Философия блаватской. Теософия Е.П. Блаватской. Основы теософии Блаватской и последователей

"окруженная любовью и ненавистью, в летописях мировой истории личность ее грядет бессмертная"
Шиллер

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества. Такова была и миссия Е.П.Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней 1891г. перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг ее жизни.

Никто из близких, работавших с ней, преданных ей людей и ее врагов не знал ее всю, со всеми ее качествами. Поразительно разнообразие их мнений, словно пред нами не одна, а множество личностей с одним и тем же именем "Елена Петровна Блаватская". Для одних она - великое существо, открывшее миру новые пути, для других- вредная разрушительница религии; для одних- блестящая и увлекательная собеседница, для других- туманная толковательница непонятной метафизики; то она- великое сердце, полное безграничной жалости ко всему страдающему и любви ко всему сущему, то- душа, не знающая пощады, то- ясновидящая, проникающая до дна души, то- наивно доверяющая первому встречному. Одни говорят о безграничном терпении, другие о ее необузданной вспыльчивости. И нет тех ярких признаков человеческой души, которые бы не соединялись с именем этой великой женщины.

Но все, без исключения, утверждают, что она обладала необычайной душевной силой, подчинявшей себе все окружающее. Доверчивость и искренность ее доходили до размеров, необычайных для души, собравшей такое небывалое разнообразие жизненного опыта: от ученицы восточных мудрецов до не менее необычного положения Учителя и провозвестника Древней Мудрости, стремившегося объединить в общем эзотеризме все древнеарийские верования и доказать происхождение всех религий от единого божественного источника.

"Жить рядом с Еленой Петровной, означало быть в постоянном соседстве с чудесным", - писал один из ее биографов. Она владела незаурядными способностями настоящего Мага, удивляла всех эрудицией, глубокими целостными знаниями, мудростью души.

Как рассказывает один из ее биографов: "... Она очаровывала и покоряла всех, кто соприкасался с ней более или менее близко. Она силой своего всепроникающего и бездонного взгляда творила самые непостижимые чудеса: бутоны цветов раскрывались у вас на глазах, и самые отдаленные предметы по одному лишь зову стремились к ее рукам".

"Вся история литературы, - пишет Олькотт, - не знает более замечательного персонажа, чем эта русская женщина".

Елена Петровна была способна на невероятный труд и сверхчеловеческое терпение, когда дело шло о служении идее, об исполнении воли Учителей. Преданность ее Учителям была героическая, пламенная, никогда не ослабевавшая, преодолевшая все препятствия, верная до последнего вздоха.

Как она сама говорила: "Для меня уже не имеет значения ничто, кроме моего долга перед Учителями и Делом Теософии. Им принадлежит вся моя кровь до последней капли. Им будет отдано последнее биение моего сердца...".

Эта русская женщина боролась с огромной неукротимой силой против сковавшего человеческую мысль материализма, она вдохновила столько благородных умов и сумела создать духовное движение, продолжающее расти, развиваться и оказывать влияние на сознание человечества. Она первая обнародовала сокровенные учения, на которых основаны все религии, она первая сделала попытку дать религиозно - философский синтез всех веков и народов; она вызвала пробуждение религиозного сознания древнего Востока и создала всемирный братский Союз, в основу которого положены уважение к человеческой мысли, на каком бы языке она ни выражалась, широкая терпимость ко всем членам единой человеческой семьи и стремление воплотить не мечтательный, но конкретный идеализм, проникающий во все области жизни.

Каждое столетие Учителями Шамбалы предпринимается попытка найти вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Учения для просвещения людей.

В ХIХ веке выбор пал на Е.П.Блаватскую. "Мы за 100 лет на Земле нашли одну такую", - писали Махатмы.

Е.П.Блаватская родилась 11 августа 1831г. в Екатеринославле, в аристократической семье. Детство и юность Елены Петровны протекли в очень счастливых условиях, в просвещенной дружной семье с гуманными традициями. Второй этап жизни /1848-1872гг./ можно охарактеризовать словами - Странствия и Ученичество. 24-летние скитания, снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет. Весь этот период ее жизни был сначала подготовкой к ученичеству, а затем и самим ученичеством.

Главным препятствием был ее темперамент. Даже с Учителями, пред которыми она преклонялась, она была часто воинственной, и для свободного общения ей необходимо было многолетнее самовоспитание. "Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь другой вступал на Путь с такими трудностями или с большим самопожертвованием", - писал Олькотт. Учителя говорили: "У нас Блаватская вызывала особое доверие - она готова была всем рисковать и перенести любые трудности. Больше, чем кто-либо другой, владевшая психическими силами, подгоняемая чрезвычайным энтузиазмом, неудержимо стремящаяся к своей цели, физически очень выносливая, она была для нас самым подходящим, хотя и не всегда послушным и уравновешенным, посредником. У другого, быть может, было бы меньше ошибок в литературных трудах, но он не выдержал бы, как она, семнадцатилетнего напряженного труда. И тогда многое осталось бы для мира неизвестным".

3-й период жизни Блаватской - период творчества, носящий явную печать определенной духовной миссии /1873-1891г.г./. В 1875г. вместе с Генри Олькоттом Елена Петровна основала Теософское общество - одно из звеньев в той цепи высших школ тайного знания, которые основывались из века в век сотрудниками Иерархии, по мере надобности, в той или иной стране, в том или ином виде. Все эти школы высшего знания были отпрысками того Единого Древа Жизни и Древа Познания Добра и Зла. Задача Теософского общества - объединение всех, стремящихся к единению человечества, независимо от расовой принадлежности и религиозных убеждений, стремящихся к познанию истинной природы человека и Космоса.

Посеянные Теософским обществом семена высшего знания проникли в сознание людей западного мира и распространились по всему миру. Во всех культурных странах существуют такие общества, работает Теософское общество и в Москве.

В 70-е годы прошлого столетия в Америке, Европе и России прокатилась волна увлечения спиритизмом. Елена Петровна пишет: "Получила приказ сообщить публике правду о спиритических феноменах и их медиумах. И отныне начинается мое мученичество. Все спириты восстанут на меня, вдобавок к христианам и всем скептикам. Твоя воля, Учитель, да будет исполнена!"

Она временно примкнула к спиритизму, чтобы показать все опасности медиумических сеансов и разницу между спиритизмом и истинной духовностью.

В то же время Блаватская работает над первым своим большим трудом "Разоблаченная Изида". И затем - главный труд жизни Блаватской - “Тайная Доктрина” - 3 тома, около тысячи страниц в каждом /1884-1891г.г./. Первый том приоткрывает часть загадок о сотворении Космоса, второй - об эволюции человека, третий - об истории религий.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Блаватскую в "Разоблаченной Изиде" и в продолжающей ее "Тайной Доктрине", являются откровения о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и человека /микрокосма/, о вечности и периодичности Бытия, об основных космических законах, которыми живет Вселенная. Учение, переданное Блаватской, также старо, как само человечество. Итак, "Тайная Доктрина" есть накопленная Мудрость Веков, и уже одна ее Космогония является самой изумительной и разработанной из всех систем".

Жизнь Е.П.Блаватской можно охарактеризовать двумя словами: мученичество и жертвенность. Страшнее всех физических мучений - их много было в ее жизни - страдания души, которые переносила она вследствие коллективной ненависти, непонимания, жестокости, вызванных ее борьбой против невежества и инертности человеческой души. 17 лет боролась Блаватская с невежеством и догматизмом как в науке, так и в религии. И все это время она была центром нападок и клеветы.

Она обладала колоссальными, всеобъемлющими, невероятными по разносторонности знаниями.

Вот краткое обобщение Учения, переданного ею в ее многочисленных трудах:

БОГ. Для Блаватской не существует личного Бога. Она сторонник пантеизма. Она не считает, что кто-либо может представлять Бога на Земле. Но каждое человеческое существо по мере развития сознания ощущает присутствие Божественного начала в себе. Бог - есть Таинство. Человек может постичь только то, что вмещает его ум и поэтому приписывает Богу те качества, которые в каждую эпоху в различных регионах считались самыми лучшими.

Елена Петровна Блаватская была противницей любой дискриминации на основе верований, т.к. знала всю их относительность во времени и пространстве. Никто не владеет всей полнотой Истины, но лишь ее частичным искаженным видением. Она была противницей любого расизма, особенно расизма духовного.

КОСМОГЕНЕЗ. В учении, переданном ею, возникает понятие КОСМОС. В неоплатонизме есть определение Космоса, как огромной живой формы, постоянно обновляющейся подобно телу любого минерала, растения, животного или человека. Собственно, человек в этом Космосе является одним из многочисленных проявлений жизни на физическом плане. Космос не имеет постигаемых умом размеров. Наше познание Космоса возрастает в соответствии с нашим прогрессом. По ходу истории изменяются наши представления о Вселенной. За пределами этих соответствующих эпохе познаний, которые отражает культура, существуют древние учения, которые были переданы людям более высокими космическими цивилизациями.

Е.П.Блаватская использует преимущественно тибетскую книгу Дхиан. В ней говорится о Космосе, как о чрезвычайно сложном организме с беспредельным количеством форм материи и энергии. И более того, говорится, что кроме "нашего космоса" (т.е. физического) существуют и другие, более или менее подобные нашему, не доступные для понимания из-за ограниченности человеческого ума. Части Космоса и даже весь он целиком рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Он расширяется и сжимается в процессе космического дыхания, основанного на гармонии противоположностей.

Древние традиции учат, что души эволюционируют, проходя миллионы перевоплощений, переходят с планеты на планету, чтобы входить в более совершенное тело. Некоторые из планет, которые она упоминает, уже не существуют сегодня, некоторые- только будут существовать в будущем. Как говорится в древних текстах, ни причину, ни то, для чего существует Космос, "не знает даже самый великий ясновидец, находящийся ближе всех к небу". Это Таинство из Таинств. Начало и Конец ускользают от человеческого восприятия.

АНТРОПОГЕНЕЗ. Блаватская не принимает идей Дарвина. Она поддерживает древние Доктрины относительно человечества "высадившегося" на Землю с Луны. Постепенно эти существа стали приобретать телесную оболочку по мере уплотнения Земли. На Земле в физическом теле человек развивается более 18 млн лет, сначала как гигант с ограниченным интеллектом. 9 млн лет назад человек уже стал похож на современного. Миллион лет назад в полном расцвете находилась так называемая "Цивилизация Атлантов", жившая на континенте, расположенном между Евразией и Америкой. У Атлантов технический прогресс достиг очень высокого уровня. Этот континент, вследствие геологических катастроф, вызванных неумеренным использованием энергии, подобной современной атомной, раскололся. Последний оставшийся остров 11,5 млн лет назад погрузился в воды океана, получившего название Атлантической. Об этой катастрофе напоминает библейское сказание о Ное.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ. Блаватская упоминает о двух основных законах - Дхарме и Карме.

Дхарма- универсальный закон, который все направляет к предназначению. Любая попытка отклонения от Дхармы сопровождается страданием и отторгается. То, что согласуется с предназначением, не подвержено страданию и отторжению. У человека есть возможность отклониться, т.к. у него есть относительная свобода воли. Колесо перевоплощений дает ему возможность действовать правильно или неправильно. Любое его действие в обоих направлениях порождает Карму, т.е. причину, неизбежно влекущую следствие.

Блаватская верит не в прощение грехов, но в то, что они могут быть компенсированы милосердными поступками.

Все души различны по своему внешнему проявлению, но по сути одинаковы, так как не имеют пола, нации, расы. Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо той расы и того пола, которые ему необходимы для приобретения опыта.

Все исчезает со временем, чтобы проявиться вновь, однако реально ничто не исчезает и не умирает, а только погружается и вновь появляется циклично. В нашем мире все происходит циклично, тогда как в трансцендентальном - все кругообразно.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Для Блаватской человеческие существа остаются примерно теми же самыми вне зависимости от того, находятся ли они в воплощении или нет. Они выполняют неизбежный цикл рождений, жизни и смерти.

ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. Она относилась к ним пренебрежительно, считая, что только те, кто неспособен постичь глубинные истины, могут быть увлечены ими. Она не допускала, что одни из этих явлений могут проистекать якобы от Добра, а другие от Зла, считала их не чем-то исключительным, а потенциально свойственным всем людям, независимо от уровня их духовности. В мае 1891г. Елена Петровна скончалась в своем рабочем кресле, как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. День ее успокоения чествуется как День Белого Лотоса.

"Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание". Оглядываясь на прошлое человечества, можно видеть закономерность неприятия и открытий, и откровений, опережающий свой век. До сих пор мало кто осознает, что не только принесенные ею с Востока учения, но и сама она, ее личность, ее необычайные психические свойства представляют для нашей эпохи явление величайшей важности. Она - не теория, она - факт.

"Придет день, когда имя ее будет записано благодарным потомством... на самой высокой вершине, среди избранных, среди тех, которые умели жертвовать собой из чистейшей любви к человечеству!" /Олькотт/.

"...Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!" (Е.Рерих)

Введение
Иерархия
Джидду Кришнамурти
Анни Безант
Рамакришна
Алиса Бейли
Вивекананда

Книги Елены Блаватской пользуются популярностью по сей день, среди наших современников. Идеи, изложенные в них, не потеряли своей актуальности, несмотря на то, что знания Елены Петровны Блаватской были добыты ей больше сотни лет назад.

В статье:

Елена Блаватская - книги и идеи

Основными источниками Елены Блаватской стали древние религиозные тексты и пересказанные устно тезисы Махатмы Мориа, тибетских монахов и других встреченных во время путешествий учителей.

Елена Блаватская

Крайне насыщенна. Созданное Блаватской Теософское общество пользовалось немалой популярностью в Индии, Европе и Америке. Среди поклонников ее творчества оказались и члены семьи Рерих , широко известные философы, востоковеды и эзотерики.

Елена Блаватская стала одной из первых авторов, которые доступно объяснили реинкарнацию и теорию перевоплощений. Она стремилась показать, что все мировые религиозные течения имеют единые корни и одинаковое происхождение. Первоначальный источник един для всех религий. Блаватская пыталась направить человечество к саморазвитию и доказывала необходимость изучения тайн мироздания.

Елена Блаватская - «Тайная доктрина»

«Тайная доктрина » Блаватской состоит из трех томов. Кроме них имеется сборник комментариев к этим трудам. Последний представляет собой записи с обсуждения материалов, представленных в «Тайной доктрине» членами Ложи Блаватской , или Теософского общества . Эти материалы рекомендуется изучать при возникновении вопросов при прочтении трехтомника.

«Тайную доктрину» считают самым масштабным и значимым произведением Елены Блаватской. Своей целью при его написании автор ставила спасение архаичных знаний путем передачи их человечеству. Она пыталась доказать, что природа не является только случайным сочетанием атомов.

С помощью трудов Блаватской можно разобраться в том, что является основой для всех мировых религий. Она считала, что источник их - един. Книга «Тайна доктрина» знакомит читателя и с оккультной стороной природы, которая, как считает автор, не будет доступна для научного обоснования еще несколько веков.

Источники, которыми пользовалась Елена Петровна при создании этого произведения - это писания Азиатских религиозных учений, а также ранние европейские легенды, мифы и другой фольклор. Елена Блаватская уделила внимание скрытым с помощью иероглифов и символов тайные знания, которыми обладали люди несколько сотен и даже тысяч лет назад. С помощью этого трехтомника она попыталась объединить знания разных культур в одно целое, а также найти ответы на вопросы о том, что ожидает людей после смерти, для чего они приходят в этот мир и каков смысл бытия.

Елена Блаватская - «Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» Блаватской четко и понятно указывает на связь между существовавшими в 19 веке оккультными практиками и древними школами философии. Автор поможет каждому читателю отследить эту связь и понять, для чего это вообще нужно и каким образом поможет человеку, который изучает эзотерику.

Теории Блаватской подкреплены множеством доказательств, которые представляет в своей книге автор. Книгу считают одним из самых доступных для понимания произведений Елены Блаватской. Она была написана во время одного из первых путешествий в Египет. Книга раскрывает также утерянные поколениями 19 века таинственные знания, найденные в этой стране.

Книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана»

Книга «Из пещер и дебрей Индостана» посвящена восточному мистицизму, в частности, традициям и культуре Индии глазами Елены Блаватской. Книга была написана во время путешествий по этой загадочной и яркой стране.

Эта книга разъяснит читателю, как выглядит индуизм и буддизм в понимании автора. С ее помощью можно познакомиться с эзотерикой и философией восточных народов. Книга понравится любому ценителю восточной философии.

Известно, что эзотерическая писательница часто отталкивалась в своих трудах от знаний, полученных во время путешествий по странам Востока. С помощью этой книги читатель сможет познакомиться с идеями, из которых впоследствии были сформированы более поздние труды Блаватской.

Труды Блаватской - «Ключ к теософии»

«Ключ к теософии» Блаватской ошибочно называют учебником по теософии. Эту книгу нельзя назвать полным сборником теософских знаний, однако, она станет настоящим ключом, который подойдет к замку на двери, за которой скрываются эти знания. Если вы заинтересовались теософией и идеями Елены Блаватской, изучение стоит начать именно с этого источника.

С помощью этой книги можно познакомиться с религиозными идеями автора. Известно, что она пыталась объединить все религии, которые существуют в странах нашего мира. Возможно проследить общее направление этой идеи и понять, в чем она заключается.

Духовное развитие - это дело, которым каждый человек должен заниматься самостоятельно. С помощью книги Блаватской «Ключ к теософии» можно попробовать разобраться в различных религиозных течениях и понять их единство, несмотря на то, что ее считают одной из самых сложных для понимания трудов этого автора. Так автор говорит о своих идеях:

Религия Мудрости в древности была единой, и тождество изначальной религиозной философии доказывается идентичными доктринами, передаваемыми посвящённым во время мистерий - учреждения, некогда распространенного повсеместно. Все древние культы указывают на существование предшествовавшей им единственной теософии. Ключ, открывающий одно, должен открывать всё, иначе он не может быть верным ключом.

Елена Блаватская - «Голос безмолвия»

Книга Блаватской «Голос безмолвия» составлена на основе древних тибетских манускриптов, переводом которых автор занималась во время пребывания в Тибете вместе с учителем Махатма Мориа. Ей были использованы и отрывки из индусской этической литературы.

В этой книге читатель найдет простые и доступные разъяснения смысла всех эзотерических течений, которые распространены и в наше время. Речь идет о Каббале, зороастризме, алхимии и некоторых других направлениях. В «Голос безмолвия» автор раскрывает также тайный смысл буддизма. Эти знания до появления на свет Елены Петровны не были доступны европейцам.

Эта книга сможет стать первым этапом духовных и философских поисков смысла жизни. Они будут полезны в изучении теории магии, а также помогут каждому человеку приоткрыть завесу над тайнами природы. Читателя книги Блаватской ожидает сложный и долгий путь к познанию:

Долог и утомителен путь перед тобой, о ученик. Единая мысль об оставленном прошлом потянет тебя вниз, и сызнова придется начинать тебе подъем. Убей в себе все воспоминания о прежних переживаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты пропал.

«Загадочные племена на Голубых горах» Блаватской

Книга под названием «Загадочные племена на Голубых горах» способна рассказать читателю о самых разнообразных чудесах Востока, которые были замечены автором во время путешествий по Индии, Тибету, Японии и другим восточным странам.

С помощью этой книги можно познакомиться с миром магии и волшебства в представлении Елены Петровны Блаватской. Материал прояснит ваше понимание о сверхъестественных способностях человека, связи каждого из людей с потусторонним миром, о магии и колдовстве. Автор рассказывает и о сущностях, которые обитают в иных мирах.

Из названия книги понятно, что речь пойдет о загадочных племенах Востока, которые являются носителями таинственных эзотерических знаний. Из нее читатель узнает о жизни , магов и шаманов из далеких стран. Они на протяжении нескольких поколений передают сакральные знания, которые до недавнего времени не были доступны европейцам. Елена Блаватская стала одной из первых жителей Европы, которой были открыты эти знания.

Книга «Загадочные племена на Голубых горах» будет полезна не только людям, которые увлекаются эзотерикой, философией и культурой Востока. Она посвящена также истории некоторых восточных стран и этнической психологии.

Другие книги Елены Блаватской, ее письма и статьи

Елена Блаватская оставила богатое наследие. Общее количество написанных ею трудов - более сорока. Все они имеют схожее направление и посвящены теософии в той или иной степени. Например, книга «Заколдованная жизнь» рассказывает о тайнах снов, работе с подсознанием, раскрытии природного дара, паранормальных способностях, а также парапсихологии.


Сохранился также сборник инструкций для учеников Теософского общества. Именно этими правилами пользовались во времена жизни Елены Петровны члены ее общества. «Кармические видения» - сборник очерков и путевых заметок Блаватской, которые были сделаны во время путешествия по Индии.

родилась в городе Екатеринослав (ныне Днепропетровск) в Российской империи 31 июля (по новому стилю — 12 августа) 1831 года . Во всём мире она известна как спиритуалист, оккультист, публицист, литератор, философ, основательница теософического направления и путешественница.

Согласно словам самой Елены Петровны, она была избранницей «великого духовного начала» и ученицей братства тибетских святых, известных как махатмы. Их она называла «хранителями сокровенных знаний» и именно благодаря им она стала адептом и популяризатором теософии — синкретического религиозно-мистического учения о единении души человека с божеством.

Учителя

В течение своей жизни Елена Петровна Блаватская побывала в самых разных точках земного шара: в Египте, Греции, Италии, Англии, Индии и множестве других стран. Но главные знания были получены ею от людей, проживавших в недрах Гималаев. Наставниками Блаватской были Учителя Мудрости Джвал Кхул, Махатма Кутхуми и Махатма Мория. Благодаря телепатической связи с ними она получила содержание основных своих трудов – «Тайная Доктрина» и «Разоблачённая Изида». Кстати говоря, Елена Петровна обладала необычными психическими способностями, к числу которых нередко приписывают даже медиумизм и ясновидение.

Идеи теософии

Теософия Блаватской основана на идеях тибетских и индийских учений и в широком смысле является учением о божестве, опирающимся на субъективный мистический опыт и стремящимся к его систематизированному изложению. Основные постулаты теософии таковы:

  • Началом Вселенной является непознаваемый Абсолют
  • Высшая триада — это Вселенская Мыслеоснова, Потенциальная Мудрость и Непроявленный Логос
  • Божественные энергии нисходят в мир посредством Проявленного Логоса, а дальше проявляются через духовный, психический, астральный и материальный планы
  • Человек является микрокосмом – отражением Абсолюта, а его истинное «Я» всегда находится в единении с «Я» Вселенной и является вечным
  • Эволюция человека проходит множество перерождений, благодаря чему человек получает всё новые знания и опыт
  • Чтобы быть активной частью божественного творения, человек должен посвятить свою жизнь служению другим
  • Всё в мире подчинено закону Кармы – закон причин и следствий, говорящий о том, что человек сам может награждать или наказывать себя, пребывая или не пребывая в гармонии с силами природы
  • У человека есть шанс воссоединиться с Абсолютом

Преподавая своё учение, Елена Петровна Блаватская достигла очень серьёзных результатов :

  • Объяснила популярным языком идеи о реинкарнации обществу Америки и Европы
  • Продвинула идею о том, что все религии берут начало из одного Источника
  • Объяснила важность братства и морали для эволюции человека и человечества, а также необходимость самой этой эволюции
  • Проповедовала терпимость ко всем религиям и стремилась к основанию одной универсальной религии для всех людей
  • Основала теософское общество (о нём мы ещё скажем), которое набрало множество сторонников во многих странах мира (главным образом в Индии, США, Англии, Франции и Италии)
  • Пробудила интерес общества и науки к буддизму и индуизму

Следует также отметить, что идеи теософии существенно повлияли на мировоззрение многих людей . В частности это Махатма Ганди, Николай и Елена Рерих, Владимир Соловьёв, Василий Кандинский, Георгий Гурджиев и многие другие. Однако учение Блаватской подверглось жестокой критике со стороны Русской православной Церкви.

Теософское общество

Что же касается теософского общества, то оно было основано самой Еленой Петровной, ирландским оккультистом Уильямом Джаджем и американским общественным деятелем полковником Генри Олкоттом в Нью-Йорке 17 ноября 1875 года. Но с 1882 года штаб-квартира организации находится в индийском городе Адьяре. Девизом теософского общества стала фраза: «Нет религии выше истины », а основными целями стали:

  • Создание всеобщего братства, вне зависимости от вероисповедания, расы, цвета кожи и т.д.
  • Содействие изучению науки, философии и сравнительной религии
  • Изучение необъяснимых законов природы и скрытых сил человека

В числе членов теософского общества были такие люди как писатель Мэнли Палмер Холл, изобретатель Томас Эдисон, астроном Камиль Фламмарион, поэт Улильям Батлер Йейтс, художница Хильма аф Клинт, борец за права коренных американцев Франчиа А. Ла Дью и множество других известных личностей. На протяжении многих лет проводились встречи, обсуждались основные идеи и достигались новые результаты.

В последние годы жизни здоровье Елены Петровны стало сильно ослабевать. Она часто болела и после тяжёлого гриппа умерла 26 апреля (по новому стилю — 8 мая) 1891 года в Лондоне . Её тело подвергли кремации, а прах разделили на три центра теософского учения: Адьяр, Нью-Йорк и Лондон. День кончины Блаватской её последователи отмечают как «день Белого Лотоса » т.к. традиционно лотос считается символом чистоты.

Наследие

Продолжателями идей Блаватской после её ухода из жизни стали вышеупомянутые Олкотт и Джадж, а также британская активистка, оратор и писательница Анни Безант. Но в 1985 году Уильям Джадж отделился от Безант и Олкотта и основал «Американскую секцию» теософского общества.

Учение Елены Петровны Блаватской продолжает развиваться и набирать сторонников и сегодня, ведь основной её миссией было установление научно-религиозного синтеза и создание моста от эгоистической культуры современности к культуре будущего, где рассудочное сознание людей будет преобразовано в духовное.

Вся её жизнь была посвящена исследованиям эзотерических учений, ритуалов, магии и религий разных культур и народов. В поисках таинственных знаний она исколесила почти всю планету (в период с 1848 по 1875 годы она трижды совершила путешествие практически вокруг света ) и следы её пребывания можно найти в Египте, Тибете, особенно в Индии. Поэтому сейчас многие люди, даже не являясь последователями теософского учения, практикуют эзотерический туризм в странах, где жила и работала Елена Петровна Блаватская.

Относиться к теософии можно совершенно по-разному, однако познакомиться с плодами работы и творчества Блаватской мы рекомендуем любому развивающемуся и живущему осознанной жизнью человеку.

Теория рас в учении Елены Блаватской

В трудах Елены Петровны Блаватской, которые представляют слабо структурированный свод огромного количества эзотерических знаний, содержится учение о расах, которое многие исследователи считают ответственным за развитие и укрепление фашистской идеологии. Насколько это соответствует действительности? Блаватская сегодня кажется немного старомодной на фоне радикальных мистиков XX века. Ее идеи - вполне в русле классической теософии и относятся, скорее, к «старому доброму» XIX веку с его верой в скрытую духовность и возможность эзотерического развития человека путем медленного восхождения по лестнице совершенства. Это, скорее, громоздкие и смутные теории, нежели практики, которые характерны для новейшего периода.

Итак, в упрек представительнице классической теософии ставится концепция об эволюционном цикле рас.

Некоторые ее положения находятся во втором томе «Тайной доктрины», другие рассыпаны по многочисленным статьям и прочим книгам Блаватской.

Если суммировать эти сведения, то мы получим следующую концепцию.

Семь рас сменяют одна другую. Первая, коренная раса Земли, состояла из студенистых аморфных существ, вторая обладала «более определенным составом тела».

В настоящий период на Земле живет пятая коренная раса. Духовные силы человечества в ходе ее эволюции истощались, достигли минимума у четвертой расы.

Но пока пятая раса движется к преображению, они будут увеличиваться.

Пятая раса перейдет в шестую, а из шестой наиболее достойные окажутся в седьмой расе.

Некоторые исследователи прямо говорят о наличии у Блаватской идеи о существовании высших и низших рас. Другие ставят в упрек Блаватской идею о механизмах вымирания тех рас, которые деградировали.

К таким расам Блаватская относит «полуживотных», среди которых, например, аборигены Австралии и Тасмании. Особенно значимо в этом аспекте упоминание арабов и евреев, которые, по Блаватской, духовно пали очень низко, хотя нашли совершенствование в материальном плане.

Казалось бы, прямая параллель с нацистским учением о расах.

Но мы не найдем в трудах Блаватской полного соответствия арийской расы с германским народом.

Дело в том, что писания Блаватской очень туманны. И в них можно вычитать столько, сколько подскажет тебе твое воображение. Поэтому они вполне подходили и для расовой теории нацистов, а оккультный дух, щедро разлитый на страницах ее книг, вполне соответствовал настроению теоретиков нового мирового порядка.

Это свод замечаний, рассыпанных по ее разным книгам и статьям.

Здесь можно найти и теорию высших и низших рас, идеи о циклах, возвышении и падении разных народов, то заявленные прямо, то скрытые за иносказаниями. Так или иначе, многие идеи Блаватской напрямую соотносятся с теориями немецких расистов, вылившихся в образование ««Аненербе»», поэтому имеет смысл обратиться к первоисточнику, чтобы почувствовать дух и букву трудов, вдохновлявших творцов нового мифа.

«В нашей настоящей и такой материальной Пятой Расе, земной Дух Четвертой Расы все еще силен, но мы приближаемся ко времени, когда маятник эволюции направит свой размах определенно вверх, чтобы привести Человечество на линию, параллельную с примитивной, Третьей Коренной Расою в отношении духовности… Первая Раса, которая была несовершенна, то есть была рождена до установления «равновесия» (полов) и потому была уничтожена. <…>

Они были «уничтожены» как Раса, поглощенные своим собственным потомством (посредством выделения); то есть бесполая Раса воплотилась в (потенциально) двуполую; и последняя - в андрогин; эта - снова в Расу, разделенную на два пола, в позднейшую Третью Расу.

<…> 1. Раса, которая первая пала в зарождение, была расой темной (Zalmat-qaqadi), называемая ими Расою Адаму, или Темной, тогда как Сарку, или же Светлая Раса, оставалась еще чистой в течение долгого времени.

2. В Эпоху Падения вавилоняне признавали существование двух главных Рас, причем Раса Богов, Эфирообразных Двойников Питри, предшествовала этим двум. Таково мнение сэра Раулинсона. Эти Расы являются нашей Второй и Третьей Расой.

3. Эти семь Богов, каждый из которых создал Человека или группу людей, были «Богами, заключенными или воплощенными». Эти Боги были: Бог Зи; Бог Зи-ку, Благородная Жизнь, Наставник чистоты; Бог Мир-ку, Благородный Венец, «Спаситель от смерти заключенных (позднее) Богов» и создатель «темных рас, сотворенных его рукой»; Бог Лизбу, «мудрый среди Богов»; Бог Нисси; Бог Суххаб и Хеа, или Са, - их синтез, Бог Мудрости и Бездны, отождествленный с Оанн’ом-Дагоном в эпоху Падения и называемый в смысле собирательном Демиургом, или Создателем».

«Все Расы имеют свои собственные циклы, что является фактором для большего различия. Например, Четвертая Раса Атлантов находилась в своей Кали Юге когда они были уничтожены».

«Человечества развивались в соответствии и параллельно с четырьмя Элементами (стихиями); каждая новая Раса физиологически была приспособлена к принятию добавочного Элемента. Наша Пятая Раса спешно приближается к Пятому Элементу - назовите его, если хотите, междупланетным эфиром - который, однако, имеет больше отношения к психологии, нежели к физике. Мы, люди, приучились жить во всех климатах, будь то холодный или тропический, но первые две Расы не имели никакого отношения к климатам, так же как они не были подвержены никакому воздействию температуры или ее изменениям. И, таким образом, учат нас, люди жили до конца Третьей Расы, когда вечная весна царствовала над всей планетой».

«Мы подошли к важному пункту, что касается до двоякой эволюции человеческой расы. Сыны Мудрости или же Духовные Дхиани, стали «разумными» через свое соприкасание с Материей, потому, что они уже достигли в течение прежних циклов воплощения ту степень разумности, которая позволила им стать независимыми и самосознательными сущностями на этом плане Материи. Они вновь родились лишь в силу кармических следствий. Они вошли в тех, которые были «готовы», и сделались вышеупомянутыми Архатами или Мудрецами, о которых было сказано выше. Это требует объяснения.

Это не значит, что Монады вошли в формы, в которых уже обитали другие Монады. Они были «Сущности», «Разумы» и Сознательные Духи; Существа, стремившиеся стать еще более сознательными путем сочетания с более развитой Материей. Естество Их было слишком чисто, чтобы быть отличным от Всемирного Естества; но их «Ego» или Манас (ибо их называют Манасапутра, рожденные от Махата или Брамы) должны были пройти через земные человеческие испытания, чтобы стать все-знающими и быть в состоянии начать возвратный восходящий цикл. Монады не являются разобщенными принципами, условными или ограниченными, но они лучи от единого абсолютного Принципа. Прохождение одного солнечного луча вслед за другим, через одно и то же отверстие в темную комнату, не будет являть двух лучей, но лишь единый, усиленный луч. Следуя течению естественного закона, человек не должен стать совершенным Семеричным Существом раньше Седьмой Расы в Седьмом Круге. Тем не менее, он имеет все эти принципы латентными в нем с самого его рождения. Также это не является уделом эволюционного закона, чтобы Пятый Принцип (Манас) получил свое полное развитие раньше Пятого Круга. Все подобные, преждевременно развитые разумы (на духовном плане) в нашей Расе являются анормальными; они именно те, кого мы назвали «людьми Пятого Круга». Даже в грядущей Седьмой Расе, при конце этого Четвертого Круга, тогда как наши четыре низшие принципа будут вполне развиты, принцип Манаса будет развит только лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится только лишь к духовному развитию. Развитие рассудка на физическом плане было достигнуто во время Четвертой Коренной Расы.

Таким образом, те, кто были «наполовину готовы», те, кто получили лишь «одну искру», составляют средний уровень человечества, и они должны приобрести свою разумность в течение эволюции настоящей Манвантары, после чего в следующей они будут вполне готовы воспринять «Сынов Мудрости». Тогда, как те, которые совсем «не были готовы», самые последние Монады, едва лишь развившиеся из своих последних, переходных и низших животных форм при заключении Третьего Круга, упоминаются в Станце, как оставшиеся «узкоголовыми». Этим объясняется иначе не объяснимая разница в степени разумности, наблюдаемая даже в настоящее время, среди различных рас людей - дикарей, бушменов и европейцев. Те племена дикарей, умственные способности которых весьма незначительно превышают уровень животных, не являются несправедливо обездоленными или же менее «облагодетельствованными», как это может казаться - ничего подобного. Они просто те, позднейшие среди прибывших человеческих Монад, «которые не были готовы»; которые должны были развиться в течение настоящего Круга, так же как и на трех остающихся Сферах - следовательно, на четырех различных планах бытия - так, чтобы достичь уровня среднего класса при достижении ими Пятого Круга. В связи с этим, одно замечание может быть полезным, как пища для ума изучающего. Монады низших представителей человечества - «узкоголовые» дикари Островов Южного Моря, африканцы, австралийцы - когда они впервые родились, как люди, не имели Кармы, которая должна была быть ими изжита, как это было в случае их более одаренных, в смысле умственных способностей, братьев. Первые ткут Карму только теперь; последние отягощены прошлой, настоящей и будущей Кармой. В этом отношении жалкий дикарь счастливее, нежели величайший гений цивилизованных стран».

«Из Воинства Дхиани, для которых наступила очередь воплотиться, как Ego бессмертных, но лишенных разума на этом плане, Монад - некоторые «подчинились» (Закону Эволюции), как только люди Третьей Расы стали физиологически и физически готовыми, то есть, когда произошло разделение полов. Они были теми первыми сознательными существами, которые, добавив теперь сознательное знание и волю к присущей им божественной чистоте, «создали» посредством Крияшакти полу-божественного человека, который стал на Земле семенем будущих Адептов. С другой же стороны, те, кто ревниво оберегал свою умственную свободу - не будучи скованы еще тогда никакими оковами материи - сказали: «Мы можем выбирать… мы обладаем мудростью» и, таким образом, воплотились гораздо позднее - этим они уготовили себе свое первое кармическое наказание. Они получили тела много ниже (физиологически) своих астральных образов, ибо их Отображения (Чхая) принадлежали к Предкам низшей степени из Семи Классов. Что же касается до тех «Сынов Мудрости», которые «отложили» свое воплощение до Четвертой Расы, уже запятнанной (физиологически) грехом и распутством, эти породили страшную причину, кармическое следствие которой до сего дня тяготеет над ними. Это произошло с ними самими, и они стали носителями этого семени беззакония на протяжении грядущих эонов, ибо тела, которые они должны были одушевлять, стали оскверненными из-за их собственного промедления… Эзотерическая Философия учит модифицированному полигенезису. Ибо, устанавливая человеческое единство происхождения в том смысле, что его Праотцы или «Создатели» все были Божественными Существами - хотя и различных классов или степеней совершенства в своей Иерархии - она в то же время учит, что в тот период люди были рождены в семи различных центрах Материка. Хотя все были одного общего происхождения, тем не менее, в силу данных причин их потенциальность и умственные способности, внешние или физические формы и будущие особенности были весьма различны. Что же касается до их цвета кожи, то в Линга Пуране имеется весьма изобразительная аллегория. Кумары - так называемые Боги-Рудра - описываются, как воплощения Шивы, Разрушителя (внешних форм), называемого также Вамадева. Последний, как один из Кумар, «Вечный Безбрачный», чистый Девственник-Юноша рождается от Брамы в каждой великой Манвантаре и «вновь становится четырьмя»; намек на четыре большие подразделения человеческих Рас, что касается до цвета кожи и типа - и на их три главные различия. Таким образом, в двадцать девятой Кальпе - в данном случае это намек на преображение и эволюцию человеческой формы, которую Шива постоянно разрушает и периодически вновь преобразовывает до самого поворотного пункта великой Манвантары, приблизительно до середины Четвертой (Атлантической) Расы - в двадцать девятой Кальпе, Шива, как Шветалохита, Коренной Кумара, вместо лунного цвета, становится белым; в своем следующем воплощении он красный (в этом экзотерическое изложение отличается от Эзотерического Учения); в третьем - желтый; в четвертом - черный.

Так Эзотеризм размещает эти семь различий с их четырьмя великими подразделениями лишь по трем определенным первобытным Расам - так как Первая Раса не принимается им в соображение, как не имевшая ни типа, ни цвета, и форма которой, хотя и была колоссальной, но почти что не имела объективности. Эволюция этих Рас, их формирование и развитие протекали по параллельным линиям с эволюцией, формированием и развитием трех геологических страт, от которых зависел цвет человеческой кожи, поскольку он определялся климатами этих зон. Эзотерическое Учение называет три великих подразделения, именно - красно-желтое, черное и коричнево-белое. Например, арийские расы варьируются сейчас от темно-коричневой, почти черной, красно-коричнево-желтой до самого бело-желтого цвета и, тем не менее, все они принадлежат к одной и той же группе Пятой Коренной Расы и происходят от одного Предка, называемого в индусском экзотеризме собирательным именем Вайвасвата Ману; последний, припомните, является той Коллективной Личностью, Мудрецом, который, как сказано, жил более 18,000,000 лет назад, также и 850,000 лет назад - во время погружения последнего из останков Великого Материка Атлантиды, и который, как утверждается, живет и посейчас в своем человечестве. Бледно-желтый цвет есть цвет первой плотной Расы, которая появилась во второй половине Третьей Коренной Расы - после падения ее в зарождение, как было уже объяснено - принося с собою окончательные изменения. Ибо лишь в этот период состоялось последнее преображение, давшее рождение человеку такому, каким он является сейчас, лишь в увеличенном размере. Эта Раса дала рождение Четвертой Расе; «Шива» постепенно преобразовал ту часть Человечества, которая стала «черной от греха», в «красно-желтую», потомками которой являются сейчас краснокожие индейцы и монголы, и, наконец, в коричнево-белые расы, составляющие сейчас вместе с желтыми расами главную массу человечества. Аллегория в Линга Пуране любопытна, обнаруживая большое знание этнологии среди древних».

«Мы говорили о Семи Расах, из которых пять уже почти закончили свою земную карьеру, причем мы утверждали, что каждая Коренная Раса, с ее суб-расами и бесчисленными подразделениями на семейства и племена, являлась совершенно отличной от предыдущей и последующей Расы. <…> Многие века протекли от начала расы атлантов, тем не менее, мы видим последних атлантов, все еще смешивающимися с арийским элементом 11,000 лет тому назад.

Это показывает огромную продолжительность времени в заходе одной расы на другую, следующую за ней, хотя, что касается до характеров и внешних типов, то старшая раса теряет свои отличительные признаки и принимает новые черты более молодой расы. Это доказывается всеми типами смешанных человеческих рас. Так Оккультная Философия учит, что даже сейчас, на наших глазах, новая раса и расы находятся в образовании и что именно в Америке трансформация эта будет совершаться, и она уже тихо началась».

«При завершении каждой Коренной Расы наступает Катаклизм, посредством огня или воды по очереди. Немедленно после «Падения в зарождение», отбросы третьей Коренной Расы - те, кто впали в чувственность, отпав от учения Божественных Наставников - были уничтожены, после чего возникла Четвертая Коренная Раса, в конце которой произошел последний Потоп».

«Оккультисты говорят: человечество ныне движется по нисходящей траектории своего цикла.

Арьергард пятой расы медленно пересекает вершину своей эволюции и скоро обнаружит, что прошел точку поворота. И поскольку спуск всегда идет быстрее подъема, люди вновь приходящей (шестой) расы уже начинают появляться.

Такие дети, воспринимаемые сейчас официальной наукой исключительно как уродцы, являются просто пионерами этой расы. В некоторых древних книгах Азии содержится пророчество, изложенное в следующих выражениях, смысл которых мы можем прояснить, добавив несколько слов в скобках.

«Так, из вышеизложенного мы узнаем, что признаками расы, следующей за нашей, являются более темная кожа, сокращенный период детства и старости или, иными словами, роста и развития, которые в наш век кажутся весьма удивительными (непосвященным)».

«Оккультной науке известны только три совершенно отчетливые основные расы, эволюция, формирование и развитие которых шли pari passu и параллельно с эволюцией, формированием и развитием трех геологических слоев: это черная, красно-желтая и коричнево-белая расы».

«Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают».

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

автора Носовский Глеб Владимирович

12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде - это отражение крестовых походов конца XII - начала XIII века и обретения Креста Господня Еленой, матерью Константина Вот что сообщает романовская версия о княгине Ольге-Елене, жене

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

12.3.2. Три мщения Ольги-Елены, жены Игоря. Первое мщение Ольги-Елены В.Н. Татищев сообщает следующее.«Мал кн. древлянский. Ольги великодушие. ПЕРВОЕ МЩЕНИЕ. Послы живые в землю. ВТОРОЕ МЩЕНИЕ. Послы сожжены. Игорева могила. ТРЕТЬЕ МЩЕНИЕ. Древляне побиты… (примечания В.Н.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

7. Юность Аполлония-Аполлона и его успехи в учении Вернемся к Филострату. Он продолжает: «Подросши и приступив к учению, Аполлоний обнаружил ПРЕВОСХОДНУЮ ПАМЯТЬ И ОТМЕННОЕ ПРИЛЕЖАНИЕ… К тому же он привлекал все взоры своею миловидною пригожестью. Когда ему минуло

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

12.3. Мщение Ольги-Елены, жены князя Игоря, за его казнь и крещение Ольги-Елены в Царь-Граде - это отражение крестовых походов конца XII - начала XIII века и обретения креста господня Еленой, матерью Константина Крещение Ольги, жены Игоря, императором Константином и наречение

Из книги История Крестовых походов автора Монусова Екатерина

Тяжело в учении – легко в бою …Если среди покорителей Палестины иоаннитов и тамплиеров были «дети разных народов», то Тевтонский орден был образованием сугубо национальным. Чтобы вступить в него, нужно было обязательно говорить по-немецки. Хотя формально в уставе это

Из книги Тайны Старого и Нового света.Заговоры.Интриги.Мистификации. автора Черняк Ефим Борисович

Эзотеризм Блаватской В XIX в. появляются эзотерические общества, стремящиеся к овладению «тайнами» магии. Возрождение этого древнего суеверия датируют обычно появлением книги Ф. Баррета «Маг, или Небесный осведомитель». Особенно способствовал этому приобретший широкую

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Интервью с Е. П. Блаватской Хорхе Анхель Ливрага Первые недели 1991 года я провел в Лондоне: я приехал на проходившую здесь традиционную встречу с руководителями «Нового Акрополя» Англии и Ирландии.Однажды, типичным лондонским утром, холодным и дождливым, мы отправились на

Из книги Антипсихиатрия. Социальная теория и социальная практика автора Власова Ольга Александровна

2. Теория групп и теория общества Первая книга Лэйнга «Разделенное Я» должна была включать две части – «Я» и «Другие», в конце концов изданные отдельными книгами как «Разделенное Я» и «Я и Другие». Чистой теории личности без теории коммуникации Лэйнг никогда не мыслил.

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Небо и государь в учении Конфуция Как упоминалось, культ Неба в чжоуском Китае постепенно вытеснил более древний культ Шанди, а само обожествление Неба с первых же шагов приобрело несколько рационалистический оттенок. В отличие от предка-покровителя Шанди Небо

Из книги Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Даосы о Конфуции и его учении Читатель уже успел заметить, что в притчах «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы» нередко фигурирует сам Конфуций. Обратим внимание на то, как умело используется его имя для прославления даосских идей. В главе 4 «Чжуан-цзы», о чем уже упоминалось, идет речь о

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

О Мартине Лютере и его учении Реформация пришла в Ливонию из Германии и Северной Европы, где под воздействием идей Лютера, направленных на борьбу с папством, была проведена церковная реформа. Однако дух свободомыслия, неприятия папства зародился всё же в Италии в эпоху

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Аксиоматичность хронологии в господствующем учении о прошлом В истории нельзя вернуться назад дальше чем - если хотя бы это возможно - до года 1500. Эдвин Джонсон, Письма Павла (Edwin Johnson, The Pauline Epistles, 1894) Создание аксиоматической системы для моделирования прошлого включает

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Далай-лама и теория воплощений Еще в раннем буддизме было разработано учение о перерождениях, генетически восходящее к теориям упанишад. Это теория кармического перерождения, сводящаяся к распаду комплекса дхарм после смерти и восстановлению его в новом облике в

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что есть ИСТИНА - Блаватская Елена Петровна

    ✪ Тайная доктрина за 90 минут - часть 1 - The Secret Doctrine - Part 1

    ✪ Тайная Доктрина,Елена Блаватская. Часть 1

    ✪ Е.П.Блаватская - Несколько указаний для каждодневного пользования (аудиокнига)

    ✪ Фильм о Елене Блаватской - Кто Вы, мадам Блаватская?

    Субтитры

Учение Блаватской и Теософского общества

Наиболее часто при упоминании термина «теософия» рассматриваются книги Елены Петровны Блаватской , которая взяла на вооружение это название. При этом никакого отношения к ранним теософским концепциям (христианский мистицизм, гностицизм) нео-теософия Блаватской не имеет. Исследуя исторические формы религии, нео-теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов .

Основные положения учения изложены ниже, однако в нескольких словах его можно выразить так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют . Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несёт в себе частицу Первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной. Учение Елены Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм , индуизм и брахманизм). Существует известное сходство между Теософией Е. П. Блаватской и Теософией Бёме и Плотина .

В трудах Елены Блаватской и других нео-теософов ставилась цель спасти от извращения «архаические истины», являющиеся основой всех религий , раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной . .

Также, «учение Блаватской - теософия - ставило целью доказать, что Природа не есть „случайное сочетание атомов “, и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины , являющиеся основою всех религий ; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; показать, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бога -творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип - Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ , облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».

Одни исследователи относят учение Елены Блаватской к религиозной философии, другие - к мистической философии, третьи - к эзотерическим учениям, четвертые - к космизму .

Основы теософии Блаватской и последователей

Происхождение Вселенной

Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому всё стало. В смысле Универсального Принципа, Абсолют означает абстракцию. Поэтому термин Абсолютность более применим к тому, что не имеет ни атрибутов, ни ограничений, и не может иметь таковых.

Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова или же - вечная мысль, отпечатанная на субстанции или духо-материи в вечности. Мысль, которая становится активной в начале каждого нового цикла жизни.

Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, ментальный, астральный и материальный.

Человек

Человек - отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.

Учение о реинкарнации

«Эволюция человека совершается путём многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвованной жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. <…> Гносеологическая доктрина Теософии опирается на учения о карме , перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному „Я“, и заключённому в высшем Триединстве „Атма -Буддхи -Манас“. Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей».

Закон кармы - закон причин

В теософии Блаватской закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы. Физически - это действие; метафизически - закон воздаяния или закон причины и следствия, нравственная причинность. Существует карма заслуги и карма недостатка. Карма ни наказывает, ни награждает. Она есть просто всеобщий закон, безошибочно и слепо направляющий все другие законы, производящие определенные результаты по линиям их соответствующих причинностей.

Карма есть то духовное зерно, которое единственное переживает смерть и сохраняется при перевоплощении. Это означает, что после каждой Личности не остается ничего, кроме ею порожденных причин. Их невозможно удалить из вселенной, пока они не заменены своими законными следствиями и эти причины последуют за перевоплощенным эго до тех пор, пока полностью не будет установлена гармония между причинами и следствиями.

Закон кармы вечный и неизменный. Это гармония в мире материи столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с её законами, или же нарушаем их.

У. К. Джадж объясняет механизм кармы на примере ребёнка, родившегося горбатым, низкорослым, с головой между плечами, с длинными руками и укороченными ногами. Это произошло вследствие его кармы, результата его мыслей и действий в прежней жизни: он проклинал, преследовал или каким-либо другим образом обижал калеку с таким постоянством или жестокостью, что вид калеки отпечатался в его бессмертном разуме. И пропорционально интенсивности его мыслей будет интенсивность и глубина отпечатка. Это совершенно аналогично экспозиции, которая применяется в фотографии, когда, в зависимости от длительности экспозиции, изображение на фотопластинке может быть бледным или тёмным. Таким образом, тот, кто мыслил и действовал, - Эго - возрождаясь, несёт в себе этот отпечаток. И если семья, к которой его влечёт рождение, в своём родовом потоке имеет подобные тенденции, мысленная картина приведет к тому, что вновь формируемое астральное тело будет деформировано электрическим и магнетическим осмосом через мать ребёнка. А так как все существа на земле неразрывно связаны, уродливый ребёнок - это также карма его родителей, точное следствие их аналогичных мыслей и действий в других жизнях. В этом и есть полнейшая справедливость, которую никакая другая теория не может представить.