Восстановление экономики после второй мировой войны. Состояние экономики ссср после окончания войны Экономика Японии после II Мировой Войны



Подобные документы

    Начало Великой отечественной войны. Эвакуация советской промышленности с прифронтальных территорий. Основные направления развития экономики СССР в годы войны. Развитие сельского хозяйства в 1945-1950 гг. и последствия проведения денежной реформы 1947 г.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2014

    Экономическая реформа в Китае после Второй мировой войны. Этапы хозяйственных реформ. Создание народных коммун как первичных хозяйственных единиц. Анализ современного положения России в мировой экономике. Становление национальной экономики в Японии.

    реферат , добавлен 03.11.2010

    Советская экономика после Великой Отечественной войны и в период "оттепели" (1953-1964 годы). На пути к системному кризису - народное хозяйство СССР в 1964-1985 годов. "Перестройка" и крах социалистической экономики. Экономика постсоветской России.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Изучение Второй мировой войны и оценка ее последствий с позиции цивилизационного подхода. Рассмотрение военных потерь и экономического положения США после войны. Ознакомление с основами плана Маршалла - американской программы восстановления Европы.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    История экономического развития Польши после Второй мировой войны. Темпы роста польской экономики после вхождения в Евросоюз. Внешняя торговля, иностранные инвестиции; безработица и социальные проблемы. Развитие промышленности, сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 02.07.2015

    Третья научно-техническая революция. Экономика ведущих стран во второй половине 1940-1960 гг. США. Экономические проблемы страны-лидера. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. "Японское экономическое чудо". Экономика ведущих стран в XX в.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Анализ развития экономики КНР за последние 30 лет. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после Второй мировой войны. Проблемы и итоги "большого скачка" и "культурной революции". Современный этап социально–экономического развития Китая.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    "Американская система" как основа глобальной экономической стабильности. Исследование американской экономической и политической системы как основы "нового мирового порядка" в мире после окончания второй мировой войны. Взгляды на "Доктрину Клинтона".

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Исследование роли агропромышленного сектора народного хозяйства в экономике Российской Федерации. Анализ влияния финансового кризиса на экономическое состояние аграрного сектора. Изучение особенностей инновационного развития аграрного сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Общая характеристика основных отраслей экономики страны после второй мировой войны. Проблемы и итоги "большого скачка" и "культурной революции". Современный этап социально-экономического развития Китая. Характерные особенности экономической стратегии.

1. Состояние экономики СССР после окончания войны.

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы -- Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.

Также в этот период встал вопрос: что такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. 1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов - Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.

После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйствен-ного развития. Альтернативой могли бы стать рыночные реформы, но существующая политиче-ская система не была готова к этому шагу. Директивная экономика все еще сохраняла тот мобили-зационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.

Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необхо-димые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократи-ческих инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, аб-сурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудо-вание, включая даже целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономика так и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование, станки и пр. постепенно превращались в металлолом. В СССР трудились 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАГ в этот период содержалось при-мерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

Размежевание мира на два враждебных лагеря имело негативные последствия для эконо-мики страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых техноло-гий. Вот почему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостью глубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путь прогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившись до возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались не политики, а сферы экономики. Центральный Комитет ВКП(б) рассматривал раз-личные предложения экономистов на этот счет. Среди них - рукопись “Послевоенная отечествен-ная экономика”, принадлежащая С.Д. Александеру. Суть его предложений сводилась к следую-щему:

преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в ко-торых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров;

децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах и главках;

отмена системы госзаготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке;

реформа денежной системы с учетом золотого паритета;

ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и пае-вым товариществам.

Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построен-ной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрес-сивной для того времени. Правда, идеям С.Д. Александера пришлось разделить участь других ра-дикальных проектов, они были отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”.

Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали ос-нов несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеоло-гии.

При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в опре-деленных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора эко-номики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов.

Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Вы-ступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской эко-номики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.

Но этого, как показала история развития страны, не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты по-пытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, по-скольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-преж-нему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяй-ства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие воен-ным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.

Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координа-ция территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важней-ших фондов.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специали-стов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на ка-кой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали рабо-тать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно рас-тущая “своя”, местная бюрократия.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и со-ставили 51 и 11% Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 - М., 1991, с.427 .

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по анало-гии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Доста-точно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план пре-вращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к про-цессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выпол-нения и перевыполнения плана.

Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, то выполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового пе-риода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предпри-ятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д.

Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, на-чальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их пол-номочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу ко-мандной системы.

В основном, при определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана - плана восстановления - руководство страны фактиче-ски вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения эконо-мической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потреб-ления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств).

В результате Второй мировой войны Польша потеряла почти 40% национального достояния, более 6 млн. чел. населения. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели...

Основные причины кризиса 2008 года. Факторы послекризисного роста

Для обеспечения динамичного восстановительного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение как минимум следующих трех предпосылок: 1) В стране в максимально возможной степени используется уже имеющийся...

План Маршалла и развитие США после Второй мировой войны

Экономический подъем в США после Второй мировой войны, известный также как послевоенный экономический бум, долгий бум, эпоха Кейнса или золотой век капитализма, был периодом процветания...

Предпринимательство в дореволюционной России

Государственно-монополистический характер экономики страны определялся еще и тем, что Государственный банк России продолжал оставаться главным рычагом экономической политики...

Реформы Людвига Эрхарда (1948-50 гг.)

В 1945 году Германии повезло - она потерпела поражение. Тысячелетний рейх скончался, не дотянув до подросткового возраста. Не все это поняли сразу. Гросс-адмирал Карл Дёниц, сменивший Гитлера на посту рейхсканцлера, признал...

Рыночные экономические системы, их характеристика

Российские экономические реформы, претворенные в жизнь до середины 1990-х годов, не поддаются однозначной оценке. Попытки преобразить советскую экономику, сделанные М.С. Горбачевым (в 1985-1991 гг.)...

Социально-экономическое развитие Китая

Восстановление экономики в послевоенный период КНР начала с крайне низкого уровня развития. По сравнению с 1937 в 1949 г. производство сельского хозяйства упало более чем на 20-25%, в том числе хлопка - на 48%...

Теневая экономика

Развитие теневой экономики в нашей стране и изучение этого развития прошли за последние полвека две основные фазы: 1). До начала 1990-х гг. - теневые экономические отношения как порождение советской административно-командной системы; 2)...

Экономические последствия Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Особенности послевоенного развития национальной экономики СССР в период 1945-1950 гг.

Экономика СССР в годы войны была направлена, в первую очередь, на военные нужды. Война требовала большего количества техники, боеприпасов, разного рода вооружения, что, в свою очередь...

Японское "экономическое чудо"

7 декабря 1941 года Япония вступила во Вторую Мировую войну, начав с нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор. Участвуя в войне на стороне гитлеровской коалиции, она на первых порах пережила очень удачный период...

и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда, сюда были включены также репарации и продукция совместных советско- восточногерманских предприятий. Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление. Экономика быстро набирала темпы своего развития. Значительно вырос объем машиностроительной продукции, увеличилась добыча нефти, газа, угля и других сырьевых материалов. Значительно выросло производство стали, цветных металлов, сделала шаг вперед технология производства. Заметные успехи в восстановлении хозяйства были достигнуты еще в первые годы после окончания войны. В кратчайшие сроки был восстановлен ДнепроГЭС, и промышленные центры Юга России получили электроэнергию, поднялись из руин цементные заводы Новороссийска и вся их продукция была направлена в освобожденные от гитлеровцев районы страны. Быстро пошел уголь первых восстановленных шахт Донбасса, большое значение имело восстановление крупных машиностроительных заводов Ленинграда. Совершенствование военной техники требовало освоения и внедрения прогрессивных технологических приемов и открытий науки. Сразу же после окончания войны происходит техническое перевооружение армии, насыщение ее новейшими образцами авиации, стрелкового оружия, артиллерии, танков. Больших сил потребовало создание реактивной авиации и ракетных систем для всех родов войск. В короткие сроки были разработано ракетное оружие тактического, затем стратегического назначения и противовоздушной обороны. Огромные средства были сконцентрированы на реализации атомного проекта, который курировал всесильный Л. П. Берия. Благодаря усилиям советских конструкторов, а отчасти и разведки, сумевшей выкрасть у американцев важные атомные секреты, атомное оружие в СССР было создано в непредсказуемо короткие сроки — в 1949 г. А в 1953 г. Советский Союз впервые в мире создал водородную (термоядерную) бомбу. Таким образом, в послевоенные годы Советскому Союзу удалось добиться немалых успехов в развитии экономики и перевооружении армии. Однако Сталину эти достижения казались недостаточными. Он считал, что необходимо «подстегнуть» темпы экономического и военного развития. В 1949 году руководитель Госплана Н.А. Вознесенский был обвинен в том, что составленный в 1946 г. план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946- 1950 гг. содержал заниженные показатели. Вознесенский был осужден и казнен. В 1949 г. по указанию Сталина без учета реальных возможностей развития страны были определены новые показатели для основных отраслей промышленности. Эти волюнтаристские решения создали крайнюю напряженность в экономике и замедлили повышение и без того очень низкого жизненного уровня народа. (Через несколько лет этот кризис был преодолен и в 1952 г. прирост промышленной продукции превысил 10%). Однако реализация атомного проекта явилась не только исследовательской, конструкторской задачей, но и экономической проблемой, потребовавшей создания новых производств и отраслей, а отчасти и общей перестройки народного хозяйства. В результате были заложены урановые рудники, начали действовать заводы по производству обогащенного урана на Урале. Практически заново создана приборостроительная промышленность, которая обеспечивала быстрые темпы реализации атомного проекта. Крупные шаги были сделаны в развитии электроэнергетики. Наряду с восстановлением разрушенных во время войны электростанций вводились новые энергетические мощности, которые обеспечивали нужды гражданских отраслей промышленности, бытовое потребление и приоритетное снабжение производств, связанных о атомным проектом и ракетной программой. В 1950 г. было официально объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. Однако не говорилось, что в показатели были включены репарации и продукция ряда совместных советско-восточногерманских предприятий. Нельзя забывать и бесплатный принудительный труд миллионов людей в системе ГУЛАГа. Объем выполненных системой лагерей, где работали заключенные, вырос после войны в несколько раз. Армия заключенных расширилась за счет военнопленных проигравших стран. Именно их трудом строились, (но так и не были достроены) Байкало-Амурская железнодорожная магистраль от Байкала до берегов Тихого океана и Северная дорога вдоль берегов Ледовитого океана от Салехарда до Норильска, создавались объекты атомной промышленности, металлургические предприятия, энергетические мощности, добывались уголь и руда, лес, давали продукцию огромные лагеря-совхозы. Признавая несомненные экономические успехи, следует отметить, что в тяжелейших условиях восстановления разрушенного войной хозяйства односторонний сдвиг в пользу военных отраслей, по существу подчинявших себе остальную часть промышленности, создавал дисбаланс в развитии экономики. Военное производство ложилось тяжелым бременем на экономику страны, резко ограничивало возможности повышения материального благосостояния народа. Прежняя модель управления экономикой осуществлялась даже с большей жесткостью, чем это имело место в годы предвоенных пятилеток. По сталинскому плану окончательно оформлялось общество с ликвидацией рыночных отношений и полным подчинением человека политико-административной власти. Эта целостная модель охватывала все народное хозяйство. 3. Экономические дискуссии 1945-1946 г. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во- вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности. Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг. 4. Денежная реформа и развитие внутренней торговли. Восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том числе и СССР. Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи. До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов (министром финансов в тот период был А. Г. Зверев, который исполнял эту должность с небольшими перерывами с 1938-го по 1960 г., в феврале-декабре 1948 г. ее занимал А. Н. Косыгин). Денежная реформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из

Великая Отечественная война 1941–1945 годов победоносно завершена полным разгромом гитлеровской Германии. Вслед за прекращением войны в Европе, с поражением японского империализма завершилась война и на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась. Начался переход от войны к миру. В капиталистических странах этот переход обычно завершается кризисом и массовой безработицей. Советская экономика обладает той счастливой особенностью, что здесь послевоенная перестройка народного хозяйства исключает как кризис, так и какую бы то ни было безработицу.

Переход от военной экономики к мирной экономике в СССР осуществляется без кризисов и депрессий путём планомерного решения Советским государством следующих задач послевоенной перестройки народного хозяйства.

Во-первых, путём определения новых пропорций в развитии социалистической экономики по сравнению с пропорциями периода военной экономики. Совершенно очевидно, что пропорции в развитии народного хозяйства СССР, сложившиеся в довоенные мирные годы, не будут в точности повторены в послевоенный период, но основные законы расширенного социалистического воспроизводства обязательны и для послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР. Они означают необходимость первоочерёдного и более быстрого восстановления и развития металлургической, топливной и энергетической промышленности, железнодорожного транспорта СССР, а также отечественного машиностроения, обеспечивающего технико-экономическую независимость нашей родины.

Во-вторых, переход к мирной экономике осуществляется путём перераспределения рабочей силы, а также основных и оборотных фондов между отраслями народного хозяйства.

Это означает необходимость в балансе народного хозяйства СССР повышения по сравнению с периодом военной экономики удельного веса тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, а также - создания в народном хозяйстве, прежде всего в промышленности и на транспорте, материальных резервов и запасов, обеспечивающих ликвидацию сезонных заминок в росте производства и предупреждающих появление частичных диспропорций в народном хозяйстве.

В-третьих, переход к мирной экономике осуществляется путём использования большей части военных и производственных мощностей для восстановления и развития народного хозяйства.

Это означает, что многие сотни крупнейших предприятий, занятых в период Отечественной войны военными заказами, переключаются на производство оборудования для тяжёлой промышленности и транспорта, для производства тракторов, сельскохозяйственных машин и удобрений и для производства предметов широкого потребления.

В-четвёртых, переход от военной к мирной экономике осуществляется путём увеличения доли накопления в народном доходе, без чего немыслимо быстрое восстановление народного хозяйства и его форсированный рост.

Это означает повышение доли общественного продукта, идущего для целей накопления и воспроизводства, за счёт сокращения военных расходов. Послевоенное развитие советской экономики далеко перешагнёт масштабы накопления и капитального строительства, имевшие место в период военной экономики.

В-пятых, переход осуществляется путём повышения уровня потребления трудящихся и перевода рабочих фабрик и заводов на нормальный режим рабочего времени мирного периода.

Это означает отмену обязательных сверхурочных работ, восстановление для рабочих и служащих нормального отдыха и увеличение фонда общественного продукта, идущего в потребление.

В структуре бюджета СССР в самом общем виде показана послевоенная перестройка народного хозяйства СССР. Если в 1940 довоенном году расходы на вооружённые силы СССР составляли 32,5% от всех расходов бюджета, то в 1944 военном году они увеличились до 52%. С тех пор доля военных расходов в бюджете СССР уменьшилась и в 1946 году она составляла лишь 23,9%.

В связи с перестройкой народного хозяйства Советское государство несёт известные издержки, вызванные тем, что при переводе предприятий с производства военной продукции на производство мирной продукции требуется известное время, в течение которого многие рабочие не дают полной производительности, а машины - полной производственной мощности. В отличие от капиталистических предприятий, которые в период перестройки производства выбрасывают рабочих и гонят их в армию безработных, социалистическое предприятие помогает рабочему переквалифицироваться и выплачивает ему в период перестройки производства среднюю заработную плату.

Задача заключается в том, чтобы издержки, связанные с перестройкой народного хозяйства, свести к минимуму, а время перестройки максимально сократить и обеспечить высокие темпы воспроизводства. Высокие темпы роста производства социалистической продукции во многом зависят от правильного соотношения (пропорций) между различными отраслями материального производства, между производством и потреблением, накоплением и народным доходом, между промышленностью и сельским хозяйством, производством и перевозками. Диспропорции в развитии народного хозяйства приводят к снижению темпов производства и воспроизводства. Например, диспропорция между уровнем производства и размером транспортных перевозок могла бы привести народное хозяйство в тупик. Для предупреждения такой диспропорции необходимо проявлять заботу о транспорте, строить новые транспортные пути, создавать и увеличивать подвижной состав, совершенствовать технику транспорта.

Для быстрой ликвидации возникшей диспропорции или хозяйственных затруднений необходимо иметь в народном хозяйстве серьёзные материальные резервы. Было бы наивно отрицать возможность частичных диспропорций или затруднений в развитии советской экономики. Гарантией от таких частичных диспропорций и затруднений является наличие в народном хозяйстве материальных резервов. Перспективные планы и баланс народного хозяйства СССР должны учитывать накопление таких материальных запасов и резервов.

Для предупреждения диспропорций в развитии народного хозяйства и решения новых экономических задач величайшее значение имеют перспективные государственные планы. Для советской экономики - это испытанный и проверенный путь планомерного расширенного воспроизводства народного хозяйства, путь организованного и мощного развития производительных сил.

Пятилетний план послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР предусматривает полное восстановление народного хозяйства районов СССР, подвергавшихся немецкой оккупации, и ликвидацию потерь, нанесённых гитлеровской Германией народному хозяйству и народам Советского Союза. По всему народному хозяйству СССР, на основе восстановления производства в освобождённых районах и дальнейшего развития всех районов СССР, особенно Сибири и Дальнего Востока, послевоенный пятилетний план намечает значительно превзойти довоенный уровень развития, в том числе в производстве промышленной продукции, в 1,5 раза.

Задача заключается в том, чтобы обеспечить первоочерёдное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, без которых невозможно быстрое и успешное восстановление и развитие всего народного хозяйства СССР. Необходимо преодолеть отставание железнодорожного транспорта от растущих потребностей народного хозяйства СССР и ликвидировать сезонные (зимние) затруднения, испытываемые железнодорожным транспортом, путём технического перевооружения транспорта и внедрения тепловозов и электровозов на важнейших железнодорожных направлениях.

Задача заключается в том, чтобы широко развернуть восстановление и строительство разрушенных гитлеровской Германией советских городов и сёл, создав для этого высокоиндустриальную производственную базу фабрично-заводского изготовления жилых домов и отдельных строительных конструкций и деталей.

Послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР предусматривает подъём сельскохозяйственного производства и промышленности средств потребления, а на этой основе - увеличение довоенного уровня народного дохода за пятилетие в 1,4 раза и создание в стране обилия продовольствия и предметов широкого потребления, обеспечивающего расцвет материального благополучия народов Советского Союза и отмену нормированного снабжения населения товарами.

На основе роста материального благополучия народа, обеспечения всеобщего образования и развития техники материального производства по линии электрификации и автоматизации мы должны сделать дальнейший шаг вперёд по пути повышения культурно-технического уровня рабочего класса, передовой и руководящей силы социалистического общества, до уровня работников инженерно-технического труда.

Необходимо организовать дальнейший технический прогресс в промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве СССР на основе высокой механизации трудоёмких отраслей производства, дальнейшей электрификации народного хозяйства и газификации городского быта и промышленности. Необходимо обеспечить широкое развитие передовой современной техники для народного хозяйства: передача постоянного тока большой мощности на дальние расстояния, внедрение кислорода и электрического тока в технологические процессы производства, использование и развитие реактивной и атомной техники, всемерное развитие радиолокации и телевидения, использование и применение инфракрасной техники, развитие синтетических видов производства.

«Закончив войну победой над врагами, Советский Союз вступил в новый, мирный период своего хозяйственного развития. В настоящее время перед советским народом стоит задача - закрепив завоёванные позиции, двинуться дальше вперёд к новому хозяйственному подъёму. Мы не можем ограничиваться закреплением этих позиций, ибо это привело бы к застою, - мы должны двинуться дальше вперёд, чтобы создать условия для нового мощного подъёма народного хозяйства. Мы должны в кратчайший срок залечить раны, нанесённые врагом нашей стране, и восстановить довоенный уровень развития народного хозяйства с тем, чтобы значительно превзойти в ближайшее время этот уровень, повысить материальное благосостояние народа и ещё больше укрепить военно-экономическую мощь Советского государства» (Сталин).

Опыт планирования народного хозяйства СССР неоднократно пытались и пытаются перенять зарубежные капиталистические страны. Трудно назвать какую-либо страну, где бы не было попыток планировать своё национальное хозяйство. Увлечение планированием в зарубежных странах не является случайным.

Оно вытекает из уроков первой мировой войны и промышленных кризисов, которые периодически повторяются в капиталистических странах. Принципиальное отличие планирования народного хозяйства СССР от «планирования» национального хозяйства в зарубежных капиталистических странах заключается в том, что в Советском Союзе планирование опирается на общественный способ производства. Здесь народ, организованный в Советское государство, овладел общественными законами развития; планирование экономики научно обосновано и имеет силу закона. «Планирование» же в зарубежных капиталистических странах, основанное на господстве частной собственности на средства производства, является пожеланием, не опирающимся на какие-либо действительные экономические силы.

Характерна судьба «Национального управления планирования ресурсов Соединённых Штатов Америки», которое в течение 1941–1943 годов разрабатывало планы послевоенного экономического устройства США. В 1943 году это управление прекратило своё существование, так как конгресс Соединённых Штатов Америки отказал в финансовых ассигнованиях на его содержание, причём главной причиной прекращения работ управления были не столько соображения финансирования, сколько недовольство направлением его работы. Национальное управление предлагало разработать шестилетний план общественных работ, согласно которому имелось в виду при увеличении безработицы, вследствие экономического кризиса, немедленно развернуть общественные работы по заранее намеченным объектам. Это и должно было обеспечить население работой. Таким образом, план национального управления планирования ресурсов США не устранял кризисов перепроизводства, депрессии и безработицы/ Напротив, этот план предполагал кризисы, депрессию, безработицу и стремился лишь смягчить эти неизбежные явления капиталистического производства общественными работами и социальным страхованием за счёт самих же рабочих. Однако и этот план конгрессу Соединённых Штатов Америки показался чрезмерным, управлению было отказано в финансировании в угоду капиталистическим акулам, и в 1943 году оно умерло. После окончания второй мировой войны государство Соединённых Штатов Америки, выполняя волю властителей американского монополистического капитала, прекратило какие бы то ни было попытки планировать производство и обращение. Вместо планирования президент Соединённых Штатов Америки стал увещевать капиталистов-монополистов снизить чрезмерно высокие и непрерывно повышающиеся цены на товары, непосильные для американского народа. Когда эти увещевания были разоблачены как лицемерные и пришёл конец демагогии, правители Соединённых Штатов Америки стали требовать от народа сократить свои потребности и потуже затянуть пояс.

В период второй мировой войны в зарубежных странах усилилась государственно-капиталистическая тенденция, опирающаяся на монополистический капитализм. В Соединённых Штатах Америки три четверти стоимости всех военных заказов были сконцентрированы в руках сотни капиталистических корпораций. Эти заказы, имевшие в лице правительства США гарантированный рынок, временно сдерживали противоречия между производством и потреблением. Однако правительственным военным заказам и государственно-капиталистическому «регулированию» производства во время войны пришёл конец в послевоенный период. Заказы капиталистических предприятий и концернов вновь начинают безраздельно регулироваться стихийными законами средней нормы прибыли, законом стихийного спроса и предложения, законом кризисов.

Невзирая на множество «планов» послевоенного развития, в капиталистических Соединённых Штатах Америки и Англии народ с большой долей скептицизма заглядывает в своё послевоенное будущее. Немало разговоров и опасений в этих странах о послевоенном кризисе, депрессии и увеличении безработицы. Серьёзной послевоенной проблемой промышленности США является сокращение общего уровня производства промышленной продукции, поскольку чисто военное производство США в период мировой войны оценивалось в 60 млрд. долл. в год. Это сокращение может лишить работы не менее 10 млн. американских рабочих, если промышленность США не обеспечит перестройки военного производства на гражданскую продукцию и не найдёт для этой продукции новых рынков.

1938 год в Соединённых Штатах Америки был годом очередного экономического кризиса, причём в этом году производство снизилось по сравнению с 1937 предкризисным годом «а 21% и в 1939 году - на 4%. По отношению к этому сниженному уровню 1939 года индекс производства США в 1943 году вырос до 219. Однако в 1945 году он снизился до 186, а в 1946 году - уже до 156 и продолжает снижаться в обстановке нарастающего антагонизма между общественным характером производства и капиталистическим способом присвоения результатов производства.

В Англии известную популярность приобрёл план В. Бэвериджа, который автором выдвигается в качестве способа «устранения нужды». Основан этот план, как заявляет в своей статье «Устранение нужды» В. Бэверидж, «на принципе выдачи пособий, следуемых по праву в возмещение за произведённые взносы, а не на непосредственных выдачах из государственной казны». Это означает, что рабочие и служащие, находящиеся на работе, уплачивают единообразный взнос путём приобретения страховой марки еженедельно или за период нескольких недель. Из этих взносов выплачивается страховое пособие рабочим и служащим по безработице, при потере трудоспособности и пенсия при отставке, оказывается медицинская помощь и выдаётся пособие на погребение.

Следовательно, план «социального страхования» В. Бэвериджа основан на отсрочке рабочими и служа-, щими, находящимися на работе, расходования своей заработной платы до того периода, когда они лишатся; работы, станут безработными или потеряют работу по достижении нетрудоспособного возраста или заболевания. Сокращая своё текущее потребление, рабочий и служащий создаёт для себя возможность иметь минимум средств существования в период безработицы, болезни или преклонного возраста. Это - своеобразная рассрочка нужды на весь период жизни английского рабочего. Выходит на деле, что план В. Бэвериджа рассчитан на уменьшение прожиточного минимума рабочих и служащих в период их работы и поддержание полуголодного минимума в период их безработицы.

План «социального страхования» В. Бэвериджа исходит из того, что нужда в Англии, как показали его собственные наблюдения социальных условий в ряде главных городов Англии, обыкновенно возникала вследствие перерыва в работе, т. е. безработицы. Главным назначением этого плана является установление и поддержание прожиточного минимума для рабочего и служащего Англии на период его безработицы. Таким образом, план «устранения» нужды исходит из наличия и сохранения в Англии безработицы для значительных прослоек английского рабочего класса, вместо того чтобы найти пути и средства уничтожения кризиса, обнищания и самой безработицы как главной основы социальной нужды в Англии.

Рабочему классу и всем трудящимся Советского Союза трудно увлечься планом «устранения нужды» сэра Вильяма Бэвериджа, поскольку он основан «а сохранении частной собственности на средства производства. Обеспечение жизненного уровня рабочего класса и всех трудящихся Советского Союза основано на устранении основы народной «нужды» - эксплуататорских классов и частной собственности на средства производства. Оно основано на уничтожении промышленных кризисов и причин, их порождающих, на уничтожении безработицы в городе и обнищания жителей в деревне. Оно основано на всеобщем подъёме материального производства и культуры народов Советского Союза. Оно, наконец, основано на государственной гарантии медицинской помощи населению, государственном пособии многодетным матерям и государственной помощи трудящимся в преклонном возрасте или временно лишившимся трудоспособности.

Народы Советского Союза на основе восстановления и дальнейшего, ещё более мощного, послевоенного развития народного хозяйства возобновили прерванное Великой Отечественной войной своё движение вперёд по пути завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

СССР смело пойдёт вперёд по пути расцвета производительных сил и построения коммунистического общества, не опасаясь кризисов перепроизводства. От восстановления народного хозяйства СССР и достижения довоенного уровня производства мы перейдём на более высокой ступени развития к осуществлению генеральной хозяйственной задачи СССР - догнать и перегнать в экономическом отношении, т. е. по уровню производства на душу населения, главные капиталистические страны, в том числе Соединённые Штаты Америки.

Народы Союза Советских Социалистических Республик уверенно решают свои исторические задачи, невзирая на новые военные провокации империалистических государств. Противоречия среди союзников в войне против Германии и Японии в отношении целей войны и послевоенного устройства мира (между СССР с одной стороны и Соединёнными Штатами Америки и Англией с другой стороны) в послевоенный период переросли в открытую борьбу двух противоположных политических линий.

СССР в союзе с другими демократическими странами ведёт антиимпериалистическую и демократическую политику, рассчитанную на подрыв империализма, укрепление и развитие демократических порядков и ликвидацию остатков фашизма. Капиталистические Соединённые Штаты Америки в союзе со своими вассалами ведут империалистическую и антидемократическую политику, рассчитанную на завоевание мирового господства американским империализмом и разгром демократических порядков во всём мире.

Ожиревший на народной крови в период второй мировой войны монополистический капитализм Соединённых Штатов Америки теперь стоит во главе империалистического и антидемократического лагеря и стал застрельщиком империалистической экспансии во всех частях света. Империалистическая экспансия США направлена на развязывание новой войны как способа завоевания мирового господства, как способа удушения демократии и предотвращения экономического кризиса и оппозиции рабочего класса в собственной стране.

Антиимпериалистический и демократический лагерь во главе с СССР ведёт борьбу против империалистической экспансии и угрозы новой войны. От силы и сплочённости демократического и антиимпериалистического лагеря зависит подрыв планов агрессоров и провокаторов новой войны. В результате первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции капитализм потерял власть в России, в лице СССР возникла и окрепла система социализма, наступил общий кризис капитализма. В результате второй мировой войны и демократических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы появились новые народные республики, страны народной демократии. Мировой капитализм потерял власть ещё в ряде демократических стран. Силы демократии и социализма выросли, общий кризис капитализма обострился.

Развитие социалистической экономики в СССР не может не учитывать послевоенного изменения международной обстановки. Особенности социалистического воспроизводства в СССР, развивающегося по соседству со странами капитализма, обязывают Советское государство сохранить в производстве необходимый уровень военных мощностей и укреплять своё военно-экономическое могущество. Пока остаётся капиталистическое окружение, требуется порох держать сухим. Пока существует империализм, остаётся опасность нападения на СССР, опасность возникновения новой третьей мировой войны. Предупредить её может только вооружённый народ, обладающий мощными производительными силами.

Таким образом, задача послевоенного развития советской экономики заключается, в том, чтобы в ближайшие годы восстановить в освобождённых, районах СССР хозяйство, разрушенное немецкими оккупантами, и существенно превзойти на всей советской территории довоенный уровень производства. Решая задачу восстановления и дальнейшего мощного развития народного хозяйства СССР, мы делаем значительный шаг вперёд в строительстве коммунистического общества и в осуществлении генеральной хозяйственной задачи - догнать и перегнать в экономическом отношении главные капиталистические страны.

Период экономики СССР с 1917 по 1991 год.

По совокупности экономических и политических факторов его можно разделить на:

  • Ранний. 1918 — 1928 годы «военного коммунизма» и новой экономической политики.
  • Сталинский. 1928 — 1956 годы индустриализации, ВОВ, послевоенного восстановления, развития по сталинской модели.
  • Поздний. 1956 — 1991 годы правления Хрущева, эпохи развитого социализма, «косыгинской» реформы, ускорения и перестройки.

Ранняя экономика СССР

Характеризовалась началом прямого (без использования денег) распределения продуктов, катастрофического падения объемов производства (например, выпуск продукции завода «Зингер-Гужон» в Москве, переименованного впоследствии в «Серп и Молот», составлял всего 2% от показателя 1913 года), ухудшения работы ж/д транспорта, насильственного изъятия с/х продукции у крестьян, голода среди городского населения.

С целью исправления ситуации правительством было принято решение о поддержке частной инициативы, что привело к появлению НЭПа.

Сталинская экономика

В «сталинский» период государственное распределение ресурсов и государственное планирование стали главными экономическими методами управления. До 1991 года было реализовано 12 пятилетних планов.

Первоначальный курс на индустриализацию — увеличение производства и объемов выпуска тяжелой промышленности (по этим показателям и общему объему ВВП СССР в 30- е годы занимал 1-е место в Европе и 2-е в мире) — позволил создать основу для быстрого экономического роста и победы в ВОВ.

Интересно, что индустриализация была проведена с помощью гениального экономического изобретения — счетных денег (не стоит путать с «безналичными»). В 1929 году деньги разделилась на счетные и наличные рубли, а экономика соответственно на:

  • сектор потребительских товаров с оборотом наличных рублей;
  • сектор производства, инфраструктуры, соцобеспечения с оборотом счетных рублей.

При этом объем второй части ~ в 4 раза превышал объем первой части, а счетные рубли ни при каких условиях не могли превратиться в наличные. За первые 8 лет эксперимента промышленное производство увеличилось в 4 раза, было построено 1500 крупных предприятия (в первые три пятилетки возводилось по два предприятия в день), создавалась практически с нуля машиностроительная, химическая, авиационная и другие отрасли — и это все при отсутствии инвестиций.

Практика «разделения» экономики признана уникальной, единственной в мире. Проект прекратил существование в 1965 году во время «косыгинской реформы», когда А. Н. Косыгин будучи председателем СовМина настоял на переводе части счетных денег в наличные для поощрения работников. Планировалось увеличить заинтересованность в производительности труда, а получились необеспеченные деньги на руках у населения и интерес в увеличении прибыли вместо наращивания выпуска. Реформа привела страну в состояние, которое позже было названо «застоем».

В годы войны военные расходы «съедали» ~ 44 % национального дохода (данные за 1943 год). Немаловажную роль и в военный период, и во время послевоенного восстановления сыграла помощь США по закону ленд-лиза — у СССР получилось сэкономить на научных разработках с помощью копирования зарубежной техники и оборудования.

На довоенный уровень по ряду экономических показателей удалось выйти в 1948 году. Этому способствовало использование бесплатного труда заключенных, военнопленных и выплаты немецкими предприятиями репараций (например, с территории Германии, были вывезены производственные линии, станки и дорогостоящее оборудование.

В 50-е годы на смену экстенсивной экономике пришла интенсивная, ВВП в этот период в среднем вырастал на 10 % в год.

Поздняя экономика СССР

В начале позднего периода СССР занимала лидирующие позиции в области тепловозостроения, производства шерсти, сахара, добыче угля, преуспела в производстве электроэнергии, нефте- и газодобыче, выпуске стали, чугуна, минудобрений. На 1/3 увеличились доходы населения, колхозники начали получать зарплату, на 40 % вырос жилой фонд.

С 1965 года быстрые темпы роста стали замедляться — ускорение тормозилось:

  • малопроизводительным агропромышленным комплексом;
  • военными расходами, составляющими 12 % ВВП;
  • недостаточной экономической открытостью.

С 80-х годов и до конца своего существования экономика СССР продолжала оставаться второй экономикой в мире по валовым показателям, на ее долю приходилось 20 % мировой промышленной продукции, но вместе с этим:

  • наметилось и с годами увеличивалось отставание в технологиях;
  • появился и усиливался дефицит товаров народного потребления (на производство товаров «группы «Б» тратилось всего 1/4 ВВП, остальная часть — на товары «группы А»), распределение велось по талонам и карточкам;
  • снижалась экономическая эффективность;
  • увеличивался «теневой» сектор экономики;
  • за бортом осталась мировая научно-техническая революция с компьютеризацией, ресурсосбережением.

В период перестройки значительные средства были израсходованы на военные действия в Афганистане, ликвидацию аварии в Чернобыле. Величина бюджетных поступлений также сократилась антиалкогольной кампанией и снижением стоимости нефти. Рост ВВП составлял всего 2,4 %. Денежная масса стала намного превышать объемы производства, в магазинах сложилась ситуация «пустых полок», стали прерываться союзные поставки продовольствия — экономика оказалась потерянной для правительства.