Создание резерва по сомнительным долгам проводки. Пример. Корректировка резерва в I квартале года, на который перенесен остаток резерва. Создание резерва в бухгалтерском учете

Функционирование любой организации невозможно без работы с просроченными задолженностями ее дебиторов. Для того чтобы в бухгалтерской и налоговой отчетности данные об имеющихся долгах были достоверными, а само наличие этих долгов не угрожало финансовой и экономической стабильности предприятия, создают резерв по сомнительным долгам (РСД). Поговорим подробнее об этом понятии.

Законодательная база

В рамках бухучета создание резерва по сомнительным дебиторкам в отношении любой ДЗ, отнесенной специалистом классу сомнительных, обязательно для каждой организации. Базовый регламент по работе с РСД содержится в следующих нормативных документах:

  • часть вторая Налогового кодекса РФ;
  • ФЗ №117 в редакции от 29 декабря 2014 года с доп. и изм., которые вступили в силу 1 марта 2015 года;
  • Положения по ведения бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенное в обращение приказом Министерства финансов №34н 29 июля 1998 года;
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,которое было утверждено приказом Минфина №43н 6 июля 1999 года;
  • Приказ Министерства финансов №49 в редакции от 8 ноября 2010 года;
  • Положение по бухучету об изменении оценочных значений №21/2008, которое было утверждено 6 октября 2008 года приказом Минфина РФ №106н.

Внимание! Сомнительный долг – это задолженность одного из клиентов или контрагентов организации, которая не была погашена им в установленный договорными обязательствами или законом срок. Также к сомнительным относят дебиторки, не обеспеченные никакими гарантиями, вроде залога или задатка, банковской гарантии или поручительства и т. д., которые контрагент, по экспертной оценке, не сможет закрыть в нужный кредитору срок.

Создание РСД: правила и особенности

Резерв по долгам сомнительного типа формируется компанией по итогам инвентаризации имеющихся у нее дебиторок. Инвентаризацию бухгалтер должен проводить в последний день отчетного периода, а акт о ее итогах становится документальным основанием для дальнейших действий с РСД. Для каждого обнаруженного в процессе проверки должника проводят анализ его финансового положения, а затем определяют вероятность того, что денежные средства по договору будут внесены им в срок. Используя полученные данные, рассчитывают размер необходимого для каждого из дебиторов резерва.

Методы создания резерва по сомнительным долгам

Для формирования РСД, в зависимости от ситуации, применяется один из трех способов:

  1. Интервальный – сумма регулярных отчислений в РСД рассчитывается бухгалтером с определенной периодичностью (один раз в месяц или квартал). При расчетах определяют процент от общего объема задолженности, с учетом сроков ее существования.
  2. Экспертный – на основании анализа поведения и материального состояния должника экономисты компании определяют, какую часть из общего объема имеющихся у него сомнительных долгов он сможет погасить в срок. В этом случае РСД по данному должнику определяется как разница между имеющимся долгом и планируемой суммой погашения.
  3. Статистический – проводится анализ имеющихся у юрлица ДЗ по каждому виду за последние несколько лет. На основании анализа определяется среднегодовая сумма дебиторок компании. Именно в ее размере и формируется резервный фонд.

Необходимо помнить! При подсчете размеров РСД сумму задолженности берут с учетом НДС.

Выбирая способы и методики, по которым будет рассчитываться резерв сомнительных долгов, предпринимателю следует принимать во внимание специфику деятельности и особенности учета своей компании. Кроме этого, необходимо учитывать, какое влияние будет оказывать РСД на основные показатели бухгалтерской и налоговой отчетности. Выбранные методы должны быть отображены в учетной политике организации. Например, для экспертного способа потребуется четко установить критерии оценки материального состояния компаний-дебиторов, а для интервального – объем процентов, которые будут отчисляться в резерв.

Кстати! Можно использовать процентные значения, применяемые в налоговом учете. Согласно им, размер РСД может составлять половину суммы общего долга, если он возник 45–90 дней назад, или 100% - для ДЗ старше 90 дней.

Необходимые документы

При возникновении любой сомнительной ДЗ бухгалтер компании обязан создать соответствующий РСД. В качестве документального основания для перевода дебиторки в категорию сомнительных, в зависимости от выбранного компанией типа учетной политики, могут выступать:

  • справка-расчет, составленная бухгалтером;
  • экспертное заключение от экономиста;
  • профессиональное суждение.

Данный документ подается руководителю предприятия. После ознакомления с ним руководитель выпускает приказ о создании в бухучете организации соответствующего РСД. В приказе необходимо прописать:

  • полную сумму ДЗ;
  • полное наименование предприятия, по вине которого возник долг;
  • размер РСД;
  • ФИО и должность лица, ответственного за формирование резерва.

Только на основании этого документа бухгалтер компании может приступать к дальнейшим действиям.

Правила отображения РСД в бухгалтерской отчетности

В бухучете для проводок с применением резерва по сомнительным дебиторкам используют счет 63. Чтобы сформировать резерв, выполняют проводку: Дебет 91/2 «Прочие расходы» — Кредит 63. Дальнейшие отчисления на счет РСД также списываются в категорию прочих расходов.

Важно! Объем РСД в рамках бухучета не ограничивается.

В балансе юрлица данные о ДЗ отображаются за вычетом объемов сформированного РСД. Итоговую цифру вносят в строку 1230.

В случае погашения (как полного, так и частичного) долга дебитором, РСД может быть подвергнут восстановлению. В этой ситуации его сумма добавляется к прочим доходам предприятия и заносится на счет 91. Также восстановление РСД возможно, если по итогам следующего за годом его создания года обнаружено отсутствие оплаты от должника. Процедура восстановления здесь производится так же, как и при погашении ДЗ.

Если дебиторка из разряда сомнительных перешла в категорию безнадежных, она списывается с баланса предприятия за счет средств РСД. Перед этим проводится инвентаризация сомнительных ДЗ, а также подготовка документов, доказывающих безнадежность долга. Списание проводят в адрес 62-го счета.

Важно! Даже после списания ДЗ, следует в течение пяти лет следить за финансовым положением должника с целью выявления возможности взыскания списанных сумм.

Особенности работы с РСД в налоговом учете

Налоговый кодекс лимитирует сумму, которую предприятие имеет право выделять на резерв по сомнительным долгам. Это может быть не более 10% от объема выручки компании, полученной в периоде, за который был создан РСД. При этом значение выручки для расчетов берется без НДС. Напомним, что в бухгалтерском учете такие ограничения отсутствуют.

Важно! Размер отчислений в адрес резерва, в указанных налоговой пределах, каждый предприниматель устанавливает для своей компании самостоятельно. Предельные значения прописываются организацией в учетной политике.

Кроме этого, существуют и другие отличия использования РСД в налоговом и бухгалтерском учете. Так, согласно положениям бухучета создание резерва является обязательным для каждой сомнительной дебиторки. Налоговый учет оставляет эту возможность на усмотрение бухгалтера. То есть, согласно его правилам, формирование РСД переходит из разряда обязанностей в разряд прав компании.

Кстати, в рамках налогового учета ДЗ признается сомнительной только при условии, что она соответствует всем указанным ниже требованиям:

  • не оплачена в нужный срок;
  • не подкреплена гарантийными обязательствами;
  • связана с оплатой поставок товаров/работ/услуг;
  • не является возвратом аванса;
  • не связана с оплатой договорных санкций;
  • не является оплатой переданных компанией имущественных требований или прав.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, НК РФ запрещает формирование резерва по такой дебиторке.

Важно! Если предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения, формирование РСД, согласно требованиям российского Налогового кодекса, для него невозможно.

Бухучет отводит размер отчислений в РСД на усмотрение компании-кредитора. Зато налоговый учет строго лимитирует их, в зависимости от продолжительности просрочки:

  • 0% - если ДЗ существует менее 45 дней;
  • 50% - по ДЗ, образованным от 45 до 90 дней назад;
  • 100% - для просроченных выплат, возникших более 90 дней назад.

Внимание! В налоговом учете расходы на пополнение РСД считаются внереализационными расходами компании.

Размер РСД определяют по итогам инвентаризации дебиторок. Данную процедуру рекомендуется проводить в последний день налогового периода. Если компания работает по авансовой схеме расчетов, для нее периодичность проведения инвентаризации ДЗ составляет 1 месяц. Все остальные налогоплательщики выясняют размер резервов и объем дебиторок ежеквартально. Это важно и для правильного отображения в налоговых документах списания РСД, если оно произошло по причине окончания срока исковой давности по долгу. Процедура списания должна быть проведена в том же отчетном периоде, когда вышел срок истребования задолженности, а не тогда, когда у сотрудников компании нашлось время на инвентаризацию. Данное требование закреплено письмом Министерства Финансов РФ №03-03-06/1/38 от 28 января 2013 года.

Важно! Данные о списании ДЗ в налоговой и бухгалтерской отчетности должны совпадать! В противном случае бухгалтеру компании придется проводить корректировку уже сданных налоговых деклараций.

Вконтакте

Деятельность любой компании сопряжена с определенными экономическими рисками. И в условиях экономической нестабильности наиболее актуальной проблемой становится неоплата отгруженной продукции. Ситуации довольно неприятные, но встречаются в хозяйственной деятельности практически любой организации. Поэтому для того чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности, могут создаваться резервы.

Резервы создаются, чтобы учесть риски неполучения дебиторской задолженности

Условия признания

Резерв по сомнительным долгам дает возможность повысить достоверность составляемой финансовой отчетности, поскольку баланс должен отражать дебиторскую задолженность, вероятность получения которой высока. Если существует неуверенность в получении задолженности и она соответствует определенным условиям, речь о которых пойдет ниже, то долг признается сомнительным и создается резерв.

Финансовая отчетность такой показатель не отражает, поскольку на эту сумму дебиторская задолженность уменьшается. Для раскрытия информации о созданных резервах примечания к бухгалтерской отчетности могут содержать необходимые пояснения. Таким образом, резервы создаются с целью отражения истинного финансового результата и реальной задолженности дебиторов.

В учете компании их формирование производится каждый раз при определении сомнительной к получению дебиторки. Это является закрепленной законодательством обязанностью любой организации, ведущей бухгалтерский учет. Сомнительной может признаваться задолженность, соответствующая трём условиям:

  • Она возникла при осуществлении основной деятельности

Резервы могут формироваться не по всем видам долгов, а только по задолженности от осуществления основных видов деятельности – реализации продукции или товаров, оказания услуг или выполнения работ. При этом дебиторка по проданным основным средствам, выданным займам или выплаченным авансам поставщику не относится к реализации. Также они не формируются по выставленным должнику штрафам за несоблюдение условий контракта, поскольку такой долг относится к прочим доходам.

  • Долг не оплачен своевременно

Это означает, что их создание предусмотрено только по долгам, которые не оплачены в сроки, отведенные контрактом или действующим законодательством. Если условиями контракта сроки не оговорены — по истечении одного года с момента образования дебиторки.

  • Отсутствие гарантий её погашения

Данное условие является достаточно спорным, поскольку вопрос обеспеченности долгов гарантиями остается на усмотрение организации. В частности, в качестве таковой может признаваться залоговое имущество, наличие встречной задолженности по иным обязательствам и т.д. Однако следует отличать обеспеченность гарантиями, предусмотренную Гражданским Кодексом, от обеспеченности реальными гарантиями.

Например, кодексом в качестве гарантии признается гарантийное письмо должника, однако в реальности средством гарантии оно не является, поскольку у должника в действительности могут отсутствовать средства для погашения задолженности.

Также для подтверждения отсутствия гарантий погашения обязательств можно провести анализ отчетности контрагента, получить которую можно из открытых источников или обратившись напрямую к должнику. Если показатели его платежеспособности имеют устойчиво негативную тенденцию, то стоит создавать резервы.

Таким образом, они создаются, если при инвентаризации расчетов выявлены долги, соответствующие одновременно трём условиям. Впоследствии, когда из сомнительных долгов выявляются безнадежные, резерв по сомнительным долгам это покрывает, т.е. задолженность погашается за его счет.

Учет резервов по сомнительным долгам в программах 1С

Способы создания

Действующим законодательством установлена возможность их формирования по окончании отчетного периода, т.е. один раз в год, квартал или месяц. Для этого в учетной политике нужно прописать периодичность создания. Величину данного показателя организация вправе рассчитывать одним из трех методов:

  • по каждому отдельному дебитору;
  • по группам давности должников;
  • по общей сумме дебиторки.

Выбранный метод также необходимо отразить в учетной политике. Для определения оптимального метода каждый из них предлагается рассмотреть более подробно:

  1. Расчет отдельно по каждому дебитору. Данный способ целесообразно применять малым организациям с небольшим количеством должников. При выборе такого способа анализируется задолженность каждого контрагента на предмет её сомнительности. В результате на эти суммы формируется резерв. Если в учете организации на начало периода он уже был отражен, а на конец периода оказался меньше, то его следует уменьшить, если на конец периода вновь рассчитанный сомнительный долг это покрывает с излишком – разница подлежит доначислению.
  2. Расчет по группам дебиторской задолженности. При выборе такого варианта расчета вся дебиторка классифицируется по временным интервалам в зависимости от сроков давности её образования. Далее к общей сумме долгов по каждой группе применяется коэффициент сомнительной задолженности. Например , долги можно классифицировать по группам со сроками непогашения до месяца, от одного месяца до трёх и так далее. К каждой группе применяется коэффициент, возрастающий в зависимости от длительности непогашения. Полученные итоги суммируются, и рассчитывается общий объём резерва по сомнительным долгам, который должен быть отражен в учете на отчетную дату. Как и в первом варианте, его следует сравнить с остатком и произвести либо доначисление, либо уменьшение.
  3. Расчет по общей сумме дебиторской задолженности. Такой способ создания предполагает следующий расчет: вся выручка за отчетный период (не нарастающим итогом), отраженная в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент. При использовании такого метода не сравниваются полученные итоги с остатком резерва на начало периода. Они просто увеличивают его сумму на счетах бухгалтерского учета.

При кажущейся простоте расчетов во втором и третьем вариантах следует учитывать, что коэффициент сомнительной задолженности нельзя «взять с потолка». Он рассчитывается на основании данных о списанной безнадежной задолженности компании за предшествующий период, не превышающий пяти лет.

Отражение в учете и влияние на отчетность компании

В учетной практике создание резерва производится путем отнесения их в состав прочих расходов отчетного периода. С каждым последующим его пересчетом на эту же сумму увеличиваются данные расходы. При его уменьшении расходы прошлого периода корректировке не подлежат – на разницу увеличиваются прочие доходы текущего периода.

В последующем, при превращении сомнительной задолженности в безнадежную, она списывается за счет ранее сформированного резерва, а при его недостаточности – разница списывается на прочие расходы.

Кроме того, на протяжении пяти лет с момента списания безнадежной задолженности её следует учитывать на забалансовых счетах.

С точки зрения отчетности, резерв сомнительных долгов позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, поскольку его сумма, учтенная в составе прочих расходов по текущей деятельности, уменьшает базу при расчете налога на прибыль. С другой стороны, уменьшается и общая сумма прибыли, подлежащая распределению между собственниками. Поэтому к вопросу создания резервов следует подходить максимально рационально, учитывая как интересы государства, так и интересы собственников.

Пример расчета резерва сомнительных долгов

Что делать при возврате сомнительных долгов

В практике хозяйственной деятельности компании могут возникать ситуации, когда резервы уже созданы, а средства по долгам, ранее признанные сомнительными, поступают на расчетный счет. В таком случае возникает вопрос о корректировке ранее созданного резерва.

Здесь следует учитывать два обстоятельства:

  • такая обязанность законодательством не установлена, поэтому за организацией остается право не отражать такие изменения;
  • на следующую отчетную дату они все равно будут учтены (это касается первого способа расчета резервов), поскольку на конец периода резервы пересчитываются на основе анализа долгов и увеличиваются (доначисляются), либо уменьшаются.

Поэтому в учете компании такие изменения могут не отражаться. Однако организация вправе закрепить в учетной политике отражение таких изменений дополнительными записями на счетах бухгалтерского учета . При этом на сумму оплаченного долга, ранее признанного сомнительным, уменьшаются резервы и одновременно увеличиваются прочие доходы.

В заключение, следует ещё раз напомнить, что создание резервов по сомнительным долгам является условной обязанностью организации. Это значит, что согласно действующему законодательству, компании, с одной стороны, обязаны создавать такие резервы, но с другой стороны, критерии признания того или иного долга сомнительным являются достаточно спорным и остаются на усмотрение организации.

Возможности создания резервов по сомнительным долгам находятся в интересах компании, поскольку созданные резервы позволяют оптимизировать налоговую нагрузку путем минимизации базы по налогу на прибыль. Поэтому для контролирующих органов отсутствие созданных резервов по сомнительным долгам не является нарушением, ведь чем выше база для налогообложения прибыли, тем больше поступлений получает государство. Однако в глазах собственников это равносильно существенной ошибке, поскольку главный бухгалтер не использовал законной возможности снижения налоговой нагрузки организации.

Активы и обязательства организации должны корректироваться с учетом оценочных значений. В таким показателем является резерв сомнительных долгов - в балансе сумма ДЗ показывается за вычетом созданных накоплений. Это позволяет избежать завышения активов. С 2011 года формирование резерва по сомнительным долгам - обязанность организации (согласно п. 70 ПБУ РФ № 34н). Хотя в НК РФ данная операция прописана как право компаний. Но если учесть, что эта сумма должна включаться в налоговые расходы, то многие предприятия пользуются правом создавать резервы. О том, как это правильно осуществить, какие проводки должны быть сформированы и как данная операция отображается в «Бухгалтерия 1С», вы узнаете из данной статьи.

Резервы в БУ

"Бухгалтерские» и «налоговые» накопленные суммы по сомнительным и безнадежным долгам сильно отличаются, поэтому и формировать их нужно отдельно для разных целей. В БУ порядок расчета предприятие устанавливает самостоятельно. В ПБУ РФ указано, что сумма средств должна рассчитываться одним из следующих методов:

Отдельно для каждого долга предприятие определяет сумму ДЗ, которая не будет возвращена и включает ее в резерв;

На основе информации с прошлых периодов: рассчитывается удельный вес неоплаченной суммы за несколько предыдущих лет;

По каждой сумме пропорционально сроку просрочки. Аналогичный способ применяется в НУ.

Сомнительными не являются:

  • ДЗ по обязательствам поставщиков, которые получили предоплату, а также по недопоставленным товарам в сроки, указанные в договоре.
  • Долг по штрафам за не соблюдение условий договора.
  • Долг по договорам займа и требования.

Подтверждение выбора

Выбранный вариант нужно утвердить в Если руководство решило использовать метод экспертной оценки, то следует четко прописать критерии отнесения задолженности в резервы. В пропорциональном методе нужно установить процентные значения. При выборе варианта формирования резерва важно учитывать цель его создания. Чем выше будет эта сумма, тем больше показатель чистых активов. Для "красивой" отчетности он должен быть минимальным. Так и законодательные требования будут соблюдены, и инвесторы не пострадают. В БУ создание резерва по сомнительным долгам отражается по сч. 63, аналитические данные прописываются отдельно по каждому должнику. Отчисления в резерв отображаются в «Прочих затратах» (сч. 91-2).

Пример формирования резерва в БУ

ООО «Х» отгрузила ООО «У» товары на 120 т. руб. (НДС 18, 24 т руб.) 12.08.2013. Срок отсрочки в 10 календарных дней был нарушен. Учетной политикой ООО «Х» предусмотрено отнесение сумм к безнадежным в полном объеме. Руководство приняло решение включить 100 % задолженности в резерв по сомнительным долгам. Проводки в таком случае будут выглядеть следующим образом:

Корректировка. 15.10.13 покупатель решил оплатить часть долга в размере 50 т. руб. Эту операцию следует отразить в БУ по сч. 63 "Резерв по сомнительным долгам". Проводки:

На конец года ДЗ в балансе нужно уменьшить на объем сомнительных долгов: 120 - 50 = 70 т руб.

2. Допустим, в июне 2014 года ООО «У» было ликвидировано. Поскольку ранее сумма их долга включалась в фонд, то и списываться она будет с этого же счета 63 "Резерв по сомнительным долгам". Проводки:

3. Согласно ПБУ РФ №34, если до конца периода, следующего после создания резерва, его величина не была полностью израсходована, то остаток должен быть включен в финрезультаты текущего периода. В рамках данного примера, если остаток не будет списан до 31.12.14, то он должен быть отнесен на прочие затраты (сч. 91-1). Но согласно этого же положения, в конце года должен быть снова создан резерв по сомнительным долгам. Проводки аналогичны выше рассмотренным. Ввиду неоднозначности требований эксперты рекомендуют не списывать долг полностью, а корректировать в ту или иную сторону.

Создание резерва по сомнительным долгам в НУ

Данный порядок расчетов четко прописан в ст 266 НК РФ. В ней указано, что налогоплательщик может создавать/проводить отчисления по любой задолженности. Исключение - проценты по кредитам. В этой же статье сказано, что создать резерв по сомнительным долгам можно только по итогам инвентаризации ДЗ в конце отчетного периода. Эта операция должна проводиться не ранее, чем возникло обязательство по уплате налогов. В учетной политике нужно отразить факт создания или отказа от формирования резерва. Сделать это нужно до начала года. Вносить какие-либо изменения в текущем периоде нельзя.

Целью инвентаризации в таком случае является определение сроков просрочки уплаты долга. На основе полученных расчетов предприятие определяет сумму просрочки, а затем относит ее к безнадежной (если должник был ликвидирован) или сомнительной. В первом случае задолженность должна быть списана за счет созданного резерва, а во втором - включена в него. Использовать средства фонда можно только для покрытия затрат от безнадежных долгов.

Данные отчисления относятся к внереализационным расходам, уменьшая базу для расчета налога на прибыль предприятия (НПП), то есть проводить такие операции могут только плательщики НПП. Сумма отчислений определяется по каждому долгу:

  • < 90 дней просрочки - 100%;
  • 45-90 суток - 50%;
  • > 45 дней - 0%.

При этом, если сумма долга полностью относится в резерв, то на не должна быть больше 10% выручки текущего периода.

Пример расчета

ООО «Х» установила формирование резервов в 2014 году. Платежи по НПП уплачиваются раз в квартал, соответственно, резерв корректируется в это же время.

1. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам 31.03.14 показала, что у четырех должников просрочена ДЗ. Выручка предприятия составляет 3 млн руб. Сумма резерва рассчитывается следующим образом:

Просрочка, дн.

Сумма долга, т. руб.

Сумма отчислений, т. руб.

200 (200 * 100%)

Итоговая сумма резерва: 200 + 50 + 150 = 400 т. руб.

Налоговые ограничения: 3000 * 0,1 = 300 т. руб.

Сумма сформированного резерва: 300 т. руб.

2. Корректировка. Во втором квартале 3-й должник рассчитался с поставщиком, а первый ликвидировался. Новых сомнительных сумм не появилось, поэтому эти операции следует отобразить на счетах баланса.

В НУ безнадежная ДЗ списывается в полном объеме. Если она превышает сумму накопленную в фонде, то должна быть отнесена к внереализационным расходам. Итак, расчет резерва по сомнительным долгам во втором квартале должен выглядеть таким образом:

Итого резерв: 100 + 400 = 500 т. руб.

Налоговые ограничения: 6000 * 0,1 = 600 т. руб.

Сумма отчислений: 500 т. руб.

С первого квартала осталось 100 т. руб. неиспользованного резерва. Соответственно, он корректируется в сторону увеличения, и 400 тыс. должны быть отнесены к внереализационным затратам.

Перенос долга

Согласно ст. 266 НК РФ, полностью не списанная сумма сомнительного долга в текущем периоде может быть перенесена на следующий. Вновь созданный резерв должен быть скорректирован на сумму остатка: если он меньше, то разница относится к внереализационным доходам; если больше - к расходам.

По итогам года корректировка происходит следующим образом. Если на будущий год принято решение о формировании резерва, то сумма переносится. Если нет, то остаток должен быть включен во

Типовые бухгалтерские проводки

Хозяйственная операция

субсчет «Прочие затраты»

Создание резерва.

Списаны долги, ранее признанные сомнительными (по окончанию срока исковой давности, по решению суда, после ликвидации, банкротством должника). Сумма, указанная в данной проводке, должна быть продублирована на забалансовом сч. 007 и оставаться там в течение последующих 5 лет. Если финансовое положение должника улучшится, возможно, получится списать долг.

Показан НДС по списанной ДЗ.

Объединены неиспользованные суммы резервов к прибыли текущего периода, который следует за периодом создания.

Полное погашение задолженности.

Отнесение суммы превышающего остатка на доходы. Если резерв не создавался, то безнадежная и прочая задолженность должна включаться в расходы организации.

Должник возвращает долг полностью или частично. Эту же сумму нужно отобразить по кредиту 007.

Разница между НУ и БУ

Как было указано выше, налогоплательщики, которые решают создавать резервы НУ и БУ, неизбежно столкнутся в разницей в данных. Это связано со следующими причинами:

1. В размер резерва по сомнительным долгам в БУ включается только сумма за неоплаченную реализованную ГП. Задолженность за проданные ОС и другое имущество не включается.

2. На счетах БУ размер суммы сомнительного долга отображаются по решению руководства. В НК при просрочке более 90 дней сумма в резерве учитывается в полном объеме.

3. В БУ неиспользованный остаток должен быть отнесен к финрезультатам организации. В НК он может быть перенесен на следующий период (год).

Предприятие должно создавать регистр-расчет и вести в нем учет резервов по сомнительным долгам. Результаты инвентаризации отчетного периода должны быть подтверждены в соответствующем акте (№ ИНВ-17) с добавленными главами:

Дата возникновения долга (3 группы из НК);

Процент отчислений (0 или 100).

Бухгалтер должен отслеживать переход сомнительной задолженности в безнадежную, а остаток суммы переносить или включать в финансовые результаты.

Отображение операций в "Бухгалтерия 1С"

Настройки типовой конфигурации позволяют отслеживать сумму просроченной задолженности отдельно по каждому клиенту. Но для этого нужно установить чекбоксы. В окне "Настройки параметров учета" на вкладке «Расчеты с контрагентами» следует указать срок, после которого начнется отсчет срока просрочки. Но это правило будет действовать, если в учетной политике на вкладке "Расчеты с контрагентами" установлен чекбокс "Формировать резервы в НУ и/или БУ". Если активированы обе галочки, то неизбежно возникнет разница в цифрах. Причины ее появления уже были указаны выше.

Если срок задолженности более 45 дней, то во время закрытия месяца будет начислен резерв в объеме 50% от итоговой суммы по ДТ 62 и ДТ 76.06. Если срок больше 90 дней, то - 100%. Для просрочки в иностранной валюте сумму резерва придется формировать вручную. Проверить правильность расчетов в базе можно в одноименной справке.

  • Если клиент использовал старую конфигурацию, в котором аналитика не велась по каждому документу отгрузки, то после обновления конфигурации нужно создать новую учетную политику, распределить общую сумму резерва по документам отгрузок с помощью "Операция (БУ и НУ)".
  • Дт 91.02 Кт 63 - проводка создается автоматически в последний день месяца.
  • Резерв формируется по каждому клиенту. Программа анализирует сальдо по ДТ 62 и 76.06. Если у клиента по одному договору числится аванс, а по-другому задолженность более 45 дней, то резерв все равно будет начислен. А если эта сумма будет отличаться от НУ, то автоматически будет учтена разница.
  • Дт 63 Кт 91.01 - проводка восстановления резерва, которая формируется автоматически в конце месяца. Сумма уменьшается, если клиент оплатил товар.
  • Дт 63 Кт 91.01; - перенос задолженности.
  • Дт 63 Кт 62 (76.06) - списание ДЗ. Эта проводка формируется документом «Корректировка долга» с видом «Списание». Следует указать "Резерв по сомнительным долгам" счет 63 и указать субконто.

Если предприятие ведет учет в НУ и БУ, то необходимо отдельно изменять суммы. Для этого в документе «Корректировка долга» нужно активировать чекбокс «Ручная корректировка». Затем в проводке Дт 63 Кт 62.01 указать сумму резерва, а остаток отнести в постоянные и временные разницы. Программа правильно рассчитывает НПП, если выполняется следующее условие: БУ = НУ + ПР +ВР.

Остаток долга, не покрытого резервом в НУ, должен относиться на сч. 91.02 «Списание ДЗ (КЗ)". То есть по дебету и кредиту возникает отрицательная постоянная и временная разницы.

Сумма списанного долга, по которому прошло уже более трех лет, должна еще 5 лет числиться на забалансовом счете 007. Но если в течении этого времени клиент вернул хотя бы часть денег, то эта операция отражается следующей проводкой: Дт 50 (51) Кт 91.02. Если деньги так и не вернулись, то счет закрывается «Операцией БУ (НУ)" на всю сумму.

Резюме

Предприятие по окончанию отчетного периода должно создавать резервы по сомнительным долгам, то есть по тем суммам, возврат которых маловероятен. Способы расчета таких сумм в НУ и БУ отличаются. Если руководство решает отображать суммы не только в отчетных документах, но и в учетной политике, то корректировки придется проводить в базе вручную. Важно понимать, с какой целью формируется этот резерв. Чем выше сумма сомнительных долгов, тем больше показатель чистых активов. Для «красивой» отчетности, которая подается в банк, это не всегда хорошо.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Сомневаетесь в должниках? Создавайте резерв!

Налоговый и бухгалтерский учет резерва сомнительных долгов

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Создание резерва по сомнительным долгам позволит показать в бухучете реальную картину финансового положения дел в организации. А в налоговом учете - даст возможность пораньше признать расход тем, кто применяет метод начислени яподп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ . Вот почему «сомнительный» резерв пользуется популярностью.

О том, нужен ли в вашей организации такой резерв или нет, особенно полезно подумать именно в IV квартале. Ведь близится конец года, а значит, есть возможность пересмотреть свою учетную политику - и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Начинаем сомневаться

1п. 70 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н (далее - Положение № 34н); п. 1 ст. 266 НК РФ ; 2; 3п. 1 ст. 266 НК РФ ; 4Письма Минфина от 30.06.2011 № 07-02-06/115 , от 08.12.2011 № 03-03-06/1/816 ; 5Письмо Минфина от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318 ; 6п. 1 ст. 329 ГК РФ ; Письмо Минфина от 15.10.2003 № 16-00-14/316

В целом в бухгалтерском и налоговом учете принципы признания задолженности сомнительной схожи, но все-таки неодинаковы.

Создаем резерв по сомнительным долгам

Нужно учесть следующие правила создания резерва.

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Создание резерва
Это ваша обязанность, если существует вероятность, что задолженность не будет погашена - полностью или частично Это ваше право независимо от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учет еп. 3 ст. 266 НК РФ
В учетной политике нужно закрепить условие о создании резерва и порядок его создания как для бухгалтерского, так и для налогового учета
Наличие встречной кредиторской задолженности по тому же контрагенту
Не влияет на возможность создания резерва Не должно влиять на возможность создания резерва. Ведь в НК нет такого ограничения на его создание, как наличие встречной кредиторской задолженности. А зачет встречных требований - право, а не обязанность организации, что подтвердил ВАСПостановление Президиума ВАС от 19.03.2013 № 13598/12 .
Однако инспекторы при проверках налога на прибыль могут указать, что при создании резерва надо учитывать только разницу между дебиторской и кредиторской задолженностями, если они относятся к одному контрагенту. Соответственно, если кредиторка превышает дебиторку, то резерв безопаснее вообще не создават ьПисьма Минфина от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579 ; ФНС от 16.01.2012 № ЕД-4-3/269@
Подробнее о том, является ли встречная кредиторка помехой для создания резерва сомнительных долгов, мы писали в ,
Инвентаризация дебиторской задолженности
Поможет выявить сомнительные и уже безнадежные долги Для создания резерва обязательна на последнее число отчетного (налогового) период ап. 4 ст. 266 НК РФ . Какого-либо специального порядка проведения инвентаризации в НК нет
Результаты инвентаризации дебиторской задолженности можно оформить:
  • актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам иформа № ИНВ-17, утв. Постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88 ;
  • справкой к такому акт уприложение к форме № ИНВ-17
Определение резервируемой суммы
В идеале величина резерва определяется отдельно по каждой задолженности в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частичн оп. 3 ПБУ 21/2008 ; п. 70 Положения № 34н . Задолженность для расчета резерва берется с учетом НДС В резерв отчисляется определенный процент сомнительной задолженности в зависимости от срока ее возникновения:
  • до 45 календарных дней просрочки - отчисления в резерв не делаются;
  • от 45 до 90 календарных дней просрочки - 50%;
  • свыше 90 календарных дней просрочки - 100%.
Задолженность для расчета резерва берется с учетом НДСПисьма Минфина от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315 , от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726 ; Постановление Президиума ВАС от 23.11.2005 № 6602/05
Размер резерва в целом
Ничем не ограничен, но не может быть больше самой задолженности, под которую он создается Не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) период ап. 4 ст. 266 НК РФ . При этом выручку надо брать без учета НДСп. 4 ст. 266 , п. 1 ст. 249 НК РФ
Учет отчислений в резерв
Включаются в состав прочих расходо вп. 11 ПБУ 10/99 .
Сам резерв учитывается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». В балансе остаток по этому счету отдельной строкой не показывается.
На сумму созданного резерва надо уменьшить сомнительную дебиторскую задолженност ьп. 35 ПБУ 4/99 . О наличии и движении резерва следует сообщить в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результата хп. 27 ПБУ 4/99
Учитываются в составе внереализационных расходо вподп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ .
Суммы отчислений в резерв нужно отразить по строке 200 приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.
А сумму безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва, - по строке 302 этого приложения
Формы первичных документов для учета результатов инвентаризации в электронном виде можно найти: раздел «Справочная информация» системы КонсультантПлюс

Очевидно, что в налоговом учете правила создания резерва довольно жесткие. Хотя, согласитесь, в целом обоснованные. Так что те, кто хочет упростить себе работу, могут в бухгалтерской учетной политике прописать те же правила, что применяются в налоговом учете. Более того, некоторые даже закрепляют в бухучете 10%-й лимит по выручке (особенно если им не нужно проводить аудиторскую проверку). В таком случае остаток по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» будет совпадать с остатком одноименного резерва в налоговом учете. Сумма отчислений в резерв, списанная на текущие расходы, также будет одна и та же в налоговом и бухгалтерском учете.

Если же организация более серьезно относится к созданию данного резерва в бухучете, то могут появиться разницы по ПБУ 18/02.

Пример. Формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

/ условие / С 2013 г. организация решила создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. В I квартале 2013 г. просроченных долгов не было, а в конце II квартала был всего один просроченный долг: у должника 1 на сумму 400 000 руб. (7 дней просрочки). Резерв сомнительных долгов по итогам I и II квартала не создавался.

По результатам инвентаризации на 30.09.2013 выявлено четыре должника:

Величина выручки за январь - сентябрь составила 5 700 000 руб. (без учета НДС).

/ решение / В налоговом учете резерв сомнительных долгов надо создавать так.

ШАГ 1. Определяем сумму, которую можно зарезервировать, исходя из величины просроченных долгов и количества дней просрочки.

ШАГ 2. Определяем максимально возможную сумму резерва. Исходя из размера выручки за 9 месяцев (выручка берется нарастающим итогом с начала года) она составит 570 000 руб. (5 700 000 руб. x 10%).

ШАГ 3. Сравниваем суммы, полученные в шаге 1 и шаге 2, и выбираем минимальную - 570 000 руб. Эту сумму надо уменьшить на остаток резерва, перешедший с предыдущего квартала. Но поскольку в I и II кварталах резерв не создавался, сумма отчислений в резерв на конец III квартала, которая будет учтена во внереализационных расходах, равна 570 000 руб. Эта сумма резерва переносится на IV квартал 2013 г.

Используем резерв

Когда сомнительные долги превращаются в безнадежные, они списываются за счет резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учет епп. 2 , , 5 ст. 266 НК РФ ; п. 77 Положения № 34н .

Безнадежными признаются долг ип. 2 ст. 266 НК РФ :

  • <или> по которым истек установленный срок исковой давности (по общему правилу равен 3 годам);
  • <или> по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа;
  • <или> по которым обязательство прекращено вследствие ликвидации организации;
  • <или> невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  • <или> по которым взыскателю возвращен исполнительный документ по двум возможным основаниям. Первое: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денег и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Второе: у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и даже судебному приставу-исполнителю отыскать такое имущество не удалось.
Бухгалтерский учет Налоговый учет
Использование резерва
За счет резерва сомнительных долгов списывается безнадежная задолженность, если ранее сумма этого долга резервировалась.
Если же сумма долга не резервировалась, то, как только он стал безнадежным, надо сразу списать на прочие расход ып. 77 Положения № 34н ; пп. 11 , 14.3 ПБУ 10/99 .
Если есть вероятность взыскания списанной задолженности, ее надо учитывать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток безнадежная задолженность» в течение 5 летп. 77 Положения № 34н
За счет резерва можно списать любую безнадежную задолженность, даже если она не участвовала в формировании резерв аПисьмо Минфина от 17.07.2012 № 03-03-06/2/78 .
Если суммы резерва не хватает, остаток не списанного за счет резерва безнадежного долга можно учесть напрямую в составе внереализационных расходо вподп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ .
Ранее Минфин рекомендовал списывать в налоговом учете за счет резерва только безнадежную задолженность, по которой формировался резер вПисьма Минфина от 14.11.2011 № 03-03-06/1/750 , от 11.11.2011 № 03-03-06/1/748

Если задолженность, по которой создавался резерв, должник полностью или частично погасил, то в течение квартала резерв восстанавливать необязательно ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете. Погашение долга будет учтено при определении суммы резерва, создаваемого по итогам этого квартал ап. 5 ст. 266 НК РФ ; пп. 3, 4 ПБУ 21/2008 .

Корректируем сумму резерва

В налоговом учете сумма резерва, вновь создаваемого по результатам инвентаризации, должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного/налогового период ап. 5 ст. 266 НК РФ ; Письмо Минфина от 14.02.2011 № 03-03-06/1/97 . Действовать нужно так.

ШАГ 1. Провести инвентаризацию и выявить сомнительную дебиторскую задолженность.

ШАГ 2. Рассчитать сумму нового резерва, который можно создать по итогам отчетного (налогового) периода. Так же как и при первоначальном создании резерва, она не должна превышать 10% от суммы выручки, рассчитанной нарастающим итогом с начала год а; Письмо Минфина от 21.09.2007 № 03-03-06/1/688 .

В бухучете неиспользованный остаток переносится на следующий календарный год.

Пример. Использование и корректировка резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

/ условие / Продолжим уже рассматриваемый пример.

В октябре организация получила документы, подтверждающие ликвидацию должника 2.

А по результатам инвентаризации на 31.12.2013 выявлены следующие суммы задолженности:

Величина выручки за 2013 г. составила 7 500 000 руб. (без учета НДС).

/ решение / В октябре на основании полученных документов сумма задолженности должника 2 в размере 300 000 руб. признана безнадежной. Она списана за счет созданного в налоговом учете резерва. В итоге остаток резерва на дату списания задолженности составил 270 000 руб. (570 000 руб. – 300 000 руб.).

В конце года резерв в налоговом учете формируется следующим образом.

ШАГ 1. Просрочка по долгам всех трех должников - более 90 дней, поэтому они могут быть зарезервированы в полной сумме. Расчетная сумма отчислений в резерв равна 700 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб.).

ШАГ 2. Предельная сумма отчислений в резерв на 31.12.2013 составляет 750 000 руб. (7 500 000 руб. х 10%).

ШАГ 3. Выбираем максимально возможную сумму для создания резерва на 31.12.2013: сравниваем показатели, полученные в шаге 1 (700 000 руб.) и шаге 2 (750 000 руб.). Меньшая сумма - 700 000 руб. На нее и можно создать резерв.

ШАГ 4. Корректируем сумму создаваемого резерва на величину неиспользованного остатка. Поскольку остаток меньше суммы создаваемого резерва, включаем во внереализационные расходы отчисления в резерв в сумме 430 000 руб. (700 000 руб. – 270 000 руб.).

В итоге остаток резерва на 31.12.2013 составит 700 000 руб. Его можно перенести на следующий год, если в 2014 г. организация будет создавать этот резерв в налоговом учете.

Если же в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения прибыли в 2014 г. организация откажется от создания резерва по сомнительным долгам, то остаток резерва в сумме 700 000 руб. нужно включить в доходы декабря. Другой вариант - не создавать новый резерв на 31.12.2013, а включить в доходы сумму резерва, оставшуюся с предыдущего квартала (270 000 руб.).

Учтите, что в начале следующего года резерв надо создавать особенно осторожно. Дело в том, что в декабре сумма резерва, перешедшая на I квартал, определялась с учетом выручки за весь предыдущий год. А вот в I квартале сумма создаваемого резерва будет ограничена 10% от выручки за январь - март. Излишек резерва, который перешел с прошлого квартала, придется сразу включить во внереализационные доход ып. 5 ст. 266 НК РФ . Эта сумма войдет в показатель строки 100 «Внереализационные доходы - всего» приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Пример. Корректировка резерва в I квартале года, на который перенесен остаток резерва

/ условие / Продолжим наш пример.

В I квартале 2014 г. выручка составила 2 000 000 руб. Должники 1, 3 и 4 не погасили свою задолженность. Других просроченных долгов нет.

/ решение / В конце I квартала резерв в налоговом учете формируется следующим образом.

ШАГ 1. Просрочка по долгам всех трех должников составляет более 90 дней, поэтому они могут быть зарезервированы в полной сумме. Расчетная сумма отчислений в резерв равна 700 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб.).

ШАГ 2. Предельная сумма отчислений в резерв на 31.03.2014 составляет 200 000 руб. (2 000 000 руб. х 10%).

ШАГ 3. Выбираем максимально возможную сумму для создания резерва на 31.03.2014: сравниваем показатели, полученные в шаге 1 (700 000 руб.) и шаге 2 (200 000 руб.). Меньшая сумма - 200 000 руб. На нее и можно создать резерв.

ШАГ 4. Корректируем сумму создаваемого резерва: включаем во внереализационные доходы сумму 500 000 руб. (700 000 руб. – 200 000 руб.).

В итоге остаток резерва на 31.03.2014 составит 200 000 руб.

Имейте в виду, что создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете может негативно сказаться на величине чистых активов - они становятся меньше. Поэтому бухгалтеры иногда идут на хитрость и «оценивают» вероятность погашения всех долгов как высокую. Такое бывает, например, когда организации нужна «красивая» отчетность: директор планирует взять кредит в банке или же заключить крупный контракт.

Резерв по сомнительным долгам позволяет организациям равномерно учитывать расходы, которые возникают с необходимостью списания не погашенной вовремя "дебиторки" . Правила его формирования установлены ст. 266 Налогового кодекса. По большому счету, из положений данной нормы не следует, что создание "сомнительного" резерва нужно отражать в учетной политике организации. Вместе с тем представители Минфина России настаивают на обратном (Письмо от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594). Более того, они отмечают, что в соответствии со ст. 313 Налогового кодекса изменения в учетную политику при смене применяемых методов учета могут быть внесены только с начала налогового периода. Тем самым накладывается запрет на создание резерва по сомнительным долгам внутри налогового периода, разве что этому не поспособствует вступление в силу каких-либо поправок в налоговое законодательство.
Утверждение чиновников представляется довольно спорным, поскольку, как было отмечено, подобных ограничений Налоговый кодекс в отношении данного вида резерва не предусматривает. На это обращают внимание и судьи (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. по делу N А56-12980/2007, от 15 октября 2007 г. по делу N А56-26468/2006, ФАС Уральского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф09-5913/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2008 г. по делу N А79-3573/2007).
Вместе с тем есть компромиссный вариант решения проблемы, который позволяет учесть пожелание представителей Минфина без ущерба интересам предприятия. Он заключается в том, что организация закрепляет в своей учетной политике решение о создании резерва по сомнительным долгам, отдельно прописав, что он формируется в случае, если на конец отчетного (налогового) периода размер неоплаченной "дебиторки" превысит определенную величину. Тогда при наступлении "страхового случая" сформировать резерв можно будет, не дожидаясь начала нового налогового периода.
Отметим, что периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль (I квартал, полугодие, 9 месяцев или месяц, два месяца и т.д.).

Три признака сомнительного долга

Из названия резерва следует, что он позволяет накапливать расходы лишь в отношении сомнительных долгов. А таковые должны одновременно отвечать трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Во-первых, сомнительной признается лишь задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг). На этом основании в резерв нельзя включить долги по договору займа или уступки прав требования (Письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. N 03-03-06/1/318). Кроме того, финансовое ведомство не раз указывало на то, что этому признаку не отвечают суммы штрафных санкций за нарушение условий договора. Обоснование в данном случае довольно простое - такого рода поступления относятся к внереализационным доходам (Письма Минфина России от 5 мая 2006 г. N 03-03-04/2/129, от 23 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/612). К сомнительной не относится и задолженность по предоплате в счет поставки товаров, которую продавец так и не произвел. Такого мнения придерживаются как чиновники (Письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. N 03-03-06/1/398), так и судьи (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. N Ф04-5218/2007(36844-А67-37), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 24 октября 2007 г. N 13279/07). Что касается "дебиторки" по арендным или лизинговым платежам, то ее можно отнести к разряду "сомнительной", только если данные поступления организация учитывает как доходы от реализации, а сдача имущества в аренду (лизинг) является одним из основных видов ее деятельности согласно учредительным документам (Письма Минфина России от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594, N 03-03-06/2/145).
Во-вторых, в резерве есть место только для задолженности, которая не оплачена в сроки, установленные дог овором. Иными словами, если согласно контракту покупатель должен перечислить денежные средства за поставленный ему товар 13 декабря, то его долг становится сомнительным начиная с 14 декабря. Здесь нельзя не отметить, что договор может и не содержать конкретный срок исполнения обязательств. Однако данное обстоятельство не мешает признать долг перед организацией сомнительным. В частности, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 8 мая 2008 г. по делу N А12-10217/07 и Северо-Кавказского округа от 4 мая 2009 г. по делу N А32-15410/2008-59/155 сказано, что момент переквалификации "дебиторки" в таких ситуациях можно определить на основании закона, иных правовых актов, обычаев делового оборота, других условий или существа обязательства. При этом судьи ссылались на положения п. 2 ст. 314 и п. 1 ст. 486 Гражданского кодекса.
В-третьих, к сомнительной нельзя отнести задолженность, если она обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией .
Прежде чем вплотную заняться формированием резерва по сомнительным долгам, необходимо провести инвентаризацию имеющейся задолженности. Пункт 4 ст. 266 Налогового кодекса требует сделать это на последнее число отчетного (налогового) периода.

Внимание! Размер сомнительного долга определяется с учетом суммы НДС (Письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. N 03-03-06/1/517, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2005 г. N 6602/05).

Расчет размера отчислений в резерв

Переходим к следующему этапу. Всю сомнительную "дебиторку" по итогам инвентаризации нужно поделить на три группы в зависимости от того, насколько затянулась оплата товара (работ, услуг). Соответственно по каждой из них определяется процент отчислений в резерв :
1) сомнительная задолженность, с момента возникновения которой прошло менее 45 календарных дней, при определении суммы резерва не учитывается (нулевой процент отчислений);
2) если с даты, установленной в договоре для оплаты товаров, прошло от 45 до 90 дней, резервируется 50 процентов долга;
3) в полном объеме в резерв включается "дебиторка", о погашении которой покупатель "забыл" более чем на 90 календарных дней.
Далее требуется рассчитать предельную сумму отчислений в резерв. Она не может превышать 10 процентов от выручки компании за отчетный (налоговый) период, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса. Причем выручка в данном случае берется без НДС. Кроме того, налогоплательщикам ничто не мешает уменьшить данный лимит. В частности, в Письме Минфина России от 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/745 чиновники отметили, что Налоговым кодексом закреплен только максимальный порог в 10 процентов.
Полученный результат осталось сравнить с расчетной суммой отчислений.

Пример. По состоянию на 31 декабря 2010 г. по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за 2010 г. ООО "Ромашка" выявило следующие сомнительные долги:
- задолженность заказчика за выполнение работ в размере 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб., срок платежа по договору - 9 августа 2010 г. (долг N 1);
- задолженность покупателя N 1 за поставленные товары в размере 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 руб., срок платежа по договору - 15 октября 2010 г. (долг N 2);
- задолженность покупателя N 2 за поставленные товары в размере 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб., срок платежа по договору - 27 декабря 2010 г. (долг N 3).
Выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 2010 г. составила 2 345 000 руб. (без НДС).
Рассчитаем сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам в указанном выше порядке.
Определим сумму отчислений в резерв в разрезе по каждому долгу.

Рассчитаем предельную сумму отчислений в резерв:
2 345 000 руб. x 10% = 234 500 руб.
Сравниваем расчетную и предельную сумму отчислений. Поскольку 234 500 руб. превышает 206 500 руб., то есть мы не вышли за лимиты, то в резерв включаем 206 500 руб.

Окончательная сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Отдельно следует упомянуть о долгах контрагентов, перед которыми у организации имеется кредиторская задолженность. При таких обстоятельствах "дебиторка" может учитываться в составе резерва лишь в той части, которая превышает имеющуюся кредиторскую задолженность (Письмо Минфина России от 6 августа 2010 г. N 03-03-06/1/528). Дело в том, что обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК РФ). Причем для зачета достаточно заявления лишь одной стороны. Иными словами, налогоплательщик вправе в одностороннем порядке зачесть дебиторскую и кредиторскую задолженность перед одним и тем же контрагентом. На этом основании чиновники и решили, что просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной "кредиторки" перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом. То есть в резерв можно включить лишь "излишек".
Вместе с тем зачет взаимных требований возможен только в том случае, если эти требования однородны (ст. 410 ГК РФ). Иногда законодательство и вовсе запрещает его осуществлять (например, в делах о банкротстве). Из этого следует вывод: в случае, когда провести зачет в соответствии с законодательством не представляется возможным, "дебиторку" можно включить в состав резерва, не уменьшая ее на сумму имеющейся кредиторской задолженности.

Порядок использования резерва

За счет резерва по сомнительным долгам организация списывает "дебиторку", которая признается безнадежной (нереальной к взысканию ). Условия, при соблюдении которых долг переходит в категорию безнадежного, прописаны в п. 2 ст. 266 Налогового кодекса:
1) истек срок исковой давности;
2) обязательство должника прекращено:
- из-за невозможности его исполнения;
- на основании акта государственного органа;
- в связи с ликвидацией организации.
Если имеются сразу несколько из перечисленных оснований (например, имеют место истечение срока давности и ликвидация должника), долг признается безнадежным в том налоговом (отчетном) периоде, в котором возникло первое из них. Об этом, в частности, сказано в Письме Минфина России от 28 марта 2008 г. N 03-03-06/4/18.
Общий срок исковой давности составляет три года, в этом ключе становится понятен смысл создания резерва по сомнительным долгам. Организация, которая его не формирует, сможет списать задолженность своих контрагентов, лишь когда она в установленном порядке будет признана безнадежной. Очевидно, что наличие "сомнительного" резерва позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль гораздо быстрее. А когда долг перейдет в разряд безнадежных, то его сумма будет списана за счет "зарезервированных" средств.
Правда, тут тоже не все так гладко. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы резерва (п. 5 ст. 266 НК РФ). И только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы. Вместе с тем Минфин России считает, что списывать за счет резерва можно только те безнадежные долги, суммы которых непосредственно участвовали в его формировании (Письма от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/283, от 5 марта 2010 г. N 03-03-06/1/117).
Важен также и момент признания долга безнадежным. Согласно правовой позиции, представленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1574/10, просроченная "дебиторка" относится к расходам того периода, в котором истек срок исковой давности. То есть у налогоплательщика нет права перенести данный момент на более поздний период.
Учтите, что срок исковой давности в ряде случаев может приостанавливаться. Это произойдет, если предъявлен иск в суд или должник каким-либо образом признает долг (ст. 203 ГК РФ). Кстати говоря, в Письме от 6 декабря 2010 г. N ШС-37-3/16955 представители ФНС России указали, что факт подписания должником акта сверки стоит рассматривать не иначе как признание им долга. А значит, с момента подписания такого документа срок исковой давности в отношении обозначенной в нем задолженности начинают отсчитывать заново.
В любом случае, прежде чем подать иск в суд или же подписать тот или иной документ, нужно подумать, а стоит ли? Ведь безнадежный долг можно списывать независимо от того, были предприняты какие-либо меры по его взысканию или нет (Письмо Минфина России от 13 января 2009 г. N 03-03-06/1/3, Постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2010 г. N КА-А40/6181-10).

Минус "дебиторка"

По итогам каждого отчетного (налогового) периода величину резерва необходимо корректировать с учетом размера безнадежных долгов, которые списываются за его счет . В данном случае возможны две ситуации:
1) суммы резерва не хватило для покрытия всей нереальной к взысканию задолженности. В этом случае разница включается в состав внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса;
2) по итогам отчетного (налогового) периода сумма резерва израсходована не полностью. Если организация примет решение больше не связываться с данным видом резервирования, то весь остаток придется отнести на доходы. Однако у компании есть право перенести его на следующий отчетный (налоговый) период.

Перенос суммы резерва

Перенос суммы резерва на следующий отчетный (налоговый) период производится по следующим правилам. Бухгалтеру нужно сначала "забыть" про имеющийся остаток и рассчитать сумму резерва на текущий отчетный период с нуля. То есть на последнее число отчетного периода проводится инвентаризация "дебиторки". Из нее выделяются сомнительные долги и рассчитывается предельный размер отчислений в резерв с учетом лимита, который составляет 10 процентов от выручки отчетного периода.
Затем сумму вновь создаваемого резерва необходимо сравнить с остатком резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Соответствующая разница подлежит включению во внереализационные доходы либо расходы текущего отчетного периода (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Сомнительные долги в бухучете

Порядок создания резерва установлен п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. В настоящее время на сайте Минфина России опубликован проект приказа, согласно которому формирование резерва в случае признания дебиторской задолженности сомнительной будет обязательным. Мы следим за всеми изменениями и обязательно расскажем о них, как только закон примут.
Правила создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете схожи с налоговыми. Однако есть и отличия, причем довольно существенные.
Так, в бухучете резерв может быть сформирован и с учетом задолженности, не связанной напрямую с реализацией товаров, работ, услуг. Кроме того, величина резерва в бухгалтерских целях в 2010 г. признавалась оценочным понятием. Она определялась отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. То есть если компания уверена, что контрагент платежеспособен и перечислит средства за поставку, то его задолженность в состав сомнительных долгов не включается. Нет никаких ограничений и по предельной сумме отчислений в резерв в зависимости от срока возникновения долга и размера выручки. Обратите внимание: с 2011 г. на смену ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" планируется новый бухгалтерский стандарт - ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
В бухгалтерском учете на конец каждого отчетного года неизрасходованная сумма резерва, созданного в год, предшествующий отчетному, относится на финансовый результат. Иными словами, резерв в бухучете не переносится на следующий год, а на основании проведенной инвентаризации просто создается новый.
Операции по созданию резерва отражаются в учете следующими проводками:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 63 "Резервы по сомнительным долгам"
- создан резерв по результатам инвентаризации;
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- списана за счет созданного резерва сумма дебиторской задолженности;
Дебет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"
- учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности.
Отметим, что эта "дебиторка" должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания.
Если должник вернет уже списанный долг, то делается запись:
Дебет 51 "Расчетные счета", 50 "Касса" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы"
- отражена в составе прочих доходов сумма списанного долга, возвращенного должником;
Кредит 007
- списана с забалансового счета сумма возвращенного долга.
Списание остатка резерва на конец года оформляется проводкой:
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы".
Отметим, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета на практике организации в бухгалтерской учетной политике закрепляют правила создания резерва, предусмотренные Налоговым кодексом для целей исчисления налога на прибыль.