Методические рекомендации по организации обучения учащихся по программам С(К)ОУ VIII вида. Рекомендации для педагогов по работе с детьми, обучающимися по программе коррекционной школы VIII вида Обучение детей по 8 виду
Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. В 1994 году, когда пришла работать в Юговскую среднюю школу, даже не подозревала, что мне придется работать с такими детьми. В нашей школе детей С(к)К 8 вида было мало, и с ними работал отдельный педагог. Он вел почти все предметы у учащихся, в том числе природоведение и географию.
В 2005-06 учебном году в классах С(к)К 8 вида различные уроки стали вести учителя-предметники. Связано это с тем, что таких учащихся с каждым годом становилось больше (смотри таблицу ниже). Для ребят этих классов так же, как и учащихся классов нормы, действует кабинетная система. Считаю это хорошим способом адаптации и социализации учащихся С(к)К 8 вида и воспитания толерантного отношения друг к другу всех ребят нашей школы. Мне впервые пришлось работать с учащимися, имеющими отклонения в развитии. Начиная работать, столкнулась с серьезными проблемами:
- Отсутствие учебно-методической базы в школе. Учебники были очень старыми (60 - 70-х годов издания), и даже их не хватало. Образовательные программы и учебники не соответствовали друг другу.
- Проведение урока одновременно в нескольких классах. Одновременно на урок приходят ребята из нескольких классов, так как наполняемость класса очень невелика: от 1 до 6 человек.
- Отсутствие опыта работы с детьми С(к)К 8 вида. Оказалось, что необходимо не только учитывать психологические, интеллектуальные особенности детей, но и скорректировать методику преподавания.
Для начала познакомилась с особенностями таких детей. Для этого обратилась к изучению специальной литературы, консультировалась с психологом школы, вела собственные психолого-педагогические наблюдения. Выяснила, что учащиеся С(к)К 8 вида:
- имеют проблемы как в интеллектуальном развитии, так и в психофизиологическом (характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы);
- легче воспринимают (запоминают) яркие и красочные образы;
- неусидчивы, не могут долго концентрировать внимание (требуется частая смена деятельности и разнообразие приемов работы);
- характеризуются слабо развитым абстрактным мышлением, лучше воспринимают материал, который опирается на практику, личный опыт;
- имеют слабую память, особенно долгосрочную;
- характеризуются также обедненной речью (неохотно отвечают устно);
Для таких учащихся свойственна также осенне-весенняя двигательная активность и апатичность к учебе, подверженность сменам погоды (хуже учатся в ясную, теплую погоду).
Опираясь на полученную информацию и основываясь на письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2000 г.), определила основные направления работы:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших знаний и навыков о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Следующим шагом стало решение проблемы учебно-методического обеспечения. Для этого было проработано несколько учебников по географии для учащихся С(к)К 8 вида. Хочется отметить, что учебно-методической литературы мало, а учебники очень дорогостоящие (от 250 рублей и выше). Приоритет был отдан линии учебников с 6 по 9 класс под редакцией Т.М.Лифановой. Данные учебники, разработанные одними авторами, выстроены в логической последовательности и соответствуют программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 класс (Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина) (см. приложение 1). Так выстраивается определённая система: в 6 классе - начальный курс, в 7 классе - изучение географических особенностей России, в 8 - география материков и океанов, в 9 – география стран Евразии и изучение своего края. Таким образом, материал усложняется и «абстрагируется», что позволяет учитывать особенности учащихся: вначале изучение окружающего мира, а затем более отдаленного. Все учебники дополнены приложениями (своеобразный атлас). К учебнику 6 класса есть программированные задания Т.М.Лифановой, Н.Б. Пшеничной «Знаешь ли ты географию? 6 класс», в котором по всем темам имеются разнообразные задания.
Являясь методистом РУМИЦ, рекомендовала данную линию учебников для приобретения в других школах. В настоящее время обеспеченность учебниками и методической литературой по географии для учащихся и учителя является наиболее высокой в нашей школе (и во многих школах тоже) (см. приложение 1).
При обучении учащихся 6 класса хорошим подспорьем в работе является методическое пособие Т.М.Лифановой, Н.Б. Пшеничной «Знаешь ли ты географию? 6 класс» . В данном пособии представлены различные задания с учетом особенностей детей, с опорой на программированное обучение , что дает возможность организации самостоятельной работы и экономит время на опрос учащихся. К каждой из тем предлагаются следующие виды заданий :
- Сигнальные круги (см. приложение 2).
- Буквенные и цифровые задания.
Примеры заданий:
Выпишите цифры по порядку, начиная с наименьшей, вместе с буквами и прочитайте слово.
На листочке записаны ответы (можно по вариантам):
А - Равнины
Д - Овраги
Ниже вопросы. Отвечая на вопрос, ребенок записывает соответствующую букву. Проверить себя он может с помощью ключевого слова (вода).
- Перфокарты. Примером такого вида заданий является задание по теме «План и карта». В таблице ребенок должен поставить «+» в клеточке с правильным ответом
Вопросы |
План |
Карта |
|
||
|
||
|
||
|
||
|
- Перфоконверты (см. приложение 2).
Из всего перечисленного чаще использую перфокарты, буквенные и цифровые задания. Применяю данные задания (а также сама составляю подобные) на различных этапах урока: в начале урока для повторения материала или для определения темы урока (как загадку), при объяснении нового материала (если он не сложный и класс готов к этому), в конце урока для закрепления пройденного и проверки усвоения материала.
Следующим этапом стала работа над тематическим планированием . Проблема для меня как учителя заключалась в том, что одновременно на урок приходит четыре класса, в которых от 1 до 6 учащихся. Особенности детей таковы, что необходим индивидуальный подход к учащимся, так как сложно организовать самостоятельную (или групповую) работу. Несмотря на то, что линия учебников и программа разработаны одними авторами, темы курсов не совпадают в разных классах. Необходимо было для удобства при объяснении материала и эффективности его усвоения учащимися по возможности совместить темы (см. приложение 3). Программа 6 и 7 класса более соотносится по темам , поэтому при составлении поурочно-тематического планирования есть возможности совмещения тем. Э то позволило сэкономить время на объяснение и повторение материала в различных классах. Например, при объяснении темы «Разнообразие рельефа России» в 7 классе и «Рельеф местности и его форма» в 6 классе учащиеся 7 класса, повторяя материал, рассказывают 6-классникам, что такое рельеф, какие формы рельефа бывают. После чего учащиеся 6 класса могут самостоятельно выполнять задания (читают текст или задания на карточках), а учащиеся 7 класса с учителем расширяют знания по теме (отвечая самостоятельно на вопросы к тексту учебника, пользуясь атласами, вписывают примеры в схему «Рельеф России» или работают с контурными картами). К сожалению, практически не нашлось таких возможностей в 8 и 9 классе, но к этому времени у ребят уже формируется навык самостоятельной работы, что значительно облегчает работу учителя.
Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в 3-4 классах, столкнулась с проблемой: как организовать учебную деятельность так, чтобы объяснить новый материал, закрепить и повторить его в различных классах за 45 минут урока? Пришлось поработать с методической и психологической литературой (в данных источниках не встретила методики преподавания географии в разновозрастных С(к)К 8 вида, поэтому пользовалась опытом работы педагогов малокомплектных школ в преподавании в классах нормы (хотя и такого опыта достаточно немного), проанализировать различные технологии и методы преподавания, выбрать оптимальное сочетание форм и приемов на уроке, рассмотреть возможности совместного и взаимного обучения, подобрать задания, которые были бы не только интересны детям, но и позволяли бы продуктивно организовать работу на уроке, с учетом особенностей учащихся. В итоге были сформулированы основные требования , с учетом которых планирую урок:
- постановка чёткой цели, последовательность и завершённость этапов урока;
- смена видов деятельности, опора на различные анализаторы;
- наличие наглядности;
- развитие речемыслительной деятельности;
- чёткие законченные инструкции;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- использование словесного поощрения.
Остановлюсь на аспектах организации учебной деятельности на уроках географии в С(к)К 8 вида. В преподавании природоведения и географии в данных классах использую в основном элементы технологии развивающего обучения, личностно-ориентированые технологии и ИКТ . Это позволяет делать уроки наглядными, разнообразными и привлекательными, учитывая особенности в восприятии и усвоении материала учащимися.
Считаю, что основными навыками , которые необходимо развивать для организации эффективной работы в разных классах одновременно, являются самостоятельность и работа по инструкции . Именно над формированием данных умений и навыков стараюсь работать в 5 и 6 классе. Особенно в 5 классе, так как ребята этого класса обучаются отдельно (один час в неделю), поэтому возможностей больше.
Учитывая изложенное выше, необходимо отметить, что за время работы в С(к)К 8 вида сложилась определенная система . В основном урок - это беседа с элементами самостоятельной работы. Для 5 и 6 классов используется наглядность, не только подготовленная учителем, но и сделанная ребятами на уроке (рисунки, картинки, модели из пластилина, схемы). В 6 и 7 классах упор делается на фиксацию и оформление материала в тетрадях учащихся в виде схем и таблиц (заполнение схем и таблиц с доски, которые частично заполнены). Во всех классах предлагается задание подготовить небольшие выступления (пересказы) из 5-10 предложений. В 8 и 9 классах упор на самостоятельную и групповую работу, выполнение заданий по алгоритму. Например, в 8 классе - описание материка (в течение нескольких уроков), в 9 классе – описание страны по плану (обращаясь за помощью к тексту учебника или приложениям).
За несколько лет работы накопилось несколько презентаций по темам и видеофильмов (использую готовые презентации в Интернете и создаю свои). Это позволяет не только сделать урок интереснее, но и при сниженной мотивации к обучению (когда у ребят плохое настроение или упадок сил) «расслабить» детей.
Результатом такой работы является 100% успеваемость в классах 8 вида на протяжении всего времени работы. Качество знаний увеличилось и в текущем году составляет 67% (7 класс).
Количество обучающихся в специальных коррекционных классах и качество знаний по предмету
Учебный год |
Всего учащихся с 5 по 9 класс |
% обучающихся на 4 и 5 |
Но главным подтверждением эффективности работы является: доброжелательное отношение учащихся к предмету, психологически комфортная обстановка на уроке и практически отсутствие прогулов уроков географии без уважительных причин, несмотря на то, что по расписанию один раз в неделю урок стоит последним. В нынешнем году учащийся 7 класса изъявил желание попробовать свои силы в Молодежном географическом чемпионате. Это говорит о его уверенности в своих силах, об отсутствии комплекса неполноценности (относительно своего развития).
Несколько лет назад выступала на РМО учителей, работающих в С(к)К, с анализом учебно-методического обеспечения уроков географии. Готова представить опыт работы на РМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах.
работающему с умственно отсталыми детьми
Составитель: ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого ИПК и ПП работников образовании Попов. В.С.
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
1. Общедидактические требования:
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
техническими средствами обучения;
дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
опора на более развитые способности ребенка;
Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока. Урок состоит из звеньев. Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово, наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки различаются по типам.
В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного. Урок–экскурсия - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
3. При подготовке к уроку следует помнить:
Тема урока.
Тип урока.
Основная цель урока.
Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
Формы и методы обучения.
Оценка учащихся.
Анализ урока.
4. Типы уроков
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок.
Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний: Малая продуктивность учащихся специальных школ 8-го вида при изучении нового материала требует таких коррекционных мер , как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).
2. Урок изучения нового материала.
Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования зна ний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.
Урок проверки и оценки знаний.
6. Коррекционный урок.
Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.
Комбинированный урок.
Вот примерная структура комбинированного урока, план-конспект которого будет приведен ниже:
- организационный момент и подготовка к уроку;
- организация учебной деятельности;
- проверка домашнего задания;
- повторение ранее изученного материала;
- подготовка к восприятию нового материала;
- изучение новых знаний;
- коррекция в процессе получения новых знаний;
- закрепление нового материала;
- подведение итогов;
- объявление домашнего задания;
- вывод из урока.
7. Нетрадиционные уроки.
5. Этапы урока
Искусство учителя заключается (на основе коррекционных мер) в изменении взаимоотношений между уровнями работоспособности учеников и обеспечения готовности школьника к выполнению познавательных задач с оптимальной активностью. С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:
- организационно- подготовительный;
- основной;
- заключительный .
Организационно-подготовительный:
Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обеспечивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованности в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умственно отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обучение своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовки тетрадей, книг, ручки к учебной работе и т.д.
Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как работать с учебником, как расположить на парте учебник и тетрадь. Сначала осуществляется показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной подготовки учащихся к учебной деятельности.
2. Основной этап.
На основном этапе решаются главные задачи урока. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая подготовка к решению основной задачи урока, чтобы умственно отсталые дети соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала, или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений при изучении нового материала. После таких подготовлений следует приступать к изучению нового материала или повторить предыдущий.
На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на отдых: игры, песни, загадки и т.д.
Главное требование в этом звене урока - обеспечить у учащихся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.
Заключительный этап.
Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от его типа.
6. Образовательные задачи:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить….
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза , выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
9. Методы обучения:
Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики используются две традиционные классификации методов обучения:
Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим образом:
а/ методы изложения нового материала;
б/ методы закрепления и повторения.
Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочетании и на всех этапах урока. А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя». Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.
Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика.
Словесные методы : рассказ, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется объяснительно-подготовительная работа: , разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп.
Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.
В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наиболее распространенными (по данным Луценко В.С. - 49,4% из всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.
В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. На уроках естественно-научного цикла дети сравнительно легко усваивают названия предметов, объектов и географических явлений, а также фактические сведения. Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа: «скапливание воды над слоем глины».
Для осознанности такого рода знаний учитель в беседе применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отличаются! и пр.). Если сравнивают два явления (родник и ручей), то нужно найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия причинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины , так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой.
Рекомендуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.
Наглядные методы:
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Лозунг при этом такой: ни один урок географии без опоры на наглядность. Особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее картину?).
Показ - это предъявление образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии. В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться. Однако Л.В. Занков считает, что успешность усвоения нового материала мало зависит от участия в познании одновременной работы разных анализаторов.
Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:
-сигнально-информативной;
-носителя образа;
-стимулятора в деятельности всех анализаторов;
-иллюстрации и демонстрации.
Особенности практического использования наглядных средств .
Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В.Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.
Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине.
Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использование в процессе восприятия не более двух картин. На уроке также используются и другие наглядные пособия: объемные, графики, схемы. Они незаменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения.
Все это улучшает внимание и восприятие аномального ребенка. Рисунки выполнять лучше цветными мелками. Графическое содержание учебника можно попросить перерисовать в тетради по предмету. Этим мы получаем конкретность представлений.
Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии).
Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием умственно отсталых детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать задачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражнение - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобретают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать:
-осознанность действия;
-систематичность;
-разнообразие;
-повторяемость;
-расположение упражнений во времени в нужном порядке.
Требования к упражнениям:
-понимание цели;
-краткость инструкций;
-упражнения должны иметь практическую направленность.
Практические методы :
Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными методами работы. Некоторые методисты считают, что практические и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т.д.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Внеклассная работа по истории при работе с учащимися, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII ВИДА в общеобразовательной школе. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Статья 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Учитель должен создать условия для формирования у школьников обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их возможностей, в рамках своего предмета и способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации. История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью 1 общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. Для себя я нашла способ решения данной задачи. Обучение истории через внеклассную деятельность по предмету. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства, во время внеклассной деятельности. Почему именно внеклассная деятельность? Особенности внеклассной деятельности: 1. Добровольный характер внеклассной работы по истории (дает возможность организовать деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможностей, способствует развитию их индивидуальных наклонностей, инициативы и самостоятельности в познании прошлого и настоящего Родины). 2. Относительная свобода в выборе содержания материала (тогда как содержание уроков определяется государственной программой по истории для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 2 3. Создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта за счет использования разнообразных форм работы. 4. Шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность школьников (привлекаются к оформлению тематических выставок и выпуску исторических стенгазет, проведению праздников, посвященных историческим датам и т. п.). Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на существующие различия, внеклассная работа и работа на уроках истории тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения. Содержание внеклассной работы определяется общими задачами, стоящими перед специальной (коррекционной) школой VIII вида. Для реализации намеченных задач учителю истории важно определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. Чаще всего содержание внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе направлено на комплексное изучение исторического прошлого параллельно с программными темами курса истории. Возможна и более узкая направленность содержания внеклассной работы по истории: 1. Изучение военного прошлого нашей Родины; 2. Изучение истории культуры: обычаев, традиций, народных промыслов, архитектуры, живописи, музыкального и театрализованного искусства народов нашей страны; 3. Изучение современности, что актуально для выпускников специальной (коррекционной) школы, готовящихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Интерес к проблемам современной действительности, внутренней и внешней политике государства помогает лучшей ориентировке школьников с нарушением интеллекта 3 в происходящих событиях, вырабатывает активное отношение к общественной жизни, способствует их социальной адаптации; 4. Изучение прошлого и настоящего своего края, города. Для меня именно четвертое направление является наиболее предпочтительней. Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий, происходивших в этих местах. Формы и виды внеклассной работы по истории для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе многообразны. Они различаются по охвату количества учащихся и в связи с этим могут быть массовыми или фронтальными (вечер, конкурс), групповыми или кружковыми (работа кружка, секции), индивидуальными (оказание помощи в написании доклада отдельному ученику, индивидуальная беседа). По длительности формы внеклассной работы по истории делятся на систематические, которые проводятся в течение всего учебного года или даже на протяжении нескольких лет (кружки, внеклассные чтения) и эпизодические (встречи с интересными людьми, экскурсии, выпуск исторической газеты). При выборе формы внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе учитель должен учитывать не только возраст учащихся, но и особенности их познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы, личностные качества каждого ученика. Механизм реализации: 4 В этом учебном году я обобщила и систематизировала двухлетний опыт работы с ребенком, с которым начала работать еще в 5 классе, совместно с классным руководителем. Результатом стала программа внеклассной работы по предмету. Программа внеурочной деятельности по краеведению для учащегося 7 класса обучающегося по специально – коррекционной программе VIII вида Данная программа состоит из следующих разделов: Пояснительная записка (обоснование, цель, задачи, направления, формы работы, сроки реализации, литература); Содержание программы; Календарно – тематическое планирование; Основные требования к знаниям и умениям; Ожидаемые результаты. Программа рассчитана в среднем на один час в неделю, но распределение часов идет в соответствии с выбранной формой работы. Если это экскурсия, то на нее отводится 3 часа, значит, мы встречаемся с ребенка два раза в месяц на вводное занятие по теме и саму экскурсию. Формы работы: внеклассное чтение по истории, экскурсии в музейную комнату, библиотеку, районный музей, по поселку, на предприятия, встречи с интересными людьми, поездки по краю. 5 Календарно – тематическое планирование. № п/п Тема занятия Форма работы 1 Введение. Что изучает краеведение. Посещение дата детской сентябрь библиотеки. Знакомство с многообразием книг по истории. 2 Мой край на карте Родины Работа с картой. контурной Внеклассное чтение. 3-5 Я и моя семья. Изучение фотографий из Сентябрь семейного альбома. октябрь Составление родословного древа. Изучение литературы, устного народного творчества. 6-8 Моя улица Просмотр слайд – Октябрь презентации. Прогулка по улицам поселка. Составления перечня названий улиц поселка. 9 -10 Наша школа Работа в комнате, музейной ноябрь изучение материалов выпускникам. по Слад – презентация из истории школы. 6 11 - 12 Моя малая Родина Экскурсия в декабрь краеведческий музей. 13 - 17 Природа нашего края Просмотр слайд презентаций по – Январь - теме. февраль Экскурсия на метеостанцию. 18 - 19 Что дает наше село стране Слайд – презентация, Февраль - экскурсия на предприятие март МИС 20 - 21 Наш край богат талантами Изучение материалов музейной комнаты, экскурсия на выставку творческую в районный музей. 22 - 26 Из бабушкина сундука Посещение экспозиций в Март музейной - комнаты апрель школы. 27 - 31 Наш край в годы Отечественной войны Великой Внеклассное чтение, Апрель экскурсия, участие - в май поздравлении ветеранов и составлении школьной экспозиции. 32 - 34 Красная книга родного края Внеклассное чтение. Составление Май - июнь Красной Книги района. Совместно с классным руководителем поход или поездка по родному району, краю. 7 Реализация данной программы идет совместно с реализацией системы воспитательной работы классного руководителя данного ребенка. В начале этого года мы запланировали ряд совместных мероприятий. Для отслеживания результатов реализации программы я использую, разработанную Опариной Татьяной Юрьевной, директором Березовской специально – коррекционной школы, методику отслеживания динамики общеучебных навыков. Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VIII вида огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с нарушением интеллекта. Учитель истории и обществознания: А.С. Слизова 8
Елена Алейникова
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе-интернате VIII вида
ГКОУ РО школа - интернат VIII вида №1 г . Новочеркасска
Выступление на тему :
«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида »
Подготовила : воспитатель
Алейникова Е. П.
Новочеркасск, 2016г
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии , позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании . Грамотное сочетание педагогами школы - интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся , воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно- воспитательном процессе .
В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения , основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
В нашей школе одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения .
1. Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
2. Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ , имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер .
3. Личностно-ориентированные технологии
в школе - интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
4. Инновационные технологии
Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, Power Point, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.
В настоящее время в школе – интернате на учебных, коррекционно - развивающих занятиях, занятых по дополнительному образованию широко применяются технологии Арттерапии . (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия) эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно -развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся , позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Изотерапия в коррекционно -развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий , как психологической коррекции , так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком. Часто дети, испытывающие трудности в обучении , неуверенные в себе, успешны в оригами и это помогает им справиться с частью имеющихся у них проблем.
Использование компьютерных и ауди – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательногопроцесса значительно повышающего его качество, делают его более современным разнообразным и насыщенным.
Грамотное сочетание педагогами школы - традиционных и инновационных технологий обеспечивает естественный переход в «Новую школу » .
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная ) школа VIII вида .
Вывод :
Коррекционно- развивающие технологии , применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения ,что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В своей работе использую следующие современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, проблемно-поисковые (технология проектного обучения , технология исследовательской направленности, коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, обучение в сотрудничестве (команде, технологии имитационно-моделирующего обучения (, учебные игры) . На высоком уровне владею информационно-коммуникационными технологиями .
Применение перечисленных образовательных технологий обусловлено следующими целями :
Технологии Цели применения
Здоровьесберегающие Позволяют соблюдать охранительный режим воспитания и обучения , равномерно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, нормативно применять ТСО, что способствует сокращению числа пропусков внеклассных мероприятий и занятий.
Разноуровневого обучения Воспитанники с лёгкой умственной отсталостью очень разные по уровню овладения знаний, умений и навыков. Следовательно, работа проводится с каждым воспитанником на доступном уровне .
Игровые Стимулируют детей к учебной и внеурочной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Способствуют реализации задач коррекционного обучения - создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Такие занятия сопровождаются повышенной мотивацией и эмоциональной окрашенностью.
Проблемно-поисковые :
- технология исследовательской направленности Способствует расширению кругозора ребенка. Дает возможность учащимся активно пополнять свои знания, глубже вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника .
Коммуникативно-диалоговые :
Проблемная дискуссия,
Дискуссия-диалог,
- обучение в сотрудничестве (команде) Позволяют развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес; формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога. Способствуют развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения. Позволяют формировать ценностно-ориентационное единство коллектива
Технологии имитационно-моделирующего обучения :
- технология ситуативного обучения ,
Учебные игры Способствуют процессу социализации обучающихся , делают их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Технология учебной игры способствует непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности и коллективизму в поиске правильных решений, возможности широкого варьирования ситуаций, овладению новыми методиками непосредственно в деле, тренировке интуиции и фантазии.
Активного (деятельностного) обучения . Коррекционная работа направлена на коррекцию , развитие и формирование всех сторон личности ребёнка. Присутствует и вопросно-ответная речь (диалогическая, помогая воспитаннику формулировать свои высказывания и передавать мысли, желания, потребности.
Информационно-коммуникационные технологии Применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания , активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; формирование информационной культуры.
Современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки, кроме того, он должен постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, быть компетентным в области информационной и коммуникативной деятельности, владеть новыми технологиями . Использую в своей работе с детьми ресурсы интернета, навыки работы с ИКТ. Создаю презентации для красочной наглядной демонстрации тем.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Подвижные и спортивные игры.
Релаксация.
Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Дыхательная гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
Утренняя гимнастика.
Физкультурные занятия.
Гимнастика после сна.
Самомассаж.
Активный отдых.
Коррекционные технологии :
Артикуляционная гимнастика.
Сказкотерапия.
- Коррекционные занятия с использованием тренажеров
Вывод : Применение современных образовательных и коррекционных технологий помогает мне решать коррекционно - педагогические задачи и я в дальнейшем буду применять их в своей работе
Литература
Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С. Вальдес Одриосола. – М.:Владос, 2010. – 63 с
Фомина, О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования :автореф. … канд. пед. наук / Ольга Евгеньевна Фомина. – Смоленск : ИТЦ Смоленского государственного университета, 2009. – 18 с.
Гаврикова Л. П., Кремер О. Б., Подвальный С. Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе . – Воронеж : Издательство «Научная книга»
Князева Е. В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной ) школе VIII вида . Коррекционная педагогика – М ., 2009.
Пидкасистый П. И. ,Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии » М. 1996 г.
Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.
Материалы по теме:
Детский сад плюс начальная школа
Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.
Особенности в развитии слишком разные
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:
ДЦП - детский церебральный паралич;
ЗПР - задержка психического развития;
ЗРР - задержка речевого развития;
ММД - минимальная мозговая дисфункция;
ОДА - опорно-двигательный аппарат;
ОНР - общее недоразвитие речи;
РДА - ранний детский аутизм;
СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.
Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.
Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?
Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!
Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.
Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.
Посетите школу лично!
Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!
Надомное обучение - как вариант
Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!
Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?
Согласно Конституции РФ все равны
Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .
Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.
И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.