храбрая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
«Быстрая». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плав- батрею «Свирепая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
Тип «Минерва» (4 единицы). 32 пушки. Длина 36,6 м. Ширина 10,4 м. Глубина интрюма 3,5 м. 40 весел - по 3 чел. на весло. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге. По проекту вооружение состояло из: 24-24-фн пушек и 8- 6-фн пушек. Фактически же их вооружение состояло из 20-12-фн пушек и 10- 6-фп пушек.
«Минерва». Заложена I декабря г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13- августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Беллопа». Заложена I декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Прозерпииа». Заложена 1 декабря г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Диана». Заложена [декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
Шведские турумы, взятые 13 ав1уста г. в первом Роченсальмском сражении. Название «турума» происходит от названия финской области Turunmaa. Турума - двухпалубное парусно-гребное судно. Три мачты, вооружение фрегатское. С некоторой натяжкой турумы можно отнести к шебекам.
«Биорк-Эрнсида»23. 48 пушек. Длина м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. В 1801 г. в составе эскадры выходила на Северный фарватер для обороны о. Котлин. В 1808 г. затоплена в Кронштадте для заграждения фарватера.
«Рогвальд». 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. Построена в 1774 г. в Карлскроне. В 1791 г. последний раз выходила в практическое плавание в Финский залив.
«Селлан-Вере». 4 мая 1790 г. участвовала в Фридрихсгамском сражении, где была захвачена шведами.
«Макапий». 18 пушек. Бывшая французская шебека, взята в плен кораблем «Богоявление Господне». 9 октября 1800 г.

выброшена в шторм на румелийский берег у местечка Келенгози в 80 милях от Босфора и разбита волнами.
«Азард»24. 14 пушек. Бывшая корсарская шебека, захвачена 17 февраля 1806 г. шестью шлюпками под командованием лейтенанта Сытина (командира шхуны «Экспедицион») у крепости Кастельново в заливе Бокка-ди-Катаро (Адриатическое море). В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.
«Забияка». Бывшая французская шебека, захвачена фрегатом «Автроил» у г. Сполатро. В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.
Вооружение: 2-8-фн пушки и 12- alt="" />фн пушек.
Полушебеки
Полушебеки отличались от шебек меньшими размерами и несли вместо трех две мачты. Парусное вооружение шхуны.
Тип «Лев» (10 единиц). Длина 23,2 м. Ширина 5,8 м. Глубина интрюма 2,4 м.
Первоначальное вооружение: 8-8-фн пушек, 8-6-фн пушек. В начале 1790 г. все полушебеки получили по 4-18-фн пушки на нос и корму и 6-6-фн пушек, установленных в шахматном порядке по три с каждого борта.
«Лев». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в 1789 г.

Участвовала в первом Рочснсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Рочснсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Орёл». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Дракон». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальм- ском сражении 28 июня 1790 г.
«Кит». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальм- ском сражении 28 июля 1790 г.
«Медведь». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Рочснсальмском. сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Рочснсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Олень»25. Заложена в 1788 г. на верфи и Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сраже- нии 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Itorp». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Барс». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении июня 1790 г.
«Рысь». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г Взята и плен шведами во втором Роченсальмском сражении июня 1790 г.
«Волк». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. Согласно справочнику А.А. Чернышева, спаслась и к 25 августа 1790 г. вернулась в Фридрихсгам, но тут же Чернышев ставит знак вопроса. Таким образом, нет оснований не верить Ф.Ф. Веселаго, утверждавшему, что все русских полушебек были захвачены шведами.
«Ужасная». Бывшее французское судно «Тременда», 22 июня 1806 г взятое фрегатом «Венус» у г. Сполагро. Приведено в Корфу, нов боевых действиях не участвовало. Продано в ноябре 1809 г.

Но превосходила первые по скорости, а вторые - мореходности и вооружению.

Длина шебеки составляла 25-35 метров. В задней части судна строилась палуба сильно выступающая за корму. Наибольшая ширина верхней палубы составляла около трети её длины, форма подводной части была исключительно острой.

Вооружение шебеки включало в себя достаточно много пушек: от 16 до 24 орудий.

Напишите отзыв о статье "Шебека"

Примечания

Литература

  • Шебека // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (рус.) . .

Отрывок, характеризующий Шебека

Это был Радан, он был и правда необычайно красивым. Он, как и Радомир, с малых лет жил в Мэтэоре, рядом со своей матерью, Ведуньей Марией. Вспомни, Изидора, как много картин существует, в которых Мария написана с двумя, почти одного возраста, младенцами. Их почему-то рисовали все знаменитые художники, возможно, даже не понимая, КОГО по-настоящему изображала их кисть... И что самое интересное – это то, что именно на Радана Мария смотрит на всех этих картинах. Видимо уже тогда, будучи ещё младенцем, Радан уже был таким же весёлым и притягивающим, каким он оставался всю свою короткую жизнь...

И ещё... если бы и рисовали художники именно Иоанна на этих картинах, то как же тогда тот же самый Иоанн сумел бы так чудовищно постареть ко времени своей казни, свершённой по желанию капризницы Саломеи?.. Ведь по Библии это случилось ещё до распятия Христа, значит, Иоанну должно было быть в то время никак не более тридцати четырёх лет! Каким же образом из по-девичьи красивого, златокудрого юноши он превратился в старого и совсем уж несимпатичного еврея?!

– Значит Волхв Иоанн не погиб, Север? – обрадовано спросила я. – Или он погиб по-другому?..
– К сожалению, настоящему Иоанну и правда отрубили голову, Изидора, но это не произошло по злой воле капризной избалованной женщины. Причиной его гибели было предательство иудейского «друга», которому он доверял, и у которого в доме жил несколько лет...
– Но как же он не почувствовал? Как не увидел, что это за «друг»?! – возмутилась я.
– Наверное, невозможно подозревать каждого человека, Изидора... Думаю, им и так было достаточно сложно кому-то довериться, ведь им всем приходилось как-то приспосабливаться и жить в той чужой, незнакомой стране, не забывай этого. Потому, из большого и меньшего зла они, видимо, старались выбрать меньшее. Но предугадать всё невозможно, ты ведь сама прекрасно знаешь это, Изидора... Смерть Волхва Иоанна произошла уже после распятия Радомира. Его отравил иудей, в доме у которого Иоанн в то время жил вместе с семьёй погибшего Иисуса. В один из вечеров, когда весь дом уже почивал, хозяин, беседуя с Иоанном, преподнёс ему его любимый чай с примесью сильнейшего травяного яда... На следующее утро никто даже не сумел понять, что же такое случилось. По словам хозяина, Иоанн просто мгновенно уснул, и уже никогда не проснулся более... Его тело нашли утром в его окровавленном ложе с... отрубленной головой... По словам того же хозяина, иудеи очень боялись Иоанна, так как считали его непревзойдённым магом. И чтобы быть уверенными, что он никогда уже не воскреснет – они обезглавили его. Голову же Иоанна позже выкупили (!!!) у них и забрали с собою рыцари Храма, сумев сохранить её и привезти в Долину Магов, чтобы таким образом дать Иоанну хотя бы такое малое, но достойное и заслуженное почтение, не разрешая иудеям просто глумиться над ним, выполняя какие-нибудь свои магические ритуалы. С тех пор голова Иоанна была с ними всегда, где бы они ни находились. И за эту же голову через две сотни лет рыцарей Храма обвинили в преступном поклонении Дьяволу... Ты ведь помнишь последнее «дело Тамплиеров» (Рыцарей Храма), не так ли, Изидора? Именно там их обвинили в поклонении «говорящей голове», которая бесила всё церковное духовенство.

Абсолютно уникальную морскую традицию создали поморы - жители севера современной России. Их замечательные дости­жения в области кораблестроения и мореплавания почти не были использованы, когда под руководством Петра Великого Россия приступила к массовому строительству военного и гражданского флота, куда, собственно, и входили коч и шебека. Между тем поморские традиции, хотя и самобытные, своими корнями восходят к речному и морскому опыту Господина Великого Новгорода.

Новгородское судостроение

После распада Киевской Руси в 1097 г. на отдельные княже­ства вокруг богатого купече­ского города Новгорода стало формироваться уникальное государство - Новгородская боярская республика. Впрочем, междоусобицы рус­ских князей и последовавшее за этим монгольское вторже­ние 1237-1240 гг. закрыло для новгородских купцов путь на юг. Однако дорога на запад через Балтийское море в европейские порты была открыта, равно как и путь на север - к неизведан­ному побережью холодного Белого моря.

Неслучайно новгородцы практически все время существования республики бойко торговали со странами Западной Европы, в первую очередь со знаменитым северо-германских торго­вым союзом городов - Ганзой, а северные, ранее не изведанные земли активно колонизировали.

Для масштабной торговли и плавания вдоль малоизучен­ных берегов требовались соот­ветствующие корабли - проч­ные, надежные, вместительные, а главное - парусные, ведь в студеных морях на веслах да­леко не уйдешь.

Прогрессивная ладья

В результате на основе обычной киевской ладьи был создан бо­лее прогрессивный вариант - так называемая морская, новго­родская или дощатая (поскольку изначально строилась только из досок), ладья длиной около 20 м, шириной 4,5-5,5 м при осадке в 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью до 80 м. Новгородская ладья вмещала 25-300 человек экипажа и либо 15-20 воинов, либо до 100 т груза. Ходила она исключитель­но под парусом с небольшой, в 5-6 узлов, скоростью. На корабле обязательно было около 10 пар весел, которые приме­няли в основном в безветрие.

Специально для воен­ных целей новгородцы разработали боевой корабль - ушкуй, который использовали в XI-XV вв. Его название происходит от новгородского наименования белого медведя - «ошкуй» - сильного, ловкого и смелого зверя, качествами которого должны были обладать моряки этих кораблей.

Ушкуй был компактным кораб­лем длиной до 14 и шириной до 15 м, что позволяло ему раз­резать балтийскую волну. При высоте борта всего в 1 м и осадке в 60 см он блестяще маневри­ровал на реках и отмелях, а его экипаж из 30-50 воинов-ушкуйников, настоящих сорвиголов, мог быстро покидать корабль, обрушиваясь на врага.

Ушкуй и другие корабли

Принципиальным отличием ушкуя от ладьи был впервые появившийся у славян косой парус, установленный на единственной съемной мач­те. Косой парус, как и латин­ский на римской либурне, появился по причине частой смены ветров в Балтийском море как по силе, так и по направлению. Среди новгородских судов был также шитик - плоскодонное парусно-гребное транспортное судно. При длине до 15 м и ширине до 4 м его грузоподъ­емность достигала 24 т.


Классическая европейская (испанская) шебека на рисунке 1840 г.

Шитик оснащали веслами, навесным рулем на транцевой корме и мачтой с прямым парусом. Конструкция шитика была предельно упрощена: доски обшивки крепили к набору и сшивали друг с другом кожа­ными жгутами или ремнями (от­сюда и название корабля), швы конопатили мхом. Корпус был специально усилен в подвод­ной части, чтобы шитик можно было перетаскивать волоком по суше. Шитик имел беспалубную конструкцию, надстройку в виде кубрика для всей ко­манды размещали на корме. Груз, расположен­ный на палубе, при­крывали навесом.

Продвижение новгородцев на север современной России и их оседание на берегах Бело­го моря постепенно привели к возникновению особого на­рода - поморов. Вся их жизнь была связана с суровыми се­верными морями, по которым они ходили, занимаясь тор­говлей, рыбным и звериным промыслом. Для этих целей им требовались соответствующие корабли - парусные, с очень прочным (льды как-никак) и вместительным корпусом, ведь уходить от родных берегов доводилось далеко и надолго.

Первый поморский

Первым поморским кораблем стала беломорская ладья - весьма крупный, особо прочный и мореходный корабль длиной до 25 и шириной до 8 м. При высоте борта до 3,5 м осадка достигала 2,7 м. Корабль был палубным, с высокой транцевой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечны­ми переборками на три отсека, вход в которые осуществлялся через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные пару­са. В носовом отсеке размеща­лась команда из 25-30 человек. Здесь же находилась обычная кирпичная печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних по­мещений корабля.

Интересно знать

Вся жизнь поморов была связана с морем, поэтому за несколько столетий они выработали оригинальный подход к навигационному делу. Возможно, единственным пришедшим извне навигационным инструментом был компас, ласково названный поморами маточкой. Все остальные приборы они создали самостоятельно.

Так, крайне полезным навигационным инструментом, разработанным по­морами, был ветромет. Устройство было несложным: в деревянный диск вставлялись деревянные стержни — один в середине и 32 по окружности. Пеленгуя ветрометом установленные на берегу знаки (их боковая сторона совпадала с линией север — юг), по­моры определяли курс корабля. Если ориентиров не было видно, в полдень курс узнавали по солнцу, а ночью — по Полярной звезде.

Также поморы установили и назвали все ветры, так или иначе действующие на судно, то есть румбы. Сивер, веток, лето и запад — основные румбы, то есть северный, восточный, южный и западный ветры. Поморы опреде­лили, что румбов 16 и что в море на корабль действуют две силы — ветер и течение, причем последнее бывает теплым и холодным, поверхностным и глубинным — поморы определяли это по вкусу и солености воды.

Коч и шебека — многообразие поморских парусников

Более широко был распро­странен коч - старинное па­русно-гребное судно, которое появилось в XVI в. и активно при­менялось вплоть до конца XIX в. Коч - первое в мире судно, специально созданное для ледового плавания, чему соот­ветствовали особые обводы его корпуса. Его длина - до 25 м, ширина - до 8 м, а осадка не превышала 2 м. При экипаже в 10-15 человек поморский коч принимал до 30 промысловиков.

Коч и шебека имели свои различия. Коч отличался острым и проч­ным корпусом, благодаря кото­рому он мог проходить сквозь битый лед. К корме крепили тяжелый навесной руль. При необходимости коч мог идти задним ходом, пробивая себе путь, в том числе рулем, сквозь небольшой ледяной покров, первоначально на единственой мачте (в XVII-XVIII вв. ставили уже 2-3 мачты) поднимали прямоугольный парус площадью 290 м 2 , сшитый из отдельных лотнищ или выделанный из шкур.

Развитая система канатов общей длиной почти 1 км позволяла перемещать парус вокруг мачты, что обеспечивало кочу отличную маневренность в бурном море. При попутном ветре в штормовых условиях коч развивал скорость в 7-8 узлов. Поморы сделали этот корабль исключительным для дальних плаваний в крайне тяжелых погодных условиях. Известные поморские мореходы-казаки Семен Иванович Дежнёв, Василий Данилович Поярков и многие другие доходили на нем до Тихого океана.


Для плавания у своих берегов поморы строили парусно- гребные карбасы. Имелось несколько разновидностей карбаса, названных по местам их строительства - поморский, холмогорский, архангельский и т д. Они были палубными и беспалубными, с различным углом наклона форштевня - носовой части корпуса, в том числе с отрицательным градусом. Но при всех вариациях кар­бас был относительно неболь­ших размеров (длиной до 10 и шириной до 3 м), имел транце­вую корму и навесной руль.

Карбас

Главная отличительная особенность карбаса - прикреплен­ные по обеим сторонам от киля полозья, с помощью которых судно легко передвигалось по льду. Различалось и парус­ное вооружение, состоящее из фок- и грот-мачт. При этом если на грот-мачту поднимали прямой парус, то на фок-мачту, размеры которой варьировались в широких пределах, могли укре­пить и косой парус. Кроме того, карбас мог иметь и бушприт, к которому прикрепляли нижнюю часть переднего паруса. Оригинальным типом поморских парусников была раньшина, которую строили специально для ранних весенних выходов в море. Ее корпус яйцевидной формы при сжатии льдами просто выжи­мался на поверхность абсолютно невредимым.


Парусное вооружение раньшины соответствовало поморской ладье, но за некоторым исклю­чением. Носовая мачта стояла почти на вершине форштевня, откуда начинался и бушприт. Ос­новная грот-мачта была изрядно сдвинута в корму. При достаточ­но острой носовой части корпуса и традиционной для поморских кораблей зауженной транцевой корме с навесным рулем такое расположение парусного воору­жения при попутном ветре обеспечивало раньшине высокую среднюю скорость хода в неспокойном море - до 10 узлов.

В отличие от современных по­морам европейских кораблей, ладьи, кочи, раньшины и карба­сы были лишены украшений и каких бы то ни было излишеств и на первый взгляд казались весьма примитивными. Но это были поистине универсальные корабли-труженики, много­функциональности, прочности, надежности и выносливости ко­торых может позавидовать даже современное судостроение. Неслучайно поморы говорили, что их суда «завсегда бегают», а все препоны, ураганы и волны проходят равнодушно.

Шебека

В то время как северная Европа активно переходила на паруса, на Средиземном море не отказывались от весел. Византийский дромон сделал свое дело - тип универсаль­ного боевого корабля был создан еще в начале VIII в.

От дромона к галере и галеасу

Отличающееся спокойным и теплым климатом Средизем­ное море долгое время не тре­бовало от кораблестроителей создания парусных кораблей, так как средиземноморские ве­тры не отличались силой и часто меняли направление. По этой причине, открыв бризы, сре­диземноморские мореходы не слишком на них рассчитывали. Из-за этого на Средиземномо­рье долгое время одновремен­но применяли прямые и косые паруса. Зная преимущества косых парусов, в ситуации, ког­да ветер часто менял направ­ление, тамошние мореходы не спешили отказываться и от прямого, более эффективного при попутном ветре.

Частое безветрие Средизем­ного моря заставляло корабле­строителей и военных делать ставку на весла. Причин этому хоть отбавляй:

  • Заселенный берег с хорошо освоенными бухтами позволял в течение дня перемещаться от одной к другой;
  • Отработанная техно­логия строительства гребных судов;
  • Появление скоростного весельно-парусного дромона с косыми парусами, которые поймают ветер, как только он появится.

Способности парусника

В полный штиль он позволял разогнаться до ско­рости 7-8 узлов и атаковать любого противника, не важно, под парусом он ходит или нет. К тому же ничто не мешало на весельный корабль поставить тяжелое и мощное метательное или артил­лерийское вооружение. Все это привело к тому, что дромон совершенствовался именно как гребно-парусный военный корабль под названием галера. Считается, что средиземноморская галера происходит от облегченного византийского дроммона, который строили в Венеции в VII в. специально как средство противодействия кораблям нормманов.


На полотне испанского мариниста Антонио Барцело 1738 г. изображены три самых распространенных средиземноморских корабля XVI-XVIII вв. — галера, галеас и шебека

Уж в X-XII вв. Сформировался тип классической средиземноморской галеры, который затем массово распространился по всей Европе и применялся вплоть до начала XIX в. Ее характерной деталью был крупный надводный таран - шпирон, использовавшийся как для пробития борта вражеского корабля, так и в качестве абор­дажного мостика. За шпироном находилась широкая и развитая платформа, на которую вначале ставили различные метатель­ные машины, а затем пушки, долгое время только галера могла нести крупнокалиберные орудия, что и определило ее важность для военно-морского дела.

Особенности

Наконец, на галере были четко разделены средства движения. Основное - длинные, управляемые несколькими людьми весла, которые, в отли­чие от античных кораблей, стояли в один ряд на специальных выдающихся за борт платфор­мах в специальных уключинах, позволявших их фиксировать во время отдыха гребцов. Три мач­ты с косыми парусами служили вспомогательным средством движения и перед боем могли быть сняты.

Коч и шебека не были идеальными, но и у галеры была масса недо­статков, главный из которых - низкая автономность, то есть возможность самостоятельно и долго действовать в открытом море (многочисленным греб­цам нужно много воды и пищи, а разместить провиант на борту негде) и мореходность.


Любой шторм был смертельным для галеры, и при первых его при­знаках команда стремилась укрыться в ближайшей бухте. Стремясь преодолеть недостатки галеры, в начале XIV в. венециан­ские кораблестроители создали ее укрупненный, более мореход­ный вариант - галеас - про­межуточный между галерой и чистым парусником корабль. Коч и шебека не сравнимы с ним. Галеас отличали большие раз­меры, высота борта и надстроек в носу и на корме. Это позволи­ло расположить полноценную орудийную палубу над или под банками гребцов, поставить на нос большое количество тяжелых пушек, а также оборудовать в корме вполне сносные помеще­ния для экипажа. В результате получился довольно мощный боевой корабль парусно-весельного образа, способ­ный нести до 70 орудий и почти 50 солдат абордажной команды.

В Патрасском заливе Иониче­ского моря 7 октября 1571 г. встретились крупнейшие греб­но-парусные флоты в истории человечества. Турецкий флот во главе с Али-пашой Муэдзин-за­де, состоящий из 210 галер и 66 их облегченных вариаций - галеотов, с 88 000 человек экипажа и десанта попытался атаковать флот Священной лиги в составе 206 галер и 6 галеасов с экипажами в 84 000 человек. Его возглавлял знаменитый ис­панский флотоводец дон Хуан Австрийский.

Именно мощные галеасы, расставленные впереди линии христианского флота (Испа­нии, Папского престола, Ве­неции, Генуи, Савойи, Пармы, Тосканы, Неаполя, Сицилии, Мальтийского ордена и Свя­щенной Римской империи), определили исход сражения. Пока они медленно сближа­лись с турецким флотом, ведя по нему мощный артиллерий­ский огонь, к галеасам при­близились галеры, стоявшие во второй линии. Потрепанные ядрами галеасов турки вынуж­дены были принять абордаж­ный бой со свежими силами христианских галер.


Турецкий флот, потеряв 224 ко­рабля (из которых 117 союзники захватили в качестве трофеев) и 30 000 человек, отступил. Тяжесть этого сражения, колос­сальная сложность маневров на ограниченном пространстве при незначительной скорости и самое главное - резко возросшая мощь артиллерии показала европейцам, что гребной флот свой век уже отжил. Будущее принадлежало только парусным кораблям.

Взлет и падение шебеки

Первыми на итоги Лепанто от­реагировали турки. Понимая, что контролировать Средизем­ное море весельно-парусным флотом невозможно, они стали действовать по иному сценарию. Базирующиеся в гаванях Се­верной Африки и Восточного Средиземноморья многочис­ленные турецкие пираты, поддержанные султанским руко­водством Османской империи, стали нападать на европейские корабли и суда на своих легких галерах. Для того чтобы пре­взойти по скорости и манев­ренности своих противников, турецкие пираты принялись максимально облегчать корпус кораблей и усиливать парусное вооружение.

В результате появилась ско­ростная и маневренная шебе­ка. Главной ее особенностью помимо весьма развитого парусного вооружения, которое состояло исключительно из косых парусов, поднимаемых на три мачты, стала необычная конструкция борта и палубы. Здесь были установлены и пуш­ки, и весельные банки, причем их порты - прорези в бортах - чередовались.

Этот легкий, фактически па­русный корабль длиной около 40 и шириной в 10 м, с припод­нятыми носовой и кормовой оконечностями и широким раз­валом бортов обладал исклю­чительной для Средиземного моря мореходностью и манев­ренностью. При этом шебека несла от 30 до 50 пушек мало­го калибра, установленных весьма рационально, и до 40 весел. Последние позво­ляли этому кораблю весьма быстро (до 8 узлов) двигаться в полное безветрие, преодолевать мели и маневрировать. Развитая система парусного во­оружения разгоняла шебеку при попутном ветре до 13 узлов.


В итоге получился почти универсальный боевой корабль для закрытых морских акваторий. С XVII в. шебека находилась в военных флотах практически всех европейских государств.

Противостояние видов

В Российском флоте в следую­щем веке попытались заменить шебеками галеры. Но у шебеки был уникальный конкурент - легкий парусный корабль тартана, впервые по­явившейся на Средиземном море в XVI в. Коч и шебека мало чем отличались от тартаны, хотя уступала ей: была меньше, ино­гда одномачтовой, менее ско­ростной и вооруженной, но она могла всегда обходиться без весел, а значит, действовать и в открытом море. К тому же на ней удалось установить более совершенное парусное воору­жение, состоящее не только из обычных латинских парусов, но и кливера - малого тре­угольного паруса, который поднимали между бушпритом и фок-мачтой.

В военных флотах европейских государств тартаны применялись как мореходные, малые транс­портные и вспомогательные ко­рабли. Но более широко тартану использовали в торговом и рыбо­ловном флотах, где она применя­ется и в настоящее время.

Личность в истории

Хайр-ад-Дин Барбаросса(1475-1546 гг.), бесспорно, самый знаме­нитый мусульманский пират, не одно десятилетие наводивший страх на хри­стианские страны Средиземноморья. Сколотив к 1518 г. пиратскую фло­тилию, он нападал на испанские, венецианские, французские и генуэз­ские суда на легких, исключительно парусных кораблях, которые могли догнать любой коммерческий парусник и уйти от неповоротливых и медли­тельных галер.


Покровитель и главный противник Хайр-ад-Дина Барбароссы — великий турецкий султан Сулейман Великолепный (справа) и великий итальянский флотоводец Андреа Дориа (слева)

Вскоре на удачливого пиратского флотоводца обратил внимание султан Османской империи Сулейман I Великолепный (1520-1566 гг.), на­значивший в 1533 г. его главнокоман­дующим флотом Османской империи и одновременно бейлербеем (эмиром эмиров) Алжира (а фактически всей Северной Африки).

Хайр-ад-Дин почти не знал поражений. И хотя знаменитый генуэский флотово­дец Андреа Дориа в 1535 г. нанес флоту Барбароссы ряд поражений, в 1538 г. Рыжебородый (такое прозвище пират получил у европейцев) взял реванш.

Последние годы жизни знаменитый пи­рат провел в своем дворце в Стамбуле и был похоронен в османской столице с огромными почестями.

И, ж. chebec m., ит. sciabecco < араб. sabbak. Небольшое трехмачтовое судно парусного флота. БАС 1. Длинное узкое судно с 10 12 пушками в Средиземном море. Михельсон 1877. Из Анатолии идущая одна мачтовая шебека при двадцати человек экипажа,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

1) небольшое трехмачтовое парусно гребное судно с косыми парусами и наклоненной вперед передней мачтой, использовавшееся в средние века на Средиземном море. По конструкции близка к каравеллам и галерам, но превосходила их по скорости и вооружению … Морской словарь

Жен. торговое, небольшое трехмачтовое судно. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Франц. chebec. Длинное, узкое, трехмачтовое военное судно с 12 40 пушками, в Средиземном море. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 2 корабль (101) судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Небольшое трехмачтовое торговое судно в Средиземном море. Через нем. Sсhеbесkе – то же из ит. sсiаbессо от араб. šabbâk – то же; см. Маценауэр 411; Локоч 138; М. Любке 618 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Длинное, узкое, остроконечное судно в Средиземном море для легкой военной службы и крейсирования; имеет 3 мачты (передняя наклонена вперед); на палубе от 12 до 40 орудий. Прежде употреблялось морскими разбойниками … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. Небольшое трёхмачтовое судно парусного флота. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Шебека, шебеки, шебеки, шебек, шебеке, шебекам, шебеку, шебеки, шебекой, шебекою, шебеками, шебеке, шебеках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

ШЕБЕКА - Происхождение: итал. sciabecco, от араб. шаббак парусно гребное трехмачтовое судно с косыми парусами, применявшееся в средние века на Средиземном море для военных и транспортных целей. Шебеки имели до 40 весел и 30 40, иногда до 50, пушек малого… … Морской энциклопедический справочник

Книги

  • Всё о парусных кораблях , Владимир Свержин. Эта книга является своеобразным путеводителем, позволяющим проследить эволюцию парусных кораблей – от тростниковых лодок древних египтян до быстроходных британских клиперов. Более ста…

Шебека - крупное парусно-гребное судно, получило широкое распространение в Средиземноморье в XVIII в. Шебеки были как военные, так и купеческие. Военные шебеки имели бортовое артиллерийское вооружение, то есть пушки на станках, установленные между банками, и тем отличались от галер, имевших на бортах лишь вертлюги с малокалиберными орудиями.

Парусное вооружение большинства средиземноморских шебек состояло из трех мачте косыми парусами. Особенностью шебек было то, что фок-мачта (передняя мачта) ставилась почти у форштевня и несколько наклонно вперед. В отдельных случаях на мачтах шебек были прямые паруса.

Впервые русские моряки познакомились с шебеками в Архипелаге в 1770- 1774 гг. В составе русской Средиземноморской эскадры было несколько шебек, из которых особенно прославилась «Забияка» . Шебеки ходили под Андреевским флагом, но офицеры и команда были из греков, албанцев и др. Таким образом, они были фактически корсарскими судами . Данные по размерам и устройству корсарских шебек не сохранились.

В 1789 г. в корсарской эскадре Гульемо Лоренца, плававшей под Андреевским флагом в Средиземном море, состояли шебеки «Святой Николай» (16 пушек, 4 фальконета) и «Минерва» (8 пушек, 2 фальконета).

20 октября 1776 г. на заседании Адмиралтейств-коллегии было решено начать строительство на Балтийском флоте шебек средиземноморского типа. Однако строительство их было начато через 12 лет.

«Летучая». Длина 36,6 м. Ширина 8,5 м. Глубина интрюма 2,5 м. 3 мачты. 40 весел. Заложена 8 мая 1788 г. на Галерной верфи в С.-Петербурге, спущена 1 сентября 1788 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатрею «Побеждающая».

Вооружение: 4-18-фн пушки (нос и корма), 20- 12-фн пушек по бортам, 22- 3-фн фальконета.

Тип «Скорая» (3 единицы). 50 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,1 м. Глубина интрюма 2,5 м. 40 весел. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге.

Вооружение: 4- 18-фн пушки, 20- 12-фн пушек, 22-3-фн фальконета.

Конструкция русских шебек в целом была неудачной, под парусами их скорость не превышала 5 уз., а на веслах - 2 уз. Из-за плохих ходовых качеств шебеки было решено переделать в плавбатареи.

«Скорая». Заложена 24 октября 1778 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатарею «Крепкая»

«Малая». Заложена 24 октября 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатарею «Храбрая» . 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.

«Быстрая». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбатарею «Свирепая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.

Тип «Минерва» (4 единицы). 32 пушки. Длина 36,6 м. Ширина 10,4 м. Глубина интрюма 3,5 м. 40 весел - по 3 чел. на весло. 3 мачты. Построены на Галерной верфи и С.-Петербурге. По проекту вооружение состояло из: 24-24-фн пушек и 8- 6-фн пушек. Фактически же их вооружение состояло из 20-12-фн пушек и 10- 6-фн пушек.

«Минерва». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13- 14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

«Беллона». Заложена I декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 ав­густа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

«Прозерпина». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

«Диана». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 ав­густа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.

Шведские турумы, взятые 13 августа 1789 г. в первом Роченсальмском сраже нии. Название «турума» происходит от названия финской области Turunmaa . Турума -двухпалубное парусногребное судно.

Три мачты, вооружение фрегатское. С некоторой натяжкой турумы можно отнести к шебекам.

«Биорк-Эрнсида» . 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. В 1801 г. в составе эскадры выходила на Северный фарватер для обороны о. Котлин. В 1808 г. затоплена в Кронштадте для заграждения фарватера.

«Рогвальд». 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. Построена в 1774 г. в Карлскроне. В 1791 г. последний раз выходила в практическое плавание в Финский залив.

«Селлан-Вере». 4 мая 1790 г. участвовала в Фридрихсгамском сражении, где была захвачена шведами.

«Макапий». 18 пушек. Бывшая французская шебека , взята в плен кораблем «Богоявление Господне». 9 октября 1800 г. выброшена в шторм на румелийский берег у местечка Келенгози в 80 милях от Босфора и разбита волнами.

«Азард». 14 пушек. Бывшая корсарская шебека , захвачена 17 февраля 1806 г. шестью шлюпками под командованием лейтенанта Сытина (командира шхуны «Экспедицион») у крепости Кастельново в заливе Бокка-ди-Катаро (Адриатическое море). В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.

«Забияка». Бывшая французская шебека, захвачена фрегатом «Автроил» у г. Сполатро. В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.

Вооружение: 2-8-фн пушки и 12- 14-фн пушек.