Где действует запрет на курение. Где нельзя курить в общественных местах. Где курить, не опасаясь штрафа

Курение в общественных метах - больная тема для большого количества людей. Особенно она близка тем, кто не курит, поскольку от табачного дыма на улицах страдают именно они. Впрочем, даже зная, где запрещено курить, используют эти знания далеко не все.

День отказа от табака

Первым шагом на пути к уменьшению количества курильщиков был День отказа от табака, отмечаемый 31 мая. В этот день предлагается забыть о вредной привычке, позволяя и своему организму отдохнуть от яда, и окружающим людям дышать спокойно. Конечно, это не запрет на курение, но приветствуется от этого.

Согласно данным ВОЗ, от причин, связанных с этой вредной привычкой, ежегодно погибает порядка 6 млн человек. При этом среди них оказывается более 600 тысяч тех, кто не курит, - они страдают от вреда, наносимого

ВОЗ предлагает всем странам увеличить налоги на изделия из табака, чтобы заставить людей отказаться от курения из-за его дороговизны. Также организация надеется, что это не даст перейти в ряды курильщиков здоровым людям.

Закон до 2014-го

Запрет на употребление табака в людных местах существует довольно давно. С лета 2013 года были обнародованы места, где запрещено курить. В России этот список оказался не так велик:

  • В зданиях, оказывающих услуги обучения. Территории, на которых расположены такие помещения, также попадают под запрет. Сюда же относятся культурные учреждения, организации по делам молодежи и оказанию услуг в сфере спорта.

  • Запрещено курить там, где производится оказание мед. услуг различного профиля.
  • Общественный транспорт любого вида, в том числе воздушного. Городской транспорт, места, находящиеся не ближе, чем в 15 м от входов в здания общественного использования. Нельзя курить в помещениях вокзалов, аэропортов, речных портов.
  • Под запретом помещения, в которых расположены организации, оказывающие социальные услуги.
  • На месте работы и в зонах, оборудованных в помещениях.
  • В местах, где расположены органы гос. власти, местного самоуправления.
  • В помещениях, предназначенных для пользования жителей многоквартирных зданий, в том числе лифтах.
  • На пляжах и приграничных территориях, на площадках, предназначенных для развлечения детей.
  • Автозаправках.

Ранее россияне толком не знали, где запрещено курить в России. Список мест был опубликован 31 мая 2013 года. Курильщики не слишком активно поддерживали этот закон, однако в следующем году в него были внесены изменения, еще больше усложняющие жизнь табакозависимых.

Закон после 2014-го

  • Любой транспорт, занимающийся перевозкой. В том числе тот, который находится в пути длительное время.
  • Помещения, в которых расположены организации, занимающиеся предоставлением услуг найма жилья, гостиницы и т. п.
  • Организации, занятые предоставлением бытовых услуг, заведения общепита. Кроме того, список мест, где запрещено курить, пополнился объектами торговли.
  • Пассажирские платформы, с которых производится посадка и высадка, также попали в данный список.

Во всех местах, упомянутых в двухлетних списках, курить запрещено. Делать этого нельзя ни при каких условиях. На территориях работодателей за соблюдением норм должны следить руководители. В за этим ведут контроль сотрудники полиции.

Что нельзя сегодня

На сегодняшний день оказались закрытыми множество торговых точек, занимающихся продажей сигарет. В магазинах принято решение демонтировать витрины, в которых выставлены сигареты. Купить табачные изделия можно только по каталогу, который находится у кассира.

Сегодня места, где запрещено курить, - это общежития, рестораны, бары и т. д. Сцены курения в фильмах должны быть исключены - если только это не противоречит художественному замыслу. В случае, когда удалить эту сцену нельзя, показ должен сопровождаться социальной рекламой, говорящей о вреде курения.

В заведениях общепита запрещен раздел зон по принципу использования сигарет посетителями - это одно из мест, где запрещено курить. Посетители должны дыметь или на открытых верандах, или на улице.

Кроме указанных в законе мест, власти регионов могут дополнительно вносить изменения в сторону ужесточения мер.

Где можно

Курить сегодня можно в закрытых помещениях, тщательно вентилируемых, на продуваемых ветром площадках, в специальных местах и в собственном жилье. Специально оборудованные помещения для курения должны появиться везде, где это не запрещено.

Первые итоги

В министерстве отмечают, что введение запретов привело сегодня к снижению процента курильщиков. Специалисты подсчитали, что принятие закона каждый год спасает порядка 150-200 тысяч пассивных курильщиков.

Медики утверждают, что снижена смертность от сердечных заболеваний на 15 %. Впрочем, эксперты уверены, что это слишком завышенная цифра. Статистика говорит, что за время, прошедшее с момента принятия закона, уменьшилось количество курильщиков на 12 %, тогда как продавцы сигарет говорят о 7 %. Как бы то ни было, результаты уже есть.

Руководители центров лечения от зависимости утверждают, что значительно увеличилось количество желающих покончить с вредной привычкой. До принятия закона Россия была на первых местах по количеству курящих. Сегодня наши показатели медленно, но снижаются.

Штрафы

Учитывая, что сегодня уже много мест, где запрещено курить в России, размеры штрафов не удивляют. Только в Москве было выписано более 70 тысяч квитанций, связанных с нарушением закона.

Штраф, полагающийся за курение в неположенном месте, - 500-3000 рублей. Это касается физических лиц. Владельцам предприятий общепита придется гораздо тяжелее - если в их заведениях нарушен закон, это обойдется хозяину в 30-40 тысяч. Юридические лица вынуждены будут отдать до 90 тысяч.

За и против

Россиян из законов последних лет больше всего впечатлил именно этот, как свидетельствует опрос.

Согласно исследованиям, большая часть рестораторов против этого нормативного документа, поскольку считают, что курильщики предпочтут не идти в заведение, где не смогут чувствовать себя свободно. Поскольку в местах, где оборудовать специальные комнаты, 82 % курильщиков считают этот закон дискриминационным.

Однако представители власти заявляют, что никаких послаблений делать не следует: ни курилок, ни сокращения мест, закрытых для употребления табака. Было отмечено, что в странах, где такой закон действует уже не первый год, количество посетителей ресторанов и баров после короткого периода сокращения вернулось к обычному числу. Более того, теперь в такие заведения ходят семьи с детьми, поскольку нет риска надышаться дымом.

Противники закона уверены, что он не будет популярен в России, что через некоторое время все вернется к обычному режиму.

Мнение

Журналисты, отдавшие время изучению этой проблемы, уверены, что в нашей стране этот закон обманывает обе стороны. Курильщики не могут себе позволить использовать места, где запрещено курить в России. Список их разочаровывает и некурящих, поскольку в реальности проследить за выполнением этого закона достаточно сложно.

Получается, что курильщики продолжают использовать общественные места для удовлетворения своей тяги к табаку. В то же время некурящие, надеющиеся получить доступ к свежему воздуху там, где они имеют на это право, не могут реализовать эти права. Люди по-прежнему дымят на остановках общественного транспорта, в заведениях общепита, на улицах. И до тех пор, пока не будет продуман адекватный подход к курильщикам, страдать будут в первую очередь те, кто находится по другую сторону баррикад.

Специалисты все же считают, что даже при всей лояльности к курильщикам большинство здоровых людей против того, чтобы их количество увеличивалось. Однако они, куря в общественных местах, нарушают права некурящих. Поэтому, если в помещении, полном курильщиков, найдется всего один некурящий человек, употребление табака становится нарушением не только прав других людей, но и закона.

Необходимость борьбы с массовым курением назрела очень давно. С 2013 года обрел силу и полномочия закон о запрете курения в общественных местах. Для любителей подымить эта новость стала обескураживающей, в особенности потому, что положения этого закона позволяют задать только один вопрос: а хоть где-то разрешено побаловаться сигаретой?

Закон и его суть

Если выражаться юридическим языком, то разговор пойдет о Федеральном законе от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно ему категорически запрещается курение абсолютно во всех закрытых общественных помещениях . Президент РФ подписал закон 23 февраля 2013 года, а вступил он в силу 1 июня того же года.

Стоит отметить, что некоторые положения данного акта были утверждены несколько позднее:

  • Статья 13 Закона приобрела свою силу лишь 1 января в 2014 году.
  • Еще целый ряд пунктов и статей стали законными к 1 июня 2014 года. В частности, это самые жесткие положения 15-го Федерального закона, в соответствии с которыми, собственно, курильщиков и вытеснили из закрытых помещений.
  • Окончательно антитабачный закон сформировался в 2017 году 1 января, после того как в силу вступили 1 и 2 пункты первой части, а также 2-я часть статьи 18.


Стоит также отметить, что Федеральный закон о запрете на курение включает в себя запрет на рекламу или пропаганду продукции из табака .

Не разрешается стимулировать процесс продажи данного товара, табачные бренды исключаются из списка спонсорства. Особо строгие меры выставлены относительно демонстрации процесса курения в контенте, предназначенном для подростковой категории граждан.

Столь жесткие меры российское правительство приняло неспроста. Дело в том, что в соответствии со статистикой миллионы россиян умирают от раковых заболеваний, которые вызваны непосредственно вдыханием табачного дыма. Закон о курении сильно ограничивает возможности курильщиков, тем самым демонстрируя, что они несколько ущемлены в своих правах по отношению к некурящим людям.

Важно! Однако, как гласит та же статистика, количество людей, которые «дружат» с сигаретой, осталось практически прежним. Эксперты полагают, что видимые изменения в лучшую сторону можно ожидать не ранее, чем через пять лет.

«Бездымные» места

Все мы помним, что ранее сигаретный дым буквально окутывал рестораны и бары, ночные клубы и кафе. Даже в крупных торговых центрах, в холлах отелей и прочих приличных общественных заведениях стояли заядлые курильщики, которые наполняли воздух запахом табака. После того как соответствующий закон вступил в силу, появились конкретные места, где запрещено курить .

Давайте их перечислим:

  • Центры скопления молодежи – школы, университеты, колледжи, прочие учебные заведения, а также специальные учреждения, предназначенные для подростковой категории граждан.
  • Курить строжайше запрещено в санитарно-курортных, лечебных, профилактических и оздоровительных комплексах, а также во всех заведениях, связанных со спортивной деятельностью.
  • Нельзя распространять табачный дым при использовании всех видов общественного транспорта. Это автобусы, маршрутки и, конечно же, метро, самолеты, поезда, электрички, пароходы и паромы и т.д.
  • Запрет на курение охватывает такие области, как вокзалы, аэропорты, речные порты, автостанции и станции метро. В радиусе 15 метров от таких мест курить нельзя.
  • Данный ФЗ запрещает курить в жилых, а также торговых помещениях (в том числе на открытых рынках, в палатках и прочих торговых точках), в бытовых и социальных учреждениях, на предприятиях общепита и в гостиничной среде.
  • Табак под запретом во всех государственных учреждениях.
  • Во всех помещениях общего пользования жилых домов, а также в лифте курить нельзя.
  • Табак недопустим в районах детских садов, площадок и прочих мест, где находятся дети.
  • Запрещается дымить на пляже, а также возле автозаправки.


Получается, что Федеральный закон «связывает» руки курильщикам практически во всех общественных местах. Более того, все эти места чаще всего оборудованы специальной табличкой, которая в очередной раз предупреждает людей о запрете . Сигареты теперь недопустимы в ресторанах, в кафе и барах. Они под категорическим запретом в клубах, в боулинге и в бильярдных, в торговых центрах и прочих развлекательных заведениях.

Важно! Соблюдение закона о запрете на курение в общественных местах контролируется местными стражами порядка, то есть охранниками, а в случае ее несоблюдения нарушителя ждет административная ответственность.

Строгий закон о запрете табакокурения затронул также ранее любимые курильщиками места, в частности подъезды. Конечно же, подъезд, как и лифт, считается местом общего пользования, следовательно, по нему ходят и дети, и подростки, и люди, которые не переносят табачный дым. Во всех смыслах это верно – запретить законом сигареты в подобном месте.


Однако в некоторых случаях домовладение делает исключение по обоюдному согласию. Для курильщиков выделяется отдельный сектор, который оснащен хорошей вентиляцией и соответствует всем нормам (об этом читайте ниже).

Главное, чтобы все жители подъезда подписали соответствующее соглашение, и никто не был против подобного нововведения.

Аналогичная ситуация сложилась на лайнерах дальнего плавания . Заядлые курильщики также имеют право брать подобные туры, следовательно, для них должны быть предоставлены соответствующие условия. На судне выделяется специальное место, которое отлично проветривается и, опять-таки, соответствует установленным законом правилам о местах для курения.

Допустимые для курения места

Этот список будет куда короче перечня мест, где курить запрещено, но в нем есть также свои плюсы для зависимых от табака людей. Итак, где можно курить, не опасаясь или иной административной ответственности за свои действия:

  • Внутри своей собственности. Это квартира, дом, машина, балкон и все, что по бумагам принадлежит конкретно вам (или по договору аренды).
  • В распоряжении курильщиков практически вся улица, исключая лишь радиус 15 метров от различных заведений и транспортных станций.
  • В каждом офисе и в каждом торговом центре имеются специально оборудованные места для персонала и посетителей, которые предназначены для табачного дыма.


Также стоит отметить, что во всех заведениях, которые оказались в списке запрещенных для курильщиков, обязательно есть место для курения. Оно всегда должно соответствовать конкретным нормам и быть изолировано от всех мимо проходящих людей.

Самое главное, что стоит уяснить, так это то, что курить в каких-либо помещениях и на открытых территориях разрешено только с ведома законного собственника этих объектов.

При этом стоит помнить, что в большинстве офисных помещений курилка располагается и в самом здании, и на улице.

Но существует ряд заведений, где внутреннее место для курения не может быть оборудовано, это:

  • столовые и зоны общепита;
  • общественные туалеты;
  • бытовые и санитарные помещения;
  • медицинские пункты;
  • комнаты для отдыха.

Итак, относительно курилок давайте рассмотрим первое требование. Важно, чтобы это помещение находилось вдали от остальных, где работают или отдыхают люди , дабы табачный дым не мешал им. Если это «внутренняя» курилка, то до ближайшего рабочего места должно быть не менее 75 метров. Если же зона для курения находится на улице – то 150 метров.


Курение в общественных местах, специально оборудованных для этой процедуры, допустимо лишь в том случае, если соблюдаются все меры пожарной безопасности:

  • Стены должны быть отделаны несгораемыми материалами.
  • Если определенные поверхности покрыты лаками, красками и прочими горючими веществами, поверх они обрабатываются защитной противопожарной эмульсией.
  • Урны должны быть непременно металлическими, а ставить их нужно вдали от поверхностей, которые могут легко воспламениться.
  • Курилка должна быть оснащена табличной «Место для курения», которая изготавливается из негорючего пластика.

В случае несоблюдения санитарных норм ответственность за курение сотрудников в помещении понесет начальство . Поэтому важно соблюсти все меры, предписанные в законе. Самое главное – курилка должна интенсивно проветриваться. Воздухообмен в вентиляционных системах должен составлять более 10 куб. м/час. Что же касается температуры воздуха, то в холодную пору курилки стоит прогревать не менее чем до отметки +16.


Каким оборудованием должны быть снабжены места для курения в помещениях? Предполагается их оснащение:

  • искусственным источником освещения;
  • вентиляцией;
  • огнетушителем;
  • табличкой с надписью «Место для курения»;
  • пепельницами;
  • дверью, которая плотно закрывается;
  • рекламной продукцией, указывающей на вред табакокурения.\

Штрафные санкции

Совсем недавно все развлекательные и заведения общепита делились на две части – курящий зал и некурящий. В соответствии с новым законом данное положение вещей должно было в корне перемениться, но мы, по-прежнему, приходя в любимое кафе, частенько слышим фразу: «В какой вам зал?». Дело в том, что для ресторанов и баров крайне невыгодно терять клиентов , которые любят за рюмкой коньяка или даже за чашкой кофе выкурить сигарету. Куда более приемлемой мерой для них считается оплата штрафа. Кстати, для юридических лиц эта сумма будет колебаться в пределах от 30 до 90 тысяч рублей. Но стоит отметить, что крайне редко по данной статье наказывают начальство баров и ресторанов.

Для физических лиц наказание законом также предусмотрено, но для этого человек, как говорится, должен быть пойман на горячем. Штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1500 руб.

Внимание! Если человек дымит в районе детской площадки, сада или школы, то сумма штрафа увеличивается до 2000–3000 рублей.

Полезное видео


Курение – вещь вредная и совершенно ненужная. Однако для многих людей это уже часть жизни. По этой причине законодательный акт о табакокурении не так строг, но все-таки он ограничивает людей в возможности свободно и безо всяких ограничений, как это было раньше, потреблять табак и вредить окружающим.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной" зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

В 2013 году принят Федеральный Закон № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», которым регламентирован вопросы запрета курения в общественных местах, распространения ограничений и назначения штрафов. Законодатель существенно усилил ответственность для курильщиков-нарушителей.

В статье 12 Закона содержится внушительный перечень мест, в которых запрещено курение. Эта норма значительно ограничила права отдельной категории граждан, которые теперь не могут употреблять табак в ресторанах, спортивных заведениях, общественных местах. Ужесточение санкций нашло отражение в Административном Кодексе и негативные последствия в виде штрафов касаются не только курильщиков, но и организаций, игнорирующих новые нормы Закона. По итогам только первого полугодия 2017 года в отчете Роспотребнадзора указано, что сумма штрафов за такие нарушения норм составила 60 млн. рублей.

В каких местах запрещено курение?

Курение запрещено в следующих местах:

  • медицинские учреждения, в том числе санаторные объекты и поликлиники;
  • образовательные и учебные организации, такие как школы, дошкольные заведения, техникумы, университеты (помещения и окружающая местность);
  • метро, аэропорты, другие транспортные сооружения – в радиусе 15-и метров;
  • объекты культурного и спортивного назначения, такие как цирки, филармонии, театры, стадионы;
  • общественный транспорт любой категории дальнего и пригородного сообщения – автобусы, самолеты, поезда, электрички, платформы поездов, остановки автобусов;
  • гостиницы, общежития, отели и другие заведения, которые специализируются на услугах по предоставлению временного жилья физическим лицам;
  • здания социальных учреждений и служб;
  • общественные места МКД, лифты;
  • помещения для предоставления услуг и места торговли;
  • здания органов государственной власти разных уровней;
  • автозаправочные станции;
  • пляжи, детские площадки и игровые комплексы;
  • рабочие места.

Внушительный перечень ввел ряд ограничений, по которым курильщики не могут употреблять табак в кафе и ресторанах, тамбурах поездов и на остановках, возле школ и на территории торговых комплексов. Ответственные лица обязаны размещать соответствующие таблички о запрете в указанных объектах. Игнорирование предписаний любой из сторон влечёт юридическое последствие в виде наложения штрафа за курение в общественном месте.

Где не ограничены права курильщиков?

Выполнение «антитабачного закона» предусматривает соблюдение главного правового принципа о дозволенности всего, что прямо не запрещено. То есть прежде чем взять сигарету, курильщику стоит убедиться, что он не находится в перечисленных выше местах.

Сигареты не станут причиной штрафа, если расстояние от общественных учреждений, объектов культурного и спортивного значения, транспортных остановок на открытом пространстве составляет более 15 метров.

Курильщик может без ограничений «дымить» в жилом помещении личного пользования, которое соответствует критериям изолированности. Закон не может запретить распоряжение собственной квартирой или домом по своему усмотрению. Запрет не распространяется, в том числе, на ванную комнату, туалет, балкон, лоджию объекта собственного места жительства.

Разрешено курение в местах, специально отведенных для этих целей в учреждениях, ресторанах, кафе, МКД, других зданиях. Такие места обозначаются как «курилки» и размещаются с соблюдением запретных норм и ограничений.

Как организовываются специально отведенные места?

В 2018 году по сравнению с 2017 годом правила в отношении «курилок» не изменились. Специально отведённые места должны соответствовать следующим критериям:

  1. На улице: наличие пепельниц в достаточном количестве, установка специальной таблички с обозначением «место для курения», обеспечение освещения в тёмное время суток.
  2. В помещении: наличие соответствующей таблички, максимальная изолированность с расчётом, что некурящие сотрудники, посетители и другие лица не будут чувствовать табачный дым. Среди прочих требований предусмотрено оснащение помещения пепельницами, огнетушителем и качественной вентиляционной системой.

Кроме вышеперечисленных пунктов на все виды курилок распространяются требования по соблюдению гигиенических и санитарных норм.

Какой размер штрафов за курение?

Нарушение запрета на курение в непредусмотренных местах, закрепленное Федеральным Законом № 15, предусматривает административную ответственность несколькими статьями Кодекса об административных правонарушениях. Санкции в виде штрафа содержит:

  • Статья 6.25 КоАП. Нарушение положений в части игнорирования запретных норм и организационных требований предприятиями, организациями, другими юридическими лицами – от 10000 до 90000 рублей.
  • Статья 6.24 КоАП. Употребление табака в общественном месте – 500-1000 рублей, на детской площадке – 2000-3000 рублей.
  • Статья 6.23 КоАП. Привлечение лиц, не достигших совершеннолетия, в том числе приобретение для них сигарет, угощение такого рода продукцией – 2000-3000 рублей для родителей и 1000-2000 рублей для третьих лиц.

Какие вопросы возникают чаще всего?

Ответ однозначный – да. Законодатель пока ещё не ввел такие ограничения. Однако соответствующие инициативы периодически выдвигаются. Чаще всего недовольны таким фактом соседи. На сегодняшний день единственный способ урегулировать проблему (кроме попытки договориться) – подача в суд гражданского иска о возмещении ущерба. Заявитель обязан будет доказать в судебном порядке наличие вреда его жизни и здоровью, а также создание курильщиком реальных препятствий в нормальном пользовании помещением и проживании в нем.

Нарушение санитарных норм должно быть зафиксировано. С этой целью приглашаются специалисты Роспотребнадзора и составляется соответствующий акт. Процедура по сбору достаточных доказательств и защиты интересов в суде потребует немало времени и усилий, но вероятность отстоять свои права не исключается.

На практике курильщики сталкиваются с проблемой поиска специальных мест в аэропорту и вокзалах. «Курилки» оборудуются почти во всех российских и мировых аэропортах. Это хорошо вентилируемые изолированные комнаты с пепельницами. Если поиск специального места вызвал трудности, или его просто нет – курение разрешено в 15 метрах от объекта.

Распространенный вопрос – можно ли употреблять табачные изделия в летнем кафе?

Нет. Роспотребнадзор изложил свою позицию в соответствующем письме № 0106-14-25 от 2014 года. Запрет аргументирован тем, что терраса и веранда относятся к помещению, которое используется для предоставления услуг общественного питания. Следовательно, курение в таких местах нарушает «антитабачный закон» и влечёт штрафные санкции.

Некоторые привычки людей могут навредить окружающим, поэтому в законодательстве имеются определенные ограничения, касающиеся их. В частности, это касается курения в общественных местах. Статья 12 в ФЗ-15 и статья 6.24 в КоАП РФ регламентируют права курильщиков, их обязанности, также меры наказания, присуждаемые нарушителям. Насколько серьезны меры наказания, имеются ли специализированные места, где курильщики вправе доставать сигареты?

Закон о курении в общественных местах, статья КоАП РФ

Можно ли курить на улице в России? Запрещение курения конкретно касается общественных мест, где собираются граждане различного пола, возраста и состояния здоровья. В законодательстве имеются отдельные статьи, посвященные этому. В ФЗ-15 статья 12 указан перечень мест, где запрещено курение. Раньше многие кафе и крупные рестораны разрешали посетителям доставать сигареты, сейчас введены определенные ограничения. Чтобы покурить, люди должны перейти в специализированные места или собираться в «курящих» залах, если подобные имеются.

Курение в общественных местах

Закон касается всех любителей курения, каждый гражданин обязан следовать ему. Меру ответственности и наказания нарушителей определяет КоАП РФ в статье 6.24. Там указан размер налагаемого штрафа:

  • если человек закурил внутри помещений, на территории или специальных объектах, предусматриваемых 2 частью 6.24 статьи, тогда штраф 500-1500 рублей;
  • если факт курения зафиксирован на территории детской площадки - 2000-3000 рублей.

Важно! Обычно места, где курение априори запрещено, снабжены оповещающими табличками. За соблюдением данного предписания следят охранники, сотрудники заведений и работники полиции.

Если администратор заведения самостоятельно разрешает посетителям курение, тогда он также несет по закону ответственность за попустительство. Государство пытается через ввод ограничений уменьшить потребление людьми вредных веществ и курение табака. Поэтому повышаются цены и имеются временные рамки, согласно которым граждане могут приобретать определенные товары лишь днем. Несовершеннолетним приобретать алкоголь нельзя, а табачные изделия сложно.

Закон о запрете курения

Цели принятия закона

Раньше люди могли доставать сигареты, где считали нужным. В кафе или купе вагонов курили открыто, сидя неподалеку от остальных.

Причины принятия строгого запрета курения в общественных местах:

  • учеными давно доказан факт вреда, наносимого табачным дымом. Причем страдает не только сам курильщик, но также все находящиеся рядом. Главной причиной ввода ряда строгих ограничений - попытка оградить других граждан, которым вредит курение, КоАП имеет ряд специальных законов, где отражены список мест «табу», мера ответственности и другие факты;
  • вторая причина - увеличение количества курильщиков. Причем, если взрослые граждане вправе самостоятельно определять, чем заниматься, то несовершеннолетние зачастую просто следуют примеру, показанному старшими. Статья 6.23 в КоАП РФ посвящена этому. Запрещено поощрять желание детей курить, делиться сигаретами, помогать приобрести их и совершать иные похожие действия. Часто подростки просят взрослых купить сигареты, когда продавцы отказываются обслуживать несовершеннолетних, продавать им табачные или винно-водочные изделия.

Важно! Власти продолжают бороться с вредным табакокурением, создавая специальные законопроекты. Часть их уже принята, другие ожидают рассмотрения.

Среди них главной причиной считается распространение курения, особенно среди молодежи. К сожалению, запретить родителям использовать сигареты дома, перед детьми, сложно, но общественные места контролировать проще. Таким образом закон защищает и права остальных граждан, не желающих портить здоровье, а также смотреть на курильщиков.

Что делать, если курят во дворе

Где именно можно или нельзя курить, правила курения

Курение в общественных местах статья КоАП не полностью запрещает, введены лишь определенные рамки. Каждому курильщику стоит выяснить список мест, где курить запрещено:

  • везде, где присутствует молодежь - образовательные, развлекательные и другие учреждения, занимающиеся вопросами, что касаются подрастающего поколения (детей, подростков);
  • публичных учреждениях медицинских (больницы, поликлиники, мед.центры), спортивных (площадки, центры), санаторно-курортного и иного направления;
  • внутри электричек, поездов, также плавательных или воздушных судах (самолеты, теплоходы), включая другие виды транспорта;
  • ближе 15 метров от вокзалов, различных морских портов, аэропортов, также станций метро, внутри перечисленных учреждений, остановках и пассажирских платформах;
  • жилищных, различных социальных и бытовых общественных учреждениях, торговых зданиях (включая рынки, отдельные палатки), гостиницах, также предприятиях общепита;
  • госучреждениях;
  • на работе (если внутри здания);
  • в лифтах, также других общественных местах внутри многоквартирного дома;
  • на пляжах, открытых детских площадках;
  • на заправках.

Важно! Большинство запретных мест снабжены соответствующими табличками, это помогает ориентироваться.

Разрешенные места, правила курильщика

Закон предписывает владельцев увеселительных и иных заведений создать специализированные места - закрытые площадки, где смогут собираться курильщики. Главное требование, касающееся таких площадок, это уединение. Чтобы исключить возможность нанесения вреда другим, не курящим гражданам. Курить там можно. Согласно законодательству, субъекты РФ как администрация города, владельцы заведений вправе полностью исключить курение на определенной территории. Например, Арбат теперь признан свободной зоной.

Где курить по закону разрешено:

  • на собственной территории – в квартире, внутри машины или во дворе (частный дом), на балконе;
  • можно ли курить открыто на улице в России – да, исключение составляют ближайшие к определенным местам территории – должно соблюдаться 15 метровое расстояние до находящихся рядом больниц и иных учреждений;
  • на работе, если там имеется специальное место;
  • на платформах, где происходит ожидание поездов.

Важно! Избегать мест, снабженных специальными знаками, также после курения запрещено разбрасывать окурки.

Запрет курения в общественных местах

Курение в многоквартирном доме

Многоквартирный дом считается общей собственностью, на которую поровну могут претендовать все владельцы квартир. Они вправе облагораживать территорию, осуществлять ремонтные работы внутри дома. Подъезд, лестничные площадки, подъездные балконы, придомовая территория – все это общие, доступные всем места, где соответственно запрещено курение.

Жильцы вправе дымить внутри собственных квартир или на своих балконах. Однако, собственники объединившись, могут создать уединенное небольшое помещение, где установят неплохую вентиляцию и снабдят его снаружи соответствующей табличкой. Там смогут собираться курильщики.

На детской площадке – статья

Важно! Курение на детской площадке согласно 12 статье от ФЗ-15 запрещено. Нарушителей ждет установленный законом штраф. Причем, нельзя даже устраивать специальные «отхожие» места, где могли бы собираться курильщики.

Исключен малейший вред здоровью несовершеннолетних и их мам, прогуливающихся часто на площадках. Они считаются общественным местом, ведь открыты желающим. Впрочем, запрет касается и отдельных, закрытых площадок внутри ТЦ.

На территории больницы

Согласно законодательству, курение на территории больниц, медцентров и других подобных учреждениях запрещено. Ведь данные организации считаются общественными, вдобавок, связанные непосредственно со здравоохранением.

Как правило среди больных встречается немало курящих, вдобавок, многие врачи или медсестры тоже курят. Выход один – администрация должна устроить внутри больницы специализированные закрытые места, снабженные вентиляцией, выводящей дым наружу. Там курящим собираться можно, включая пациентов (их здоровье уже задача врачей). Снаружи «спасительные уголки» узнаются по табличкам.

Важно! Запрещено курить не только внутри, но и на территории возле больниц, установлено 15 метровое расстояние.

На улице, сколько метров от здания

Улица считается общественной территорией, где свободно прохаживаются граждане. Поэтому курить там можно лишь соблюдая определенное расстояние до:

  • больниц;
  • жилых зданий;
  • портов;
  • вокзалов;
  • детских садов;
  • школ;
  • автобусных остановок;
  • аэропортов.

15 метров согласно законодательству считается достаточным расстоянием. Вдобавок, окурки должны выбрасываться в ближайшие урны.

Антитабачный закон (статья за курение)

Кто следит за соблюдением этих норм

Курение в неположенном месте относится к списку административных нарушений. Отслеживают это и вправе налагать штраф органы полиции. Хулигана задерживают, выясняют личность, затем выписывают соответствующий штраф, напоминая предписания закона.

Полученные штрафы впоследствии пополняют бюджет, а данные правонарушителей заносятся в общую полицейскую базу, где видно, злостно гражданин нарушает запрет или же попадается впервые. Работодатели, владельцы ресторанов, также простые бдительные люди вправе сообщать, если заметят факт курения в запрещенных законодательством местах.

Какой штраф за курение в общественных местах, административная ответственность

Важно! Наказанию могут подлежать не только простые граждане – курильщики, также целые предприятия, фирмы и государственные организации. Если их директора, владельцы или администраторы сознательно разрешали людям курить, не устроив для этого специальных мест.

Согласно данным статьи 6.25 размеры штрафов, предусмотренных организациям, весьма существенны:

  • невыполнение требований, указанных ФЗ-15 – 10 000-20 000 – платят должностные лица, а 30 000-60 000 – юрлица (предприниматели);
  • нарушение требований, когда граждане курят свободно внутри организации и нет специализированных мест – 20 000-30 000 – всем должностным лицам, также 50 000-80 000 – юр. л.;
  • нарушение норм, касающихся охраны здоровья для посетителей – 30 000-40 000, также 60 000-90 000 – юр. л.

Физическим лицам:

  • факт курения на детской площадке – статья или штраф в размере 500-1500 рублей;
  • курение гражданина на территории детской площадки – 2000-3000 рублей.

Важно! Конечно, чтобы заставить правонарушителя ответить, необходимо зафиксировать документально факт преступления. Бдительные граждане могут уведомить полицейского или своего участкового. Если нет, снять курильщика на обычный телефон – сделать видеозапись или несколько снимков. Впоследствии, предъявить их уполномоченным органам.

Курение электронных сигарет в общественных местах, распространяется ли закон на них

Какое наказание возможно, если человек использует вместо обычных электронные сигареты? Подобные изделия имеют внутри глицериновое вещество, служащее заменой табака. Вредоносного дыма от них нет, только пар. В Европе такие сигареты вполне легальны, в России они также не подпадают под конкретную группу табачных изделий. Поэтому курить их можно везде.

Кальяны – их нередко используют внутри кафе, также отдельные граждане приобретают для дома. Они считаются курительными устройствами, поэтому запрет актуален. Однако кальянами можно пользоваться в пределах специальных площадок, вдали от обычных некурящих людей.

Курение вредно, поэтому власти разработали подробные законопроекты, налагая ряд специальных ограничений. Это помогает защитить здоровье остальных граждан, вдобавок, уменьшить распространение вредоносной привычки.