Постановка на учет в бюро занятости. Как получать пособие по безработице - оформление статуса, размер оплаты и порядок выплаты. Минимальный размер пособия


Чтобы встать на учет в Центр занятости по увольнению или по сокращению, необходимо предоставить определенные документы .

Без них официальный поиск работы и пособие по безработице будут исключены. Что именно необходимо подготовить для постановки на учет в службу занятости, разберем в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательное регулирование

Основополагающим Законом, который регламентирует постановку на учет в Центр занятости, является Закон о занятости населения в РФ . Первоначальная редакция Федерального закона от 20.04.1996 № 36-ФЗ . Затем он дополнялся и расширялся, и окончательная редакция была принята 27.12.2009 и присвоен № 367-ФЗ .

Этот закон четко прописывает гарантии государства правового, экономического и организационного характеров в соответствии с Конституцией Российской Федерации, где четко указаны права граждан на труд и социальную защиту от безработицы .

В статье 3 этого Закона определены условия признания граждан безработными , в частности, таковыми считаются:

Подробно все пункты обозначены в редакции Федеральных законов от 30.04.1999 № 85-ФЗ , от 10.01.2003 N 8-ФЗ , от 27.12.2009 N 367-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ регламентированы основные положения постановки граждан на учет в Центры занятости. В частности, в течение 10 дней со дня их регистрации они признаются безработными с первого дня предъявления определенного пакета документов.

Редакция Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ дает перечень лиц, которые не могут быть поставлены на учет в центры занятости:

  1. получающих трудовую пенсию;
  2. не достигших 16-летнего возраста.

В службе занятости есть определенные правила, прописанные законодательно:

  • Граждане, отказавшиеся от 2-х предлагаемых вакансий, включая работы временного характера, будут сняты с учета.
  • Те, кто впервые ищут работу, не должны отказываться от двух предложений по получению профессиональной подготовки.
  • Если уже зарегистрированное лицо в течение 10 дней не явилось в Центр без уважительной причины для поиска работы или не посетило Центр в назначенное инспектором время, также будет снято с учета Центра занятости .
  • Не поставят на учет и лиц, предоставивших документы с заведомо ложной информацией.
  • Если человеку отказано в постановке на учет в Центр, он может подать повторно документы через календарный месяц с момента официального отказа.

Статья № 4 Закона о занятости населения дает четкое понятие, какая работа при поиске является подходящей и неподходящей. К последней категории относятся виды деятельности:

  • вынуждающие гражданина без его согласия сменить место жительства;
  • в которых условия труда хуже прописанных норм и нормативов;
  • где зарплата меньше заработной платы на последнем месте работы.

Перечень документов

Какие нужны документы для постановки на учет:

  1. паспорт гражданина РФ (заменяющий документ);
  2. трудовая книжка (трудовые и служебные контракты);
  3. диплом об образовании (квалификации).

В зависимости от случая могут быть запрошены и другие документы:

  • Если работник встает на учет в сроки менее 12 месяцев с момента прекращения рабочей деятельности , то он должен представить с последнего места работы – за 3 последних месяца. Как правило, это форма 2-НДФЛ.
  • Те, кто не работал ранее и работу ищет в первый раз , предоставляют только паспорт и документ об образовании или квалификации.
  • Те, кто сокращен с предыдущего места работы предоставляют более полный пакет документов, о котором расскажем ниже.
  • Если работу ищет человек с определенной группой инвалидности , то он предоставляет индивидуальную программу реабилитации, в которой в рекомендательной форме обозначены условия и характер труда.

Посмотрите видео о том, как встать на учет в центр занятости:

Случай сокращения штата

Главное, чтобы в документе были:

  • шапка – с названием предприятия и реквизитами;
  • информация о сокращенном: его должность, профессия, квалификация, опыт, заработок;
  • внизу – дата, подписи.

Центры уведомляются вместе с работником – примерно за 2 месяца до окончания выполнения работ, для ИП – за 2 недели. Если увольнение имеет массовый характер, то работодатель уведомляет центры за 3 месяца.

Есть несколько способов, как уведомить службу занятости о грядущем сокращении:

  • Через email почту;
  • Обычной почтой – письмом с уведомлением;
  • Отправка курьера или самого сотрудника в Центр занятости для личного вручения письма и получении входящего номера на втором его экземпляре.

Образец приказа о сокращении:

Форма уведомления Центра занятости:

Уведомление работника о его сокращении:

Дополнительные бумаги

В органы занятости лучше представить справку о заработной плате по форме , которая предусмотрена в данном Центре. Можно заранее прийти туда и взять бланк, чтобы отдать его для заполнения бухгалтеру. Но, как правило, часто требуют за последние полгода, начисления отпускных при использовании отпуска.

При наличии всех документов сокращенные сотрудники будут получать дополнительные выплаты:

  • за отработанное время до окончания срока уведомления;
  • компенсацию за .

Служба занятости начинает производить выплаты по истечении 3 месяцев после даты сокращения.

Если сотрудник прекратил исполнять служебные обязанности , то он также может пойти в Центр занятости и встать на учет. Это право прописано в Федеральном законе № 1032.

В список документации при этом включается справка об уровне заработка за последние три месяца до того, как случилось расторжение договора между сторонами. Остальные документы те же: паспорт, диплом, трудовая книжка.

В Центре будут искать вакансии и отправлять на собеседования в разные организации и учреждения. При этом будет регламентировано посещение Центра – 2 раза в месяц и выплаты пособия, сумма которых определяется индивидуально и зависит от того, были вы сокращены или нет, как долго не работаете и какова была зарплата на последнем месте работы.

Чем дольше вы будете стоять на бирже, тем меньше будут выплаты:

Таким образом, максимум при человек будут платить на протяжении двенадцати месяцев.

По истечении года пребывания на учете Центра занятости человек обязан устроиться на предложенную работу , иначе ему перестанут выплачивать пособие. Также повторные отказы ездить на собеседование или проходить переквалификацию могут закончиться прерыванием нахождения гражданина на учете в Центре занятости.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891
"О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Правила
регистрации граждан в целях поиска подходящей работы
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы (далее - граждане).

2. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.

3. Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

4. При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы:

а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;

б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

5. Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.

6. При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения.

7. Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

8. Трудоспособным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, готовым приступить к работе или профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

9. Сведения об установленной дате посещения зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц. Зарегистрированные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате посещения указанного учреждения для подбора подходящей работы.

10. При поступлении в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, которые являются подходящими для зарегистрированных граждан, этим гражданам в устной (по телефону) или письменной (почтовое отправление, электронная почта) форме предлагается в течение 3 дней посетить указанные учреждения для подбора подходящей работы.

11. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы указанные государственные учреждения осуществляют регистрационный учет при условии предъявления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

12. При посещении зарегистрированными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы сведения, содержащиеся в документах, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, и дата их предъявления вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

13. Ведение регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.

14. Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:

а) трудоустройство;

б) длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения;

в) осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

г) отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению гражданина);

д) смерть гражданина.

15. Сведения о дате и причине снятия с регистрационного учета зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

Правила
регистрации безработных граждан
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила регулируют порядок регистрации безработных граждан.

2. При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.

3. Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

4. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

5. Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

6. Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

7. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.

Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

8. При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет.

9. Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:

а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;

б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;

г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;

д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

10. Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

11. Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.

12. При предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.

Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

13. Государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы.

14. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.

15. Ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

16. Ведение регистрационного учета безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

17. Ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы.

18. Безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы.

19. При посещении безработными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы сведения, содержащиеся в документах, в том числе связанных с предыдущей трудовой деятельностью, подтверждающих отнесение их к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы, документах об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и (или) ученых званиях, об обучении и в иных документах, а также дата их предъявления вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

20. Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях:

а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";

б) прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;

в) длительная (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для регистрационного учета и подбора подходящей работы) неявка в государственное учреждение службы занятости населения без уважительных причин;

г) переезд, переселение в другую местность;

д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем;

е) осуждение к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

ж) назначение пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначение страховой пенсии по старости, в том числе досрочно, либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

з) отказ от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению безработного гражданина);

и) смерть безработного гражданина.

21. Сведения о дате и причине снятия безработных граждан с регистрационного учета вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц.

22. Государственные учреждения службы занятости населения письменно в форме почтового отправления уведомляют безработных граждан о снятии их с регистрационного учета в 3-дневный срок со дня снятия с регистрационного учета.

Требования
к подбору подходящей работы
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящий документ определяет требования к подбору гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и безработным гражданам подходящей работы.

2. Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.

3. Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

4. Зарегистрированным гражданам, не предъявившим при постановке на регистрационный учет документов, подтверждающих уровень образования и квалификацию, опыт и навыки работы, выдаются содержащиеся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера, не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с учетом транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

5. При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.

6. Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

7. Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

8. Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более 2 предложений о профессиональном обучении или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

9. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для зарегистрированных граждан и безработных граждан:

а) уволенных более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

б) прекративших индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

в) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

г) направленных государственными учреждениями службы занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;

д) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;

в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;

г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

11. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.

12. При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями.

Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно.

13. При отсутствии подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам при их согласии могут быть предложены:

а) направление на работу по смежной профессии (специальности);

б) направление для участия в оплачиваемых общественных работах;

в) участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест;

г) профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения;

д) направление на временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые.

14. Несовершеннолетним зарегистрированным гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может быть предложено временное трудоустройство в свободное от учебы время.

15. Кандидатуры зарегистрированных граждан и безработных граждан в случае их согласия на работу по смежной профессии (специальности) или участие в оплачиваемых общественных работах и временном трудоустройстве согласовываются с работодателями.

Обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачивается место трудоустройства, могут быть различными. Например, субъект попал под или стремится стать на учет с целью нахождения своей первой работы. Центр занятости способствует трудоустройству населения, помогая более оперативно найти новое рабочее место. Для осуществления данной операции безработным людям требуется ознакомиться со сведениями о том, как встать на биржу труда.

Документы, необходимые для постановки на биржу труда

Под биржей труда понимается отделение центра занятости. Направляться в рассматриваемую структуру субъекту необходимо, когда появляется потребность в новом трудоустройстве ввиду отсутствия предыдущего или его утраты вследствие различных причин.

Исходя из ст. 3 ФЗ № 1032/1 в редакции от 07.03.2018г. признается та часть трудоспособного населения, у которой нет дохода и фиксированного места работы . Подобные лица должны находиться в поисках нового трудоустройства, и быть готовыми начать исполнять трудовые обязанности, если был найден работодатель и подходящая должность. При наличии рассмотренных обстоятельств субъект будет постановлен на учет на бирже труда. Для подобных субъектов полагается материальная помощь в виде ежемесячного пособия, позволяющего поддерживать достойный уровень жизни до момента заключения трудового соглашения.

Главный аспект, с которым требуется быть ознакомленным нетрудоустроенному лицу, – это сведения о том, что нужно, чтобы встать на биржу труда. В первую очередь, требуется узнать, достаточно ли оснований у субъекта, чтобы претендовать на статус безработного. Затем следует узнать, какие документы нужны, чтобы встать на биржу труда.

Чтобы официально числиться на бирже труда, субъекту, утратившему место трудоустройства, потребуется направить в указанную структуру такие документы:

  1. Выписку с предыдущего места работы о среднем заработке в месяц (выписка выдается за последние 3 рабочих месяца).
  2. Удостоверение личности субъекта, ИНН и СНИЛС.
  3. Бумагу, подтверждающую наличие у человека среднего образования.
  4. Документ, доказывающий получение субъектом высшего (или специального) образования.
  5. Выписку из ПФ (Пенсионного Фонда) РФ о наличии лицевого страхового счета.

Также при направлении документов в службу занятости лицо должно заполнить соответствующую анкету, в которой обозначаются основные данные (личные и квалификационные), идентифицирующие нетрудоустроенное лицо, а также его пожелания относительно нового трудоустройства.

Пакет бумаг для лиц, которые еще не имеют опыта работы, содержит в себе такие документы:

  1. Удостоверение личности гражданина.
  2. Бумага, подтверждающая наличие образования (среднего и специального).
  3. ИНН И СНИЛС.
  4. Справка из ПФ РФ.

Важно отметить, что, если гражданин не имеет каких-либо документов, например СНИЛС, ему необходимо оформить все требуемые бумаги до обращения в центр занятости.

Особенности постановки на учет на биржу труда, если нет справки с предыдущего места работы

Нередко возникают ситуации, когда гражданин интересуется, как встать на биржу труда, если нет справки с предыдущего места работы. Важно отметить, что выдать справку о доходах может только работодатель, с которым были разорваны трудовые отношения. Для этого составляется специальное заявление на имя руководителя компании с прошением оформить выписку о доходах за последние три рабочих месяца. В случае, когда работодатель игнорирует указанное прошение, гражданин вправе подать жалобу в инспекцию труда или прокуратуру.

Ввиду того, что законодательно четко определен перечень документов, необходимый для признания гражданина безработным, любое отклонение от данных требований ведет к отказу в присвоении статуса безработного и начисления пособия. Даже в условиях, когда гражданин согласен на минимальное пособие ввиду отсутствия справки о доходах, не допускается замена рассматриваемого документа заявлением о согласии на минимальный объем выплат.

Порядок и условия постановки на учет на бирже труда

Ответ на вопрос о том, как встать на учет на бирже труда, заключается в прохождении субъектом таких этапов:

Условия для граждан, которые хотят встать на биржу труда после увольнения по собственному желанию, не отличаются. Для данной категории населения основным условием обеспечения пособия является предоставление сотрудникам биржи справки доходах за последние три рабочих месяца с места работы.

Лицам, числящимся на учете в центре занятости, нужно знать, какие на них налагаются обязанности по факту регистрации. В частности:

  1. Дважды в месяц субъект обязан посещать учреждение по договоренности с сотрудником службы. Если гражданин будет нарушать данный порядок посещения службы, объем выплат может быть сокращен, вплоть до полной остановки начислений.
  2. Если для конкретного сотрудника находится соответствующая должность, состоящий на учете на бирже труда в ближайшие три дня с даты получения уведомления о вакансии обязан прибыть в компанию для собеседования с руководителем.

Ничем не мотивированный отказ субъекта от трудоустройства более двух раз может привести к снижению объема выплачиваемого пособия по безработице вплоть до прекращения его начисления.

  1. На протяжении года гражданин должен выбрать из предложенных вакансий подходящую работу. Если этого не произошло, любая специальность, не требующая высшего или специального образования, квалификации и умений, будет считаться подходящей для субъекта.

Субъекты, которые не могут быть признаны безработными

Исходя из п. 3 ст. 3 ФЗ № 1032/1 не могут считаться безработными, а, соответственно, не постановляются на учет в центре занятости следующие группы граждан:

  1. Люди моложе 16.
  2. Пенсионеры, которые получают страховое обеспечение, в том числе, досрочную и накопительную пенсии.
  3. Граждане, которые были осуждены и приговорены судом к принудительным работам.
  4. Если субъект, который ранее нигде не был трудоустроен, отказывается два раза от предложенного ему обучения.
  5. Если субъект, который был ранее трудоустроен, на протяжении 10 дней дважды отказывается от найденных ему возможных рабочих мест.
  6. Лица, не появившиеся без уважительной причины в органах службы занятости на протяжении 10 дней с даты их регистрации.
  7. Лица, которые предоставили государственным работникам заведомо неправдивые документы или бумаги, содержащие ошибки.

Особенности постановки на учет на биржу труда беременной женщины

Требования, выдвигаемые к лицам, желающим стать на учет по безработице, не содержат упоминания о беременности. Также законодательством РФ постановлено, что беременность не считается причиной в отказе при заключении трудового соглашения. Следовательно, беременная женщина вправе зарегистрироваться на бирже труда как безработная. Для этого гражданке необходимо быть информированной о том, как встать на биржу труда беременной.

Так, на протяжении 10 дней с момента обращения в службу, субъекту должны предложить две возможные вакансии, исходя из профессиональных навыков гражданки. Если требуемые вакансии не найдены, оформляется регистрация в качестве безработного лица. Беременным так же, как и всем прочим категориям населения, назначается выплата пособия.

Право на выплаты по безработице сохраняется за женщиной на протяжении 30 недель протекания беременности, если в течение этого времени она не оформит трудоустройство.

Начиная с 30 недели беременности, женщина оформляет отпуск по БиР, что означает остановку начисления пособия. Все дальнейшие выплаты, связанные с пособием по уходу за ребенком, осуществляет структура соцзащиты населения. Чтобы безработная женщина была вправе рассчитывать на получение пособия по уходу за ребенком, ей также потребуется подать в органы социальной защиты необходимые документы, куда, помимо прочего, включается выписка из центра занятости о снятии гражданки с учета как безработной.

Пособие по БиР безработной женщине не предоставляется.

Выплаты на бирже труда

Когда человек утрачивает рабочее место, возникает необходимость встать на биржу труда и получать пособие по безработице на период до оформления нового трудоустройства. Суммы пособия начисляются каждый месяц с того момента, как субъекту был официально присвоен статус безработного. Пособие может назначаться на протяжении двух лет. В частности:

Помимо указанного, в 2018 году выплаты по безработице имеют минимальные и максимальные значения, определенные в ПП РФ № 1423 от 24.11.2017г. «О размерах…». В частности:

  1. Минимальный объем пособия составляет всего 850 руб.
  2. Максимальный размер выплачиваемых средств фиксируется на отметке в 4900 руб.

Необходимо отметить, что в июне 2017 года на портале, где публикуются проекты законодательных документов, был размещен проект о крайних значениях пособия. В данном проекте Министерство труда предлагало не менять минимальный и максимальный объем пособия по безработице. При этом рассматриваемый объем средств не изменялся, начиная с 2009 года.

Также необходимо отметить особенности процедуры постановки на биржу труда в Москве в 2018 году. Исходя из Постановления правительства Москвы № 47 от 27.01.2009г., столичным жителям предоставляется доплата к пособию по безработице в объеме минимального значения данного пособия, то есть, к итоговой сумме выплат также полагаются дополнительные 850 руб. Помимо этого, в Москве безработным жителям компенсируется стоимость передвижения на общественном транспорте в объеме половины цены проездного.

Особенности выплат при постановке на учет на биржу труда после увольнения по сокращению штатов

Распространенным вопросом является, как стать на биржу труда после увольнения по сокращению штатов. Для данной категории безработного населения существуют свои особенности.

В данном вопросе существуют особенности расчетов с бывшим работодателем. Субъект должен стать на биржу труда на протяжении первых 14 дней с момента ухода с должности.

При увольнении в подобных условиях бывший работодатель будет обязан выдать гражданину средства в объеме двух среднемесячных зарплат. Также, если субъект не находит новое место трудоустройства на протяжении первых двух недель, по запросу биржи труда работодатель предоставляет третью выплату бывшему подчиненному в объеме его среднемесячной зарплаты.

Особенности электронной биржи труда

Необходимо отметить наличие локальных электронных трудовых бирж в федеративных субъектах РФ. Тем не менее, на сегодняшний день подобные сервисы есть не везде, а только в крупных населенных пунктах. Электронные биржи труда также призваны облегчить гражданам процесс поиска трудоустройства.

Встать на учет и оформить соответствующее пособие электронным способом нельзя, для этого необходимо личное присутствие гражданина в центре занятости.

Наиболее часто подобные ресурсы используются населением для быстрого поиска работы, без оформления статуса безработного и соответствующих выплат. Также подобный ресурс может использоваться для оповещения граждан о проводимых образовательных программах или обучающих семинарах. Подобные курсы зачастую проводятся на бесплатной основе.

Таким образом, постановка на биржу труда является быстрым и несложным процессом. Для грамотного осуществления процедуры, гражданину потребуется собрать полный пакет документов и регулярно посещать службу занятости.

Финансовый кризис больно ударил по всем слоям населения, вот и частный бизнес будоражит, все больше людей остается без работы. Сразу встает вопрос: где найти работу? Но пока будете искать новую работу или переобучаться на новую профессию необходимо стать на учет в центр занятости населения вашего района. Как это сделать правильно поговорим в этой статье.

Я вам подскажу, как подготовить нужные документы так, чтобы постановка на учет в качестве безработного не затянулась.
Данная памятка будет полезна для граждан любого города России, процедура постановки на учет в целом по стране во многом сходна.

Истина: время - деньги

Очень важный момент для тех, кто уволен по сокращению штатов - встать на учет такой безработный должен в течение четырнадцати календарных дней с даты увольнения. По истечении четырнадцати дней на учет, конечно, примут, но самому сокращенному такая проволочка будет стоить одной месячной зарплаты.

По действующему российскому трудовому законодательству, работодатель должен выплатить сокращаемому работнику оклад за два месяца. А если тот за эти два месяца не найдет новую работу - еще и за третий. Оплачивается этот третий месяц на основании справки из центра занятости, которую надо принести в бухгалтерию своего последнего места работы. А вот эту справку сокращенному работнику, который, вставая на учет, не уложился в четырнадцать дней, в центре занятости не дадут. Не имеют права.

Но при этом ему не будет полагаться и пособие за третий месяц своего безработного статуса. В законе четко сказано: если уволили по сокращению штата, пособие по безработице полагается только с четвертого месяца после увольнения.

Справка о средней заработной плате на предыдущем месте работы

Из всего комплекта документов, который требуется для постановки на учет в любом центре занятости, самые большие трудности возникают со справкой о зарплате на последнем месте работы.

Оптимальный вариант - узнав о предстоящем сокращении, сразу обратиться в центр занятости и взять там бланк нужной справки. А потом попросить, чтобы вам его заполнили в бухгалтерии.
Но это еще не все. При заполнении этой справки бухгалтера часто ошибаются, если что не так, немедленно завернут. И не поставят на учет (а значит, и не дадут пособие) до тех пор, пока справка не будет соответствовать всем требованиям.

Рассмотрим типичные ошибки

1. Неправильный угловой штамп вверху справки или бланк организации. Требования центра занятости допускают оба варианта, но с обязательным условием: хоть штамп, хоть фирменный бланк должны содержать ИНН и юридический адрес компании-работодателя. А вот бухгалтера и кадровики порой грешат тем, что распечатывают справку на бланке, который не содержит этих реквизитов. А это означает одно: «подателю сего» в центре занятости скажут снова идти на поклон к работодателю. Ну и на кой нужна такая беготня?

2. Эта ошибка актуальна для тех, кто протрудился на последнем месте работы больше года. Справка, которую требует центр занятости, охватывает только один год, предшествующий дате увольнения. Если вас уволили, скажем, с 1 февраля, значит, в этом документе должна быть информация о том, сколько недель вы протрудились на этой работе с первого февраля прошлого года и какую зарплату получали именно в этот период, а не с первого рабочего дня. Иначе говоря, максимальная цифра, которая может быть в графе о количестве отработанных недель - 52.

3. Эта ошибка особенно актуальна для бывших работников малых и средних предприятий или филиалов, где должности генерального директора и главного бухгалтера часто занимает один человек. В справке расписаться должны оба. Если же подпись в обеих графах одна, значит, перед одной из этих должностей (оптимально - главного бухгалтера) должна быть приписка «и.о.» (исполняющий обязанности).

Другие документы

Справка о зарплате - документ самый проблемный, но далеко не единственный, хотя с другими проблем и меньше. Но все, что требует для постановки на учет центр занятости, надо иметь при себе. Иначе не зарегистрируют, пока не принесете все, что требуется.

Итак, кроме справки о зарплате, придется принести:

Паспорт;

Документ об образовании (аттестат, свидетельство, диплом). Если диплом получен в ближнем или дальнем зарубежье, понадобится также его нотариально заверенный перевод на русский язык. Вкладыш к диплому приносить не надо;
. свидетельство о присвоении ИНН (индивидуального номера налогоплательщика);

Пенсионное страховое свидетельство (страховое свидетельство ПФР - Пенсионного фонда России).
Проще всего тем, кто в течение года до даты обращения в центр занятости вообще нигде не работал: от них требуются только паспорт и документ об образовании. Остальное (кроме справки о зарплате, которая им не нужна по причине отсутствия таковой в последний год) - только при наличии.

Пособие

С 1 января 2009 года максимальный размер пособия по безработице - 4900 рублей в месяц. На практике именно эта сумма причитается почти всем безработным, имевшим до постановки на учет в центре занятости официальные доходы. Тем, кто до обращения в центр занятости не работал год и больше, полагается минимальное пособие - 850 рублей в месяц.
Подоходным налогом пособие по безработице не облагается.

Начислять пособие будут на сберкнижку, однако не стоит спешить открывать ее до первого визита в центр занятости. Там назовут конкретные филиалы Сбербанка России, в которых надо открыть счет. На сберкнижки в других филиалах пособие перечислять не будут.

А вот после регистрации в центре занятости не стоит с этим затягивать: завести сберкнижку придется в течение пяти дней. Чтобы открыть счет, нужно будет сразу положить на него 10 рублей.

Права и обязанности

После постановки на учет безработный должен два раза в месяц отмечаться в центре занятости. Дату и время назначает сотрудник центра. За неявку без уважительной причины пособие сократят, а то и вовсе снимут.

Если в банке вакансий есть работа, подходящая по квалификации и опыту, в центре занятости дадут направление на собеседование. Дойти до офиса работодателя придется не позже, чем в ближайшие три дня.

Свои требования и пожелания к будущей работе можно указать в заявлении о помощи в ее поиске - бланки лежат на столиках в центрах занятости в открытом доступе.
Надо учесть, что за отказ от двух предложений работы, которую в центре занятости сочтут подходящей конкретному безработному, лишают пособия.

Если безработный не трудоустроился в течение года, подходящей для него будет считаться любая неквалифицированная работа.
Если выяснится, что безработный одновременно с пособием имел какие-то доходы, ему придется вернуть все деньги, которые он получил в качестве пособия, имея при этом заработки: либо добровольно, либо по решению суда.

Альтернатива

Центр занятости может быть полезен не только пособием по безработице и предложениями из городского банка вакансий.
Статус безработного дает возможность бесплатно получить новую квалификацию. Список профессий и учебных центров городские чиновники составляют в начале каждого года, обычно к февралю-марту, после чего в центрах занятости вывешивают объявления о предстоящих наборах на учебу.

На небольшую помощь центра занятости могут рассчитывать безработные, которые хотят начать свой бизнес. Им город компенсирует расходы на регистрацию своего предприятия (в случае открытия ООО - до 30 тысяч рублей, дороже всего обходится разработка устава) или индивидуального предпринимателя.

Если для ведения бизнеса не хватает знаний, сами сотрудники центров занятости советуют сначала пройти по направлению центра бесплатный четырехмесячный курс по основам предпринимательства, а потом включаться в программу «Свое дело» и регистрироваться в качестве бизнесмена.
После регистрации новоявленного бизнесмена снимут с учета в центре занятости.

Потеря рабочего места не всегда несет только негативный оттенок. Ведь в перспективе можно найти боле высокооплачиваемую должность, добиться личного и карьерного роста. Для увеличения шансов на это следует встать на учет в Центр Занятости по месту проживания.

Кто может претендовать на пособие по безработице

Статус безработного предполагает некоторые преимущества, которые необходимо использовать в своих целях. Но предварительно необходимо правильно его оформить. Основные правила и требования к выполнению этой процедуры указаны в законе №1031-1.

Главным условиям является отсутствие постоянного или временного заработка. Постановка на учет в Центре Занятости дает следующие преимущества:

  • Возможность получать пособие по безработице;
  • Доступ к большой базе данных вакансий в конкретном регионе;
  • Участие в государственных программах.

Если же единственной целью является получение денежных средств по безработице – необходимо предоставить подтверждающий документ о прошлой трудовой деятельности. Им является трудовая книжка, или ее дубликат.

Но есть определенные категории граждан, которым может быть отказано в регистрации на бирже труда. К ним относятся:

  • Пенсионеры. Даже в том случае, если они после оформления пенсии работали и потеряли свою должность;
  • Граждане, чей возраст меньше 16 лет;
  • Заключенные, содержащиеся в специализированных учреждениях;
  • Лица, предоставившие ложные сведения в органы Центра Занятости.

Во всех других случаях любой гражданин России при потере места работы может воспользоваться всеми возможностями, которые предоставляет биржа труда.

Порядок учета граждан

Следует знать, что оформление проводится не по фактическому месту проживания, а по прописке. Это очень важный пункт, так как в противном случае служащие Центра Занятости вынуждены будут отказать в подаче документов. Регистрация статуса безработного выполняется только по адресу прописки.

Для оформления необходимы следующие документы:

  • Паспорт ;
  • Трудовая книжка или ее заверенная копия;
  • Документ о получении образования;
  • Справка о доходах за последние три месяца. Лучше всего сделать ее по образцу, который можно взять в местном отделении биржи труда. Это должен быть актуальный бланк.

Традиционно при увольнении работодатель выдает справку по форме 2-НДФЛ. Но для Центра Занятости она не походит. Поэтому следует заранее оформить документ по полученному образцу. Если же до момента поставки на учет гражданин нигде не работал – справки не потребуется.

Размеры пособия по безработице определяются согласно сумме заработка за последние три месяца. После постановки на учет первые три месяца будет выдаваться 75% от средней зарплаты, в последующие четыре – 60%, а затем только 45%.

Преимущества учета в Центре Занятости

В настоящее время на бирже труда есть множество вакансии, данные о которых в обязательном порядке предоставляются безработному. При выборе возможных вариантов сотрудники Центра обращают внимание на текущий профессиональный профиль, опыт работы и навыки. Если же ни один из вариантов не устраивает – можно пройти бесплатные курсы повышения или изменения квалификации.