Нило сахарская семья народы. Основные языковые семьи. Другие африканские языки

Содержание статьи

АФРИКАНСКИЕ ЯЗЫКИ. Африка, особенно южнее Сахары, говорит на великом множестве языков. Точной цифры назвать нельзя, поскольку не существует общепринятого метода различения языков и диалектов. Однако по любой разумной оценке, в Африке насчитывается более 800 различных языков. Оценки численности говорящих для большинства африканских языков сильно расходятся, что связано с использованием различных способов подсчета, широкой распространенностью многих крупнейших языков в качестве языков межэтнического общения, а также с исключительно высокой динамикой демографических процессов (стремительный рост населения в некоторых странах, например, Нигерии, и интенсивная миграция в города), приводящей к стремительному устареванию статистических данных. Некоторые местные языки, например суахили в Восточной Африке и хауса в Западной Африке, широко применялись в качестве лингва франка, т.е. как языки-посредники при общении разноязычных групп, еще до внедрения европейских языков, сейчас к их числу добавились зулу, лингала и некоторые другие.

При всем разнообразии, африканские языки удается сгруппировать в четыре большие семьи, имеющие различное происхождение: афразийскую, нигеро-конголезскую (ранее известную как западно-суданская и включающую также языки банту), нило-сахарскую (суданскую) и семью щелкающих языков (ранее называвшуюся бушменской и включающую также готтентотские и два восточноафриканских языка).

Хотя тезис о происхождении этих четырех семей из одного источника доказательству не поддается, есть целый ряд языковых особенностей, общих для большого числа африканских языков и редких или отсутствующих за пределами Африки, что позволяет считать этот континент самостоятельным языковым ареалом. К таким особенностям относятся рассматриваемые ниже тоны, системы именной классификации и глагольная деривация. Вокализм в целом отличается простотой, умляут и другие звуковые модификации отсутствуют, за исключением весьма распространенной назализации. Слоги обычно открытые, т.е. оканчиваются только на гласные (кроме большинства афразийских языков). Типичны начальные сочетания «носовой согласный + звонкий смычный», такие как mb- и nd-. Распространены в африканских языках и редко встречаются за пределами Африки щелкающие согласные, лабиовелярные согласные, для которых характерна двойная – губная и заднеязычная – смычка (kp и gb), и имплозивные смычные, сопровождающиеся не выталкиванием воздушной струи из ротовой полости, а ее втягиванием. Тональные системы обычно включают два или три значимых регистра (высотных уровня), в отличие от таких языков, как китайский, где используются контурные тоны (восходящий, нисходящий и др.). По всей Африке распространены многие характерные семантические идиомы, например словосочетание с буквальным значением «рот дома» используется для обозначения двери, с буквальным значением «дети руки» – для обозначения пальцев, слово со значением «ребенок» используется в роли диминутива (показателя уменьшительности).

Сколько-нибудь существенные сведения об африканских языках, особенно распространенных в Южной Африке, стали доступны лишь в 19 в., когда европейцы проникли в глубь континента. Это привело к попыткам общей классификации африканских языков (Р.Лепсиус, Ф.Мюллер, Р.Каст). В первые два десятилетия 20 в., в основном благодаря усилиям К.Майнхофа и Д.Вестермана (первый – специалист по банту, второй – по языкам Судана), была выработана широко употребительная классификация, согласно которой все африканские языки подразделялись на пять семей: семитскую, хамитскую, суданскую, банту и бушменскую. Примерно в этом порядке данные семьи распределялись по территории африканского континента в направлении с севера на юг. Первоначально считалось, что на языках первых двух семей говорят представители белой расы (европеоиды), следующих двух – черной расы (негроиды), а на языках последней семьи – представители бушменской расы. Основные недостатки этой классификации заключались в следующем. 1) Как показал сам Вестерман, языки банту объединяются с большой группой языков Западного Судана в единую семью, в целом не родственную языкам Восточного Судана. 2) Семитская группа не является самостоятельной, она родственна «хамитским» языкам. Кроме того, как указывали М.Коэн и другие, «хамитские» языки – это вовсе не отдельная таксономическая единица в составе какой-то более крупной, а всего лишь традиционное обозначение всех несемитских групп. 3) Что касается различных предложений Майнхофа приписать целому ряду языков (например, фула, масаи, готтентотским) статус «хамитских», то почти все они теперь признаны неверными. Только язык хауса, который вместе со многими языками Чада образует чадскую группу, может рассматриваться как «хамитский» и, следовательно, принадлежит к афразийской семье (ранее называвшейся семито-хамитской или хамито-семитской). В данной статье представлена классификация африканских языков, возникшая в результате этих важнейших модификаций.

Афразийская семья.

В фонетике для афразийских языков характерно отсутствие тонов, столь распространенных в других африканских языках. Исключением являются чадские языки, которые, по-видимому, приобрели тоны под влиянием соседних нигеро-конголезских и суданских языков. Можно отметить также частую встречаемость фарингальных и ларингальных согласных и сложных консонантных групп, в других африканских языках редких. Наиболее характерные грамматические особенности: категория рода (соотносимого с признаками пола) в местоимении, имени и глаголе, в том числе во 2-м лице; разнообразные модели образования множественного числа имени (в том числе частичная редупликация, чередование гласных внутри слова, суффиксация); сложный набор производных глагольных форм (пассив, рефлексив, каузатив и т.д.). Преобладание трехсогласных корней представляется чисто семитским языковым развитием.

Афразийские языки почти полностью доминируют в Северной Африке, широко распространены в Восточной Африке (Эфиопии, Сомали, материковой Танзании) и на Ближнем Востоке. Выделяются 5 ветвей: древнеегипетская, семитская, берберская, кушитская и чадская.

Древнеегипетская ветвь.

Древнеегипетский язык, на более поздних стадиях развития, после перехода на алфавитное письмо, известный как коптский, ныне вымер, вытесненный арабским. Однако монофизитская христианская церковь Египта все еще использует его для богослужений.

Семитская ветвь.

Подразделяется на подгруппы: аккадскую (ныне вымершую), ханаанейскую (языки иврит и финикийский, включая пунический язык, бытовавший в древности на севере Африки), арамейскую, северноаравийскую (классический арабский язык) и южноаравийско-эфиосемитскую. Классический арабский язык в ходе мусульманских завоеваний раннего Средневековья распространился по всей Северной Африке и – через долину Нила – по Судану. Ныне он бытует в виде разнообразных местных диалектов. Арабский является родным языком некоторых групп негроидов (например, шува из района озера Чад) и используется как лингва франка негроидными народностями областей Вадаи и Дарфур к востоку от озера Чад.

Остальные семитские языки Африки принадлежат к эфиосемитской подгруппе и родственны южноаравийским языкам сабейских и минейских надписей. Они проникли в Африку задолго до христианской эры, в ходе трудно датируемой миграции племен с юга Аравийского полуострова. Эфиосемитские языки подразделяются на 2 подгруппы: северную (тигре, тигринья и ныне вымерший геэз, или классический эфиопский язык) и южную (диалекты гураге; харари, локальный язык города Харар; и наконец, амхарский – самый важный из эфиосемитских языков, государственный язык Эфиопии).

Берберская ветвь.

Берберские языки, долго считавшиеся диалектами единого языка и ранее распространенные по всей Северной Африке (кроме Египта) и на Канарских о-вах, ныне сохранились главным образом в западной части этого региона и среди кочевых племен туарегов Сахары. Найдены древние берберские надписи в алфавите, по-видимому карфагенского происхождения, который до сих пор используется туарегами.

Кушитская ветвь.

Кушитские языки, распространенные в Восточной Африке, разделяются на 5 подгрупп: северную, состоящую из языка беджа; восточную, среди важнейших представителей которой – языки сомали, оромо (галла), сахо-афар и сидамо; центральную, состоящую из языков народностей агау, которые подверглись в лингвистическом и культурном отношении сильному эфиосемитскому влиянию; западную, включающую язык каффа и много других мелких языков юго-западной Эфиопии и прилегающих районов; и небольшую южную, состоящую из нескольких малораспространенных языков, таких, как иракв в материковой Танзании.

Чадская ветвь.

Многочисленные чадские языки распространены главным образом на севере Нигерии, в Нигере и к востоку от него – в Камеруне и Республике Чад. По числу носителей наиболее крупный среди них – язык хауса, на котором говорят несколько десятков миллионов человек. Хауса является доминирующим языком Северной Нигерии, а также наиболее употребительным лингва франка Западной Африки. На хауса существует литература на основе упрощенного варианта арабского алфавита. К чадским языкам относятся также болева, ангас, анкве, тангале, бура, марги, хиги, мандара, мусгу, муби, сокоро и котоко-будума.

Нигеро-конголезская семья.

Нигеро-конголезские языки, самая большая группа языков Черной Африки, являются по преимуществу тональными. Отличительная черта грамматической структуры – набор именных классов, выражаемых с помощью аффиксов, разных для единственного и множественного числа. Во многих нигеро-конголезских языках прилагательные и местоимения согласуются по классу с существительным, к которому относятся. Однако, в отличие от европейских языков (где различаются максимум три рода – мужской, женский и средний), число именных классов весьма велико и пол не является основанием их разграничения. Так, люди принадлежат к одному классу, животные к другому, деревья (вкупе с другими, плохо поддающимися классификации объектами) к третьему, а у некоторых классов вообще нет явно различимого основания семантической классификации.

Нигеро-конголезские языки можно ориентировочно разделить на восемь подсемей (в направлении с запада на восток): атлантическую, мандинго (или манде), вольтайскую (иначе гур), ква, бенуэ-конго (включая языки банту), иджо, адамауа и восточную (убангийскую).

Атлантическая подсемья.

Состоит из языков, распространенных прежде всего в Сенегале, Гвинее, Гвинее-Биссау и Сьерра-Леоне. Среди них волоф – локальный язык Дакара и ряда районов Сенегала, язык темне (Сьерра-Леоне) и язык фула, на котором говорят несколько миллионов человек, мигрировавших на восток вплоть до района Вадаи за озером Чад.

Мандинго подсемья.

Эти языки распространены непосредственно к востоку от основной массы атлантических языков, главным образом в Сьерра-Леоне, Либерии и верховьях р.Нигер. Важнейшие языки – манде (Либерия), малинке, бамбара и диола (Мали). Диола широко распространен как торговый лингва франка. Более мелкие языки мандинго рассеяны вплоть до северо-восточных районов Нигерии.

Вольтайская (или гур) подсемья.

Языки этой подсемьи являются доминирующими в Буркина-Фасо и на севере Ганы. Среди них – море (язык туземного царства Мосси), дагомба и догон. Языки сенуфо, распространенные западнее, по-видимому, также представляют собой подгруппу вольтайских языков.

Ква подсемья.

Ареал ее распространения сильно вытянут с запада на восток, а на юге ограничен Гвинейским заливом. Весьма сомнительно включение в эту подсемью языков кру, распространенных на крайнем западе ее ареала, в Либерии. Среди важнейших языков подсемьи ква – подгруппа языков акан (Кот-д"Ивуар и Гана); фон, язык туземного царства Бенин; и язык ган, на котором говорят в Аккре, столице Ганы. К подсемье ква относятся и два основных языка Южной Нигерии, йоруба и ибо, а также языки нупе и бини (на последнем говорят в городе Бенин, центре изобразительного искусства).

Бенуэ-конго подсемья.

Включает в качестве отдельного подразделения большую группу языков банту, которые почти или полностью вытеснили другие языки в большей части бассейна р.Конго (Заир), Анголе, Мозамбике, Зимбабве, Замбии и Малави, а также, наряду со щелкающими языками, распространены в ЮАР и ее бывших владениях.

Из языков банту наиболее распространен суахили, который насчитывает многие миллионы носителей и используется как язык межэтнического общения почти везде в Восточной Африке и даже на востоке Заира, где он известен под названием кингвана. На суахили существует весьма обширная традиционная литература на основе упрощенной разновидности арабского алфавита. Другие важнейшие языки банту: зулу, коса, педи, сото и чвана, или тсвана в ЮАР; макуа, тонга и шитсва в Мозамбике; ньянджа в Малави; шона и бемба в Зимбабве и Замбии; кикуйю в Кении; луганда, основной язык Уганды; ньяруанда и рунди в Руанде и Бурунди; умбунду и кимбунду в Анголе; и четыре основных языка Заира – луба, киконго, лингала и монго-нкунду. Другие языки подсемьи бенуэ-нигер, не относящиеся к группе банту и часто называемые полубанту, распространены в центре и на востоке Нигерии и в Камеруне. Из них упомянем языки тив, джукин и эфик.

Язык иджо

(центральная часть южного побережья Нигерии), по всей вероятности, образует отдельную подгруппу в рамках нигеро-конголезской семьи.

Адамауа подсемья

состоит из нескольких сравнительно малоизвестных языков, распространенных на востоке Центральной Нигерии и в прилегающих районах Камеруна.

Восточная (убангийская) подсемья.

Восточная (убангийская) подсемья распространена в районе водораздела рек Нигер и Конго к северу от ареала банту, на востоке достигая Судана. Важнейшие языки – занде, банда и санго; последний является распространенным лингва франка.

Нигеро-конголезские языки, по-видимому, родственны кордофанским языкам , представляющим собой гораздо меньшую группу, распространенную в горах Нубии (провинция Кордофан Республики Судан).

Нило-сахарская (суданская) семья.

Языки этой семьи в целом являются тональными. Именных классов нет, но в некоторых языках имеются два грамматических рода. Иногда в имени имеется падежная система. Глагол в некоторых языках обладает разветвленным набором производных глагольных форм. К этой семье принадлежит большинство языков негроидного населения Африки, не входящих в нигеро-конголезскую семью.

Шари-нильская подсемья.

Основная в суданской семье; прежде называлась макро-суданской. В свою очередь распадается на две группы – восточную и центральную – и целый ряд отдельно стоящих языков. В восточную группу входят нубийские диалекты долины Нила, Кордофанского плато и Дарфура, а также нилотские языки: западно-нилотские (шиллук, динка, нуэр, ланго), восточно-нилотские (масаи, бари, туркана, лотухо) и южно-нилотские (нанди-сук). Последние две подгруппы при классификации иногда объединяют в нило-хамитскую группу. Центральная шари-нильская группа включает мангбету (Заир) и сара-багирми языки (Чад). В средние века на нубийском языке существовала христианская литература на основе алфавита, производного от коптского.

Сахарская подсемья.

Еще одно важное подразделение суданской семьи, включающее канури (язык туземного царства Борну вблизи озера Чад), теда и даза (восточные районы Сахары).

Другие суданские языки.

Распространенные в Судане языки маба (район Вадаи) и фур (доминирующий язык Дарфура) образуют более мелкие подразделения суданской семьи. К ней, по всей вероятности, относятся также сонгаи (язык средневековой негроидной империи со столицей Тимбукту, ныне город в Мали) и небольшая группа команских языков (районы на границе между Суданом и Эфиопией). В целом суданские языки распространены на обширной территории к северу и востоку от нигеро-конголезских языков.

Щелкающие языки.

Эта семья подразделяется на три подсемьи, самой большой из которых является койсанская, распространенная в ЮАР и распадающаяся в свою очередь на три группы: северную, центральную и южную. На койсанских языках говорят бушмены и готтентоты; готтентотские языки принадлежат к центральной группе койсанской семьи. Остальные две подсемьи щелкающих языков – это языки сандаве и хатса, распространенные в Танзании, т.е. значительно севернее койсанских языков.

Свое название щелкающие языки получили благодаря наличию в них своеобразных «щелкающих» звуков, используемых аналогично обычным согласным и нигде в мире, кроме Африки, не встречающихся. Артикуляционная трактовка этих согласных дискуссионна, часто их описывали как имплозивные, т.е. произносимые на вдохе; ныне считается, что они произносятся за счет сосательных движений практически без участия легких, в связи с чем их выделяют в особую группу «недыхательных» согласных, противопоставленных всем остальным, как обычным эксплозивным, так и более редким имплозивным. Кроме языков данной семьи, эти звуки встречаются лишь в некоторых языках банту, являясь там заимствованием из койсанских языков. В сандаве и некоторых центрально-койсанских (в том числе готтентотских) языках имеется категория грамматического рода.

Другие африканские языки.

Помимо вышеописанных четырех семей, на африканском континенте представлены еще языки острова Мадагаскар, принадлежащие к австронезийской семье и сильно отличающиеся от материковых африканских языков, а также мероитский язык, на котором некогда говорили в районе слияния Белого и Голубого Нила и на котором имелась письменность, основанная на древнеегипетских иероглифах; при нынешнем состоянии знаний мероитский не удается генетически связать ни с каким другим языком.



План:

    Введение
  • 1 Состав
  • 2 История классификации
  • 3 Крупнейшие языки
  • 4 Библиография

Введение

Нило-сахарские языки - гипотетическая макросемья африканских языков, распространённых между языками афразийской и нигеро-конголезской макросемей и не вошедших ни в одну из них. Распространены от Мали на западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге.

Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез (Грегерсен 1972), нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями. Однако большинство лингвистов с осторожностью относятся к таким предположениям, поскольку родство самих нило-сахарских языков очень далеко от доказанности.

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада - к смешанной европеоидно-негроидной расе.


1. Состав

Распространение макросемей и некоторых крупнейших языков на территории Африки

Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

  • Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.
  • Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури.
  • Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом.
  • В фурскую семью (фор) входит всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.
  • Центральносуданская семья состоит из 8 ветвей, географически разделенных на западную (юг Чада и север ЦАР) и восточную (юг Судана и северо-восток ДРК) части, и включает более 60 языков (языки сара и др.).
  • Восточносуданские (восточносахельская) языки - условное объединение (надсемья) языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.
    • тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви);
    • ньиманская семья;
    • язык нара;
    • кир-аббайская семья, включающая нилотские языки.
    • мероитский язык (мёртвый) - гипотеза К. Рильи, получившая поддержку ряда западных лингвистов.
  • Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.
  • Кульякская семья (руб) включает всего 3 небольших языка в Уганде.
  • Берта - изолят в Эфиопии.
  • Команская семья включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана.
  • Гумуз - изолят в Эфиопии.
  • Кунама - изолят в Эритрее.

Под сомнением остаётся вопрос о принадлежности к нило-сахарским языкам вымершего мероитского языка.


2. История классификации

Впервые нило-сахарскую гипотезу в близком к современному виде выдвинули Джозеф Гринберг. По его классификации нило-сахарские языки включали следующие группы:

  1. комузские языки (включали команские языки и язык гумуз)
  2. сахарские языки (в том числе канури)
  3. языки сонгаи
  4. языки фур
  5. языки мабан
  6. шари-нильские языки - включавшие 4 группы:
    1. центрально-суданские языки
    2. языки кунама
    3. языки берта
    4. восточно-суданские языки (в том числе нубийские и нилотские языки)

Впоследствии комузская и шари-нильская группировки были совсем отвергнуты.


3. Крупнейшие языки

В рамках нило-сахарской макросемьи выделяются несколько языков, насчитывающих не менее полумиллиона носителей (SIL Ethnologue, 2005):

  • Луо или долуо (3 465 000 носителей), распространён от Кении и восточной Уганды до Танзании. Носителями являются люди народности луо, третьей по величине этнической группы Кении после кикуйю и лухья). На данном языке говорил отец Б. Обамы, 44 президента США.
  • Канури (3 340 000, группа диалектов), носители проживают от Нигера до северо-востока Нигерии, где представляют крупнейшую этническую группу.
  • Сонгайские языки (2,9 млн, ранее считались одним языком), носители проживают вдоль реки Нигер в Мали и Буркина-Фасо. Крупнейшим представителем является язык зарма, крупный язык Нигера. Сонгайские языки распространены на всей территории бывшей Сонгайской империи. Тем не менее, включение данных языков в нило-сахарскую макросемью является спорным.
  • Динка (2 000 000 +), носители проживают в южном Судане. Язык одной из наиболее влиятельных этнических группировок южного Судана, к которой принадлежит, в частности, Джон Гаранг, покойный командующий Армии освобождения Судана.
  • Ланго (977 680), распространён среди одного из крупнейших народов Уганды. Наряду с ачоли, носители языка ланго подвергались этническим чисткам в годы диктатуры Иди Амина, принадлежавшего к другому нило-сахарскому народу, каква.
  • Масаи (883 000), распространён среди скотоводческой народности масаи в Кении и Танзании.
  • Нуэр (804 907), язык племени нуэр в Южном Судане.
  • Ачоли (791 796), распространён в Уганде и в Судане, ближайший родственник языка ланго.
  • Фур (501 800), один из крупнейших языков региона Дарфур (букв. «дом фур» по-арабски), суданской провинции, где длительное время продолжается гражданская война.
  • Нубийские языки (495 000 - различные диалекты), потомки языка древней Нубии - традиционного врага Древнего Египта, распространены от южного Египта до северного Судана.

4. Библиография

  • Lionel Bender, 1997. The Nilo-Saharan Languages: A Comparative Essay . München.
  • Christopher Ehret, 2001. A Historical-Comparative Reconstruction of Nilo-Saharan . Köln.
  • Joseph Greenberg, 1963. The Languages of Africa (International Journal of American Linguistics 29.1). Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Языки Азии и Африки (серия изданий, выходила в 1980-1990 гг.)
  • Roger Blench. «Is Niger-Congo simply a branch of Nilo-Saharan?», in ed. Nicolai & Rottland, Fifth Nilo-Saharan Linguistics Colloquium. Nice, 24-29 August 1992. Proceedings. (Nilo-Saharan 10). Koeln: Koeppe Verlag. 1995. pp.36-49.
  • Edgar Gregersen. «Kongo-Saharan». Journal of African Languages , 11, 1:69-89. 1972.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 17:18:20
Похожие рефераты:

Нигероконголезские языки

Многочисленные языки племен и народностей Африки (территория к югу от Сахары). Включает следующие ветви:

· Языки манде (бамбара, сонинке, сосо, манинка, кпелле, лома, менде и др.)

· Атлантические языки (ф ула (фульфульде, волоф, серер, диола, коньяги, гола, темне, буллом и др.)

· Изолированный язык иджо Нигерия).

· Языки кру (семе, бете, годие, кру, гребо, уобе и др.)

· Языки ква (акан, бауле, аделе, эве, фон и др.)

· Языки гу р (бариба, сенари, суппире, гуренне, гурма, касем, кирма и др.)

· Адамауа-убангййские языки (лонгуда, тула, чамба, мумуе, гбайя, занде, нгбака и др.)

· Бенуэконголезские языки

Самая многочисленная ветвь в составе нигероконголезской семьи, охватывает территорию от Нигерии до восточного побережья Африки, включая ЮАР. Делится на множество групп, среди которых наиболее крупная – языки банту, включающая 16 языков (по М. Гасри): дуала, эуондо, теке, бобанги, лингала, кикую, гого, суахили, яо, мбунду, гереро, шона, сото, зулу и др.)

Нило-сахарские языки - гипотетическая макросемья африканских языков, распространённых между языками афразийской и нигеро-конголезской макросемей и не вошедших ни в одну из них. Распространены от Мали на западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге. Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков.

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада - к смешанной европеоидно-негроидной расе.

Согласно нило-сахарской гипотезе данная макросемья объединяет 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

· Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.

· Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури.

· Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом.

· Фурская семья включает всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.

· Центраьносуданская семья состоит из западной (юг Чада и север ЦАР) и восточной (юг Судана и северо-восток ДРК) ветвей и включает более 60 языков (языки сара и др.).

· Восточносуданские (восточносахельская) языки - условное объединение языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.

· Тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви).

· Ньиманская семья.

· Язык нара.

· Кир-аббайская семья, включающая нилотские языки.

· Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.

· Кульякская семья. Включает 3 языка (Уганде).

· Берта - изолят в Эфиопии.

· Команская семья.Включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана.

· Гумуз - изолят в Эфиопии.

ISO 639-2 : ISO 639-5 : См. также: Проект:Лингвистика

Нило-сахарские языки - гипотетическая макросемья африканских языков , распространённых между языками афразийской и нигеро-конголезской макросемей и не вошедших ни в одну из них. Распространены в южной части Сахары , в долине Нила , в Сахеле , регионе Судан и в прилегающих районах Центральной, Западной и Восточной Африки - от Мали на западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге.

Общее количество носителей нило-сахарских языков (согласно Ethnologue-16) приблизительно равно 39 миллионам человек. Тем не менее, данные охватывают диапазон с 1980 по 2005 год (включая усредненные показатели 1990-х годов).

Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез (Грегерсен,1972), нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями. Однако большинство лингвистов с осторожностью относятся к таким предположениям, поскольку родство самих нило-сахарских языков очень далеко от доказанности.

Некоторые языковые группы нило-сахарской макросемьи, по оценкам, предшествовали периоду неолита . Так, например, единство Восточносуданских языков было основано, ориентировочно, в 5-м тысячелетии до нашей эры. Нило-сахарское генетическое (и языковое) единство обязательно будет намного старше восточносуданских языков, и будет относиться к периоду верхнего палеолита.

Распределение семей нило-сахарских языков может отражать расположение водных ресурсов в Зелёной Сахаре, когда пустыня была более пригодной для жизни, чем она является сегодня, - то есть в период неолитического субплювиала , когда Сахара в последний раз была саванной .

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада - к переходным и смешанным типам европеоидно-негроидной расы.

Состав


Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

  • Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.
  • Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури .
  • Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом .
  • В фурскую семью (фор) входит всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.
  • Центральносуданская семья состоит из 8 ветвей, географически разделённых на западную (юг Чада и север ЦАР) и восточную (юг Судана и северо-восток ДРК) части, и включает более 60 языков (языки сара и др.).
  • Восточносуданские (восточносахельская) языки - условное объединение (надсемья) языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.
    • тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви);
    • кир-аббайская семья , включающая нилотские языки .
    • мероитский язык (мёртвый) - гипотеза К. Рильи , получившая поддержку ряда западных лингвистов.
  • Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.
  • Кульякская семья (руб) включает всего 3 небольших языка в Уганде: ик, ньянгия, соо (тепес).
  • Берта - изолят в Эфиопии.
  • Команская семья включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана .
  • Гумуз - изолят в Эфиопии.
  • Кунама - изолят в Эритрее .

Под сомнением остаётся вопрос о принадлежности к нило-сахарским языкам вымершего мероитского языка .

История классификации

Впервые нило-сахарскую гипотезу в близком к современному виде выдвинул Джозеф Гринберг . По его классификации, нило-сахарские языки включали следующие группы:

  1. комузские языки (включали команские языки и язык гумуз)
  2. сахарские языки (в том числе канури)
  3. языки сонгаи
  4. языки фур
  5. языки мабан
  6. шари-нильские языки - включавшие 4 группы:
    1. центрально-суданские языки
    2. языки кунама
    3. языки берта
    4. восточно-суданские языки (в том числе нубийские и нилотские языки)
  • Луо или долуо (3 465 000 носителей), распространён в Кении , восточной Уганде и Танзании . Носителями являются люди народности луо , третьей по величине этнической группы Кении после кикуйю и лухья). На данном языке говорил отец Б. Обамы , 44 президента США.
  • Канури (3 340 000, группа диалектов), носители проживают от Нигера до северо-востока Нигерии , где представляют крупнейшую этническую группу.
  • Сонгайские языки (2,9 млн, ранее считались одним языком), носители проживают вдоль реки Нигер в Мали и Буркина-Фасо . Крупнейшим представителем является язык зарма , крупный язык Нигера . Сонгайские языки распространены на всей территории бывшей Сонгайской империи . Тем не менее, включение данных языков в нило-сахарскую макросемью является спорным.
  • Динка (2 000 000 +), носители проживают в южном Судане . Язык одной из наиболее влиятельных этнических группировок южного Судана, к которой принадлежит, в частности, Джон Гаранг , покойный командующий Армии освобождения Судана.
  • Ланго (977 680), распространён среди одного из крупнейших народов Уганды . Наряду с ачоли , носители языка ланго подвергались этническим чисткам в годы диктатуры Иди Амина , принадлежавшего к другому нило-сахарскому народу, каква .
  • Нуэр (804 907), язык племени нуэр в Южном Судане.
  • Ачоли (791 796), распространён в Уганде и в Судане, ближайший родственник языка ланго .
  • Фур (501 800), один из крупнейших языков региона Дарфур (букв. «дом фур» по-арабски), суданской провинции, где длительное время продолжается гражданская война.
  • Нубийские языки (495 000 - различные диалекты), потомки языка древней Нубии - традиционного врага Древнего Египта, распространены от южного Египта до северного Судана.

Напишите отзыв о статье "Нило-сахарские языки"

Примечания

Библиография

  • Lionel Bender, 1997. The Nilo-Saharan Languages: A Comparative Essay . München.
  • Christopher Ehret, 2001. A Historical-Comparative Reconstruction of Nilo-Saharan . Köln.
  • Joseph Greenberg, . The Languages of Africa (International Journal of American Linguistics 29.1). Bloomington, IN: Indiana University Press.
  • Языки Азии и Африки (серия изданий, выходила в 1980-1990 гг.)
  • Roger Blench. «Is Niger-Congo simply a branch of Nilo-Saharan?», in ed. Nicolai & Rottland, Fifth Nilo-Saharan Linguistics Colloquium. Nice, 24-29 August . Proceedings. (Nilo-Saharan 10). Koeln: Koeppe Verlag. 1995. pp. 36-49.
  • Edgar Gregersen. «Kongo-Saharan». Journal of African Languages , 11, 1:69-89. 1972.

Ссылки

    • (Blench) (.PDF)
    • (англ.)
  • (pdf file)

Отрывок, характеризующий Нило-сахарские языки

Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.

На западе до Эфиопии на востоке и от южного Египта на севере до Танзании на юге.

Нило-сахарские языки
Таксон макросемья
Статус гипотеза
Ареал Африка
Число носителей 50 миллионов
Классификация
Категория Языки Африки
нило-сахарские языки
Состав
11 семей, 4 изолята
Коды языковой группы
ГОСТ 7.75–97 них 497
ISO 639-2 ssa
ISO 639-5 ssa
См. также: Проект:Лингвистика

Общее количество носителей нило-сахарских языков (согласно Ethnologue-16) приблизительно равно 39 миллионам человек. Тем не менее, данные охватывают диапазон с 1980 по 2005 год (включая усредненные показатели 1990-х годов).

Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далёким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез (Грегерсен,1972), нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями. Однако большинство лингвистов с осторожностью относятся к таким предположениям, поскольку родство самих нило-сахарских языков очень далеко от доказанности.

Некоторые языковые группы нило-сахарской макросемьи, по оценкам, предшествовали периоду неолита . Так, например, единство Восточносуданских языков было основано, ориентировочно, в 5-м тысячелетии до нашей эры. Нило-сахарское генетическое (и языковое) единство обязательно будет намного старше восточносуданских языков, и будет относиться к периоду верхнего палеолита.

Распределение семей нило-сахарских языков может отражать расположение водных ресурсов в Зелёной Сахаре, когда пустыня была более пригодной для жизни, чем она является сегодня, - то есть в период неолитического субплювиала , когда Сахара в последний раз была саванной .

Носители нило-сахарских языков относятся, как правило, к негроидной расе, а в некоторых районах Судана и Чада - к переходным и смешанным типам европеоидно-негроидной расы.

Состав

Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, которые перечислены ниже примерно с запада на восток.

  • Сонгайская семья (сонгай-зарма; Нигер и Мали) включает около 10 языков.
  • Сахарская семья (южный край Сахары у озера Чад) включает около 10 языков, из которых наиболее известен канури .
  • Мабанская семья включает 5-9 языков в юго-восточном Чаде на границе с Суданом .
  • В фурскую семью (фор) входит всего 2 языка на востоке Чада и западе Судана.
  • Центральносуданская семья состоит из 8 ветвей, географически разделённых на западную (юг Чада и север ЦАР) и восточную (юг Судана и северо-восток ДРК) части, и включает более 60 языков (языки сара и др.).
  • Восточносуданские (восточносахельская) языки - условное объединение (надсемья) языков, включают около 80 языков, объединяемых в 3 семьи и 1 изолированный язык, родство между которыми окончательно не доказано.
    • тама-нубийская семья (вкл. таманскую и нубийскую ветви);
    • ньиманская семья;
    • кир-аббайская семья , включающая нилотские языки .
    • мероитский язык (мёртвый) - гипотеза К. Рильи , получившая поддержку ряда западных лингвистов.
  • Семья каду (кадугли или тумтум) ранее включалась в кордофанскую семью. Состоит из 7 языков в центре Республики Судан.
  • Кульякская семья (руб) включает всего 3 небольших языка в Уганде: ик, ньянгия, соо (тепес).
  • Берта - изолят в Эфиопии.
  • Команская семья включает 5 языков на границе Эфиопии и Судана .
  • Гумуз - изолят в Эфиопии.
  • Кунама - изолят в Эритрее .

Под сомнением остаётся вопрос о принадлежности к нило-сахарским языкам вымершего мероитского языка .

История классификации

Впервые нило-сахарскую гипотезу в близком к современному виде выдвинул Джозеф Гринберг . По его классификации, нило-сахарские языки включали следующие группы:

  1. комузские языки (включали команские языки и язык гумуз)
  2. сахарские языки (в том числе канури)
  3. языки сонгаи
  4. языки фур
  5. языки мабан
  6. шари-нильские языки - включавшие 4 группы:
    1. центрально-суданские языки
    2. языки кунама
    3. языки берта
    4. восточно-суданские языки (в том числе нубийские и нилотские языки)

Впоследствии комузская и шари-нильская группировки были совсем отвергнуты.

Крупнейшие языки

В рамках нило-сахарской макросемьи выделяются несколько языков, насчитывающих не менее полумиллиона носителей :

  • Луо или долуо (3 465 000 носителей), распространён в Кении , восточной Уганде и Танзании . Носителями являются люди народности луо , третьей по величине этнической группы Кении после кикуйю и лухья). На данном языке говорил отец Б. Обамы , 44 президента США.
  • Канури (3 340 000, группа диалектов), носители проживают от Нигера до северо-востока Нигерии , где представляют крупнейшую этническую группу.
  • Сонгайские языки (2,9 млн, ранее считались одним языком), носители проживают вдоль реки Нигер в Мали и Буркина-Фасо . Крупнейшим представителем является язык зарма , крупный язык Нигера . Сонгайские языки распространены на всей территории бывшей Сонгайской империи . Тем не менее, включение данных языков в нило-сахарскую макросемью является спорным.
  • Динка (2 000 000 +), носители проживают в южном