Проведение операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке — это главный инструмент денежно-кредитной политики правительства и Центрального Банка. Регулятор банковской сферы

Операции на открытом рынке – это сделки с государственными и корпоративными ценными бумагами на вторичном рынке, производимые с целью оказать воздействие на денежную массу. Максимальное распространение такие операции получили в государствах, обладающих достаточно развитыми финансовыми рынками. В развивающихся странах ЦБ вынужден производить операции по размещению облигаций на первичном рынке.

Операции на открытом рынке: механизм процесса

Если в рамках денежно-кредитной политики принимается решение снизить объем денежной массы, Центробанк приступает к продаже эмитированных ценных бумаг; для увеличения количества денег производятся операции по покупке. Массовая продажа приводит к падению стоимости ценных бумаг (предложение выше спроса). Покупка ценных бумаг государством повышает количество денег на корреспондентских счетах банков-продавцов - в результате растет свободный остаток денег, а значит, и .

Наиболее эффективным применение подобных операций считается в государствах с высокоразвитой кредитной системой, когда вне банков находится минимальное количество денег. В России Центробанк способен производить операции на открытом рынке, но только в ограниченном масштабе, что обусловлено рядом причин: во-первых, российские государственные считаются малоликвидными, во-вторых, собственный портфель облигаций ЦБ имеет небольшой размер. Также Центробанк может оперировать корпоративными акциями, но лишь в рамках сделок РЕПО.

Операции на открытом рынке: плюсы

Деятельность на открытом рынке имеет несколько преимуществ по сравнению с остальными способами реализации монетарной политики:

  • Полный контроль . Инициатором операций является Федеральная резервная система (ФРС) – этот орган полностью контролирует объем сделок, а значит, с большой долей вероятности сможет добиться желаемого результата.
  • Гибкость . Даже если требуется минимальное изменение количества резервов, благодаря деятельности на открытом рынке оно может быть осуществлено довольно точно.
  • Допустимость ошибки . Любое решение может быть довольно быстро скорректировано. Например, если ФРС решает, что объем денежной массы растет слишком стремительно, она способна замедлить темпы через продажу части бумаг. Поэтому ошибка в расчетах не грозит стать фатальной.
  • Скорость . Деятельности на открытом рынке не свойственны бюрократические препятствия – как только ФРС принимает решение, она отдает приказ своему дилеру, который исполняет директиву незамедлительно.

Какими бывают операции на открытом рынке?

Общепринятой является классификация по 5 признаками:

Наиболее интересной считается классификация по условиям. Самым гибким инструментом монетарной политики выступает РЕПО - соглашение о приобретении ценной бумаги, предусматривающее по предварительно установленной стоимости. Основными характеристиками сделки РЕПО являются цена первоначального приобретения, цена обратной продажи и временной лаг (промежуток между двумя операциями). Выгода коммерческих банков кроется в следующем: цены, по которым государство приобретает ценную бумагу, несколько выше, чем цены обратной продажи. Сделке РЕПО свойственен краткосрочный характер – ее длительность может составлять от недели до полугода.

По срочности операции на открытом рынке делятся следующим образом: краткосрочными считаются операции длительностью до 3 месяцев, операции сроком от года называются долгосрочными.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Операции на открытом рынке это

Здравствуйте, друзья. По личным вопросам часто приходится общаться с представителем Центрального банка.

Очень уж мне интересно было узнать, какой фронт работ этому человеку за годы трудового стажа поднадоел больше всего.

Оказалось, что открытый рынок уже стал, как кость в горле. Чтобы был понятнее масштаб существующего напряжения, расскажу вам, дорогие читатели, про операции на открытом рынке – что это и в чем заключаются главные особенности. Не проходите мимо такой занятной и полезной информации.

Что представляют собой операции на открытом рынке?

Открытый рынок - это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг на вторичном рынке. Покупки на открытом рынке оплачиваются Центральным банком увеличением резервного счета банка продавца.

Суммарные денежные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы.

Продажи Центральным банком бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса.

Поскольку Центральный банк является крупнейшем дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг.

Следовательно, Центральный банк может влиять таким образом на процентные ставки. Это самый лучший инструмент, однако его эффективность снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы.

Преимущества данного метода:

  1. Центральный банк может контролировать объем операций;
  2. операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;
  3. операции обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;
  4. рынок ликвиден и скорость проведения операций высока ине зависит от административных проволочек.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций:

  • прямые сделки — покупка-продажа бумаг с немедленной поставкой. Процентные ставки устанавливаются на аукционе. Покупатель становится собственником бумаг, которые не имеют срока погашения;
  • сделки репо — проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьировать.

По типам операции открытого рынка делятся:

  1. динамические операции — направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки;
  2. защитные операции — проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки репо.

Применение операций открытого рынка зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

В качестве аналога операций на открытом рынке Банк России использует также валютные интервенции.

Валютные интервенции - покупка-продажа иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. Они воздействуют на курс рубля по отношению к доллару.

Продажа долларов Центральным банком приведет к повышению курса рубля, покупка — к его понижению.

Если Центральный банк проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег.

Банк России планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент — валютные свопы.

Валютные свопы — это операции купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Они позволяют корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

Источник: http://сайт/www.aup.ru/books/m177/3_2.htm

Косвенные методы денежно-кредитной политики

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики.

Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке.

Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.

Внимание!

Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно обращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен.

Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируемые органами власти:

  1. долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Банк Испании, Европейский центральный банк);
  2. финансовые векселя (Банк Англии, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
  3. облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок.

При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (иногда они еще называются мисматчевые), центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО.

Банком России сделки РЕПО широко применялись с 1996-го до финансового кризиса 1998 года. Предметом сделок были государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ).

Условием заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по заключения прямой сделки РЕПО являлась короткая позиция дилера по итогам торгов в пределах лимита, установленного Банком России.

То есть сделки заключались только тогда, когда обязательства дилера превышали объем предварительно задепонированных в торговой системе денежных средств.

После кризиса Банк России разрешил проведение междилерского РЕПО - заключение сделок РЕПО с ГКО — ОФЗ между дилерами, отвечающими определенным критериям.

Предполагалось, что это позволит Банку России снизить объем денежной эмиссии за счет более оперативного перераспределения банковских резервов.

Применение операций открытого рынка как инструмента денежно- кредитной политики зависит от уровня развития, институциональной среды и степени ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

После финансового кризиса 1998 года Банк России не имеет такой возможности. Операциям препятствует отсутствие в портфеле Центрального банка РФ государственных бумаг, пользующихся спросом.

Их возобновление будет зависеть от принятия Правительством РФ решения о переоформлении достаточной части портфеля в бумаги с рыночными характеристиками.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит.

Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций.

Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Внимание!

Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом.

В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от некоторых субъектов Российской Федерации.

Эти эмитенты обращаются в Центральный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно дает положительный результат.

Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации — список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО.

Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно.

При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг.

Во избежание такой ситуации на рынке ценных бумаг он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции.

Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно оставлять в ломбардном списке.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг Московского межбанковского центра.

Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует «операции РЕПО».

Банк России может предоставить денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т.е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг.

Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня.

Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

Источник: http://сайт/eclib.net/3/18.html

Open Market Operations

Операции на открытом рынке (Open Market Operations) - это депозитные и кредитные операции репо, операции по купле-продаже активов (ценных бумаг или валюты).

Операции на открытом рынке проводятся преимущественно с использованием государственных ценных бумаг.

Операции на открытом рынке являются монетарными операциями, составляют в странах с активной процентной политикой операционную базу денежно-кредитной политики центрального банка страны.

Их применение наряду с механизмом обязательных резервных требований и постоянными депозитными и кредитными операциями овернайт позволяет эффективно регулировать денежно-кредитный рынок и реализовывать денежно-кредитную политику.

Операции на открытом рынке разделяют на следующие виды:

  • регулярные;
  • операции по рефинансированию или депонированию на более длительный срок (как правило 3 месяца, реже - 6, 9, 12 мес.);
  • операции корректировки;
  • структурные операции.

Регулярные операции на открытом рынке являются наиболее распространенными операциями центральных банков. Они проводятся регулярно на основе четко определенного графика.

Чаще всего это - депозитные или кредитные операции на открытом рынке с 7 или 14 дневными срокам.

Регулярные операции на открытом рынке является операционной основой денежно-кредитной политики центральных банков и используются для регулирования процентных ставок управления ликвидностью рынка и отражения состояния денежно-кредитной политики.

Регулярные операции на открытом рынке обеспечивают основной объем рефинансирования банков в условиях недостаточной ликвидности или стерилизации ликвидности банков в условиях ее избыточного уровня.

Процентная ставка по регулярным операциям на открытом рынке признается базовой ставкой центрального банка и является ориентиром стоимости денег для субъектов денежно-кредитного рынка.

Внимание!

Операции рефинансирования или депонирования на более длительный срок (как правило 3 мес., реже - 6, 9, 12 мес.), проводятся по рыночным ставкам по процедуре стандартного тендера на возвратной основе с ежемесячной регулярностью.

Операции корректировки имеют целью быстрое корректирование неожиданного колебания ликвидности на рынке с целью сглаживания влияния на процентные ставки.

Они не имеют стандартизированных сроков и регулярности и проводятся преимущественно в виде обратных операций, реже - могут принимать форму прямых операций, свопов по обмену иностранной валюты и привлечения срочных депозитов путем быстрых тендеров или двусторонних процедур.

Структурные операции проводятся по инициативе центрального банка для структурного регулирования финансового рынка путем выпуска долговых сертификатов, обратных и прямых операций на регулярной или нерегулярной основе.

Источник: http://сайт/discovered.com.ua/glossary/operacii-na-otkrytom-rynke/

Что такое операции на открытом рынке?

Операции на открытом рынке – это своего рода сделки, совершаемые исключительно на официальном уровне только центральным банком определенного государства.

Операции на открытом рынке (open market operations «OMO») состоят из любой покупки и продажи государственных ценных бумаг, а иногда и коммерческих ценных бумаг со стороны органа центрального банка с целью регулирования денежной массы и кредитных условий на постоянной основе.

Операции на открытом рынке также могут быть использованы для стабилизации цен на государственные ценные бумаги, цель, которого вступает в конфликт с временной кредитной политикой центрального банка.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги на открытом рынке, эффект будет увеличивать резервы коммерческих банков, на основе которых они могут расширить свои кредиты и инвестиции.

Чтобы увеличить стоимость государственных ценных бумаг, что эквивалентно уменьшению процентных ставок и, чтобы уменьшить процентные ставки, как правило, таким образом поощряя инвестиции в бизнесе.

Операции на открытом рынке обычно осуществляется с краткосрочными государственными ценными бумагами (в Соединенных Штатах, часто казначейскими векселями).

Наблюдатели расходятся во мнениях относительно целесообразности такой политики. Сторонники считают, что дело в обоих краткосрочных и долгосрочных ценных бумагах приведет к искажению структуры процентных ставок и, следовательно, выделение кредита.

Оппоненты считают, что это было бы вполне уместно, так как процентные ставки по долгосрочным ценным бумагам имеют более непосредственное влияние на долгосрочную тенденцию инвестиционной деятельности, которая отвечает за колебания занятости и доходов.

Федеральная резервная система

Операции на открытом рынке являются Федеральной резервной системой (ФРС) наиболее гибких и часто используемых средств для осуществления денежно-кредитной политики государства.

Федеральная резервная системы имеет в своем распоряжении несколько различных типов OMO, хотя наиболее часто используемыми являются РЕПО и покупка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке позволяют ФРС повлиять на поставку резервных остатков в банковской системе и тем самым влиять на краткосрочные процентные ставки и достижения других целей денежно-кредитной политики.

Помимо операций на открытом рынке, ФРС может повлиять на уровень резервных остатков либо реинвестирования доходов от созревания бумаг на счете открытой рыночной системы в новые ценные бумаги (резервные и нейтральные) или их погашением со сроком погашения ценных бумаг (резервным осушением).

Операции на открытом рынке являются одним из трех основных инструментов, используемых Федеральной резервной системой для достижения своих целей денежно-кредитной политики.

Другие инструменты меняют условия для заимствования скидок и корректировки нормативов обязательных резервов. Исполнение OMO в «открытом рынке» — также известного как вторичного рынка ценных бумаг, покупки наиболее гибких средств Федеральной резервной системы проведения своих целей.

Регулируя уровень резервных остатков в банковской системе через операции на открытом рынке, ФРС может компенсировать или поддерживать постоянные, сезонные или циклические изменения в поставку резервных остатков и тем самым влияют на краткосрочные процентные ставки и расширения других процентных ставок.

Денежно-кредитная политика и эффективность использования резервных остатков

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, является верхней денежно-кредитной политикой органов Федеральной резервной системы.

Делегирует ответственность за осуществление денежно-кредитной политики США менеджеру открытого счета Market System в Федеральном резервном банке Нью-Йорке через авторизации. Это разрешение содержится в протоколе первого заседания каждого года.

Менеджер несет ответственность за сотрудников, в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Таким образом, бюро выполняет операции на открытом рынке от имени всей Федеральной резервной системы.

После каждой встречи политики, которые происходят через каждые шесть-восемь недель, FOMC издает директиву SOMA Manager, в которой излагает подход к денежно-кредитной политики, что FOMC считает целесообразным в течение определенного периода времени между его заседаниями.

Директива содержит норму, по которой FOMC хотели бы получить средства для торговли за определенный период.

Федеральная резервная система проводит операции на открытом рынке с первичными дилерами, дилерами государственных ценных бумаг, которые имеют установленные торговые отношения с Федеральной резервной системой.

Внимание!

Таким образом, в то время как целевая скорость политики является необеспеченным, ставка кредитования между банками (Fed фондов), и федеральная резервная система, работает на рынке залогового кредитования с первичными дилерами (репо).

Эта структура работает, потому что первичные дилеры имеют счета в клиринговых банков, которые являются депозитными учреждениями.

Поэтому, когда Федеральная резервная система отправляет и получает денежные средства со счета дилера на его клирингового банка, это действие добавляет или сливает резервы в банковскую систему.

Благодаря этой корректировки на поставку резервных остатков, операции на открытом рынке влияют на федеральные средства и процентную ставку, что депозитарные учреждения платят, когда они заимствуют необеспеченные кредиты резервных остатков на срок друг от друга.

Банки могут заимствовать резервы на рынке федеральных фондов для удовлетворения резервных требований, установленных Федеральной резервной системы, а также для обеспечения надлежащих остатков на своих счетах в ФРС, чтобы покрыть чеки и электронные платежи, от их имени.

Изменения ставки по федеральным фондам часто оказывают сильное влияние на другие краткосрочные ставки.

Для того, чтобы наиболее эффективно влиять на уровень резервных остатков, Федеральная резервная система создала то, что называется «структурным дефицитом».

То есть, она создала постоянные дополнения в поставку резервных остатков, которые несколько меньше, чем объем от общей потребности. Затем на сезонной и суточной основе, все находится в таком положении, чтобы добавить балансы временно, чтобы добраться до нужного уровня.

В частности, бюро создает портфель «SOMA» путем покупки казначейских ценных бумаг США на открытом рынке. Поскольку портфель СОМА «покупать-и-получать» ценные бумаги, приобретенные в нем, как правило, удерживаются до их погашения, и входят в покупку ценных бумаг по итогам ФРС в постоянном повышении уровня резервных остатков.

В дополнение к портфелю СОМА, общий портфель ФРС включает в себя долгосрочные РЕПО и краткосрочную книгу РЕПО. РЕПО называют также соглашения РЕПО или RPS, что является одной из форм кредита, обеспеченного залогом, где ФРС предоставляет деньги первичных дилеров, а также первичные дилеры дают высококачественные ценные бумаги ФРС в качестве общего залога по кредиту.

Сделки РЕПО

В то время как портфель СОМА компенсирует факторы, которые постоянно стекают или остатки от банковской системы, в виде банкнот Федеральной резервной системы, учет репо долгосрочно используется для компенсации сезонных перемещений в факторах.

Долгосрочные РЕПО в настоящее время имеют срок погашения 14 дней и проводятся каждый четверг рано утром.

Книга РЕПО краткосрочна, и состоит из операций РЕПО с более короткими, чем 14-дневного погашения, а также преобладают однодневные сделки РЕПО.

Эти операции, как правило, проводятся каждый день, чтобы точно настроить уровень банковских резервов, необходимых в этот день.

Хотя, как правило, эти операции будут добавлять балансы, иногда система должна иметь погашенные остатки, и в этом случае бюро будет проводить обратную операцию РЕПО.

Операции обратного репо противоположны РП. Вместо того, чтобы кредитные деньги уходили дилерам, стол заимствует деньги у дилеров по сравнению с залогом со счета открытого рынка системы.

РЕПО и обратный РЕПО могут проводиться на срок до 65 рабочих дней. Они, как правило, остановились на тот же день, хотя они могут быть решены и раньше.

Для получения информации о приемлемых для обеспечения сделок РЕПО, следует изучить Федеральный закон о резерве, и внутреннем разрешении, которое существует в протоколе для первого ежегодного заседания.

Сбор информации, подготовка и проведение

Персонал начинает каждый рабочий день путем сбора информации о деятельности рынка из целого ряда источников.

Трейдеров ФРС обсуждают с первичными дилерами, как на следующий день может разворачиваться ход событий на рынке ценных бумаг и как задача дилерского финансирования своих позиций ценных бумаг, в этот момент прогрессирует.

Персонал также говорит с крупными банками о своих резервных потребностях и планах банков для их удовлетворения и о работе брокеров, а также их деятельности на этом рынке.

Сбор данных по банковским резервам за предыдущий день и прогнозы факторов, которые могут повлиять на резервы для будущих дней – задача для рабочего персонала.

Персонал также получает информацию от казначейства о своем балансе в Федеральной резервной системе, а также помогает в управлении казначейства. этот баланс и казначейские счета в коммерческих банках.

Внимание!

После обсуждения с Казначейством, прогнозы запасов завершены. Затем, после просмотра всей информации, собранной из различных источников, сотрудники бюро необходимо разработать план действий на день.

Этот план рассматривается с участием заинтересованных сторон вокруг системы во время телефонной конференции каждое утро.

Условия на финансовых рынках, в том числе внутренних ценных бумагах и денежных рынков, а также валютных рынках,рассматриваются в настоящее время.

Когда вызов конференции завершен, стол проводит любые согласованные операции на открытом рынке.

Бюро инициирует этот процесс, объявив ОМО через электронную систему аукциона под названием FedTrade, решением для дилеров подать заявки или предложения в зависимости от обстоятельств.

Для операции РЕПО объявление заявляет время и срок проведения аукциона, однако не определяет его размер. Размер операции обычно бывает объявлен позже, после завершения операции.

Предложения дилеров оцениваются по конкурсной, лучшей цене. Первичные дилеры, как правило, дают около 10 минут, чтобы представить свои предложения и уведомление о результатах примерно через минуту после закрытия аукциона.

Результаты аукциона также одновременно будут отправлены на внешний веб-сайт банка.

Аукционы для прямых покупок, как правило, становятся известными позже утром. Объявление содержит диапазон сроков погашения ценных бумаг ФРС, рассматривание возможности на покупку, а также список всех ценных бумаг, которые будут исключены в этом диапазоне.

Эти операции, как правило, открыты около 30 минут. Дилеры совершают ставки по ценным бумагам, а Федеральная резервная система сравнивает относительное преимущество предложений через ценные бумаги, принимая лучшие относительно цены предложения, представленные участвующими сторонами.

Как правило, доходы реинвестируются, как и размер постоянного резерва. Время от времени, в связи с рекомендациями портфеля или потребностей резервов, доходы будут получены, что уменьшает размер портфеля и полностью истощает резервные остатки из банковской системы.

Источник: https://biznes-prost.ru/operacii-na-otkrytom-rynke.html

Операции Центрального Банка на открытом рынке

Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков.

Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности.

Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг.

Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Согласно законодательству Банк России может осуществлять на рынке покупку/продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО).

При этом покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка России покупка/продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.

Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка.

Внимание!

В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров.

Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей.

Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов.

Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения.

Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев.

Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Операция РЕПО представляет собой сделку, состоящую из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене.

Разница между ценой продажи и покупки составляет стоимость заимствований с помощью операции РЕПО.

Механизм операций РЕПО подразумевает, что на срок предоставления денежных средств ценные бумаги, выступающие в качестве обеспечения, переходят в собственность к кредитору, что снижает кредитный риск по данному виду операций и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств заемщиком.

В настоящее время операции РЕПО используются Банком России только для предоставления ликвидности коммерческим банкам.

По первой части сделок Банк России выступает в качестве покупателя, а его контрагент – кредитная организация – в качестве продавца ценных бумаг, принимаемых в обеспечение.

По второй части сделок Банком России производится обратная продажа ценных бумаг кредитной организации по установленной в момент заключения сделки цене.

Операции РЕПО с Банком России проводятся на организованных торгах на Фондовой бирже ММВБ и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Московской Биржи и информационной системы Bloomberg.

Операции обратного модифицированного РЕПО, предусматривающие продажу Банком России ценных бумаг из установленного перечня с обязательством обратной покупки, применялись Банком России в качестве инструмента абсорбирования банковской ликвидности до 2004 года и в настоящее время не проводятся.

Пример. В начале 2014 года курс рубля стал стремительно падать. В связи с ростом инфляционных опасений такая ситуация перестала устраивать Банк России.

Денежный регулятор прекратил однодневные операции РЕПО с банками, которые ранее использовали вырученные средства для спекуляции на валютном рынке, а также снизил предложения по семидневным операциям РЕПО, проводимым по вторникам.

Как результат, коммерческие банки начали фиксировать прибыль по валютным позициям для восполнения провалов в ликвидности, рубль начал укрепляться.

Операции с облигациями Банка России

Выпуск центральными банками собственных краткосрочных облигаций достаточно широко распространён в мировой практике проведения денежно-кредитной политики.

Особенно активно данные операции используются в странах с развивающимися финансовыми рынками, для которых характерен систематический профицит ликвидности банковского сектора.

Собственные облигации, в частности, выпускают центральные банки Южной Кореи, Израиля, Бразилии, Чили, Южно-Африканской Республики.

Размещение облигаций центрального банка используется для стерилизации ликвидности, как правило, на сроки от нескольких месяцев до 1 года, однако возможно использование и более долгосрочных бумаг (со сроками до 3-5 лет).

Операции с облигациями центрального банка являются достаточно гибким инструментом регулирования банковской ликвидности, так как кредитная организация, являющаяся их держателем, при необходимости может использовать их в качестве обеспечения по операциям межбанковского кредитования и/или привлечения рефинансирования со стороны центрального банка.

Кроме того, кредитная организация также может реализовать данные бумаги на вторичном рынке, либо, если это предусмотрено, продать их центральному банку.

Внимание!

Банк России осуществляет выпуск собственных облигаций (облигаций Банка России – ОБР) на регулярной основе в целях регулирования ликвидности банковского сектора.

В периоды формирования устойчивого профицита банковской ликвидности операции с ОБР являются одним из рыночных инструментом стерилизации ликвидности (к данному типу операций также относятся депозитные аукционы).

Удобством использования операций с ОБР для кредитных организаций является возможность досрочной реализации ценных бумаг на вторичном рынке, а также возможность их использования в качестве обеспечения как по сделкам межбанковского кредитования, так и по операциям предоставления ликвидности Банка России.

ОБР включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России.

ОБР выпускаются в форме бескупонных дисконтных облигаций, что предусматривает продажу облигаций держателям по цене, меньшей номинала, с последующим погашением облигаций по номинальной стоимости при отсутствии купонных платежей держателям в период обращения выпуска.

Право на выпуск Банком России собственных облигаций в целях реализации денежно-кредитной политики устанавливается ст. 44 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Эмиссия ОБР осуществляется в соответствии со ст. 27.5-1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Положением Банка России от 29.03.2006 № 284-П «О порядке эмиссии облигаций Банка России».

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом в рамках применяемых косвенных методов денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу высоколиквидные ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны, за свой счет на открытом рынке. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что центральный банк может оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг на открытом рынке.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса. Если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у него есть две возможности реализовать свою цель:

  1. либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг;
  2. либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

Если целью центрального банка является увеличение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне спроса. В этом случае у центрального банка есть две возможности достижения своей цели:

  1. либо фиксировать курс, при достижении которого центральный банк скупает любой предлагаемый объем;
  2. либо приобретать определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложений.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит денежные средства на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного оборота, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Объекты политики открытого рынка

К основным ценным бумагам, с которыми совершаются операции на открытом рынке, относятся наиболее ликвидные ценные бумаги, активно обращающиеся на вторичном рынке, риск по которым крайне незначителен. Такими ценными бумагами являются различные обязательства, эмитируемые денежными властями:

  • долговые сертификаты (Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании, Европейский центральный банк);
  • финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии);
  • облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили, Банк России).

Выбор ценных бумаг зависит от степени развитости финансового рынка и независимости центрального банка, его возможности проводить операции не только с государственными ценными бумагами, но и с бумагами других эмитентов.

Открытость экономики и ее зависимость от динамики обменного курса национальной валюты увеличивает операции и с иностранными долговыми обязательствами (Норвегия, Австрия, Дания).

Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Операции на открытом рынке больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям по сравнению с учетной политикой.

Особенности политики открытого рынка центральных банков зарубежных стран

Центральные банки развитых стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента денежно-кредитной политики, так как операции на открытом рынке в настоящее время - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков при развитом финансовом рынке.

На начальном этапе развития операций на открытом рынке в США Федеральная резервная система приобретала ценные бумаги федерального правительства главным образом для того, чтобы получить достаточное количество приносящих прибыль активов, если доход от предоставленных федеральными резервными банками кредитов и ссуд оказывался по каким-либо причинам недостаточным. Большинство федеральных резервных банков сочли, что наиболее удобным местом проведения таких сделок является Нью-Йорк, и именно здесь в 1920-е годы неформальный комитет, составленный из представителей всех двенадцати федеральных резервных банков, начал координировать свои действия по ценным бумагам федерального правительства. Практически сразу же после начала своей деятельности этот орган начал влиять на состояние экономической системы, компенсируя посредством соответствующей купли-продажи ценных бумаг обращение золота в экономике и создавая дополнительные резервы для системы коммерческих банков. Законодательно деятельность Федерального Комитета открытого рынка (ФКОР) была оформлена и легализована лишь после принятия Закона о банках 1935 г. Федеральный комитет открытого рынка руководит текущими операциями на открытом рынке ценных бумаг. На своих собраниях члены ФКОР рассматривают сложившиеся экономические условия и определяют наиболее подходящую, по их мнению, денежно-кредитную политику и направления ее развития. После этого ФКОР готовит директивное распоряжение для Управляющего текущими операциями, который одновременно является и вице-президентом Федерального резервного банка Нью-Йорка. Это распоряжение не конкретизирует его дальнейшие действия. Управляющий текущими операциями на открытом рынке сам принимает решение, где, как и сколько приобретать либо продавать ценных бумаг федерального правительства, необходимых для достижения поставленных в директивном распоряжении целей.

Помимо директивных мер, ФРС предпринимает на открытом рынке ценных бумаг "защитные" операции, направленные не на изменения денежно-кредитных отношений, а для компенсации нежелательных изменений в структуре банковских резервов. Например, до 1971 г. потребовалось провести ряд защитных операций на открытом рынке, чтобы компенсировать наблюдавшийся с 1957 г. отток золота из США. Если бы закупки ценных бумаг на открытом рынке не смогли бы компенсировать эти негативные явления, отток золота сократил бы денежную базу и ужесточил бы денежно-кредитные отношения.

Защитные операции проводятся, например, и при изменениях в депозитах Государственного казначейства в ФРС, которые в определенных случаях могут повлечь неприятные последствия для денежной базы, если их вовремя не нейтрализовать соответствующими операциями на открытом рынке.

В период с 1953 по 1958 г. ФКОР ограничивал свои операции на открытом рынке только векселями Государственного казначейства и другими краткосрочными ценными бумагами, имеющими срок погашения не более года. Сторонники такой финансовой политики, получившей название "вексельной", указывали, что покупатели и продавцы, располагавшие информацией о конкретном типе ценных бумаг федерального правительства, на который направляются грядущие операции ФРС на открытом рынке, получали некоторое преимущество. Знание сроков погашения этих ценных бумаг существенно упрощает задачу предсказания последствий будущих операций на открытом рынке для дилеров и инвесторов. И по сей день основной объем операций на открытом рынке приходится на краткосрочные ценные бумаги, хотя ряд экспертов считает такое положение вещей не всегда разумным и видит в нем некие искусственные ограничения. В начале 1960-х годов Государственное казначейство США совместно с ФРС попытались одновременно понизить нормы процента по долгосрочным ценным бумагам и облигациям путем их закупки и поднять процентные ставки по краткосрочным ценным бумагам, продавая их на открытом рынке. Такая финансовая политика получила название "твист операции" (operation twist). Такие мероприятия ФРС были призваны стимулировать внутреннюю экономическую систему снижением долгосрочных процентных ставок и одновременно привлечь иностранных инвесторов к вложению денежных средств в экономику США, повышая нормы процента на краткосрочные ценные бумаги. Однако в реальной экономической жизни такая финансовая политика мало способствовала повышению норм процента по краткосрочным ценным бумагам. Хотя в этой ситуации доходы по долгосрочным ценным бумагам и облигациям федерального правительства США упали, процентные ставки по закладным и облигациям корпораций не претерпели каких-либо существенных изменений. Финансовая политика "твист операций" не смогла оказать существенного влияния на экономическую систему, так как кроме целенаправленных покупок и продаж ценных бумаг на открытом рынке, нормы процента также зависят от целого ряда финансово-экономических факторов. Кроме того, следует учесть, что после того как денежные средства "впрыснуты" в банковскую систему, федеральные резервные банки не могут контролировать их дальнейшее использование, а когда эти средства изымаются из банковской системы, они не могут контролировать ситуацию на финансовых рынках.

В странах Европейского союза к обычным операциям на открытом рынке как источнику денежных средств чаще других обращаются центральные банки Италии, Франции и Бельгии, где велик рынок долгосрочного капитала.

Размещением правительственных бумаг на первичном рынке занимаются Бундесбанк, Банк Нидерландов, Банк Англии (среди неевропейских стран - Банк Японии).

Европейский центральный банк операции на открытом рынке рассматривает как наиболее эффективный инструмент денежно-кредитной политики, ориентируясь на Немецкий федеральный банк, для которого с середины 1980-х годов они имеют преобладающее значение.

Для проведения операций на открытом рынке ЕЦБ использует следующие инструменты: оборотные операции, прямые сделки, выпуск долгосрочных сертификатов, валютные сделки типа "своп" и привлечение срочных депозитов. Их условия определяются через три предусмотренные для этих целей процедуры - стандартные тендеры, ускоренные тендеры и двусторонние процедуры - основные операции которых проводятся в рамках денежной политики. Это короткие соглашения о выкупе обязательств с недельной периодичностью и двухнедельным сроком погашения по фиксированной процентной ставке. С помощью этих операций ЕЦБ предоставляет кредитным организациям 70-80% общего объема рефинансирования. Минимальная сумма заявки кредитной организации - участника аукциона составляет 1 млн евро, максимальный объем заявок и их количество не ограничиваются. Единственным требованием, предъявляемым ЕЦБ к кредитным организациям, является наличие достаточного обеспечения, блокированного в уполномоченном депозитарии.

Операции на первичном рынке с государственными ценными бумагами в Великобритании осуществляются в жестких пределах, так как это напрямую связано с эмиссионным механизмом. При этом Банк Англии концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики - на операциях с облигациями государственного займа, а в краткосрочном аспекте - на операциях с казначейскими векселями. Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги IOU (I owe you), выпускаемые Банком Англии регулярно каждую неделю. Их главная цель - не финансирование расходов правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых векселей зависит от потоков средств в будущем.

Политика открытого рынка осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг.

Действие инструмента открытого ранка в Германии заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других ценных бумаг по заранее обусловленному курсу. В настоящее время объектом регулирования денежного спроса по операциям на открытом рынке являются облигации федерального правительства, федеральных железной дороги и почты, ценные бумаги с обратным выкупом и некоторые другие ценные бумаги. Процентные ставки по ним устанавливаются дифференцированно, в зависимости от срочности ценных бумаг.

Особенности операций на открытом рынке в России

Под операциями на открытом рынке в Российской Федерации имеется в виду купля-продажа Банком России ценных бумаг, прежде всего государственных облигаций и других обязательств. К государственным ценным бумагам по российскому законодательству относятся ценные бумаги двух уровней:

  1. ценные бумаги федерального бюджета;
  2. ценные бумаги субъектов Федерации.

Выбор Банком России активов для операций открытого рынка определяется положениями Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, в соответствии с этим Законом круг ценных бумаг в операциях на открытом рынке ограничен только государственными ценными бумагами. В отношении использования всех остальных ценных бумаг решение должно приниматься Советом директоров и/или Национальным банковским советом.

Центральный банк Российской Федерации выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. История возникновения этого инструмента денежно-кредитной политики Банка России относится к 1992 г. В начале 1992 г. Центральный банк Российской Федерации совместно с Минфином России начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами. На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться ГКО и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. Центральный банк и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка, а Банк России стал активно регулировать ликвидность банковской системы через операции с ГКО. Кризис 1998 г. существенно изменил практику использования этого инструмента Банком России. Были поставлены задачи:

  • сократить объем государственных заимствований и обеспечить увеличение их срочности;
  • снизить доходность государственных ценных бумаг.

В 1999 г. Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно-кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России.

Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 г. препятствовали следующие факторы:

  • была продлена до II квартала 1999 г. процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка;
  • сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне;
  • в связи с юридической незавершенностью процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг их эмиссия была приостановлена до ноября 1999 г.

Все это не позволило Банку России в полной мере реализовать имеющийся у него потенциал в области операций на открытом рынке с ценными бумагами.

Сегодня Банк России проводит операции только с федеральными облигациями. Это связано с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бумаг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций. В последние годы фондовый рынок активно развивается, растут активность и объемы не только на рынке федеральных облигаций, но и на смежных рынках, в том числе на рынке ценных бумаг субъектов Федерации России и на корпоративном рынке. Все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании в перспективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для проведения операций на открытом рынке.

Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом. В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от некоторых субъектов Российской Федерации. Эти эмитенты обращаются в Центральный банк Российской Федерации с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале, действительно, дает положительный результат. Ценные бумаги эмитента попадают в Ломбардный список Центрального банка Российской Федерации - список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО. Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост активности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить эти ценные бумаги в Ломбардном списке вечно. При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового положения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг. Во избежание такого ненужного раскачивания рынка он принял решение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции. Кроме того, у него нет возможности отслеживать финансовое положение каждого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно оставлять в ломбардном списке.

Специфика регулирования российского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государственных ценных бумаг ММВБ. Любые другие операции с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с получением лицензии профессионального участника фондового рынка.

Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг Банк России использует "операции РЕПО". Сущность таких операций заключается в том, что Банк России может предоставлять денежные средства первичному дилеру на рынке ценных бумаг для закрытия короткой открытой позиции (т. е. когда обязательства больше, чем требования) взамен государственных ценных бумаг. Дилер принимает на себя обязательство обратного выкупа тех же ценных бумаг через определенный период времени, но по другой цене. Срок сделки РЕПО фиксирован и составляет 2 дня. Рынок РЕПО является достаточно эффективным краткосрочным инструментом денежно-кредитной политики Банка России и одним из косвенных инструментов поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

Операции на открытом рынке (операции на рынке ценных бумаг)

Одной из функций центрального банка является купля-продажа ценных бумаг, считающихся одним из самых надежных видов финансовых активов. Основными контрагентами центрального банка при осуществлении этих операций являются коммерческие банки. Так центральный банк получает возможность активно воздействовать на ресурсы, которыми располагают коммерческие банки.

Действительно, если в проведении учетной политики роль центрального банка относительно пассивна (идти ли на учет всех векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг, решают коммерческие банки), то, покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке (например, на бирже), центральный банк может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране. К тому же операции на открытом рынке ценных бумаг – рыночный инструмент, соответствующий рыночным "правилам игры".

Центральный банк, участвуя в торгах, является при этом полноправным и равноправным агентом рынка, таким же, как и все другие его участники. Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики.

В период высокой конъюнктуры центральный банк навязывает коммерческим банкам покупку государственных ценных бумаг, что существенно сужает возможности коммерческих банков в предоставлении ими кредитов и тем самым уменьшает объем денежной массы, находящейся в обращении. Во время экономического спада центральный банк производит обратную операцию.

Уяснив действие механизма регулирования объема денежной массы с помощью операций на открытом рынке, зададимся вопросом: почему коммерческие банки (и население) соглашаются на покупку и продажу государственных ценных бумаг? Дело в следующем: если центральный банк продает государственные ценные бумаги (например, облигации), их предложение превышает спрос, а значит, понижаются цены этих ценных бумаг. Тем самым повышается привлекательность покупки государственных ценных бумаг. Если центральный банк покупает государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цен. А значит, у населения появляется стимул к продаже принадлежащих ему государственных ценных бумаг.

Так, если центральный банк продает государственные ценные бумаги, то облигация номиналом 100 долл. с 10% годовых может стоить, например, 80 долл. Процент но ней составит 10 долл., что обеспечит покупателю доход в размере 12,5% (10/80 100). Когда центральный банк начинает скупать ценные бумаги, спрос на них возрастает, их рыночная цена увеличивается (например, до 125 долл.), а доходность падает до 8% (10/125 100). В этих условиях держатели облигаций предпочтут продать их государству и получить соответствующую курсовую разницу.

Операции на открытом рынке – наиболее широко используемый метод регулирования объема денежной массы в странах с развитой, стабильно функционирующей экономикой, имеющих к тому же достаточно емкий и надежный рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада).

Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это самый быстрый и легкий путь решения проблемы регулирования кредитных средств, а следовательно, темпов развития производства. Кроме того, здесь возможен достаточно точный расчет – всегда четко определяется, сколько государственных облигаций нужно продать или, наоборот, скупить. Во-вторых, использование учетной ставки затруднено, в частности, тем, что коммерческие банки в развитой рыночной системе относительно редко пользуются кредитами центрального банка и обычно именно потому, что вкладывают большие средства в покупку государственных облигаций.

Поэтому чаще всего она выполняет больше информационную функцию, чем стимулирующую, и в странах с развитой рыночной экономикой этим инструментом пользуются очень редко. Затруднено в этих странах также и использование нормы резервирования. Связано это с тем, что средства, находящиеся в резерве, не приносят процента, по сути, оставаясь мертвым капиталом. И увеличение объемов такого капитала нежелательно ни коммерческим банкам, ни обществу в целом. Отметим, что в кредитной политике России практика проведения подобных операций пока находится в зародышевом состоянии.

Государственное управление рыночной экономикой предполагает гарантированное поддержание Центральным банком России деятельности коммерческих банков. Это связано с тем, что последние являются рабочим звеном денежно-кредитной системы, непосредственно организующим кредитные отношения в народном хозяйстве в реальном секторе экономики.

Рассмотрим основные инструменты, с помощью которых Центральный Банк проводит свою политику на открытом рынке. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Если говорить о рефинансировании, то под рефинансированием понимается кредитование Центральным Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы.

Формы, порядок, сроки, условия и лимиты рефинансирования устанавливаются Банком России. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 г.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • - условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • - объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • - срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • - сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • - способа установления ставок: определяемых или Центральным банком или рынком.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций Центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики Центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

Фактически Центральный Банк России выполняет функции агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию, а также органа регулирования и контроля.

Центральный банк России обеспечивает «организационную» сторону функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО): проводит аукционы, погашение, подготовку необходимых документов, перечисление необходимых денежных средств на счет Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того он активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера, что дает возможность оказывать целенаправленное экономическое воздействие на рынок в зависимости от событий, которые происходят непосредственно при нем и вокруг него, и в соответствии с текущей политикой ЦБР.

При этом Банк России не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке. Центральный Банк ориентирован на поддержание определенного уровня некоторых показателей рынка ГКО, что определяет привлекательность рынка ГКО для инвесторов.

Основополагающей целью операционной деятельности Центрального банка на открытом рынке является помощь экономике России в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Центральный Банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк в состоянии регистрировать все платежные операции, происходящие между банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.

Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли «заимодателя в последней инстанции». Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Федеральная резервная система (ФРС) иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля (статья 37). Федеральный Закон о Центральном банке РФ (Банке России) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 №65-ФЗ, от 27.12.95 №210-ФЗ, от 27.12.95 №214-ФЗ, от 20.06.96 №80-ФЗ, от 27.02.97 №45-ФЗ).

Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, ЦБР может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее участников.

Главной задачей денежно-кредитной политики на открытом рынке Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.