Презентация по музыке на тему "Ма́ртин Лю́тер". Презентация на тему "мартин лютер- великий реформатор" Соотношение духовной и светской власти

Лютер Мартин (1483-1546), богослов и политический деятель, глава Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма (лютеранства).

Родился 10 ноября 1483 г. в Эйслебане (Саксония). Выпускник Эрфуртского университета и магистр свободных искусств, Лютер в молодые годы неожиданно для многих оставил стезю светского учёного и постригся в монахи. Сделал он это, будучи уверенным в своей крайней греховности и устрашившись Божьего гнева. Лютер принял постриг в ордене августинцев, известном, с одной стороны, большой строгостью устава, с другой - богословскими «вольностями», частыми расхождениями с официальной церковной доктриной.

Лютер, человек талантливый, образованный и ревностный в вере, быстро выделился в среде братии. Став священником, он вскоре вернулся к научным занятиям - теперь уже теологическим. В 1512 г. доктор теологии Лютер занял профессорскую кафедру библейской истории в университете города Виттенберга. Упадок веры и дисциплины в Церкви, политика Папы Джованни Медичи (Льва VII), стремившегося прежде всего к власти над Италией и личному обогащению, вызывали у Лютера гнев. В конце концов он разочаровался в папской власти и возложил надежду в реформе Церкви на светских правителей. Кроме того, богословские занятия привели его к убеждению в ложности католического вероучения.

Лютер отверг доктрину благодати Церкви, возможность спасения через добрые дела. По его мысли, все люди равны перед Богом в силу первородного греха. Деяния святых были избыточны и не нужны для спасения, духовенство не имеет никаких преимуществ. Люди спасаются лишь силой искренней веры, которая сама есть дар Бога.

Лютер отвергал поклонение святым, иконам, реликвиям, требовал строгости и «дешевизны» Церкви, подчинения её светской власти.

Массовый выпуск Львом VII индульгенций (грамот, отпускающих грехи за деньги) дал Лютеру повод к открытому выступлению. В 1517 г. он написал 95 тезисов, в которых обвинил корыстного Папу в ереси. Вызов в Рим Лютер проигнорировал, а папскую буллу, отлучившую его от Церкви, сжёг при большом стечении народа на одном костре с ворохом индульгенций (1520 г.).
С этого момента он стал признанным вождём Реформации - движения за преобразование Церкви.

Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.

Новый Папа Климент VII (Джулио Медичи), занятый войной за Италию с императором Карлом У, остался безучастен к немецким делам. Тяжесть борьбы с Реформацией пала на самого Карла - врага Папы, но истового католика.

В 1530 г. примкнувший к Реформации, однако близкий и к «людям Возрождения» немецкий теолог Меланхтон создал вместе с Лютером Аутсбургское исповедание веры. Император отверг его, что стало началом религиозной войны в Германии.

Масштаб разразившегося конфликта беспокоил Лютера. Он резко реагировал на появление новых лидеров Реформации, таких, как У. Цвингли, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин.

1 слайд

2 слайд

Детство Чернокожий священник и борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в Атланте (штат Джорджия).Родился в семье священника-баптиста. В 1944 году Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. В 1947 году Кинг принял сан священника, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.

3 слайд

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными путями. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее. В итоге был создан Акт о правах, одобренный и принятый Конгрессом. Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, уничтожавшего остатки расовой дискриминации, была отмечена Нобелевской премией мира.

4 слайд

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». На следующий день Кинг был ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррэйн» Мартин Лютер Кинг был убит на балконе 2 этажа Мемфисской гостиницы утром 4 апреля 1968 года. Ему было 43 года. . От раны он скончался в госпитале Сент-Джозефа и был похоронен в Атланте. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников 20-го века.

5 слайд

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником. О нём снят фильм «Кинг» (King, 1978).

6 слайд

Он выглядел усталым, а его одежда - помятой. Люди тесно толпились вокруг него, так тесно, что он едва мог дышать. Он не выглядел как человек, который бросил вызов своей стране, но его слова на этой пресс-конференции, одной из сотни за последние 15 лет, укрепляли его решимость продолжать борьбу. "Изменения приходят только через настойчивую борьбу со злом".

7 слайд

"У меня есть мечта, глубоко укорененная в американской мечте: место, где мои 4 малыша будут частью нации, в которой о людях не будут судить по цвету их кожи, но по их внутреннему содержанию". "Мы одержим верх, потому что у нас есть амуниция решимости, оружие храбрости, броня праведности и всеоружие Божье",

8 слайд

Как празднуют 15 января в Соединенных Штатах отмечается День памяти Мартина Лютера Кинга. По традиции, в разных городах страны пройдут шествия и митинги. Главные мероприятия проводятся в Атланте (штат Джорджия), где жил и проповедовал борец за равноправие темнокожих американцев. В этот день закрываются школы, офисы, почта и банки. Все телеканалы транслируют ролики выступлений из 60-х годов. Из радиоприемников слышны высказывания лидеров движения за равные гражданские права. В предшествующее воскресенье в церквях читают небольшие проповеди. В понедельник проходят мемориальные службы и изысканные церемонии, напоминающие о жизни Кинга, посвященной борьбе за мир. А молодые мамы и папы рассказывают своим детям сказку о Мартине, «апостоле воинственного ненасилия», который столько сделал для того, чтобы Америку сегодня знали как страну свободы и равноправия.


Родители Мартина отправили его на обучение в университет в Эрфурте, чтобы он получил высшее юридическое образование. Вы спросите почему он тогда оказался в священниках? Есть несколько объяснений этого неожиданного решения. Согласно одному, угнетённое состояние Лютера вследствие « осознания своей греховности ». Согласно другому, однажды он попал в сильную грозу и впоследствии вступил в Августинский орден. За год до этого должность викария Ордена получил Иоганн Штаупиц, впоследствии друг Мартина. Августинский орден Иоганн Штаупиц В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники. обет священники Августинский орден, августинцы неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций католической церкви, руководствующихся « Уставом святого Августина », который был написан через много веков после смерти Августина в 430 году и использовался духовенством, желавшим жить по нормам, близким к монашеским.


В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет. Там он впервые познакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был Эразм Альберус. Виттенбергский университет блаженного Августина Эразм Альберус Лютер преподавал, а также учился для получения степени доктора теологии. доктора теологии В 1511 году Лютера послали в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращённость римско - католического клира. Рим клира В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии. После этого он занял должность преподавателя теологии вместо Штаупитца. теологии Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: « Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры ». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в годах. ощущения греха апостола Павла рай оправдание


8 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях « Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира ». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении души [ прояснить ], которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций . Тезисы были отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они носили другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенций рассматривали проблему с точки зрения человечности [ прояснить ]. Лютер же критиковал догмы [ какие? ], то есть христианский аспект учения. Лев X буллу отпущении грехов индульгенций спасении души прояснить 31 октября 1517 года 95 тезисах епископу Бранденбургскому папства прояснить какие?


Император Карл V, поддерживавший папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор заявил: « Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь ». Первые издания речи Лютера содержат также слова: « На сём стою и не могу иначе », но в документальных записях заседания этой фразы не было . Карл V Вормсский рейхстаг


Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика . По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург [* 1] ; некоторое время многие считали его погибшим. В замке Лютеру якобы являлся дьявол , но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык, редактировать который ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер . Вормса 26 мая 1521 года Вормсский эдикт еретика Фридриха Саксонского замок Вартбург [* 1] дьявол переводу Библии на немецкий язык Каспар Круцигер


В 1525 году 42- летний Лютер связывает себя узами брака с 26- летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей Катариной фон Бора Последние годы жизни Лютер страдал от хронических недугов. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года. Айслебене


Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. « Человек спасает душу не через Церковь, а через веру », писал Лютер. Он выступает против догмата Божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая Божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение . папы Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера ]. Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком . Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом Лютер заявил об отвержении авторитета папских декретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. спасения ] декретов и посланий


Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации , но и послужила одним из поворотных моментов в зарождении капитализма и определила дух Нового времени. Максу Веберу Реформации капитализма Нового времени В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии образования языка музыки



12

Мартин Лютер 10 ноября 1483, Айслебен,
Саксония - 18 февраля 1546, там же) -
христианский богослов, инициатор
Реформации, ведущий переводчик Библии
на немецкий язык. Его именем названо
одно из направлений протестантизма.

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459-1530) - бывшего крестьянина,
перебравшегося в Айслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. В 1497 году
родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В
1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте.
В 1505 году Лютер получил степень магистрасвободных искусств и начал изучать
юриспруденцию. В тот же период он вопреки воле отца поступил в августинский
монастырь в Эрфурте.

Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была
очень сложной. Тем не менее, он был примерным монахом
и тщательно выполнял все предписания. В Эрфурте Лютер
вступил в Августинский орден. За год до этого должность
викария Ордена получил Иоганн Штаупиц, впоследствии
друг Мартина. В 1506 году Лютер принял монашеский обет,
а в 1507 году он был посвящён в священники.

В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый
Виттенбергский университет. Лютер одновременно
преподавал и учился, чтобы получить степень доктора
теологии. В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам
ордена. Поездка произвела на молодого богослова
неизгладимое впечатление. Именно там он впервые
столкнулся и увидел воочию развращённость римскокатолического клира. В 1512 году он получил степень
доктора теологии. После этого Лютер занял должность
профессора теологии.

Реформаторская деятельность

18 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов
и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению
храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер
взрывается критикой роли церкви в спасении, которая выражается 31
октября 1517 года в 95 тезисах. Тезисы были также отправлены
епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Стоит
добавить, что выступления против папства были и раньше. Однако они
носили другой характер.

Критика догм…

Лютер критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Слух о тезисах
распространяется молниеносно, и Лютера вызывают в 1519 году на суд и,
смягчившись, на Лейпцигский диспут, куда он является, несмотря на судьбу
Яна Гуса, и в диспуте выражает сомнение в праведности и непогрешимости
католического папства. Тогда папа Лев X предаёт Лютера анафеме; в 1520 году
буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было
объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»).
Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую
буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К
христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским
засильем является делом всей немецкой нации.

В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были
положены во главу угла Книги Согласия. В работе Аугсбургского рейхстага 1530
года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Меланхтон.
Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против
убеждённых противников Реформации. После основания «Салана» в 1537 году,
ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности
для проповеди и призывов к обновлению церкви.

Последние годы жизни Лютера
были омрачены хроническими
недугами. Он умер в Айслебене 18
февраля 1546 года. В 1546 году
курфюрст Иоганн Фридрих I
сделал заказ мастеру Генриху
Циглеру из Эрфурта сделать
статую для могилы Лютера в
Виттенберге. В качестве оригинала
предполагалось использовать
деревянную статую, созданную
Лукасом Кранахом Старшим.
Имевшаяся бронзовая доска на два
десятилетия оказалась на хранении
в замке Веймара. В 1571 году
средний сын Иоганна Фридриха
передал её в дар университету.

Одним из центральных и востребованных положений взглядов
Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung).
В противоположность католическому учению о противопоставлении
мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на
профессиональном поприще осуществляется Божья благодать.
Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности,
вкладывая в них различные таланты или способности, и долг
человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога
нет труда благородного или презренного.

Основной целью тезисов было показать, что
священники не являются посредниками
между Богом и человеком, они должны лишь
направлять паству и являть собой пример
истинных христиан.

Фигура Лютера в немецкой истории

В историю немецкой общественной мысли Лютер
вошёл и как деятель культуры - как реформатор
образования, языка, музыки. В 2003 году по
результатам опросов общественного мнения Лютер
стал вторым великим немцем в истории Германии.
Он не только испытал на себе влияние культуры
Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами»
стремился использовать народную культуру и многое
сделал для её развития. Большое значение имел
выполненный Лютером перевод на немецкий язык
Библии (1522-1542), в котором ему удалось
утвердить нормы общенемецкого национального
языка. В последней работе ему активно помогал его
преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила.
Мартин ЛЮТЕР (1483-1546) - родился в 1483 году в Эйслебене (Восточная Германия). Он собирался стать юристом, однако стал монахом. Он присоединился к монахам-августинцам в Эрфурте и там начал изучать богословие. Обучали его “современному пути” ученики «Габриеля Биля. Через некоторое время он стал профессором богословия в недавно основанном университете города Виттенберга. Но у Лютера были свои проблемы. Его учили, что, для того чтобы угодить Богу и завоевать Его благодать, человек должен “стремиться изо всех сил делать добро”, что подразумевало и любить Бога превыше всего. Однако такой Бог представал перед Лютером как судья, взвешивающий его заслуги. Лютер чувствовал себя попавшим в ловушку: он не мог любить такого Бога, Который осуждал его и Который не мог принять его, пока он не полюбит Его. Один стих из Писания особенно причинял страдания Лютеру: “В нем [Евангелии] открывается правда Божия от веры в веру, как написано: “праведный верою жив будет” (Рим. 1:17). Лютер ненавидел Бога за то, что Тот справедливо осуждал человека, не только по закону, но и по Евангелию. И вдруг в один прекрасный день глаза Лютера открылись и он понял значение “праведности в Боге”. Это не праведность, осуждающая нас, но праведность, оправдывающая нас по вере. Евангелие открывает нам не осуждение и гнев Божий, но Его спасение и оправдание. Как только Лютер понял это, он почувствовал, что родился заново и вошел в рай.

Реформаторское движение в лице Мартина Лютера имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого протестантизма, на которого оказали влияние мистика и учения Яна Гуса, не был философом и мыслителем.

Началом реформаторского движения являлось событие, происшедшее в Виттенберге 31 октября 1517 года, когда Лютер обнародовал свои исторические 95 Тезисов, направленные против торговли индульгенциями. В ту пору ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного - отсутствие денег». Основной мотив «Тезисов» - мотив внутреннего раскаяния и сокрушения, противопоставляемого всякого рода внешней активности, любым делам, подвигам и заслугам. Центральная мысль «Тезисов» состоит в следующем: Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Основная идея «Тезисов» - богу одно только раскаяние - наталкивала верующего на мысль о том, что вся церковно - феодальная собственность представляет собой незаконное и насильственно приобретенное достояние.

Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с папой перед богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима. Лютер не признает посредников между богом и человеком, он отвергает церковную иерархию вместе с папой. Он отверг деление общества на мирян и священников, поскольку об этом нет ни слова в Писании.

Первые теологические сочинения Лютер написал в 1515 -1516 годах. В своих публикациях «Разъяснение к диспуту...», «Разговор об отпущении и милости» и др. он растолковывал смысл своих «Тезисов».

С 1518 ГОДА Рим развернул инквизиционный процесс против Лютера, он был отлучен от церкви.

Лютер отвергнул большинство таинств, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Все пути спасения - только в личной вере человека. Утверждая непререкаемость авторитета Писания, Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание веры и морали, на свободе совести, сам перевел его на немецкий язык. Уже в 1519 году Лютер отказался от средневекового представления о тексте Писания как о таинственном шифре, который не может быть понят без знания установившегося церковного толкования. Библия открыта для каждого, и ни одна ее интерпретация не может быть признана еретической, если она не опровергнута очевидными разумными доводами.

В августе - ноябре 1520 года выходят в свет публикации Лютера, составившие своего рода реформаторскую теологию: «К христианскому дворянству немецкой нации...», «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина». В них намечена программа коренного преобразования церковной организации и «найдены формулы полного нравственно - религиозного размежевания с папством».1 Лютер объявляет войну церковно - феодальному централизму.

15-16 века - время кризиса схоластики и растущего недовольства ею со стороны гуманистов и пионеров естествознания. О своем отношении к схоластике Лютер заявил летом 1517 года и затрагивает эту тему в своем программном сочинении «Гейдельбергская диспутация» (1518).

Бог, в его понимании, определяется как вещь непознаваемая, абсолютно трансцендентная по отношению к способности рационального осмысления мира. Любую попытку исследовать, что есть бог, или хотя бы доказывать, что он есть, реформатор считает тщетной и ложной. Бог лишь настолько известен человеку, насколько сам пожелал открыться ему через Писание. То, что в Писании понятно, надо понять; то, что не понятно, следует принять на веру, памятуя, сто бог не лжив. Вера и понимание - единственные способы отношения человека к творцу.

Лютер оторвал веру от разума, но одновременно отвергал сверхразумные, экстраординарные способности, обеспечивающие слияние с божеством. Как было упомянуто ранее, у Лютера познание бога, каков он в себе и для себя, получила смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения - иррациональное (соблазнительное) действие. Реформатор настаивал на категорической непримиримости веры к разуму, обосновывающему веру и на категорической непримиримости разума к вере, пытающейся ориентировать разум в его мирском исследовании. Область, где разум компетентен - мир и мирское - то, что существующее общее религиозное сознание означало как посюстороннее (в отличие от потустороннего) и как сотворенное, временное, обусловленное в отличие от творящего, вечного, абсолютного. Разум должен иметь дело с тем, что ниже нас, а не над нами. Для Лютера бог скорее безличный неподвижный двигатель Аристотеля или мироправитель евреев, но никак не распятый Христос.

Однако, отношение к Аристотелю как к символу схоластики выражено в основном лозунге предлагаемой Лютером университетской реформы - «Борьба против аристотелизма». В 1520 - 1522 годах она была на деле проведена в Виттенберге при активном участии Лютера. Из университетского курса были исключены аристотелевская физика, психология и метафизика. Логика, риторика сохранились для тех, кто готовился к степени магистра. Реформатор надеялся, что отлучив схоластику от университетов, он сделает их центром нестесненного изучения свободных искусств, практически полезных наук и нового богословия. Однако уже к концу 20-х годов обнаружилось, что схоластика возрождается и продолжает расти. Поздние сочинения Лютера, в частности его обширное «Толкование Первой книги Моисея» (1534-1545), «пронизаны горьким сознанием «неистребимости» схоластического стиля мышления».2

Лютер решительно отвергал астрологию, не признал гелиоцентрическую гипотезу, однако, нет оснований считать его «антикоперниканцем», поскольку он даже не знал ни имени Коперника, ни его учений.

Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела классовый и исторический характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасение от которых следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать, подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие сильной государственной власти. По словам К. Маркса Лютер победил рабство по набожности только тем, что на его место поставил рабство по убеждению.

Мартин Лютер - противоречивый выразитель переломной эпохи. Реформатор умудряется продвигаться вперед, к новому времени, даже в своих самых ранних сочинениях.

Критика всех инстанций церковного авторитета; понимание свободы совести как неотчуждаемого личного права; признание самостоятельного значения государственно - политических отношений; защита идеи всеобщего обучения; отстаивание нравственного значения труда; религиозное освящение деловой предприимчивости - таковы установки учения Лютера, приближавшие его к раннебуржуазной идеологии и культуре.