Презентация на тему: Античная культура. Презентация - Античная культура (3 части) Территория Древнегреческой цивилизации

Подобные документы

    Характеристика периодизации культуры Древнего Египта: Древнее, Среднее, Новое царства. Особенности архитектуры храмов и гробниц египтян. Появление новых жанров в искусстве Древней Греции. Греческий архитектурный ордер как основа всей античной архитектуры.

    реферат, добавлен 03.03.2012

    Культура архаической эпохи. Создание жанра трагедии и комедии в класический пероид развития культуры. Памятники древнегреческой архитектуры (афинский Акрополь, Парфенон). Расцвет скульптуры и живописи. Особенности эллинизма. Культура Древнего Рима.

    реферат, добавлен 20.04.2010

    Понятие "цивилизация", его происхождение и основные типы. Культура Древней Греции. Поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея", их значение. Культура Древнего Рима. Своеобразие римской архитектуры. Античная наука, ее особенности и отличия от науки нового времени.

    реферат, добавлен 21.12.2008

    Религия и искусство Древней Греции. Развитие архитектуры, скульптуры, вазописи и театра в древнегреческом периоде. Культура и мифология Древнего Рима. Особенности художественной культуры, архитектуры и изобразительного искусства. История римского права.

    курсовая работа, добавлен 26.11.2012

    Понятие античности в культуре Древней Греции и Рима, основные периоды ее развития. Особенности формирования греческой культуры, религии, направления в театральном искусстве и литературе. Характеристика каменного зодчества, архитектуры и философии.

    реферат, добавлен 10.04.2016

    Возникновение культуры Греции на пересечении исторических путей Средиземноморья. Мифология и религия, литература, театр Древней Греции. Изучение скульптуры, музыки, живописи. Исследование жилища, одежды и еды. Основы семьи и брака, образования детей.

    курсовая работа, добавлен 28.05.2014

    Литература, искусство, философия Древней Греции. Выдающиеся представители античной культуры. Дворцы-цитадели как отличительная черта микенской цивилизации. Античная скульптура и архитектура. Демократизм - форма государственного устройства Древней Греции.

    реферат, добавлен 25.04.2010

    Античная культура как уникальное явление, которое дало общекультурные ценности во всех областях духовной и материальной деятельности. Исследование культуры и быта Древней Греции и Древнего Рима. Тенденции развития современной культуры и её будущее.

    контрольная работа, добавлен 29.09.2017

    Состязательный характер античной грецкой культуры. Оценка мировоззрения в Древней Греции. Политическое устройство греческих рабовладельческих государств. Быт и уклад Древней Греции. Рассмотрение образа жизни греков, особенностей обряда бракосочетания.

    реферат, добавлен 12.10.2014

    Место культуры Древней Греции в мировой истории. Развитие науки, философии, литературы и изобразительного искусства в Греции. Памятники древнегреческой скульптуры V-VI вв. до н.э. Творчество античных авторов. Театр как обязательный атрибут архитектуры.

Вопросы для рассмотрения Природные, социальные и религиознодуховные факторы развития
древнегреческой культуры
Основные черты, достижения и мировое
значение культуры Древней Греции
Особенности культуры Древнего Рима

Античность

от лат. antiquus – древний
греко-римская древность, культурное
наследие Древней Греции и Рима.

Античный мир

цивилизация в бассейне Средиземного моря,
Причерноморья и сопредельных стран
Конец 3 тысячелетия до н.э. – сер. 5 века н.э.

Переодизация истории и культуры Древней Греции

Крито-Микенский – к.III – II тыс. до н.э.
Гомеровский – XI-IX вв. до н.э.
Архаический – VIII-VI вв. до н.э.
Классический – V-IV вв. до н.э.
Эллинистический – к. IV в. до н.э. – 30-е гг. I
в. до н.э.

Территория Древнегреческой цивилизации

Балканское, Фракийское, Малоазийское
побережья Эгейского моря + острова

Греческая народность

Ахейцы
Дорийцы
Ионийцы
Эолийцы
один язык
осознание
принадлежности
к одной цивилизации

параметры новой системы духовных ценностей

рационализм мышления древних греков,
осознание ценности человеческой
личности,
прославление активности, смелости и
умения человека в борьбе с природой,
чувство неразрывной связи гражданина и
полиса,
понятие свободы, как высшей
нравственной ценности.

Религиозная система

политеизм,
антропоморфизм,
различные культы
космизм,
природное начало.

Греческие Боги

могущественны, но не всемогущи,
подчиняется высшей силе – судьбе.
близки человеку, (антропоморфные
образы, могут вступать с людьми в брачные
отношения.
главное назначение – помогать человеку в
его трудной жизни, а не использовать его
лишь для служения себе

Олимпийский Пантеон (от греч. pan - все и theos – бог)

Зевс и Гера,
Посейдон и Деметра,
Гермес и Афина,
Арес и Афродита,
Аполлон и Артемида,
Гефест и Гестия.

статуи победителей Олимпийских игр.

Полис

город-государство,
экономическая основа - земледелие,
автаркия,
развитые товарные отношения
по площади 10 на 10 км.,
5-10 тыс. населения,
социально-неоднороден

Главная особенность полиса

наличие гражданского коллектива –
объединения полноправных граждан.
гражданином полиса мог быть лишь
человек, имеющий земельный участок в его
границах
Высший орган власти и управления
полисом – народное собрание (агора)

Особенности культуры Древней Греции

полнота, разнообразие и известная
законченность всех составных частей
культуры (литературы, искусства,
философии);
гуманитарная направленность культуры;
большой вклад греков в сокровищницу
мировой культуры, создание шедевров,
обогативших культурное творчество
последующих поколений.

Древнегреческий театр

возник на основе народных песен и плясок
в честь бога Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели,
одевшись в козлиные шкуры, родилась
трагедия (трагос – козел, ода – песня);
из озорных и веселых – комедия.

Составляющие театрального сооружения

Театрон – места для зрителей
Скена – «гримерка»
Орхестра - сцена

Авторы - классики

Эсхил (трагик) - «Персы», «Прикованный
Прометей»;
Софокл (трагик) - Царь Эдип», «Антигона»,
«Электра»;
Еврипид (трагик) - «Медея», «Ипполита»,
«Ифигения в Авлиде»
Аристофан (комедиограф) - «Мир»,
«Женщины в народном собрании»,
«Всадники»

Ордерная система архитектуры

Ордер – определенное сочетание несущих
и несомых частей стоечно-балочной
конструкции, их структура и
художественная обработка
Архаический период - дорический и
ионический.
Классический период - коринфский

Дорический орден

Ионический ордер

Коринфский ордер

Ордеры

храм Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом)

храм Парфенон (храм Афиныдевы - воздвигнут в 447-438 гг.
архитекторами Иктином и
Калликратом)

Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н. э.).

Греческая скульптура

Материал: мрамор, бронза, слоновая кость,
дерево, золото, глина
Изобразительный канон: лицо –
продолговатое, прямая переносица, глаза
миндалевидной формы, пухлые губы,
серьезное, спокойное выражение
Идея мимесиса (подобия)

Мирон «Дискобол»

Фидий «Зевс», «Афина-дева»

Пракситель «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»

Леохар «Аполлон Бельведерский», «Артемида»

Живопись

открытие правил линейной перспективы
обогащение живописных приемов
светотенью
Зарождение станковой картины
(использование темперы (краска,
смешанная на основе яйца или желтков,
соков растений, или вода+клей) для письма
по грунтованным доскам).

Наука

Философия -материалистическая
концепция Демокрита, идеалистические
системы Сократа и Платона, философская
теория Аристотеля.
История – Геродот («отец истории») описывает греко-персидские войны,
Фукидид - «История Пелопонесской войны»
в восьми книгах

эллинистическая культура

греческое оформление в сочетании с
местными традициями
общегреческий язык – койне, как средство
межнационального общения
новое мировоззрение – космополитизм (от
греч. слова «космополитес» - гражданин
мира)

культура древнего Рима

период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г.
до н.э.)
период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.)

этруски

искусство градостроения,
настенная монументальная живопись,
скульптурный и живописный портрет.

культурное наследие Рима

скульптурный портрет
монументальные инженерные сооружения
многоэтажные сооружения со сводчатыми
и купольными перекрытиями
высокохудожественные стенные росписи
(Помпейские)

Тосканский ордер

Помпейские росписи стили

инкрустационный, (II в. до н.э.) - имитирует
облицовку стен квадратами разноцветного
мрамора и яшмы
Архитектурно – перспективный (80 – е гг. до н. э.) стены оставались гладкими и расчленялись
живописно – иллюзорно
Ориентализирующий(период империи) строгость, изящество и чувство композиции
декоративный стиль(с сер. I в. н.э.) –пышность,
декоративность, богатство орнаментальных
мотивов

Характерные черты древнеримской культуры

широкое использование достижений покоренных народов
наряду с собственной культурной традицией;
динамизм и изменчивость;
воплощение идеи величия Рима, культа императора,
военно-исторической памяти;
гигантизм; утилитарная или развлекательная
направленность при меньшей художественности;
большая зависимость художника от заказчика;
рациональность, функциональность, прикладной характер
меньше одухотворенности и эмоциональности (по
сравнению с Греческой культурой)

Античная культураЧАСТЬ 2
Амурская область, Бурейский р-он.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МХК МОБУ Новобурейской СОШ № 3, Рогудеева Лилия Анатольена составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2010г. 2015 год

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
Живопись Древней Греции
Древнегреческая живопись. Чернофигурные вазы

Вазы чёрнофигурного стиля. Архаика.
Вазопись

Краснофигурная амфора

5 век до н.э. Ранняя Высокая Поздняя
Классика

Храмы дорического ордера

1. Храм Зевса в Олимпии (468-456 гг. до н. э.).

Массивный и величественный Храм Зевса
Руины храма Зевса в Олимпии

В святилище Зевса находилась и его знаменитая статуя работы Фидия, выполненная из золота, слоновой кости и дерева. Некогда она считалась одним из семи чудес света. Сегодня же среди шедевров высокой античной классики таким чудом света предстает афинский Акрополь (V в. до н.э.).

Статуя Зевса в Олимпии

В древности греки вели летоисчисление на основании регулярных спортивных состязаний - олимпийских игр, получивших свое название от города Олимпии на Пелопоннесе.

2. Афинский Акрополь состоял из нескольких великолепных строений. Он был поставлен на возвышении, как будто специально созданном природой – крутом холме с плоской вершиной.
Реконструкция афинского Акрополя

В облике Акрополя воссоздан художественный идеал, отражающий дух высокого и благородного эллинизма. Гордо вознесшись над окружающим миром, этот архитектурно - скульптурный ансамбль поражает свободной живописной планировкой зданий при сохранении единства композиции всего комплекса. Он прославляет волю и интеллект человека, его способность творить стройный порядок и красоту в хаосе природы.

В ансамбль афинского Акрополя входит несколько мраморных сооружений. Над крутым склоном холма воздвигнуты знаменитые Пропилеи, торжественно предваряющие вход на Акрополь. На выходе из Пропилей возвышался 17,метровый колосс Афины Промахос (Афины воительницы), изваянной Фидием. Главный храм Акрополя - Парфенон - совершеннейшее творение архитекторов Иктина и Калликрата при руководстве Фидия. Образ Парфенона поражает безупречной ясностью и простотой.

Горожане, поднимающиеся сюда в дни больших праздников, сначала проходили через Пропилеи. Это здание с колоннами служило парадными воротами. В боковых пристройках находились духовные сокровища Афин: старинная библиотека и картинная галерея. Тут же был устроен маленький но очень красивый храм богини Победы – Ники.

Пройдя через ворота, афиняне выходили на большую площадь, посреди которой стояла бронзовая статуя почетной горожанки, богини Справедливости – Афины.

Созданный в дорическом стиле, храм окружен легкими колоннами (восемь по фасадам и семнадцать по боковым сторонам); стройность и соразмерность частей и целого в этом огромном сооружении кажутся идеальными. Следует добавить, что в древности для афинян Парфенон не только олицетворял религиозную идею, но и был символом торжествующей демократии: по преданию, небожительницу Афину греки почитали первой гражданкой города и сами избрали ее своей покровительницей.

Ей же был посвящен и главный храм Акрополя – Парфенон, жемчужина мировой архитектуры.. Он как бы парил в воздухе над Акрополем так же, как Акрополь возвышался над столицей Греции.

В. Поленов. «Парфенон. Храм Афины Парфенос»

На первом выступе скалы к Пропилеям прилегает храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Афиняне решили навечно сохранить победу в городе и поэтому лишили богиню крыльев. Небольшой храм со стройными ионическими колоннами отличается легкостью и изяществом.
3. Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины.

Последним шедевром Акрополя был храм Посейдона и Афины - Эрехтейон.

1. Повторите по курсу истории и расскажите, когда возникла древнегреческая цивилизация. Как развивалась общественная жизнь в городах Древней Греции? Что такое рабовладельческая демократия? 2 Какие мифологические сюжеты отражают основы религиозного миро понимания древних греков? Какое из великих античных творений воплотило миф о борьбе богов и титанов? Назовите имена боговолим пийцев и расскажите, какими сферами жизни они ведали? Подготовьте сообщение об Аполлоне и его музах (домашнее задание). 3. Какие мифологические сюжеты отражают основы религиозного миропонимания древних греков? Какое из великих античных творений воплотило миф о борьбе богов и титанов? Назовите имена богов-олимпийцев и расскажите, какими сферами жизни они ведали? Подготовьте сообщение об Аполлоне и его музах (домашнее задание).

4. Почему древний этап развития античной художественной культуры Древней Греции назван гомеровским? 5. Какие виды ордера изобрели греки? Расскажите о древнегреческой архитектуре. 6. Что скрывается под «архаической улыбкой» куроса и коры? 7. Расскажите о древнегреческой вазописи. 8. Расскажите об афинском Акрополе. Какие памятники Парфенона дошли до наших дней?

Презентация по слайдам

Текст слайда:


Текст слайда: Еще в конце неолита в Европе начался переход от стадии дикости и варварства к первым цивилизациям. Проявления такого перехода прослеживаются уже в третьем и втором тысячелетиях до новой эры. Но все же временем расцвета древних цивилизаций принято считать первое тысячелетие до новой эры и первую половину первого тысячелетия новой эры. Это объясняется последствиями неолитической революции, наступлением медного (достаточно вспомнить Гомера, в поэмах которого почти на каждой странице упоминается то медноострое копье, то медный щит, то даже «меднобогатый град»), а затем бронзового века. Но особенно большую роль в наступлении этапа древних цивилизаций сыграл переход к железному веку, произошедший как раз в начале первого тысячелетия до новой эры. Применение железа дало новый стимул развитию производства, вызвало к жизни новые формы хозяйственной деятельности людей.


Текст слайда: Не меньшие изменения произошли в этот период и в духовной сфере, касающейся образа жизни человека, его быта, обычаев, нравов, представлений о морали, переоценки ценностей. Изменились и взаимоотношения в семье и обществе, возник новый тип сознания. Произошло становление государственности, связанное с переходом к первому классовому обществу - рабовладельческому. Впрочем, все сказанное никак нельзя отнести к Европе в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему находилась на стадии варварства. Когда говорят о переходе к этапу цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья, где сложилась греко-римская цивилизация, которую итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной (от лат. «антиквис» - древний).


Текст слайда: Точнее, видимо, было бы вести речь о трех последовательных цивилизациях в этом регионе. Во-первых, о древнегреческой (третье тысячелетие - конец IV в. до н.э.) с подразделением ее на древнейший, гомеровский, архаический и классический периоды. Во-вторых, об эллинистической (конец IV - I в. до н.э.), представлявшей своего рода симбиоз греческой культуры с культурами Древнего Востока и территориально вышедшей далеко за пределы Европы. И, в-третьих, о римской цивилизации (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), которую в свою очередь подразделяют на этрусский, царский, республиканский и императорский периоды. Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия. И хронологически, и территориально их можно подразделить на памятники Древней Греции и эллинизма и памятники Древнего Рима.


Текст слайда: ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.


Текст слайда: ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».


Текст слайда: Памятники Древнего Рима можно условно подразделить на три территориальные группы. К первой из них относится сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры. Ко второй - другие памятники античности на территории современной Италии. А к третьей - довольно многочисленные архитектурно-исторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.