Вся серость русской природы хороша потому что. Название страницы. Тема: Основные понятия синтаксиса

Исаак Ильич Левитан Константин Георгиевич Паустовский

Маленькая повесть "Исаак Левитан " написана в 1937.

Великопостный звон тоскливо гудел над дровяными складами и тупиками старой Москвы-Москвы восьмидесятых годов прошлого века Саврасов пил водку из рюмки, серой от старости. Ученик Саврасова Левитан - тощий мальчик в заплатанном клетчатом пиджаке и серых коротких брюках- сидел за столом и слушал Саврасова - Нет у России своего выразителя,-говорил Саврасов.- Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки. Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне напоследок: "Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты". А на иконе были изображены травы и цветы - самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка! Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам. Что писал - совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам. С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа. Мальчик застенчиво молчал.

(К. Паустовский)

Автопортрет. 1880-е.

Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это нечто воздухом. Но это был не тот воздух, каким он представляется нам. Мы дышим им, мы чувствуем его запах, холод или теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

(К. Паустовский)

Лесные фиалки. 1889.

Первая зелень. Май. 1888

Ранняя весна. 1898

Этюд. Весна. Последний снег. 1895

Весна - большая вода. 1897


Тишина.

…Этой же осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. "Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек.

(К. Паустовский)


Осенний день. Сокольники. 1879.

На сарае в деревушке Максимовке, где летом жил Левитан, братья Чеховы повесили вывеску: "Ссудная касса купца Исаака Левитана"... Мечты о беззаботной жизни, наконец, сбылись. Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, - одни были более левитанистыми, чем другие. Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан.

(К. Паустовский)

Бурный день

У омута. 1892

Летний вечер. 1899

Лесной пейзаж

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884.

Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. Стены его сарая - бывшего курятника - были сверху донизу завешаны этюдами. В них на первый взгляд не было ничего нового - те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки. Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве. Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах...

(К. Паустовский)

Пейзаж с озером

Берёзки. 1899

Лунная ночь. Большая дорога. 1897.

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым. В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него бесследно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее. Появились первые признаки еще одной черты, присущей подлинному мастеру, - признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору - с глиной и мрамором, художнику - с красками и линиями. Самое ценное, что Левитан узнал на юге, - это чистые краски. Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам. (К. Паустовский)

Берег моря. Крым. 1886

В Крымских горах. 1887.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков. Солнце и черный свет несовместимы. Черный цвет - это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось. Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

(К. Паустовский)

Берёзовая роща. 1885 - 1889

Вечер на Волге.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла Волга
(К. Паустовский)

Золотая осень.Слободка 1889

Пейзж с церковью. Тихая обитель. 1890

Лилии. 1895

Озеро. Русь. 1899 - 1900

Вечер на Волге. 1888

Озеро. Весна. 1898

Одуванчики. 1889

Паровоз в пути. 1890

Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над вечным покоем". Картину "После дождя" Левитан написал за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился. Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков. В картине "После дождя" заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

(К. Паустовский)

После дождя. Плёс. 1889

Над вечным покоем. 1894.

B картине "Над вечным покоем" поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. (К. Паустовский)

Свежий ветер.

В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: "На твоих картинах уже есть улыбка". Свет и блеск впервые появились у Левитана в его "волжских" работах - в "Золотом Плесе", "Свежем ветре", "Вечернем звоне". Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, - хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, - и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все-города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, - будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины. Такое чувство давно виденных милых мест остается от "волжских" и "осенних" картин Левитана. (К. Паустовский)



Золотой Плёс. 1889


Вечерние тени. 1891

Вечерний звон. 1892.

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень... Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан так же, как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

(К. Паустовский)

Долина реки. Осень. 1896

Золотая осень. 1895

Пейзаж с церковью

Осень. Туман. 1899.

…Двадцать второго июля 1900 года он умер. Были поздние сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на страшной высоте и листва деревьев погружена в желтую пыль и в отсветы гаснущего солнца. Лето было очень поздним. В июле еще доцветала сирень. Ее тяжелые заросли заполняли весь палисадник около дома. Запах листвы, сирени и масляных красок стоял в мастерской, где умирал Левитан, запах, преследовавший всю жизнь художника, передавшего на полотне печаль русской природы... (К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский - два мастера лирического пейзажа, два поэта природы средней полосы России. Интерес Паустовского к творчеству Левитана - явление закономерное. «Живопись, — говорил К. Г. Паустовский, — важна для про-заика не только тем, что помогает ему полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть и удивляться, что не замечали этого раньше». Читая Паустовского, разглядывая картины Левитана, мы учимся замечать прекрасное в обыденном.

Прочитайте. Какое из предложений более точно выражает причинные отношения между двумя ситуациями?

1. Переходить реку опасно: лёд ещё очень тонкий.

2. Переходить реку опасно, потому что лёд ещё очень тонкий.

В чём сходство первого и второго предложений? Чем они различаются?

Как называется союз, который соединяет простые предложения в сложное?

Как называются такие союзные сложные предложения?

От какой части союзного сложного предложения можно поставить вопрос к другой?

Какая часть, по-вашему, главная, а какая - зависимая?

Предложения, входящие в состав сложноподчинённого предложения, объединены на основе подчинительной связи с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также интонации.

Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложений.

Главное предложение обозначает ситуацию, которая поясняется или уточняется в придаточном предложении.

Придаточное предложение может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условия, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главном предложении.

83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения. Выделите союзы, которые находятся в придаточном предложении.

Образец рассуждения : Предложение Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык является сложноподчинённым. В нём два простых предложения. Они связаны между собой подчинительной связью. Главное предложение: надо хорошо знать свой язык . От него ставим вопрос к придаточному: для чего, с какой целью надо хорошо знать свой язык? Придаточное предложение: чтобы хорошо говорить . Главное и придаточное связаны союзом чтобы .

1. Известный итальянский лингвист В. Пизани в своей книге «Этимология» писал, что основная задача этимологии - «найти значение слова в момент его первоначального создания». 2. Современное значение слова позор появляется позднее, но встречается оно уже в древнерусском языке. 3. Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим строем. 4. Если мы будем сравнивать между собой, например, грамматику современного русского и английского языков, нам не удастся обнаружить между ними большого сходства. 5. Чтобы установить общие грамматические черты индоевропейских языков, нужно, обратившись к истории каждого языка в отдельности, восстановить древнейшие этапы их развития.

(По Ю. Откупщикову.)

84. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. В сложноподчинённом предложении от главного предложения поставьте вопрос к придаточному. Заключите в овал средство связи придаточного с главным. К какому стилю речи относятся выделенные слова?

«Новорождённые» слова живут от месяца до десятилетий. Но народу нужна среда чтобы родились новые слова. Они об..гащают или об..дняют нашу словесность? Есть смысл приводить примеры? Извольте. Шамать бузить братишка пайка авоська тусовка беспредел разборка супер клёво... Не буду продолжать потому что читатель способен и сам дополнить этот список.

(По В. Аграновскому.)

Придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению. Например:

85. Прочитайте. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сложноподчинённые предложения в такой последовательности:

  • придаточное поясняет слово главного;
  • придаточное поясняет словосочетание;
  • придаточное поясняет грамматическую основу главного;
  • придаточное относится ко всему главному.

Образец выполнения см. выше.

1. Левитан стр..милея писать так что(бы) на картинах его был ощутим воздух. Это был не тот воздух который представляется нам. Левитан ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества которое предавало такую пленительную мя..кость его полотнам. 2. Левитан был художником п..чального п..йзажа. П..йзаж п..чален всегда когда п..чален человек. 3. На юге Левитан ощутил с полной ясностью что только солнце вла..твует над нами. Вся серость русской природы хороша потому что является тем же солнечным светом но приглуш..(н, нн)ым прошедшим через слой влажного воздуха и тонкую п..лену обл..ков. 4. Примерно в это же время Манэ изучал солнечный свет на стенах Реймского собора. Его пор..жало что световая дымка пр..давала громаде собора (не)весомость. Казалось что собор выстро..н не из камня а из разнообразно и бледно окраш..(н, нн)ых воздушных масс. Надо было подойти к нему (в)плотную и провести рукой по камню что(бы) верну(т, ть)ся к Действительности.

Агент

Жалюзи

Завидно

Партер

Рвала

Свекла

Таможня

Черпать

Шарфы

Щемит

    В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время когда он начал писать свои первые прелестные сказки.

    Казалось что собор выстроен не из камня а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс.

    Если бы можно было прислушаться к бормотанию незнакомца то мы бы услышали стихи.

    Когда по каналу проходил корабль пушки стреляли холостыми зарядами.

    Чем удивительнее явление тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами.

Ш…л (не) спеша по мощё(н,нн)ой дорожке

Коротко стриже(н,нн)ые волосы

Поражё(н,нн)ый увиде(н,нн)ым

(н…) чем (н…) заполне(н,нн)ый мешок

(не)проше(н,нн)ые слёзы

(бело) мраморные коло(н,нн)ы

(мраморно) белый зал

(в) дребезги

В три часа (по) полудн…

Девятиба(л,лл)ьный

    Именно эту проблему затрагивает автор этого текста.

    И действительно, у людей существует две позиции.

    В пример можно привести…

    Данный текст написан по Куприну.

Тест 2

алфавит

гражданство

ждала

иксы

квартал

мозаичный

обеспечение

перезвонит

сверлит

торты

    Спишите

    Когда мы вернулись домой я первый с облегчением взбежал по лестнице на наш второй этаж и стал дёргать за проволоку колокольчика.

    В ящике валялось несколько очищенных гусиных перьев какими уже со времён Гоголя никто не пользовался.

    Кружочек солнца был такой чёткий точный вечный что не верилось в возможность его затмения.

    Считалось что две макушки бывают только у редких счастливчиков.

    Мама привезла меня в Екатеринослав чтобы показать своим родным.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

Бри(л,лл)иант

Ар(?)ергард

(на) силу (= с трудом)

Она непр…ста(н,нн)о шепч…т

Р…внина

Пр…ободрить

Ц…корий

Пр…рекаться

(в) последствии… узна…ш(?)

(н…) чем (н…) наруша…мая тиш…на

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    По этой проблеме существует несколько точек зрения.

    Проблема загрязнения экологии сейчас стоит очень остро.

Тест 3

    Спишите слова, поставьте ударение:

Балуясь

Вероисповедание

Диспансер

Загодя

Лекторов

Лила

Молящий

Надолго

Обзвонит

Плодоносить

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Андерсен не растерял на своём житейском пути ни доброжелательства к людям ни способности видеть поэзию всюду где она есть.

    Критики требовали чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей лошадьми фигурами пастухов и женщин.

    Левитан думал о великолепном солнце которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой берёзе весомость и блеск драгоценного металла.

    Город за ночь так густо заволакивало холодным туманом что за короткий зимний день он не успевал поредеть.

    Мы долго смотрели на всё что открывалось вокруг.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Бл…жайший

    Бли…стоящий

    Реч…нка

    Криста(л,лл)ный

    Криста(л,лл)ический

    Шипы кол…тся

    (пол) аршина

    Просея(н,нн)ые поля

    Колебл…мый

    Тащ…щий

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Проблемой данного текста является влияние музыки на людей.

    Стоит вспомнить момент из романа И.Гончарова «Обломов».

    Музыка имеет очень большое влияние на человека и надолго откладывается в его душе.

    В качестве примера можно привести Шерлока Холмса, героя произведений А.Конан-Дойля, который играл на скрипке для того, чтобы распутать сложное дело.

  1. Тест 4

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Сироты

    Давнишний

    Углубить

    Банты

    Закупорить

    Клала

    Мусоропровод

    Облегчить

    Перелила

    Сливовый

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    С косогора где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром открывается даль глухой реки потемневшие от ненастья луга громадное облачное небо.

    И Андерсен был счастлив так как может быть ещё никогда не был счастлив в жизни.

    Вся серость русской природы хороша лишь потому что является тем же солнечным светом но приглушённым прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.

    Когда пароходы надымив на весь пролив смущённо проходили сквозь строй парусников их подвергали неслыханным насмешкам.

    Однажды Андерсен видел как Дюма писал свой очередной роман то громко переругиваясь с его героями то покатываясь от хохота.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (к) низу (наречие)

    (из) под

    Солом…нка

    (мало) помалу

    (на) попятную

    (ярко) красный

    Пол…нялая рубаха

    (тёмно) коричневый

    Мур…вьи

    (на) утёк

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Я хочу вспомнить роман Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

    Внутренний мир Чичикова отличен от Манилова, Собакевича, Ноздрёва и других помещиков.

    Чичиков являет собой многогранную натуру.

    Гоголь в своей поэме высмеивает пороки и качества людей, которых мы до сих пор можем часто видеть в обычной жизни, несмотря на то что прошло уже почти 200 лет с момента написания этого произведения.

    Его (Акакия Акакиевича) постоянно унижают, работа практически без дохода, живёт в маленькой квартирке.

  1. Тест 5

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Тотчас

    Добралась

    Создана

    Полила

    Отбыла

    Исключит

    Клеить

    Облегчит

    Ободрала

    Приданое

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Чем ближе русское лето к осени тем больше бывает окрашено в спелые цвета.

    Однажды Андерсен придумал прикрепить к мачте рыбачьей шхуны эолову арфу чтобы слушать её жалобное пение во время угрюмых северо-западных ветров постоянно дующих в Дании.

    Дерзость в обращении с материалами необходима всем кто работает над воплощением своих мыслей и образов.

    Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Они движ…тся (на) встречу

    По…чевать

    (не) спеша

    Мощё(н,нн)ая брёвнами улица

    Он колыш…тся

    Об…нд…вевшие пе(р,рр)и(л,лл)а

    (по) одиночке

    (по) одному

    К…мыш…вый

    Наперс(?)ник, наперс(?)ница

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Нужно ли руководствоваться при оценке архитектурных сооружений только материальными соображениями или следует обращать внимание и на эстетическую красоту?

    Некоторые считают, что рутинные вещи, в первую очередь, должны быть практичны.

    Герой рассказа А.Куманькова расстраивается внешнему виду современной Москвы.

    В обратный пример можно привести современную Москву.

    Если ты был в Риме, то будет странным не посетить Римский форум.

  1. Тест 6

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Брала

    Включим

    Исстари

    Нажита

    Налита

    Ободрён

    Озлобить

    Столяр

    Статуя

    Созыв

    Нежданов до того углубился в свои думы что понемногу почти бессознательно начал их передавать словами.

    Обширная и опрятная комната в которую слуга ввёл Нежданова выходила окнами в сад.

    Весь следующий день Герасим не показывался так что вместо него за водой должен был съездить Потап.

    Мать Коли осведомилась у Нежданова не будет ли она мешать.

    Там где солнце закатилось край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня.

    Ц…в…лизова(н,нн)ый

    Тро(л,лл)ейбус

    Нав…ждение

    Ольша(н,нн)ик

    Б…хр…ма

    Что (бы), что (б) – союзы

    Отчая(н,нн)ый

    (не) только, но и

    Под уз(?)цы

    Я(?)ство

    Дикой и Кабаниха очень похожи между собой.

    Самодурство, столь свойственное им, взялось из ниоткуда.

    Сама по себе личность властная, ей доставляет удовольствие помыкать людьми.

    Дикому нет смысла кочевряжиться перед Кабанихой.

    Что представляет из себя его племянник?

  1. Тест 7

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Включит

    Дозвонятся

    Наливший

    Кремень

    Намерение

    Опломбировать

    Оптовый

    Недуг

    Призыв

    Сорит

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Блок говорил что гений излучает свет на неизмеримые временные расстояния.

    Бунин одинаково остро и тонко видел всё что привелось ему увидеть в жизни.

    Но в степи было тихо так тихо что казалось звёзды поплёскивают в ведёрке с водой.

    Пейзаж печален всегда когда печален человек.

    Его преследовало воспоминание о той поездке когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (до) нельзя

    Насто…(н,нн)ый чай

    Как (будто)

    По пр…вычке

    Об(?)яснил пута(н,нн)о

    Всё (таки) предл…жила

    (без) устали

    (не) заросшие в этом году

    Пр…терп…вать

    (во) ист…ну, л…гендарная

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Можно ли выразить счастье в материальном?

    На эту вечную тему не перестают задумываться писатели, поэты, философы и самые обычные люди.

    По мере действия романа главный герой, помогая другим, приходит к внутреннему счастью.

    Похожую формулировку счастья при помощи своего произведения даёт И.Бунин в рассказе «Качели».

    В заключение хочется лишь сказать, что счастье для каждого человека своё и что от него в первую очередь всегда будет зависеть, достигнет он его или нет.

  1. Тест 8

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Отдала

    Прибыло

    Процент

    Обострённый

    Ногтя

    Принятый

    Отрочество

    Осведомишься

    Принудить

    Одолжит

    2.Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Не было ничего в реальной жизни своей страны ни единой мелочи которая казалась бы Куприну несущественной.

    Познания в любой области жизни у Куприна особенно ценны потому что все они следствие житейских наблюдений.

    Я уже говорил о том что почти все вещи Куприна автобиографичны.

    Андерсен был поэтом бедняков несмотря на то что короли считали за честь пожать его сухощавую руку.

    Хлопья снега были такие большие что казалось с неба слетают на город лёгкие белые цветы.

  1. 3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    В поднебесь…

    Золочё(н,нн)ая светом

    В пре(д,дд)вери… праз(?)ника

    Вск…чу на коня

    (в) общем

    (во) обще

    Во(ж,жж)и

    Дог…рает

    (в) тайне - наречие

    4.Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    В 60-е годы появилось много организаций, членами которых была в основном молодёжь.

    Базаров – новый человек, мировоззрение которого отличается от предыдущего поколения.

    Базаров – считал себя счастливым человеком, занимаясь научными работами.

    Тургенев заставляет Базарова проговорить сущность нигилизма.

    Аркадий был без ума от Базарова.

  1. Тест 9

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Взялась

    Досуг

    Исчерпать

    Зимовщик

    Кренится

    Красивее

    Начала

    Начав

    Начавшись

    Ободришься

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Как он ни отворачивался от возникавших воспоминаний вполне заглушить он их не мог.

    То был прадедовский чернозёмный сад какого не увидишь по эту сторону Москвы.

    Проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой Мадонны мы присели на скамью чтобы полюбоваться видом.

    Нежданову всё что он видел казалось смешным и даже занимательным.

    Сипягин предупредил жену что привезёт с собой учителя для сына.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Выр…внялись

    Закопчё(н,нн)ый

    Часов…нка

    Па(с,сс)ажир

    Восем(?)десят

    Расположе(н,нн)ый

    (до) верху

    (зеленовато) серый

    Ц…стерна

    Точь (в) точь

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Мы всегда должны помогать и поддерживать одиноких людей.

    Гранин призывает нас быть чуткими и внимательными к людям, которые остались один.

    Проблема, поставленная в этом тексте, касается каждого человека любого времени.

  1. Тест 10

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Бралась

    Включишь

    Ворвалась

    Гналась

    Звонишь

    Значимость

    Проживший

    Средствами

    Сверлишь

    Красивейший

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Если Джеку кидали в речку палку он бросался за ней плыл потом брал в зубы и возвращался на берег.

    Когда Джек вовсе постарел и не мог разыскивать дичь его сменила другая охотничья собака.

    Только одного Джека утка сразу невзлюбила потому что он гонялся за ней по болоту.

    Речка в том месте где мы купались была у берега мелкая.

    К Джеку мы очень привыкли не расставались с ним целые дни всё мечтали о том когда же настанет август время охоты.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Гост…пр…имный дом

    (по) птичьи

    Без…скус(?)ный

    Асфальтирова(н,нн)ый

    Созда(н,нн)ый

    Пр…ост…новились

    Иметь (в) виду

    (до) отказа

    Трава обв…вала кусты

    Дот…щившись до реч…нки

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Этот термин (обломовщина) звучит из уст Штольца.

    Гончаров довольно подробно описывает биографию Штольца.

    Таким он и оставался по жизни.

    Обломов, привыкший к размеренной, спокойной жизни, меняет координально её устрой.

    Некоторые люди способны настолько преодолеть внешние влияния жизни, что перестают их замечать.

  1. Тест 11

    Спишите слова, поставьте ударение:

    бухгалтеров

    влилась

    доверху

    звала

    кралась

    кровоточить

    ненадолго

    новостей

    дозвонится

    создала

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Широко известно что есть писатели и поэты обладающие большой заражающей силой творчества.

    Движение неба пугало Левитана как пугала никогда не слыханная горная тишина.

    Не было в русском пейзаже даже самой малой малости которую бы не заметил и не описал Бунин.

    Где бы Андерсен ни был он везде знакомился со своими любимыми писателями поэтами музыкантами и художниками.

    Всё о чём говорит Бунин в «Жизни Арсеньева» очень видно слышно осязаемо вещно и надолго радует или печалит нас.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    До(щ,сч)…тый мостик

    (не) сложе(н,нн)ые в ряд дрова

    (не) чу(?)ствующий опас(?)ности

    (не) слушающие его

    Блес(?)нул ф…нарь

    Как (будто)

    Они не ссор…тся

    Они не бор…тся

    Объез(?)чик

    Жу(ж,жж)ит шмель

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    К любви к Родине надо приучать с детства.

    На жизни Пьера Безухова можно понять, что значит истинный патриотизм.

    Проезжая по дороге из аэропорта, виден Путевой дворец.

    Утрату памятника не восстановить.

    Сознание своего долга перед Родиной затупило и чувство страха, боль и мысли о смерти.

  1. Тест 12

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Осведомиться

    Прибыв

    Оклеить

    Вовремя

    Восприняла

    Звоним

    Щавель

    Эксперт

    Укрепит

    опошлит

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Чего он не понимал то для него не существовало.

    Щепки отбитые топором лежали около пня кучкой так как упали когда-то.

    Маркелов внезапно раздражился хотя ему никто не противоречил.

    Он готов был упрекнуть себя в том что принял обязанность преподавателя.

    Маркелов воспитывался в артиллерийском училище откуда вышел офицером.

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Опас(?)ность

    (в) далеке

    Пр…одолеть

    Строень…це

    К…мыш(?)

    Из ближних рощ(?)

    В какой (нибудь) (полу) сотне метров

    (не) мощё(н,нн)ая дорога

    Ки(л,лл)ометр

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    В 15 главе романа Тургенева Базаров со своими приятелями приходит на бал к губернатору, там Базаров и знакомится с Одинцовой.

    На балу Базаров не пообщался с Одинцовой, но через какое-то время они с Аркадием заедут к ней, и там они разговаривали с Одинцовой часа три.

    Первый раз Базаров и Одинцова встречаются на балу и заинтересовываются друг другом издалека.

    Одинцова очень впечатлила заинтересовала Базарова, но ему неприятно вставать на одну планку с Аркадием и восхищаться так же наивно, как он.

    Базаров, который гордый, сильный человек, со своими принципами и чёткими установками, у её ног.

  1. Тест 13

    Спишите слова, поставьте ударение:

    ненависть

    краны

    отозвалась

    принял

    дозировать

    донельзя

    позвонишь

    прирученный

    понявший

    обострить

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Не мог Кешка допустить чтобы щенок замерзал на лестнице.

    Пёс Пират обогнул поленницу где спрятался Мишка и понёсся дальше.

    Когда щенок особенно расходился и позволял себе непочтительно куснуть кота за хвост тот валил его своей сильной лапой и показывал острые клыки.

    Уши у Кешки горели словно их и в самом деле оттрепала чья-то грубая рука.

    Кот так громко зашипел и так распушил свой хвост что столкновение с ним грозило кончиться для щенка плохо.

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Уже езже(н,нн)ый просёлок

    Кожа(н,нн)ый

    Пр…кратил

    Ра(с,сс)трое(н,нн)ый

    Очище(н,нн)ый

    Колыш…щийся

    (в) брод – наречие

    (в) течении… (не) которого врем…н…

    Замёр(?)шие на ветру руки

    Замёр(?)шие на м(?)гновение люди

  1. Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Человеку нужно устремить все свои силы в поисках чего-то вечного, над чем не властны ни время, ни завистники, ни неудачи.

    Автор призывает читателя обратить взор не к внешним вещам, над которыми человек не властен, а к внутренним, где и воля и власть больше, даже максимальна.

    К пониманию того, что не нужно гнаться к внешним вещам, чтобы быть счастливым, приходит Пьер Безухов.

    Рано или поздно люди всё равно осознают, что есть в их жизни и некие духовные ценности, которые делают их счастливым.

    Автор считает, что важно уделять внимание не к внешнему, а к внутреннему состоянию.

    Мальчику снилось что вот-вот доплывут они до заветного места что вот уже виден вдали какой-то берег.

    Мальчику очень хотелось самому взяться за вёсла чтобы быстрей доплыть до островов где предстояла большая охота на морского зверя.

    Когда охотники высаживались на берег мальчик был переполнен отвагой и восхищением ибо он чувствовал себя в этот момент сильным и значительным.

    Охотник чувствовал как бешено колотится сердце в груди и как временами кружится голова от возносящего чувства гордости и волнения.

    За островами если плыть ещё дальше путь лежал в океан меры которому не было.

  1. 3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Пр…даваться и(л,лл)юзиям

    Предзн…м…нование

    Инт…(л,лл)…ктуальный м…р…фон

    Инт…(л,лл)…генция

    делать (по) нашему

    С…нт…м…нтальный

    Филосо…ская пробле(м,мм)а

    Посм…треть (и…) подлобья

    Почу(?)ствовать раз…ч…рование

    (т,Т)реет(?)яковская га(л,лл)ерея

    избалованный

    звонит

    нарвала

    лыжня

    сняла

    нанявший

    позвонит

    отрочество

    жилось

    принудить

  1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Мальчик поражался тому что море оказалось совсем не таким каким представлялось оно ему в его играх.

    Шаман будет просить чтобы всегда добры были к мальчику Земля и Вода чтобы вырос он великим добытчиком чтобы удача всегда сопутствовала ему.

    В море ничто не мешало предаваться сокровенным мыслям ибо всему тому о чём поразмыслить некогда на суше в море наступал черёд.

    Охотники обращались с мольбой к духу неба чтобы раскрыл он звёздный небосвод вызывали мольбой хозяина ветров чтобы проснулся он за морем.

    Куда занесло их как далеко или близко они от островов могущих послужить ориентиром угадать было трудно.

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Ант…г…низм

    А(п,пп)етит

    Вря… (ли)

    (всё) р…вно

    Изб…рательная к…мпания

    К…мпания друзей

    (не) от(?)емл…мый

    (не) пр…ме(н,нн)о

    П…(с,сс)…мизм

    Опт…мизм

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Наука должна быть «свободна и неограниченна», чтобы развиваться и двигаться вперёд.

    Настоящий учёный в своей работе должен принимать за основу деятельность его предшественников.

    Свобода науки заключается в признании древних аксиом.

    Автор считает, что обе теории правы.

    Наука будет двигаться вперёд только в том случае, когда она готова для новых открытий.

  1. Тест 28

    Спишите слова, поставьте ударение:

    документ

    местностей

    красивее

    довезённый

    сорит

    положить

    понял

    низведен

    послала

    недруг

    Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Я должен всё же признаться что мне было отчасти приятно что Марс сумел отыскать мой след на протяжении двух людных улиц и трёх проулков.

    Мне снилось как по палубе старичок и фрейлина гонялись за мной со швабрами а деловой человек грозил мне своей записной книжкой.

    Марс лежал чуть слышно повизгивая точно хотел разжалобить точно переживал томительные минуты надвигающейся разлуки.

    Старичок сообщил мне что страдает головными болями не терпит шума и потому всё лето совершает морские прогулки так как только на пароходе находит тишину.

    Когда было уже около пяти и морской воздух раздразнил аппетит в достаточной степени палуба быстро очистилась от пассажиров.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Пр…шёл (не) кстати

    Просв…щё(н,нн)ый ч…ловек

    Про(ф,фф)е(с,сс)ор сл…вес(?)ности

    Про…вить кос(?)ность

    делать компл…мент

    Умере(н,нн)ость и а(к,кк)уратность

    Ф…т…лист

    Ц…р…мония

    Эк…паж(?)

    Иди(л,лл)ия

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Паустовский считает, что писатель должен учиться видеть окружающий мир у художников.

    Для создания правдивой книги нужно, чтобы жизнь «наполнила» писателя «до самых краёв», и только тогда она будет достойна прочтения.

    Именно эту равнодушность к тому, что происходит, осуждает автор.

    Паустовский призывает авторов погрузиться в жизнь, ощутить её на себе.

    Ахматова всегда была «там, где мой народ, к несчастью, был».

  1. Тест 27

    Спишите слова, поставьте ударение:

    Нарост

    Намерение

    Корысть

    Оптовый

    Средства

    Откупорил

    Прозорливо

    Вручит

    Километр

    Исчерпать

  1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

    Когда ночью видишь огонь трудно определить близко ли он.

    Я ясно представил себе как шли кабаны и как следом за ними крался тигр.

    Дерсу рассказывал мне о том как зимой он поймал двух соболей которых выменял у китайцев на одеяло топор котелок и чайник.

    Слышно было как шумела вода в реке шумел дождь и шумел ветер в лесу.

    Охотники неоднократно замечали что как только на солонцах побывали изюбры косули покидают их.

    Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    Идти (на) перекор судьбе

    Л…беральные взгляды

    Мирово(з,зз)рение

    Нач…нать ди(с,сс)ку(с,сс)ию

    (н…) при чём

    (н…) почём

    П…л…садник

    По проше(?)стви… недел…

    Под…ячий

    Те(р,рр)а(с, сс)а

    Найдите речевые и грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант.

    Дети, смотря мультфильмы с любимыми героями, учатся разделять добро и зло, трусость от мужества, хорошее от плохого.

    Если кто-то покупает своему ребёнку, например, робота, громящего всё на своём пути, то он должен понимать, к каким последствиям это приведёт и как отразится.

    Игрушка должна быть воспитателем и учителем малышу на пути познания жизни.

    Многие из современных игрушек по-настоящему жестоки, но многое зависит от родителей.

    Примером этому будет мой двоюродный брат, который знает, что такое современная игрушка не понаслышке.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солн-
це властвует над красками. Величайшая живописная сила за-
ключена в солнечном свете, и вся кажущаяся серость русской
природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным
светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воз-
духа и тонкую пелену облаков.

Солнце и черный свет несовместимы. Черный цвет--это не
краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки
в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Прав-
да, это не всегда ему удавалось.

Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

В это время во Франции Ван Гог работал над передачей на
полотне солнечного огня, превращавшего в багровое золото вино-
градники Арля . Примерно в то же время Моне изучал солнеч-
ный свет на стенах Реймского собора. Его поражало, что све-
товая дымка придавала громаде собора невесомость. Казалось,
что собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бле-
дно окрашенных воздушных масс. Надо было подойти к нему
вплотную и провести рукой по камню, чтобы вернуться к дей-
ствительности.

Левитан работал еще робко. Французы же работали смело,
упорно. Им помогало чувство личной свободы, культурные тра-
диции, умная товарищеская среда. Левитан был лишен всего
этого.

Со времени поездки на юг к обычной хандре Левитана присоединилось еще постоянное воспоминание о сухих и четких
красках, о солнце, превращавшем в праздник каждый незна-
чительный день человеческой жизни.

В Москве солнца не было. Левитан жил в меблированных
комнатах «Англия» на Тверской. Город за ночь так густо заво-
лакивало холодным туманом, что за короткий зимний день он не
успевал поредеть. В номере горела керосиновая лампа. Желтый
свет смешивался с темнотой промозглого дня и покрывал гряз-
ными пятнами лица людей и начатые холсты.

Снова, но уже ненадолго, вернулась нужда. Хозяйке за ком-
нату приходилось платить не деньгами, а этюдами.

Тяжелый стыд охватывал Левитана, когда хозяйка наде-
вала пенсне и рассматривала «картинки», чтобы выбрать самую
ходкую Поразительнее всего было то, что ворчание хозяйки
совпадало со статьями газетных критиков.

Мосье Левитан,-- говорила хозяйка,-- почему вы не
нарисуете на этом лугу породистую корову, а здесь под липой
не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для
глаза.

Критики писали примерно то же. Они требовали, чтобы Ле-
витан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пас-
тухов и женщин.

Критики требовали гусей, Левитан же думал о великолеп-
ном солнце, которое рано или поздно должно было затопить
Россию на его полотнах и придать каждой березе весомость
и блеск драгоценного металла.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла
Волга.

Первая поездка на Волгу была неудачна. Моросили дожди,
волжская вода помутнела. Ветер гнал по ней короткие скучные
волны От надоедливого дождя слезились окна избы в деревне
на берегу Волги, где поселился Левитан, туманились дали, все
вокруг съела серая краска.

Левитан страдал от холода, от скользкой глины волжских
берегов, от невозможности писать на воздухе.

Началась бессонница. Старуха хозяйка храпела за перего-
родкой, и Левитан завидовал ей и писал об этой зависти Чехову.

Дождь барабанил по крыше, и каждые полчаса Левитан
зажигал спичку и смотрел на часы.

Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах, где хо-
зяйничал неприветливый ветер. Левитана охватывал страх. Ему
казалось, что ночь будет длиться неделями, что он сослан в эту
грязную деревушку и обречен всю жизнь слушать, как хлещут
по бревенчатой стене мокрые ветки берез.

Иногда он выходил ночью на порог, и ветки больно били его
по лицу и рукам. Левитан злился, закуривал папиросу, но тотчас
же бросал ее,-- кислый табачный дым сводил челюсти.

На Волге был слышен упорный стук пароходных колес,--
буксир, моргая желтыми фонарями, тащил вверх, в Рыбинск,
вонючие баржи.

Великая река казалась Левитану преддверием хмурого ада.
Рассвет не приносил облегчения Тучи, бестолково теснясь, не-
слись с северо-запада, волоча по земле водянистые подолы дож-
дей Ветер свистел в кривых окнах, от него краснели и мерзли
руки . Тараканы разбегались из ящика с красками.

У Левитана не было психической выносливости. Он прихо-
дил в отчаяние от несоответствия между тем, чего он ожидал,

Текущая страница: 6 (всего у книги 29 страниц)

Больше всех доставалось Левитану. Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнес обвинительную речь. Слушатели падали со стульев от хохота. Николай Чехов изображал дурака-свидетеля. Он давал сбивчивые показания, путал, пугался и был похож на чеховского мужичка из рассказа «Злоумышленник», – того, что отвинтил от рельсов гайку, чтобы сделать грузило на шелеспера. Александр Чехов – защитник – пропел высокопарную актерскую речь.

Особенно попадало Левитану за его красивое арабское лицо. В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. «Я приеду к вам, красивый, как Левитан», – писал он. «Он был томный, как Левитан».

Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко.

«Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», – писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, – одни были более левитанистыми, чем другие.

Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл – оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних художников умел передавать на полотне один Левитан.

Иногда на лугу около бабкинского дома происходили странные вещи. На закате на луг выезжал на старом осле Левитан, одетый бедуином. Он слезал с осла, садился на корточки и начинал молиться на восток. Он подымал руки кверху, жалобно пел и кланялся в сторону Мекки. То был мусульманский намаз.

В кустах сидел Антон Чехов со старой берданкой, заряженной бумагой и тряпками. Он хищно целился в Левитана и спускал курок. Тучи дыма разлетались над лугом. В реке отчаянно квакали лягушки. Левитан с пронзительным воплем падал на землю, изображая убитого. Его клали на носилки, надевали на руки старые валенки и начинали обносить вокруг парка. Хор Чеховых пел на унылые похоронные распевы всякий вздор, приходивший в голову. Левитан трясся от смеха, потом не выдерживал, вскакивал и удирал в дом.

На рассвете Левитан уходил с Антоном Павловичем удить рыбу на Истру. Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега, заросшие кустарником, тихие омуты, где цвели кувшинки и в теплой воде стаями ходили красноперки. Левитан шепотом читал стихи Тютчева. Чехов делал страшные глаза и ругался тоже шепотом, – у него клевало, а стихи пугали осторожную рыбу.

То, о чем Левитан мечтал еще в Салтыковке, случилось, – игры в горелки, сумерки, когда над зарослями деревенского сада висит тонкий месяц, яростные споры за вечерним чаем, улыбки и смущение молодых женщин, их ласковые слова, милые ссоры, дрожание звезд над рощами, крики птиц, скрип телег в ночных полях, близость талантливых друзей, близость заслуженной славы, ощущение легкости в теле и сердце.

Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. Стены его сарая – бывшего курятника – были сверху донизу завешаны этюдами. В них на первый взгляд не было ничего нового – те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки.

Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми, человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах. «Россия, нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы первые любви».

Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.

Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой. Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого.


Левитан был выходцем из гетто, лишенного прав и будущего, выходцем из Западного края – страны местечек, чахоточных ремесленников, черных синагог, тесноты и скудости.

Бесправие преследовало Левитана всю жизнь. В 1892 году его вторично выселили из Москвы, несмотря на то, что он уже был художником со всероссийской славой. Ему пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока друзья не добились отмены высылки.

Левитан был безрадостен, как безрадостна была история его народа, его предков. Он дурачился в Бабкине, увлекался девушками и красками, но где-то в глубине мозга жила мысль, что он парий, отверженный, сын расы, испытавшей унизительные гонения.

Иногда эта мысль целиком завладевала Левитаном. Тогда приходили приступы болезненной хандры. Она усиливалась от недовольства своими работами, от сознания, что рука не в силах передать в красках то, что давно уже создало его свободное воображение.

Когда приходила хандра, Левитан бежал от людей. Они казались ему врагами. Он становился груб, дерзок, нетерпим. Он со злобой соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам. В такие дни одна только природа заменяла ему родного человека, – она утешала, проводила ветром по лбу, как материнской рукой. Ночью поля были безмолвны, – Левитан отдыхал такими ночами от человеческой глупости и любопытства.

Два раза во время припадка хандры Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза спасал его Чехов.

Хандра проходила. Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока его не настигал новый удар хандры.

Чехов считал, что левитановская тоска была началом психической болезни. Но это была, пожалуй, неизлечимая болезнь каждого требовательного к себе и к жизни большого человека.

Все написанное казалось беспомощным. За красками, наложенными на полотно, Левитан видел другие – более чистые и густые. Из этих красок, а не из фабричной киновари, кобальта и кадмия он хотел создать пейзаж России – прозрачный, как сентябрьский воздух, праздничный, как роща во время листопада.

Но душевная угрюмость держала его за руки во время работы. Левитан долго не мог, не умел писать светло и прозрачно. Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он никак не мог заставить их улыбаться.


В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым.

В Москве он всю зиму писал декорации для оперного театра, и эта работа не прошла для него бесследно. Он начал смелее обращаться с красками. Мазок стал свободнее. Появились первые признаки еще одной черты, присущей подлинному мастеру, – признаки дерзости в обращении с материалами. Свойство это необходимо всем, кто работает над воплощением своих мыслей и образов. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями.

Самое ценное, что Левитан узнал на юге, – это чистые краски. Время, проведенное в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода в гигантских водоемах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.

Большие просторы воздуха лежали над южной землей, сообщая краскам резкость и выпуклость.

На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и вся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков.

Солнце и черный свет несовместимы. Черный цвет – это не краска, это труп краски. Левитан сознавал это и после поездки в Крым решил изгнать со своих холстов темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.

Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

В это время во Франции Ван-Гог работал над передачей на полотне солнечного огня, превращавшего в багровое золото виноградники Арля. Примерно в то же время Монэ изучал солнечный свет на стенах Реймского собора. Его поражало, что световая дымка придавала громаде собора невесомость. Казалось, что собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс. Надо было подойти к нему вплотную и провести рукой по камню, чтобы вернуться к действительности.

Левитан работал еще робко. Французы же работали смело, упорно. Им помогало чувство личной свободы, культурные традиции, умная товарищеская среда. Левитан был лишен этого. Он не знал чувства личной свободы. Он только мог мечтать о ней, но мечтать бессильно, с раздражением на тупость и тоску тогдашнего российского быта. Не было и умной товарищеской среды.

Со времени поездки на юг к обычной хандре Левитана присоединилось еще постоянное воспоминание о сухих и четких красках, о солнце, превращавшем в праздник каждый незначительный день человеческой жизни.

В Москве солнца не было. Левитан жил в меблированных комнатах «Англия» на Тверской. Город за ночь так густо заволакивало холодным туманом, что за короткий зимний день он не успевал поредеть. В номере горела керосиновая лампа. Желтый свет смешивался с темнотой промозглого дня и покрывал грязными пятнами лица людей и начатые холсты.

Снова, но уже ненадолго, вернулась нужда. Хозяйке за комнату приходилось платить не деньгами, а этюдами.

Тяжелый стыд охватывал Левитана, когда хозяйка надевала пенсне и рассматривала «картинки», чтобы выбрать самую ходкую. Поразительнее всего было то, что ворчание хозяйки совпадало со статьями газетных критиков.

– Мосье Левитан, – говорила хозяйка, – почему вы не нарисуете на этом лугу породистую корову, а здесь под липой не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для глаза.

Критики писали примерно то же. Они требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастухов и женщин.

Критики требовали гусей, Левитан же думал о великолепном солнце, которое рано или поздно должно было затопить Россию на его полотнах и придать каждой березе весомость и блеск драгоценного металла.


После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко вошла Волга.

Первая поездка на Волгу была неудачна. Моросили дожди, волжская вода помутнела. Ветер гнал по ней короткие скучные волны. От надоедливого дождя слезились окна избы в деревне на берегу Волги, где поселился Левитан, туманились дали, все вокруг съела серая краска.

Левитан страдал от холода, от скользкой глины волжских берегов, от невозможности писать на воздухе.

Началась бессонница. Старуха хозяйка храпела за перегородкой, и Левитан завидовал ей и писал об этой зависти Чехову. Дождь барабанил по крыше, и каждые полчаса Левитан зажигал спичку и смотрел на часы.

Рассвет затерялся в непроглядных ночных пустошах, где хозяйничал неприветливый ветер. Левитана охватывал страх. Ему казалось, что ночь будет длиться неделями, что он сослан в эту грязную деревушку и обречен всю жизнь слушать, как хлещут по бревенчатой стене мокрые ветки берез.

Иногда он выходил ночью на порог, и ветки больно били его по лицу и рукам. Левитан злился, закуривал папиросу, но тотчас же бросал ее, – кислый табачный дым сводил челюсти.

На Волге был слышен упорный рабский стук пароходных колес, – буксир, моргая желтыми фонарями, тащил вверх, в Рыбинск, вонючие баржи.

Великая река казалась Левитану преддверием хмурого ада. Рассвет не приносил облегчения. Тучи, бестолково теснясь, неслись с северо-запада, волоча по земле водянистые подолы дождей. Ветер свистел в кривых окнах, и от него краснели руки. Тараканы разбегались из ящика с красками.

У Левитана не было психической выносливости. Он приходил в отчаяние от несоответствия между тем, что он ожидал, и тем, что он видел в действительности. Он хотел солнца, – солнце не показывалось; Левитан слеп от бешенства и первое время даже не замечал прекрасных оттенков серого и сизого цвета, свойственных ненастью.

Но в конце концов художник победил неврастеника. Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, – он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра – ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

Вокруг городка день и ночь мокнут растрепанные ржаные поля.

В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Вторая поездка на Волгу была удачнее первой. Левитан поехал не один, а с художницей Кувшинниковой. Эта наивная, трогательно любившая Левитана женщина была описана Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Левитан жестоко обиделся на Чехова за этот рассказ. Дружба была сорвана, а примирение шло туго и мучительно. До конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого рассказа.

Левитан уехал с Кувшинниковой в Рязань, а оттуда спустился на пароходе вниз по Оке до слободы Чулково. В слободе он решил остановиться.

Солнце садилось в полях за глинистым косогором. Мальчишки гоняли красных от заката голубей. На левом берегу горели костры, в болотах угрюмо гудели выпи.

В Чулкове было соединено все, чем славилась Ока, – вся прелесть этой реки, «поемистой, дубравной, в раздолье муромских песков текущей царственно, блистательно и плавно, в виду почтенных берегов».

Ничто лучше этих стихов Языкова не передает очарования ленивой Оки.

На пристани в Чулкове к Левитану подошел низкий старик с вытекшим глазом. Он нетерпеливо потянул Левитана за рукав чесучового пиджака и долго мял шершавыми пальцами материю.

– Тебе чего, дед? – спросил Левитан.

– Суконце, – сказал дед и икнул. – Суконцем охота полюбоваться. Ишь скрипит, как бабий голос. А это кто, прости Господи, жена, что ли? – Дед показал на Кувшинникову. Глаза его стали злыми.

– Жена, – ответил Левитан.

– Та-ак, – зловеще сказал дед и отошел. – Леший вас разберет, что к чему, зачем по свету шляетесь.

Встреча не предвещала ничего хорошего. Когда на следующее утро Левитан с Кувшинниковой сели на косогоре и раскрыли ящики с красками, в деревне началось смятение. Бабы зашмыгали из избы в избу. Мужики, хмурые, с соломой в волосах, распояской, медленно собирались на косогор, садились поодаль, молча смотрели на художников. Мальчишки сопели за спиной, толкали друг друга и переругивались.

Беззубая баба подошла сбоку, долго смотрела на Левитана и вдруг ахнула:

– Господи Сусе Христе, что ж это ты делаешь, охальник?

Мужики зашумели, Левитан сидел бледный, но сдержался и решил отшутиться.

– Не гляди, старая, – сказал он бабе, – глаза лопнут.

– У-у-у, бесстыжий, – крикнула баба, высморкалась в подол и пошла к мужикам. Там уже трясся, опираясь на посох, слезливый монашек, неведомо откуда забредший в Чулково и прижившийся при тамошней церкви.

– Сход! – крикнул старик с вытекшим глазом. – Нету у нас заведения картинки с бабами рисовать! Сход!

Пришлось собрать краски и уйти.

В тот же день Левитан с Кувшинниковой уехали из слободы. Когда они шли к пристани, около церкви гудел бестолковый сход и были слышны визгливые выкрики монашка:

– Лихие люди. Некрещеные. Баба с открытой головой ходит.

Кувшинникова не носила ни шляпы, ни платка.

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.

Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.

В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

Хандра прошла. Было стыдно даже вспоминать о ней.

Каждый день приносил трогательные неожиданности – то подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжелую долю. Ее Левитан прозвал Катериной из «Грозы» Островского. Он решил вместе с Кувшинниковой помочь Катерине бежать из Плеса, от постылой семьи. Бегство обсуждалось в роще за городом. Кувшинникова шепталась с Катериной, а Левитан лежал на краю рощи и предупреждал женщин об опасности тихим свистом. Катерине удалось бежать.

До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.

До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу – талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.


В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка».

Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах – в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне».

Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, – хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, – и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все города, заботы, привычный круг людей – и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, – будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.

Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.

Жизнь Левитана была бедна событиями. Он мало путешествовал. Он любил только среднюю Россию. Поездки в другие места он считал напрасной тратой времени. Такой показалась ему и поездка за границу.

Он был в Финляндии, Франции, Швейцарии и Италии.

Граниты Финляндии, ее черная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску. «Вновь я захандрил без меры и границ, – писал Левитан Чехову из Финляндии. – Здесь нет природы».

В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор ничем не отличался для Левитана от видов картонных макетов, размалеванных крикливыми красками.

В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рожденных тусклыми лагунами.

В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов, понял, что он отчасти был их русским предшественником, – и впервые с признанием упомянул их имена.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но его спасли…


Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень.

В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. В «Ранней весне» черная глубокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.

Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.


Исподволь, из года в год, у Левитана развивалась тяжелая сердечная болезнь, но ни он, ни близкие ему люди не знали о ней, пока она не дала первой бурной вспышки.

Левитан не лечился. Он боялся идти к врачам, боялся услышать смертный приговор. Врачи, конечно, запретили бы Левитану общаться с природой, а это для него было равносильно смерти.

Левитан тосковал еще больше, чем в молодые годы. Все чаще он уходил в леса, – жил он в лето перед смертью около Звенигорода, – и там его находили плачущим и растерянным. Он знал, что ничто – ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступленно любимая им природа – не могли отдалить приближавшийся конец.

Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту.

В то время в Ялте жил Чехов. Старые друзья встретились постаревшими, отчужденными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о близкой смерти. Он боялся ее и не скрывал этого. Сердце болело почти непрерывно.

Чехов тосковал по Москве, по северу. Несмотря на то, что море, по его собственным словам, было «большое», оно суживало мир. Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не оставалось в жизни. Где-то очень далеко за Харьковом, за Курском и Орлом лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе беклиновских кипарисов и сладкого приморского воздуха. От этого воздуха часто болела голова. Милым казалось все: и леса, и речушки – всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещенные мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком.

Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем масляными красками вечернее поле со стогами сена. Этот этюд Чехов вставил в камин около письменного стола и часто смотрел на него во время работы.

Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры. Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы. Его преследовало воспоминание об этой поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. Над головой висело солнце, – здесь оно казалось гораздо ближе к земле, и желтоватый его свет бросал точные тени. Облачное небо дымилось внизу в пропастях и медленно подползало к ногам Левитана, закрывая сосновые леса.

Небо двигалось снизу, и это пугало Левитана так же, как пугала никогда не слыханная горная тишина. Изредка ее нарушал только шорох осыпи. Шифер сползал с откоса и раскачивал сухую колючую траву.

Левитану хотелось в горы, он просил отвезти его на Ай-Петри, но ему в этом отказали – разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву. Он почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке.

Двадцать второго июля 1900 года он умер. Были поздние сумерки, когда первая звезда появляется над Москвой на страшной высоте и листва деревьев погружена в желтую пыль и в отсветы гаснущего солнца.

Лето было очень поздним. В июле еще доцветала сирень. Ее тяжелые заросли заполняли весь палисадник около дома. Запах листвы, сирени и масляных красок стоял в мастерской, где умирал Левитан, запах, преследовавший всю жизнь художника, передавшего на полотне печаль русской природы, – той природы, что так же, как и человек, казалось, ждала иных, радостных дней.

Эти дни пришли очень скоро после смерти Левитана, и его ученики смогли увидеть то, чего не видел учитель, – новую страну, чей пейзаж стал иным потому, что стал иным человек, наше щедрое солнце, величие наших просторов, чистоту неба и блеск незнакомых Левитану праздничных красок.

Левитан не видел этого потому, что пейзаж радостен только тогда, когда свободен и весел человек.

Левитану хотелось смеяться, но он не мог перенести на свои холсты даже слабую улыбку.

Он был слишком честен, чтобы не видеть народных страданий. Он стал певцом громадной нищей страны, певцом ее природы. Он смотрел на эту природу глазами измученного народа, – в этом его художественная сила, и в этом отчасти лежит разгадка его обаяния.