Родительское собрание "готовим детей к школе". Проектная деятельность проект Просмотр содержимого документа «Родительское собрание "Готовим детей к школе" »

Подготовка к школе ребенка - это, как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих родителей. Кроме шуток: когда в одном садике задали вопрос, какая проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к школе, родители ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами…

А собственно, в этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий подготовки!

Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого, опять же, не лишайте ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: "Пойдешь со мной?" Разумеется, тут же договорившись, что ребенок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры - если ваш малыш способен договариваться на такие темы.

Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома - при этом чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности. Ведь если не начать это лет в пять, то можно добиться другой крайности, как к примеру, в одной семье, где девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…

Потом, готовясь стать родителями школьника, подумайте и о до сих пор сохранившемся диспуте: кто должен воспитывать ребенка - семья или школа? Школа, как правило, будет всячески отбояриваться от воспитания вашего ребенка, говоря, что ее цель - только дать знания, а уж вы… Честно говоря, что бы ни думали по этому поводу педагоги, их можно понять: они в рамках учебной-то программы не успевают планы и отчеты писать! Вообще "правильный ответ" на этот вопрос логически можно сформулировать так: в воспитании участвуют одновременно и семья и школа, и вся прочая окружающая жизнь. И то, что имеет место противопоставление школы и семьи - уже само по себе не очень хорошо. Поэтому как минимум половина дальнейшего воспитания остается на вас, в семье (а как же, собственно, иначе?) Как минимум, "за вами" - задача развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В частности, "бунтарский дух", так умиляющий многих родителей, в школе не пройдет: ребенка будут постоянно "ставить на место". Учителя - в административном порядке, а дети - с помощью обструкции, и в результате ребенок получит стойкое отвращение к школе, к учебе, к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, мы говорили о том, что в ребенке нужно формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но пожалуй, в школе одно из основных умений - не теряя индивидуальности, суметь при этом вписаться в коллектив…

Также очень важно сформировать у будущего ученика… готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. Да, есть такая поговорка: "Из двух спорящих виноват тот, кто умнее". Так разрешите ребенку иногда именно так стать умнее: да, в принципе учителю можно в ответ показать кукиш, но в кармане. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение, если хотите, искусно сыграть подчинение.

И разумеется, не пугайте ребенка школой - мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу, тебе покажут!.. Cтрах - далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом случае, а уж перед школьной жизнью - и подавно… Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" - это уже более действенная мотивация.

Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это необходимость отсидеть в общем без движения 45 минут урока (и то практически во всех школах в первых классах сейчас уроки примерно по 30 минут, причем с "физкультурной минуткой" посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения…) Другая возможная проблема - возросшее количество обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и кстати, столь же постепенно увеличиваете требования к ребенку и вы дома, в семье) - то и эта проблема будет решена без особых травм для малыша.

Есть и еще одна причина тайной боязни родителей того времени, когда их ребенок пойдет в школу: в общем-то, бессознательно этот момент воспринимается как еще одна ступенька… к старости родителей. Ведь когда ребенок рождается - независимо от возраста его родители называются "молодыми". Когда женщину спрашивают, сколько ей лет, а она отвечает, что ее ребенок только пошел в детский сад - тоже понятно, что она еще не старая, раз у нее отпрыск не очень большой. А когда мама (чаше это волнует мам, нежели пап) про себя понимает "Боже, у меня ребенок уже в школу ходит" - то неважно для ее бессознательного, в какой класс - в первый или в десятый, все равно иная мама тут же ощущает, что теперь уже и до внуков недалеко. И как бы жизнь ее практически закончена… Это ощущение тоже нередко отчуждает родителей от детей именно в процессе начала учебы - то есть тогда, когда ребенку больше всего нужна родительская поддержка.

Таким мамам и папам можно посоветовать как минимум помнить, что ребенок идет только в ПЕРВЫЙ класс. И для него только все начинается - если хотите, можете называть себя четко родителями первоклассника. А вообще такое ощущение - повод для того, чтобы самой маме поговорить с психотерапевтом!

Родительское собрание (совместно с детьми)

«Готовим детей к школе. Что это значит?»

Предварительная работа

1. Анкета для родителей

В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):

Умение логически мыслить

Психологическая готовность

Ответственность и самостоятельность

Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми

Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?

В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?

__________________________________

Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)

В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически____________________

От случая к случаю__________________

Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие________________

В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)

__________________________________

Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)

Мыть посуду

Мастерить поделку из бумаги

Поливать растения

Стирать носки

Убирать игрушки

Строить из кубиков дом

Вышивание

Сервировка стола

Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада

__________________________________

2. Вопросы к детям

Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?

Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?

Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?

«Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?

Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

3. Памятка для родителей

Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.

Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.

Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.

Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.

Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.

относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.

Никогда не используйте труд как средство наказания.

Примерный текст выступления.

1. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

Ответственность

Самостоятельность

Настойчивость

Состояние здоровья

Умение логически мыслить

Умение организовать рабочее место

Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

2. Можно выделить условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

4. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

5. Вернёмся опять к вашим анкетам.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного

Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу

Привитие желания к учёбе

Развитие самостоятельности и ответственности

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

Расширение кругозора

Научить слушать

Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:

Дать детям знания в системе с постепенным усложнением

Развитие мелкой моторики руки

Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе

Физическое развитие ребёнка

Развитие логического мышления

Научить ребёнка общаться со сверстниками

Специально подготовить ребёнка: счёт, письмо, чтение.

Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить).

Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

Конечно же, нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги – это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

Самообслуживание

Художественно-бытовой труд

Ручной труд

Труд в природе

Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)

Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

6. Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть учтёте их желания в организации труда дома.

7. Решение педагогических ситуаций.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает её: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама- Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима- Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама- Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима- Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама -Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться). Как бы Вы поступили на её месте?

8. Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.

9. В группу приглашаются дети. Они декламируют стихи.

Мы всё должны, ребята, знать.

Всему должны учиться:

Ведь надо взрослым помогать

И хорошо трудиться

Нам надо знать про сельский труд:

Знать, как хлеб родиться,

Как его сеют и как жнут,

Где рожь, а где пшеница.

Вам желаем, чтобы мы

Вас не огорчали,

Чтобы майки и носки

Сами мы стирали.

Чтоб не ныли, не дрались,

Вам мы не грубили.

Только надо, чтобы Вы

Нам примером были.

Для того чтоб сын трудился,

Нужно чтобы научился

Папе, маме помогать,

А не только лишь играть.

Мы как можем помогаем

Мамам, папам в их труде.

Ничего не забываем,

Им помощники везде.

10. Детям предлагается присоединиться к родителям. Им даётся задание:

назвать пословицы, поговорки о труде

Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподго-товленность к школьному обучению?

1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затрудне-ния в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выде-ляются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подго-товку к учебному труду:

Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ре-бёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) - переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмо-ционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем пове-дении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологиче-ской готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабаты-вается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоцио-нально-волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками опреде-ленными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мыш-ления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности пове-дения, т. е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть про-читанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последова-тельной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Нужно учить также, рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами возможность научить ребенка видеть предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.


Аннотация. В данной статье отражены формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова : ребенок, семья, школа, взаимодействие, педагоги, родители.

Проблема преемственности в деятельности детского сада и начальной школы в настоящее время приобретает особое значение. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введения в действие ФГОС ДО. Все педагоги заинтересованы в том, чтобы родители были увлечены воспитанием своих детей. Ведь без помощи родителей процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не сможет быть полноценным.
Проблема взаимодействия родителей и педагогов дошкольного учреждения является наиболее актуальной. Самыми главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада направлены на повышение их педагогической культуры. При поступлении в школу многие дети сталкиваются с трудностями: тяжело привыкают к режиму; не желают идти в школу; сильно утомляются, нервозны, капризны; возникают проблемы общения со сверстниками, учителем; повышается заболеваемость на фоне стресса и др.
Для предупреждения этих трудностей адаптации детей к школе очень важно установить взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, учителей начальных классов и родителей. Огромную роль в организации взаимодействия педагогов и семьи выполняют педагоги. Если мы исключаем в работе с родителями дидактизм, не поучаем, а советуем, размышляем вместе с ними, договариваемся о совместных действиях; тактично подводим родителей к пониманию проблемы и побуждаем их к ее решению, то результат такого общения будет положительным.
Анализ изучения семей воспитанников показывает, что во многих семьях родители уделяют очень мало внимания школьной готовности ребенка. Это происходит из -за недостаточной педагогической грамотности родителей.
Исходя из этого, наша цель – создание общего пространства развития ребенка в ДОУ и семье, мы должны стремиться к тому,чтобы родители становились полноценными участниками воспитательного процесса.
Введение новых федеральных требований дает возможность организовать взаимодействие детского сада и семей более эффективно, используя нетрадиционные и традиционные формы работы. Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм взаимодействия с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.
Формы взаимодействия с родителями, которые мы используем в нашем детском саду:
- индивидуальные
- коллективные
- наглядно- информационные
К индивидуальным формам относятся:

Консультации
- анкетирование
Нами была проведена индивидуальная работа: консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Подготовка руки дошкольника к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности». В течение года проводилось анкетирование «Как помочь ребенку учиться», «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу».
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания
- «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов
- беседы, круглые столы, тренинги, практикумы
- мастер-классы
- совместные экскурсии в школу
- участие родителей в проведении праздников
- организация дней открытых дверей в детском саду
- консультации на сайте ДОУ
- организация тематических выставок
- совместное создание предметно-развивающей среды
В начале года на родительское собрание были приглашены учителя начальных школ. Родители были познакомлены с требованиями, которые предъявляют школы к ученикам, им были предложены игровые упражнения и игры по развитию умственных способностей детей. В конце года мы планируем организовать практикум «Проверим готовность вашего ребенка к школе», где будут присутствовать учителя начальных классов и специалисты, на котором родители смогут задать свои вопросы. В конце мая планируем провести итоговое родительское собрание «Старший дошкольник- будущий первоклассник»
Нами была проведена беседа «Скоро Ваш ребенок пойдет в школу», из которой родители узнали, как можно преодолеть трудности при поступлении детей в школу, как проверить готовность ребенка к школе, также родители задавали интересующие их вопросы по подготовке детей к школе. В конце года планируем провести тренинг «Какие игры и игрушки использовать родителям при подготовке ребенка к школе». Была проведена экскурсия совместно с родителями и детьми в школу №14, арзамасскую православную гимназию, где все познакомились с работой коллектива, с помещениями школы, их назначениями. Также запланирована организация открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий.
Самой востребованной и привлекательной формой взаимодействия с родителями оказалось досуговое направление. Это объясняется тем, что каждое совместное мероприятие помогает родителям: посмотреть изнутри возможные проблемы своего ребенка, трудности при взаимоотношении со сверстниками; попробовать разные подходы; увидеть, как это выполняю&т другие дети, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей. В нашей группе проведены увлекательные и познавательные праздники «День осени», «Новогоднее путешествие», «В гостях у капитана Врунгеля», «Семь нот в подарок мамам», «Пасха» и другие. Совместно с родителями организованы тематические выставки «Дары осени», «Мастерская деда Мороза», «Народные промыслы» и другие.
К наглядно - информационным формам относятся:
- родительские уголки
- информационные стенды
- папки-передвижки
- выпуски газет
- видеопрезентации
- памятки
- мини-вебинары
Эта форма взаимодействия с родителями является традиционной. Для того, чтобы эта полезная информация активизировала родителей, мы используем папки- передвижки «Готовим будущих первоклассников», «В какие игры играть на пороге школы»; информационные стенды «Воспитаем уверенность в себе и самоуважение»; нами были изготовлены памятки «Сколько времени нужно уделять общению с будущим первоклассником?»; запланирован показ видеопрезентации проекта «Я иду в первый класс».
Развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались вместе со своими детьми. Нам необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет ничего интереснее и увлекательнее дела, чем научиться понимать своих детей, а поняв их, помогать во всем, быть деликатными и терпеливыми. Использование различных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками встреч и нашими помощниками, создается благоприятная атмосфера для общения. Семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только при сочетании друг с другом они составят оптимальные условия для вступления маленького человечка в большой мир.
Список литературы
1.Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.,2013. - 190с.
2. Данилина Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.,2012. - 253с.
3. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. – Пермь: Меркурий, 2013. - 74 с.

Родительские собрания в детском саду

Родительское собрание (совместно с детьми)
«Готовим детей к школе. Что это значит?»

Предварительная работа

1. Анкета для родителей

  1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть) :
  • Умение читать и писать
  • Умение считать
  • Умение логически мыслить
  • Психологическая готовность
  • Ответственность и самостоятельность
  • Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
  1. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
  1. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
  1. Рассказываете Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
  2. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок

Систематически______

От случая к случаю______

  1. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:

если да, то какие______

  1. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
  1. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
  • Мыть посуду
  • Мастерить поделку из бумаги
  • Поливать растения
  • Стирать носки
  • Убирать игрушки
  • Строить из кубиков дом
  • Вышивание
  • Сервировка стола
  1. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада

2. Вопросы к детям

  1. Нравится ли тебе трудиться или не очень? Почему?
  2. Расскажи, пожалуйста, как ты трудишься дома? Что делаешь?
  3. Если к тебе домой придёт товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его научил? Почему именно этой?
  4. «Ты очень хорошо потрудился!» - что это значит, как ты думаешь?
  5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа, или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

3. Памятка для родителей

  1. Давайте детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи.
  2. Предъявляйте единые и постоянные требования к труду ребёнка.
  3. Доступно разъясняйте детям смысл работы и её значение для членов семьи.
  4. Помогайте ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи.
  5. Трудитесь вместе с детьми, организовывайте совместный труд детей.
  6. относитесь к детскому труду как к серьёзному делу, не превращайте его в игру. В то же время используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка к нему.
  7. Никогда не используйте труд как средство наказания.

Примерный текст выступления.

1 . Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

Мы предлагаем Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

2.Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек

Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три. На четвёртую - два. На пятую - один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, считать, писать
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

2. Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Психологическая готовность: умение общаться со взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

4. Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших анкет и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться - имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

5. Вернёмся опять к вашим анкетам.

Отрадно, что все родители в подготовке детей к школе большую роль отводят себе:

  • Чтение книг, с последующим извлечением идеи прочитанного
  • Развитие творчества через пение, танцы, художественную литературу
  • Привитие желания к учёбе
  • Развитие самостоятельности и ответственности
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Расширение кругозора
  • Научить слушать
  • Научить усидчивости и вниманию

И, конечно же, немалая роль отводится и детскому саду:

  • Дать детям знания в системе с постепенным усложнением
  • Развитие мелкой моторики руки
  • Пробудить в ребёнке заинтересованность к учёбе
  • Физическое развитие ребёнка
  • Развитие логического мышления
  • Научить ребёнка общаться со сверстниками
  • Специально подготовить ребёнка: счёт, письмо, чтение.

Из ваших анкет мы узнали, что все дети в работе со взрослыми участвуют, т. е. они трудятся. Но не всегда это происходит систематически. А чаще бывает тогда, когда он хочет сам, когда это ему интересно, это ему нравится.

Но бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия повторяются каждый день. И ребёнок утрачивает к нему интерес.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

В ваших анкетах был вопрос: является ли для ребёнка трудом следующее (перечислить) .

Почти все из вас отметили: мытьё посуды, уборка игрушек, стирка носочков, полив растений.

Конечно же, нам, взрослым, кажется, что, например, вышивание, сервировка стола, самоделка из бумаги - это очень просто.

Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

  • Самообслуживание
  • Художественно-бытовой труд
  • Ручной труд
  • Труд в природе

Следующий вопрос анкеты пытался выявить затруднения при организации труда ребёнка. Давайте вместе попытаемся найти выход из ваших затруднений.

  • Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)
  • Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

6. Предложить родителям ознакомиться с ответами детей на вопросы: «Прочитайте, это будет Вам интересно. Может быть учтёте их желания в организации труда дома.

7. Решение педагогических ситуаций.

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно рассказывает её: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить - клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопросы: В чём мама допускает ошибку? (гаснет интерес, желание делиться) . Как бы Вы поступили на её месте?

8. Чтобы вам легче было организовать труд детей дома, мы дарим вам памятки. Ознакомьтесь с ними. Если есть вопросы, мы на них ответим.

9. В группу приглашаются дети. Они декламируют стихи.

Мы всё должны, ребята, знать.

Всему должны учиться:

Ведь надо взрослым помогать

И хорошо трудиться

Нам надо знать про сельский труд:

Знать, как хлеб родиться,

Как его сеют и как жнут,

Где рожь, а где пшеница.

Вам желаем, чтобы мы

Вас не огорчали,

Чтобы майки и носки

Сами мы стирали.

Чтоб не ныли, не дрались,

Вам мы не грубили.

Только надо, чтобы Вы

Нам примером были.

Для того чтоб сын трудился,

Нужно чтобы научился

Папе, маме помогать,

А не только лишь играть.

Мы как можем помогаем

Мамам, папам в их труде.

Ничего не забываем,

Им помощники везде.

10. Детям предлагается присоединиться к родителям. Им даётся задание:

  • назвать пословицы, поговорки о труде
  • совместно с родителями смастерить поделку по усмотрению педагогов

С началом школьного обучения меняется весь жизненный уклад не только ребенка, но и всей семьи. С целью создания условий для взаимодействия семьи и детского сада в вопросах подготовки детей к школе в учреждении создан родительский клуб “Готовим ребенка к школе”.

Цель работы клуба:

Повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.

  • выявить интересы, потребности родителей, уровень их педагогической грамотности.
  • познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
  • формировать у родителей практические навыки в воспитании и развитии детей.

Формы работы с родителями:

- “Круглый стол”

Беседа с элементами дискуссии

Семинары-практикумы

Игровой тренинг

Организация совместных развлекательных праздников, КВН, викторин.

Создание “Портфолио” ребенка

Интеллектуальный конкурс детско-родительских проектов “Хочу все знать”

Тема "Слагаемые успешности первоклассника"

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме готовности детей к школе.

Задачи:
1. Раскрыть систему готовности детей к обучению в школе для родителей детей подготовительных групп и показать роль семьи и детского сада в становлении будущего первоклассника.
2. Привлечь родителей к активному участию в дискуссии по проблеме подготовки детей к переходу из детского сада в школу.

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

1 вопрос - Особенность развития детей старшего дошкольного возраста

2 вопрос - Что же такое “готовность к школе”?

  1. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) отличается бурным развитием и перестройкой в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в весе, росте, изменяются пропорции тела, идет смена зубов.

Родители отмечают изменения в поведении своего ребенка. Многие удивляются: “Ребенка будто подменили” “Я совсем не узнаю своего ребенка” Раздражительность, упрямство, повышенная неврозность - что это? Речь идет о возрастном кризисе развития ребенка 7 лет.

  1. В последнее время (полгода-год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
  2. Часто грубит, старается переговорить взрослого.
  3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
  4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
  5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
  6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
  7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение
  8. Кривляется,поясничает, говорит писклявым голосом
  9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
  10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Как справится с кризисом семи лет:

Кризис- это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые детские болезни.

Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Подумайте, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно относитесь к его мнениям, постарайтесь его понять.

Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен.

Как больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

  1. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям.

Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он вооружившись ранцем и букетом отправится в школу.

Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.

Возникают отношения “ученик-учитель” (слушать и выполнять указания учителя)

Приобретается статус ученика.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не готов к обучению в школе.

Представления о готовности ребенка к школе у многих родителей заключается в том, чтобы научить ребенка читать, писать, считать до школы. Такие представления ошибочны. Некоторые “Заботливые родители” недоумевают “Мы так много занимались с нашим ребенком? Почему он плохо учиться?

Сегодня требования государства к дошкольному образованию заключается в организации образовательного процесса направленного на развитие интегративных личностных качества дошкольника, которые помогут ему приобрести знания, умения и навыки при обучении в школе.

Какими качествами должен обладать ребенок при поступлении в школу? (дискуссия)

Все эти качества можно разделить на 3 группы готовности ребенка к школе.

Понятие “Готовность к обучению в школе” включает: (слайд)

Физиологическую (или физическую) готовность

Социальную или личностную готовность

Психологическую готовность

Физическая готовность: здоровый, физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Социальная или личностная готовность: эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

Психологическая готовность: Любознательный, активный; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Так значит сейчас важно нам взрослым, педагогам и родителям объединить усилия для развития способностей детей, развитию их интегративных качеств.

Одним из видов деятельности, которая способствует такому развитию является проектно-исследовательская деятельность. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок учиться ставить цель, планировать свою деятельность по достижению цели, делать выводы. У ребенка развиваются интеллектуальные способности.

Презентация конкурса “Хочу все знать”.

Объявление смотра- конкурса “Мое портфолио”.

Приложение2 -презентация.

До новых встреч в клубе!