Династий мин и цин в китае. «Ортодоксы» и «эксцентрики». Художники династий Мин и Цин Выдержка из бортовых журналов

Эпоха династии Мин (1368-1644 гг.) характеризуется возрождением национальной культуры. В XIV – начале XV вв. был возведен крупнейший культовый комплекс Пекина – Храм Неба – императорский жертвенный алтарь. Здесь три раза в году император задабривал верховные божества Неба и Земли. Перед рассветом он всходил на алтарь Неба и приносил в жертву животных и птиц, зерно, шелк и драгоценные камни. Внешне сооружение похоже не на храм, а на ритуальный город. Стены храма обладают удивительным акустическим эффектом: произнесенные шепотом слова на алтаре Неба разносятся эхом на расстоянии 60 метров. Крыши главных строений покрыты глазурованной черепицей. Ансамбль храма Неба был завершен на севере круглым павильоном с трехъярусной синей крышей. Его синяя окраска напоминает цвет неба. Цвет крыш зависел от назначения здания и закреплялся канонами. Крыши императорских построек имели черепицу с глазурью желтого или красно-коричневого цвета, храмы – синего или зеленого. Остальные сооружения крылись простой серой черепицей.

В эпоху маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) усиленно строились монастыри, в архитектуру которых вводятся черты тибетского и монгольского зодчества. Господствует чопорная, официальная архитектура, появляется множество мемориальных ансамблей, почетных ворот пайлоу. Проводятся работы по реконструкции Пекина, завершается ансамбль Императорского города. В ходе массового городского строительства и реконструкции старые здания храмов с их прогнутыми от тяжелой черепицы крышами становятся эталонами красоты, и прогиб стали делать умышленно. Вероятно, в формировании «китайского» типа крыши сыграло свою роль также и знакомство с праздничными крылатыми шатрами кочевников и тибетцев. По другой версии, прогиб кровли и приподнятость углов крыши отражает традиции раннего китайского зодчества, использующего в качестве основного строительного материала бамбук.

(XVII-XVIII вв.), включающий более 90 построек, 300 помещений, уступает в размерах пекинскому «Запретному городу». Среди его экспонатов – предметы искусства из слоновой кости, музыкальные инструменты, мебель и картины. Главное сооружение комплекса – дворец Да Чжэн («Великое правление»), в котором император вел государственные дела и проводил торжества.

Дворцы императоров династий Мин и Цин в (с начала XV в.) составляют крупнейший в мире дворцовый комплекс, состоящий из 9999 комнат. Он служил резиденцией 24 императоров маньчжурских династий Мин и Цин. Ныне он известен как «Запретный город» Гугун. В архитектурный ансамбль, окруженный стеной, входит три основных павильона («Высшей гармонии», «Полной гармонии» и «Сохранения гармонии»), огромные ворота, залы для аудиенций и жилые помещения. Вокруг располагаются второстепенные дворцы, ныне служащие резиденциями и приемными для руководства Китая.

И его окрестностях созданы в соответствии с принципами фэн-шуй, отражающими культурные традиции, идущие с XIV в. Гробницы богато украшены каменными скульптурами, и изразцами с изображениями драконов. Недалеко от центра Пекина находится район Шисаньлин («Тринадцать усыпальниц»). Здесь находится прах 13 императоров династии Мин. Другие усыпальницы расположены в 50 км к северу от Пекина у подножия «Гор безграничного как небо долголетия». Погребальный комплекс императоров династии Цин-Дунлин является крупнейшим по величине среди всех дошедших до нашего времени. Здесь покоятся пять императоров, 14 императриц и около 100 наложниц. Усыпальницы расположены в удивительных по красоте местах и окружены высокими горами, покрытыми лесами. К ним вела священная дорога, оформленная скульптурными изображениями животных и вельмож.

Находится в 20 км к северо-западу от центра города. Этот роскошный парковый ансамбль включает озеро Куньминь, залы, павильоны и дворцы династии Цин. Парк Цзиншань («Безмятежного отдыха») служил резиденцией китайских императоров. Шедевром садово-паркового искусства Китая является Летний дворец. Он был построен в середине XVIII в. Парк Ихэюань содержит свыше трех тысяч строений на берегу озера близ холма Ваньшоушань («Гора долголетия»). Вдоль берега озера тянется деревянная галерея «Чанлан» с уникальными росписями (свыше 1400 картин). Здесь же стоит знаменитая Мраморная лодка, где любила обедать императрица Цыси.

Горная императорская резиденция и окружающие ее храмы в городе Чэндэ (провинция Хэбэй, т.е. «к северу от реки») включает около 1900 памятников старины. Самый знаменитый памятник – построенная в XVIII в. летняя резиденция китайских императоров династии Цин, в которой они жили по полгода. Надписи на дворцовых постройках выполнены на пяти языках: китайском, маньчжурском, тибетском и тюркском. Это подчеркивало, что Китай – многонациональная империя. Строительство летней резиденции было организовано по приказу маньчжурского императора, задумавшего создать «горное убежище от летней жары». К северо-востоку от дворца расположен храмовый ансамбль, включающий храм Путоцзунчэн, построенный в стиле тибетского дворца Потала. Другие храмы комплекса: Пулэсы («Всеобщего веселья»), Анаюаньсы («Безопасности») и Пунинсы, возведенный в стиле тибетского храма Санъесы.

(провинция Хубэй, т.е. «к северу от озера») охватывает величественные даосские архитектурные ансамбли императорских династий Юань, Мин и Цин. После вступления на престол императора Минской династии Чжу Ди, он, в целях укрепления своего могущества, повелел соорудить здесь дворцы, храмы и монастыри. Согласно канонам даосизма, они должны были образовывать единство с природой. Мощеная камнем дорога длиной 70 км ведет от подножия гор к павильону Уцзиньдянь на пике Тяньчжуфэн. По обеим ее сторонам построены восемь дворцов, два монастыря, 36 павильонов, 72 храма, 39 мостиков и 12 беседок и террас.

(провинция Аньхой) находятся в горном районе Ваньтань, недалеко от реки . В этом живописном уголке впечатляют сотни жилых построек, выполненных в период правления династий Мин и Цин. В жилых домах повсюду видна художественная резьба по кирпичу, камню и дереву. В деревне Сиди находится три храма и 224 жилых дома, построенных с XIV по XIX вв. Дворы вымощены или черными каменными плитами, или разноцветными булыжниками, образующими орнаменты. Деревня Хунцунь хранит 137 сооружений, среди которых наиболее интересными являются объекты двух ирригационных систем. Архитектурным шедевром здесь считается дом Чэнчжитан («Зал наследования воли»), имеющий неповторимую ажурную резьбу на деревянных окнах и дверях.

Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Не случайно, что в Китае были достигнуты большие успехи в создании парковых ансамблей (с беседками, мостиками, галереями и т.п.) – глубоко продуманных, насыщенных религиозной символикой и тонким пониманием красоты природы. (провинция Цзянсу) являются классикой китайского паркового искусства. Город Сучжоу, основанный в VI в. до н.э., находится в дельте реки Янцзы, в 100 км к западу от Шанхая. Сучжоу называют «Китайской Венецией» – здесь вместо улиц каналы, через которые переброшены горбатые мостики. Созданные здесь архитектурно-парковые ансамбли носят поэтичные названия, например, «Лес Львов», «Павильон Вздымающихся Волн», «Сад Уединения», «Сад Благовонных Трав». К числу самых маленьких относится «Сад Мастера Сетей». Наибольшую известность получил «Сад Скромного Чиновника», созданный в начале XVI в. Планировка каждого сада отличается умелым сочетанием павильонов, искусственных горок, прудов, мостиков, башен, деревьев и цветов. В Сучжоу сохранилось 70 садов, девять из них открыты для посещения.

Представляют собой многоэтажные дома-крепости, которые стали возникать здесь в начале XVII в., во время заката династии Мин. Тогда жители были вынуждены защищаться от основавшихся в округе разбойников. Многоэтажные дома с толстыми стенами, железными дверьми и маленькими окнами спасали не только от набегов, но и от частых в этих местах разливов реки Янцзы. Мода на дома Дяолоу возродилась в первой трети ХХ в., когда их стали возводить богатые китайцы, вернувшиеся из Австралии и США. Сейчас в Кайпине существует около 1400 домов этого типа. В их архитектуре причудливо сочетаются элементы средневековой готики, итальянского ренессанса, оттоманского стиля и местных традиций.

Город Макао (Аомынь) с середины XVI в. находился под управлением . В 1999 г. этот город-порт, имеющий стратегическое значение для развития мировой торговли, был возвращен . Историческими памятниками здесь являются улицы, семь площадей и более 20 архитектурных ансамблей, построенных в , французском и бразильском стилях. Город был интернациональным, в нем проживали выходцы из Европы, Азии, Америки и Африки. В конце периода династии Мин и в начале правления династии Цин сюда приехали католические миссионеры, превратившие город в опорную базу христианства на Дальнем Востоке. Благодаря этому в XV-XVI вв. в Макао появились изумительные по своей красоте католические храмы. Гармоничное соединение западной стилистики и традиционного китайского колорита придает городу особую привлекательность.

8. «Ортодоксы» и «эксцентрики». Художники династий Мин и Цин

Родные императоры из низов

Добрый день! Мы продолжаем наши разговоры о живописи Востока, и сегодня мы снова обращаемся к китайской живописи, на этот раз уже XIV-XVI веков. И нельзя не отметить, что, говоря об этом периоде в истории Дальнего Востока, не только Китая, но Японии и Кореи, сразу бросается в глаза сходство многих процессов с европейскими метаниями духа, которые получили название Ренессанса. Действительно, поиски классических истоков в стиле побуждают искать параллели в европейских явлениях, однако на самом деле при некотором сходстве процессов накладывание таких готовых схем, как и определений, таких, например, которые нам дает западно-европейская традиция, - распределять периоды на Средние века или Возрождение - все-таки не поможет нам навести резкость, а, скорее, исказит наше понимание явлений.

Для художников династии Мин, в отличие от их собратьев предшествующей эпохи Юань, действительно ключевыми становятся именно вопросы поиска стиля, вопросы художественного самоопределения, а не политико-социального самоопределения. Почему же так происходит? И в поисках ответа на этот вопрос давайте обратимся к истории.

Правление монгольской династии Юань рассыпалось как под ударами природных бедствий, таких, как разлив Хуанхэ, так и народных восстаний, из которых самым важным и, надо сказать, успешным стало восстание Красных повязок, с руководства одним из отрядов которых и началась карьера, собственно, первого императора династии Мин в 1368 году. Крестьянский сын по имени Чжу Юань-чжан, он был самого простого происхождения. Став уже к тому времени генералом, он провозгласил себя первым императором новой династии и основал столицу этой новой династии в городе Нанкине.

Надо заметить, что и первый император, и некоторые последующие были весьма подозрительны и не всегда доверяли даже своему ближайшему окружению и сподвижникам, что привело к многочисленным репрессиям и казням и заключениям в тюрьмы многих в принципе действительно лояльных этой новой китайской, родной, по сравнению с предшествующей династией Юань, власти. Мы говорили о том, что художник Вэнь Тун, например, пал жертвой этих репрессий и умер в заключении, но надо заметить, не всегда это было без оснований, и действительно борьба за власть была очень жесткая, особенно в первые десятилетия правления династии, то есть в начале XV века.

Уже внуку императора Чжу Юань-чжана, третьему императору династии Мин, как он ни старался обезопасить свою власть от посягательств своих ближайших родственников, ему это все-таки не удалось, и его дядя, более известный под именем генерала Чжу Ди, спалив Нанкин в 1402 году, принял титул третьего императора династии Мин и вместо Нанкина провозгласил столицей город Пекин, который и с этого времени становится и пребывает до сих пор столицей Китая. Поэтому в некоторых источниках можно встретить датировку такого второго основания династии Мин - 1402 год.

Именно по его распоряжению начинается восстановление Пекина и фактически строительство нового императорского дворца, сейчас нам известного как «Запретный город». И мы видим знакомую всем по схемам, по картинкам, по репродукциям эту красивую схему чередующихся дворов и грандиозных павильонов на свитке уже XVI века из Британского музея. Именно здесь как раз и находилась императорская коллекция живописи, к которой мы так часто обращаемся и которая сегодня хранится в разных музеях, главным образом, в самом Пекине, а вторая часть находится на Тайване.

Здесь же жили многие художники, миссией которых было, конечно, рисовать портреты самих императоров, и благодаря этому нам сохранился их облик, и, конечно, украшать монументальной живописью и свитками сам дворец и все его многочисленные павильоны, от официальных залов приемов до самых камерных жилых покоев. Мы знаем по источникам, что для украшения дворца было нанято в начале XV века более ста тысяч художников и ремесленников, то есть это была совершенно грандиозная стройка и весьма грандиозное художественное мероприятие.

Таким образом, возвращение китайской, ханьской династии сняло вопрос политической оппозиции с художников по отношению к новой власти, как этот вопрос стоял при династии Юань, иноземной, совершенно не пользующейся популярностью. Таким образом, для художников уже не было знаком проявления лояльности уход в отшельничество или отказ от государственных постов. Они могли благодаря этому, конечно, сосредоточиться в большей степени на вопросах стиля.

Вопросы стиля и воссоздание Академии

И надо сказать, эти вопросы стиля действительно были весьма актуальны, так как к этому времени существовало, как мы уже не раз замечали, две таких главных линии: это академическая живопись художников-профессионалов, или «академиков» и направление, – скорее так его правильно к этому времени называть, в большей степени, чем стиль, - живопись художников-литераторов, или вэньжэньхуа.

Надо сказать, что не только профессиональные художники, что естественно, но и непрофессиональные занимались вопросами стиля, в частности, он волновал императоров. Например, император Сюандэ, пятый император династии Мин, который был покровителем искусств, и сам был превосходным художником. Мы видим, например, что он мог в одном свитке склоняться в сторону художников-литераторов, как, например, в этой композиции с изображением играющих гиббонов, который написан тушью, с небольшими вкраплениями легких цветных красок.

А с другой стороны, ему так же и не менее импонировал и классический академический стиль тщательной кисти (гун-би), в котором он как раз решает свиток, созданный им в подарок одному из его придворных. Это благопожелательный свиток, пожелание богатства и процветания, символом которого традиционно считается пион. Мы видим, как тщательно он изображает и сам цветок, и с любопытством взирающего на этот подвешенный в вазе цветок и, по-видимому, немножечко шатающегося кота, который изображен в нижней части свитка. И мы видим посвятительную надпись – ровные ряды иероглифов дополняют всю композицию.

Минские императоры действительно искали в династии Сун свое оправдание и очень часто себя соотносили не только через художественные образы, но и через исторические, через политические факты, и, безусловно, создание и восстановление Академии живописи было для них очень важным событием.

Тем не менее они на самом деле не создали Академию, не воссоздали Академию в том виде, в котором она была при династии Сун, но оставили сложившуюся, как ни странно, при династии Юань систему найма художников, и благодаря этому Академию можно было чрезвычайно расширить, а ее сделали привлекательной, раздавая многочисленные титулы и должности всем художникам.

Вот, например, художник Лю Цзюнь, работу которого мы сейчас видим. Написана она как раз в классическом стиле династии Сун на сюжет «Возражение императору», когда чиновники не согласны и, видя, что император ошибается, не боятся сказать ему правду в лицо, и император милостиво выслушивает критику. Лю Цзюнь как раз уже носил военный титул. Конечно, это была не должность, он не участвовал ни в каких сражениях, а имел титул главнокомандующего гвардии. Художникам выдавалась также специально вышитая униформа, которая соответствовала военным должностям.

Он работал при просвещенном императоре Чжу Ютане, который правил в конце XV века - в начале XVI, с 1487 по 1505 год, при котором как раз расцвели многочисленные искусства, и не только живопись, но каллиграфия, и поэзия, и литература. Если мы посмотрим немного внимательнее на этот свиток, то увидим, что, безусловно, он написан вполне в традиционной манере, но если художников династии Сун XI-XII веков интересовало построение все-таки более натуралистичного или, правильнее будет сказать, реалистичного окружения, отчасти передача воздушной перспективы, то здесь все внимание сосредоточено на фигурах, на самом сюжете, а обрамление носит, скорее, более символическое значение. Например, размеры цветов пионов, если мы посмотрим соотношение масштабов, достигают человеческого роста, и рядом небольшие, а по сравнению с пионами и вовсе крохотные сосны и так далее. То есть вот эта игра с масштабами, нарушение их, свидетельствует о том, что сместились акценты с передачи воздушной, атмосферной среды, в пейзаже в том числе, на, скорее, его символическое значение.

Но не все художники работают в таком прямо официальном ключе. Многие разрабатывают и придерживаются более классических трактовок, как, например, художник Ван Э, который в своем пейзаже «Смотря вдаль из павильона на берегу реки» почти воспроизводит классические пейзажи династии Сун в стиле Ма Юаня. Он тоже был коллегой предыдущего художника и также работал при императоре Чжу Ютане, который называл его «современным Ма Юанем» и высоко очень ценил его творчество.

Однако, если мы вспомним, например, пейзажи того же Го Си или Ма Юаня, мы увидим, что здесь нет на самом деле того внутреннего такого скрытого напряжения и драматизма, который мы видим или ощущаем в живописи династии Сун. Здесь, притом, что художника интересует и воздушная перспектива, и передача туманов, и дымок, и вот эти вот градации туши и воздушной среды, у него более спокойная, уравновешенная композиция. И надо сказать, вот эта дотошность и тщательность в пер...

Китайские императоры жили в Пекине, в поистине сказочном дворце под названием «Запретный город». В «Запретном городе» было не одно богато украшенное здание, а несколько, и все они были окружены прекрасными садами. Из-за восстаний горожан и крестьян, вражеских нападений на империю и дворцовых переворотов императорская династия Мин (1368-1644) в конце концов потеряла власть над страной. В 1644 г. последний император этой династии совершил самоубийство, и в Китае (подробнее в статье « «) воцарилась династия Цин, которая правила до 1911 г. Многие из императоров династии Цин были разумными правителями и сумели добиться для Китая мира и процветания.

Эта фигурка (слева) из слоновой кости изображает государственного чиновника. Чтобы стать чиновником, надо было успешно сдать очень трудные экзамены. Китайские врачи умели приготовлять различные лечебные отвары из трав. Они также лечили своих пациентов иглоукалыванием (акупунктура). Это иллюстрация (справа) к одному из немногих китайских романов того времени. В нем рассказывается о разбойниках, которые нападали на чиновников, чтобы защитить от них бедных крестьян. Поначалу китайские императоры довольно тепло принимали европейских миссионеров, таких, как, например, иезуит на этом рисунке, но позднее их стали изгонять из страны. Многие европейцы мечтали о том, чтобы приобрести эти изысканные изделия китайских мастеров. Но им приходилось за все это платить золотом и серебром, потому что китайцев не интересовали товары из Европы предлагаемые им в обмен.

Сельское хозяйство

Жизнь в сельской местности на протяжении веков менялась мало. Одним из немногих новшеств была, например, кукуруза, завезенная из Америки испанскими и португальскими торговцами. В течение долгого мира, установившегося в эпоху Цин, население Китая начало расти. Сначала это не имело значения, но постепенно оно настолько увеличилось, что собранных крестьянами урожаев стало едва хватать, чтобы всех накормить.

Раньше китайские покупатели произведений китайского искусства придерживались образцов керамики и художественных произведений династии Цин (1644–1912 гг. н. э.) и династии Мин (1368–1644 гг. н. э.), в то время как западные покупатели стремились к более старым работам.

Когда Майкл Басс, вице-президент фирмы Christies («Кристиз» - Лондонская аукционная фирма) организовал в 2000 году отдел китайской керамики и произведений искусства, приблизительно 80% коллекционеров в комнатах продаж были американцами.

«Затем в 2005 и 2006 годах начался приток покупателей не с запада, а из большого Китая», - сказал Басс. - За прошедшие три года 40-60% покупателей - китайцы... Они диктуют характер продаж».

Эти китайские покупатели, зацикленные на императорской керамике династий Цин и Мин, превосходят по количеству западных покупателей. Они избегают более старых работ, по-видимому, считая позорным владеть предметами, которые были захоронены вместе с мёртвыми.

Но за последние шесть–семь лет даже китайцы занялись коллекционированием более ранних художественных работ, согласно Бассу. Теперь они также интересуются глиняной посудой династии Тан, архаичными изделиями из бронзы и древними нефритами - те же самые категории, которые традиционно привлекли западных покупателей.

«Теперь рынок действительно широк, - сказал Басс. - И интерес проявляется ко всем этим категориям».

Всё же не следует говорить, что рынок полностью повернулся к более ранним династиям. Коллекционеры и дилеры продают на аукционе то, что, как они думают, принесёт им доход.

На большинстве главных аукционов китайского искусства в последние годы объекты династии Цин часто составляют приблизительно половину лотов. Хотя интерес к керамике Мин и Цин, как ожидают, не остынет в ближайшее время, «нефриты и изделия из бронзы уже поднялись в цене», сказал Басс.

Это может означать, что другие сегменты из более ранних китайских работ скоро также повысятся в цене, и в центре внимания могут оказаться американские коллекционеры, которые продолжают собирать более ранние работы.

«Множество американцев все ещё ищет раннюю керамику - это "скачущая Танская лошадь", "симпатичная дама" времён династии Тан или произведения искусства династии Хань», - сказал Басс.

И для них текущие цены привлекательны. Подавляющее большинство ранних нефритов и керамики оценено менее чем 20000$, со многими качественными поправками - всего в несколько тысяч долларов.

Очевиден побочный инвестиционный стимул: огромная история искусства Китая может многое предложить. Каждая династия принесла с собой различный образ жизни, новые стили костюмов и отличающуюся культуру, которая проявляется как индивидуальный аромат в искусстве этой эпохи.

Китайская культура насчитывает история в 5000 лет, и династии Мин и Цин вместе занимали отрезок времени только в 544 года из тех лет. Находки более раннего периода, предшествующего двум последним династиям, представляют большой интерес для культурных и любознательных людей.

Китайское искусство по периодам

Неолитический период (3000–1500 годы до н. э.)

Художественные работы этого периода, которые мы сейчас имеем, главным образом состоят из нефритов и керамики. Они действительно имеют отличительную особенность от работ того времени, когда китайская цивилизация была горсткой племён.

Глиняная керамика была часто окрашена красно-чёрными большими круглыми абстрактными и геометрическими фигурами. Предполагается применение кистей, которые будут использоваться повсюду в течение долгой истории Китая, согласно записям из работ Mets Heilbrunn Timeline of Art History («Хронология истории искусств» Музея «Метрополитен»).

Из всех аспектов неолитической культуры Met Museum (Музей «Метрополитен») называет изделия из нефрита «самым длительным вкладом в китайскую цивилизацию».

Нефрит является таким твёрдым веществом, что он не поддаётся резке, но шлифуется при помощи песка кварца или граната. Замечательно, что неолитические ремесленники работали по нему в больших объёмах, несмотря на такой трудоёмкий процесс.

Основываясь на открытии нефритовых погребальных изделий, учёные поясняют, что эти культуры ценили нефрит из-за его способности, как они верили, сохранять мёртвых.

Династии Шан и Чжоу (1523–256 годы до н. э.)

Бронзовые сосуды - основные произведения искусства эпохи этих династий, которые мы имеем сегодня. Совершенное качество поверхностных деталей на изделиях из бронзы поразительно. Анималистские формы и мотивы, включая культовый образ taotie (голодное животное), широко использовались на сосудах этого периода.

Эти сосуды имели динамические формы, которые сначала делались по образцу керамических форм и постепенно развились, став более сложными с развитием технологии. Они использовались для ритуальной пищи и винных жертвоприношений.

Династия Цинь (221–206 годы до н. э.)

Династия Цинь считается первой династией Китая, объединившей страну. Знаменитые «Терракотовые воины», найденные в огромной могиле первого императора, являются свидетельством передового художественного производства. Тела воинов были изготовлены конвейерным способом, но ни одно лицо не походит на другое.

Поскольку эпоха существования этой династии была короткой и беспокойной, большинство художественных работ этого периода идентифицированы как принадлежащие предыдущей или последующей династиям.

Династия Хань (206 год до н. э. – 220 год нашей эры)

Большинство китайцев сегодня считают себя «ханьцами», потому что во время династии Хань действительно сформировалась китайская культурная идентичность. Империя раскинулась от Великой стены до Южно-Китайского моря.

В течение периода Хань были изобретены бумага и глазурованная керамика, процветала литература и дипломатия с Западом.

Керамические фигурки, сосуды и другие предметы в форме животных и башен - главные художественные работы, уцелевшие от этой династии.

Шесть династий (220–586 годы н. э.)

Несмотря на политическую нестабильность и постоянные войны (почему и было шесть династий во время этого периода), процветали Буддизм и Даосизм, а также поэзия, благодаря изобретению деревянного печатного станка.

Выделяется керамика этого периода, особенно изделия из зеленоватого и зеленовато-серого фарфора династии Цзинь.

Династия Суй (581–618 годы н. э.) Династия Суй славится своей прекрасной белой глиняной керамикой, выполненной в простых формах и обожжённой с прозрачной глазурью. Процветала буддийская скульптура, которая испытывала большое влияние индийского стиля.

Династия Тан (618–906 годы н. э.)

Династия Тан расценена как вершина китайской цивилизации. Великий шёлковый путь принёс различные влияния от иностранных государств, и все формы художественного выражения - живопись, литература, ваяние и керамика достигли беспрецедентного уровня утончённости.

Один из наиболее культовых типов танских художественных работ - раскрашенная керамическая лошадь или верблюд. Часто встречаются работы, где реалистично выглядящее животное находится в сопровождении западного конюха или всадника.Пять династий (907–960 годы н. э.)

Хорошие времена династии Тан закончились вместе с ослаблением императорского контроля. Но художники периода Пяти династий далее развили технику использования ценившегося белого фарфора. Пейзажная живопись получила мифическое направление благодаря новому стилю, отражающему даосское восприятие природы, который станет признаком живописи династии Сун.

Династия Сун (960–1279 годы н. э.)

Первая половина эпохи этой династии была мирной, вторая же половина полна переворотами. Художественные работы этого периода наполнены покоем. Пейзажи вызывают у зрителя сдержанные эмоции. Сюжетная сторона керамики Сун приближалась к житейской. Работы имели простые линии, особенно те, которые обжигались в печи Цычжоу в Северном Китае.

Династия Юань (1271–1368 годы н. э.)

Это была монгольская династия - первый раз, когда Китаем управляла иностранная держава.

Коренные китайские и кочевые монгольские особенности в искусстве смешались, и появились работы, имеющие мотивы животных, смелую живописную манеру и динамические формы. При дворе использовались сюжеты тантрического Буддизма, также проявляющегося в производстве мандал и скульптур языческих божеств в классических монгольских формах.

Династия Мин (1368–1644 годы н. э.)

Стремясь восстановить первенство китайской культурной специфики, некоторые художники обратились к древним формам в своих керамических художественных изделиях и скульптуре. Всё же в ранний период династии Мин декоративное искусство проявляло черты «богатого эклектического наследства монгольской династии Юань», как сказано в эссе Heilbrunn Timeline of Art History (Хронология истории искусств) Музея «Метрополитен».

Особенно замечательны сине-белые и раскрашенные изделия и эмаль.

Династия Цин (1644–1912 годы н. э.)

Последняя китайская династия Цин управлялась маньчжурами, а не этническими ханьцами.

Искусство и культура процветали при императорах Канси и Цзиньлуне.

Тщательно продуманные, многоцветные композиции появились на разрисованном иллюстрированном фарфоре и картинах. Мастерство изготовления нефритовых изделий достигло новой высоты в некоторых умных и изящно выполненных работах.

В конечном счёте западный спрос на эти культурные и коммерческие изделия привёл к крушению династии.

К концу XVI века северные соседи империи Мин - потомки чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингисханом, - объединяются вокруг владения Маньчжоу под предводительством вождя Нурхаци. В 1609 Нурхаци прекращает платить дань Китаю, а затем провозглашает собственную династию Цзинь. С 1618 маньчжуры усиливают вооружённое давление на Китай. За восемь лет они выходят практически к Великой китайской стене (на крайнем востоке).

Преемник Нурхаци — Абахай — провозглашает себя императором и меняет название династии на Цин. Маньчжурская конница начинает совершать регулярные набеги на Китай, грабя и обращая в рабство сотни тысяч китайцев. Императору Мин приходится направить на северные рубежи свою лучшую армию под командованием У Саньгуя.

Тем временем в Китае разгорается очередное крестьянское восстание. В 1644 крестьянские отряды под предводительством Ли Цзычэна, разгромив все остальные армии, занимают Пекин, а сам Ли Цзычэн провозглашает себя императором. Командующий У Саньгуй пропускает маньчжурскую конницу на Пекин и те разбивают Ли Цзычэна в Шанхайгуаньской битве. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу. Ли Цзычэн вскоре гибнет, а маньчжуры объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. У Саньгуй вместе со всей армией переходит на службу к завоевателям.

Китай таким образом утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства - маньчжурской империи Цин, хотя борьба против маньчжурских захватчиков продолжалась ещё долго: последний оплот сопротивления - Тайвань захвачен маньчжурами в 1683.

Маньчжуры были вторым чужим народом, захватившим Китай. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро приспособились к китайской культуре, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.

Начиная с Канси (годы правления 1663-1723), маньчжурские императоры были буддистами, а в этике - конфуцианцами, управляя страной по древним законам. Китай под властью династии Цин в XVII-XVIII вв. развивался достаточно интенсивно. К началу XIX века в империи Цин насчитывалось уже около 300 млн человек - примерно в пять раз больше, чем на той же территории в среднем на протяжении предыдущих двух тысяч лет, что привело к интенсивному развитию сельского хозяйства при активном участии государства. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, но при этом заботились о процветании экономики страны и благосостоянии народа.

Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Католические миссионеры, игравшие заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, были постепенно высланы, а христианские церкви закрыты. К середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев.

В течение первых двух веков империя Цин осуществляла экспансию во всех направлениях и увеличила свою территорию более чем в два раза. В 1757 было уничтожено Джунгарское ханство, и территория его вместе с покорённым к 1760 Восточным Туркестаном была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян (Новая граница). Вассалом империи Цин стала Корея. В конце XVII века сюзеренитет маньчжурских императоров признали князья Внешней Монголии. В конце XVIII века было завоевано государство Тибет. Экспансия простиралась и на северо-запад, что привело к конфликту с Россией в Приамурье. Однако при этом следует отметить, что Цинская империя - не Китай: последний был лишь одной из её частей.

Опиум и Японско-китайская война. В конце 18 века торговля Китая с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум — преимущественно контрабандным путем из Индии. Вскоре местное население, особенно в приморских районах, было приобщено к курению опиума.

Ввоз опиума в Китай постоянно возрастал и стал подлинным бедствием для страны, что привело к серии Опиумных войн в середине 19 века. Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав.

Результатом первой опиумной войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором от 29 августа 1842, выплата империей Цин контрибуции в размере 15 млн серебряных лян (21 млн долларов), передача Великобритании острова Гонконг и открытие китайских портов для британской торговли, в том числе опиумом.

В результате поражения во второй «опиумной» войне (1856-1860), Китай был вынужден полностью принять требования западных держав:

— открытие в Китае иностранных дипломатических представительств;

— открытие иностранцам для проживания и торговли специально оговоренных портов, включая Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, а также полное отделение Гонконга;

— учреждение специальных сеттльментов в этих портах, находящихся под управлением иностранной администрации;

— экстерриториальность граждан западных держав в Китае;

— свобода плавания иностранных судов в китайских территориальных водах;

— участие иностранных держав в регулировании китайских таможенных тарифов, деятельность таможен под руководством таможенных управлений с иностранным персоналом, находящимся на китайской службе;

— доступ христианских миссионеров в глубинные районы Китая.

Кроме того, угрозу для маньчжурского двора представляло восстание тайпинов (1848-1864) под предводительством христианина Хун Сюцюань. Целью восстания было изгнание чужеземцев, низвержение манчжурской династии и создание Тайпинского небесного царства, где все равны между собой. Тайпинское восстание охватило южные регионы Китая. Тайпины были подавлены цинской армией при поддержке англичан и французов лишь в 1864 году. Война привела к огромному количеству жертв - по оценкам, от 20 до 30 миллионов человек.

Восстания происходили и в других регионах Китая. В 1852-1868 годах на севере Китая вспыхнуло восстание няньцзюней. в 1856-1873 — восстание в провинции Юнань, а в 1862-69 годах происходило Дунганское восстание.

В этот же период происходили и другие события: смерть императора Айсиньгёро Ичжу (август, 1861) привела на трон его пятилетнего сына Цзайчунь, рожденного от Драгоценной наложницы И. А уже в ноябре произошел государственный переворот, в результате которого регентский совет, который должен был править до совершеннолетия императора был отстранен от власти: старший — князь Айсиньгёро Сушунь был казнен, двум князьям пришлось совершить самоубийство, а оставшиеся были просто отстранены. Новыми со-регентами стали конечно же, инициаторы переворота: Драгоценная наложница И, сменившая титул на «Вдовствующая императрица Цыси» и «Вдовствующая императрица Цыань», и князь Гун, назначенный Князем-регентом.

Великий князь Гун был инициатором и проводником курса реформ, известного как «Движение самоусиления» или «Движение по усвоению заморских дел». Князь Гун в 1861 году учредил и возглавил Цзунли ямэнь — институт правительства империи Цин, выполнявший функции министерства иностранных дел вместо традиционного Министерства ритуала. на следующий год основал Тунвэньгуань — училище, где студенты изучали западные науки. Переводилась на китайский язык западная литература.

Надо отметить, что эти реформы были задуманы еще при жизни покойного императора: В январе 1861 года на имя императора был направлен меморандум за подписью Гуна, в котором предлагалось создать специальный орган для разработки политики, призванной найти пути выхода из кризиса в отношениях Цинской империи с внешним миром.

Причиной появления меморандума послужили наработки ученых, изучавших причины поражения Цинской империи в Опиумных войнах. Очень показательным было мнение Фэн Гуйфэнь, хорошо изучившего достижения Западного мира. С его точки зрения, превосходство морально-этических принципов конфуцианства было несомненным. Поэтому, допуская заимствование паровых судов и современного огнестрельного оружия, следовало сохранять верность конфуцианскому учению: «восточное учение - основное; западное учение - прикладное».

Однако привилегии, которыми пользовались иностранцы в Китае, вызывали недовольство местного населения. Нередко вспыхивали бунты, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным из них стала Тяньцзиньская резня в 1870 г.

В январе 1875 в возрасте 19 лет умер император Цзайчунь, так и оставшийся всю жизнь в тени матери, Вдовствующей императрицы Цыси, которая настояла чтобы власть была передана 4-летнему Цзайтянь, сыну князя Чуня и Ваньчжэнь - родной сестры Цыси. Таким образом она скрепляла свой род с императорским и продолжала осуществлять фактическую власть в стране. Император был объявлен под именем Гуансюй. А страна тем временем продолжала совершенствоваться: появилась первая железная дорога, современные школы, телеграфная связь; развивалось машиностроение и горное дело, совершенствовался военный флот.

К 1884 году Северный Вьетнам по-прежнему номинально находился в вассальной зависимости от Цинской династии, а Центральный и Южный захватила Франция. В 1884-1885 годах разгорелась Франко-Китайская война, развязанная Францией за право обладания северным Вьетнамом. Французские армия и флот действовали независимо друг от друга. Французский флот смог уничтожить китайский фуцзянский флот и разрушить арсенал в Фучжоу, а затем обстрелял укрепления на Тайване и в Чжэньхае. Менее успешно действовала французская армия. Китайцы нанесли им несколько поражений. Французкое правительство было вынуждено подать в отставку, а новое решило не затягивать войну, и заключило с Китаем Тяньцзиньский договор, по которому Китай выводил войска из северного Вьетнама и передавал его французам.

В 1894 году в Корее произошёл военный переворот. Новое правительство вышло из-под покровительства Китая, и под японским давлением попросило Японию изгнать китайцев со своей территории. 1 августа 1894 года Япония объявила Китаю войну. Цинскими войсками командовал престарелый Ли Хунчжан. Китайцы сперва проиграли сражение у Сонхвана, а затем в битве у Пхеньяна была разгромлена Хуайская армия. Затем Бэйянский флот потерпел поражение в битве при Ялу. Японские войска вторглись на территорию Китая и захватили крепость Люйшунь. Ли Хунчжан был объявлен виновным в поражениях и отстранён от командования. Японцы, тем временем, высадились у Вэйхайвэя — базы Бэйянского флота, и захватили его. Сухопутные войска подступали к столичной провинции Чжили. Цинское правительство запросило перемирие, но в Токио умышленно затягивали переговоры, потому как японцы ещё не захватили земли, которые хотели получить. 17 апреля 1895 года был заключён Симоносекский договор, по которому к Японии отходили Тайвань и острова Пэнху.

Ослаблением Китая после войны воспользовались Россия и Германия. В 1896 году Россия арендовала полосу земли в Маньчжурии для строительства Китайской Восточной железной дороги, а в 1898 — Ляодунский полуостров с портами Далянь (Дальний) и Люйшунь (Порт-Артур). В 1897 году немцы, в ответ на убийство немецких миссионеров, захватили Циндао и вынудили Китай подписать договор о его аренде на 99 лет, Англия также на 99 лет арендовала часть полуострова Цзюлун рядом с Гонконгом.

Уступки иностранным державам вынудили императора Гуансюя согласиться на проведение предложенных Кан Ювэем реформ. Эти реформы вошли в историю как «сто дней реформ», они длились всего 104 дня и были прекращены императрицей Цыси. Кан Ювэй вынужден был бежать из страны, его брат был казнён, а император Гуаньсюй отстранён от власти императрицей Цыси. Отказ от реформ усилил революционные настроения.

В 1898 году на Севере Китая началось восстание Ихэтуаней(1898-1901), или Боксёрское восстание, направленное в первую очередь против засилья иностранцев. Императрица Цыси, первоначально пытавшаяся подавить восстание, затем решила использовать его для вытеснения иностранных держав. Однако, видя неменуемую неудачу, перешла на сторону Альянса восьми держав, подавившего восстание. В результате Китаю пришлось пришлось подписать Заключительный протокол, по которому он обязался уплатить огромную контрибуцию и предоставить ряд новых льгот иностранцам.

В 1901 году была принята новая программа реформ, названная «Новая политика». Впервые китайское правительство решило поощрять предпринимательство, а не ограничивать его. Была создана «Новая армия», обученная и укомплектованная по западному образцу. В 1906 году была начата работа по созданию конституции, а когда в ноябре 1908 года умерли Цыси и Гуаньсюй, реформы ускорились, власть перешла к 3-летнему императору Пу И, от имени которого были изданы указы о создании комитетов по подготовке конституции и созыве парламета.

Одновременно с этим развивалось революционное движение. В 1895 году на Гаваях Сунь Ятсеном был основан «Союз возрождения Китая» (Синчжунхуэй), который вербовал сторонников среди тайных обществ Южного Китая и китайских эммигрантов. Летом 1905 года в Японии несколько революционных организаций объединились в «Китайский объединённый революционный союз» (Чжунго Гэмин Тунмэнхуэй). В основу деятельности были положены «три народных принципа» Сунь Ятсена: национализм, демократизм и народное благоденствие.

14 ноября 1908 года умер Император Гуансюй, которого Императрица Цыси ранее отстранила от власти. Гуансюй был отравлен, так как Цыси не хотела, чтобы он её пережил. На следующий день скончалась и сама Императрица. На престол взошёл Император Пу И, которому было два года. Регентом был назначен его отец князь Чунь.

В 1911 году в Китае началось Учанское восстание. Оно стало началом Синьхайской революции (1911-1913), в результате которой была свергнута маньчжурская династия. Империя Цин развалилась и было провозглашено создание Китайской республики.