Размер ставки налога на игорный бизнес. Ставки налога на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес - это региональный прямой налог. Его регулирует глава 29 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2004 года. Для целей определения этого налога установлено, что игорный бизнес - это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Региональные органы власти имеют право соответствующим региональным законом ввести налог на игорный бизнес и установить его ставку (с учетом пределов, установленных НК РФ). Однако, если региональный закон не принят, то налог все равно считается введенным и полностью регулируется НК РФ. В отличие от других региональных налогов объект налогообложения, база, период и сроки уплаты налога на игорный бизнес полностью регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Индивидуальные предприниматели налогоплательщиками этого налога не являются, так как организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Перечень того, что относится к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес, установлен статьей 366 Налогового кодекса РФ. Это:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия). Также налогоплательщик обязан регистрировать и любое изменение количества объектов налогообложения - в тот же срок.

Форма заявления о регистрации объектов налогообложения утверждена Приказом Минфина РФ от 22.12.2011 N 184н.

Регистрация (подача заявления налогоплательщиком) может быть проведена лично, через представителя или почтой.

Налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления должны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Порядок постановки на учет плательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н.

Налоговая база

Налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется по каждому объекту налогообложения отдельно, исходя из их общего количества. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.

Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса.

Порядок исчисления налога разъяснен в Письме ФНС РФ от 18.05.2006 N ГВ-6-02/

Налоговый период

Календарный месяц.

Ставки налога на игорный бизнес

Налоговые ставки устанавливаются региональными властями России. Однако, они должны не превышать пределы, установленные в статье 369 Налогового кодекса РФ. Эти предельные ставки таковы:

  1. за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;
  2. за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;
  3. за один процессинговый центр тотализатора - от 25000 до 125000 рублей;
  4. за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей;
  5. за один пункт приема ставок тотализатора - от 5 000 до 7 000 рублей;
  6. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 5 000 до 7 000 рублей.

Субъектами РФ определяются конкретные размеры ставок налога на игорный бизнес. При отсутствии соответствующих законов региональных властей применяется нижний из предельных размеров, установленный статьей 369 НК РФ.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Налог на игорный бизнес уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации (20-е число следующего календарного месяца). Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.

Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения - по месту его нахождения.

Декларация по налогу на игорный бизнес предоставляется также ежемесячно - не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. В декларации необходимо учитывать изменение количества объектов налогообложения в истекший налоговый период (месяц).

Декларацию нужно подавать в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения. Крупнейшие налогоплательщики сдают ее в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/ Декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге налог на игорный бизнес регулируется Законом Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 395-66 - этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

Налог на игорный бизнес в Москве

В Москве налог на игорный бизнес регулируется Законом г. Москвы от 21.12.2011 N 69 - этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

  1. за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125000 рублей;
  2. за один процессинговый центр тотализатора - 125000 рублей;
  3. за один пункт приема ставок тотализатора - 7000 рублей;
  4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7000 рублей.

Налог на игорный бизнес: что нового в 2017 году?

По налогу на игорный бизнес в 2017 году нововведений нет.

Однако при уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Бизнес, основанный на играх, или игорный бизнес, представляет собой деятельность по проведению азартных игр. С 2006 года эта деятельность была практически полностью запрещена в России.

Исключение составили четыре региональных субъекта, где можно строить казино. В 2017 году список регионов, где можно проводить игры и узаконить бизнес, был расширен, соответственно, только эти регионы обязаны платить налог на игорный бизнес.

Налоговая система в России многоуровневая и состоит из трех частей. Платежи, которые перечисляются налогоплательщиками, делятся на:

  • Федеральный налог.
  • Региональный налог.
  • Налог местный.

Налоговики видят в этом равномерное пополнение бюджета страны. Есть определенные виды деятельности, доход от которых идет именно или в федеральный орган, или в региональный. При перечислении таких взносов, как Пенсионный Фонд или Мед. страх, средства делятся на две части.

Для того чтобы казна регионов пополнялась, данный вид деятельности был передан именно им, поэтому все налоговые поступления идут в регион. Денежные средства зачисляют именно там, где была произведена оплата налога.

Данный бизнес подразумевает именно предпринимательскую деятельность, игры ради удовольствия или заключение пари под понятие «игорный бизнес» не попадают. Под уплату налогов попадает систематический доход, получаемый из платы участников за организацию этих игр, выигрышей, и регистрации в качестве предпринимателя.

Проведение таких игр разрешено в нашей стране всего в нескольких регионах. Проводить их можно в специально отведенных игровых зонах и использовать для игр специальные игровые столы, автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы.

В соответствии с законодательством страны игровые зоны создаются в следующих регионах:

  • Краснодарский край – «Азов сити» (на данный момент – действующее игровое поле).
  • Алтайский край – «Сибирская монета» (в настоящий момент ведется строительство).
  • Приморский край – «Приморье» (ведется строительство).
  • Калининградская область – «Янтарная» (строится).
  • Республика Крым – «Крымская» «разрабатывается проект строительства».
  • Сочи (Краснодарский край) – «Золотые Пески» (проект в стадии разработки).
  • Бурятия – названия в данный момент нет, проект строительства разрабатывается.

Любые азартные игры в нашей стране находятся под контролем налоговых органов, и нужно действовать согласно налоговому законодательству и нормативным актам.

Основным из актов,является Гражданский кодекс, где подробно излагаются основы данной деятельности. Ограничения, которые наложены на игорный бизнес, регулируются ФЗ № 244. Налогообложение любого бизнеса, и игорного в том числе, в законодательном порядке прописано в Налоговом кодексе.

Разберемся, кто платит налог на игорный бизнес, указанный в НК РФ.

Кто является налогоплательщиком?

Как уже отмечалось, само понятие «игорный бизнес» – это одна из разновидностей предпринимательской деятельности. Заниматься данным видом деятельности могут только юридические лица или организации. Регистрация предпринимателя для ведения деятельности категорически запрещена.

Если предприниматель хочет заниматься проведением таких игр, как тотализатор или букмекерская контора, то он обязан состоять в саморегулирующих компаниях. С одной стороны, это приводит к уменьшению административного контроля, а с другой стороны, контролирует добросовестность и количество этих организаций.

Теперь разберемся, что подлежит уплате налога.

Что подлежит налогообложению?

Есть определенные виды азартных игр, которые облагаются налогом. В данный момент облагаемый налогом список выглядит следующим образом:

Каждый из этих объектов в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в налоговом органе. До установки данного объекта для проведения игр нужно подать заявление в налоговую инспекцию в течение двух дней.

В обязательном порядке налоговики должны быть проинформированы о количественном изменении этих объектов. Если число игровых зон сократилось или увеличилось, подается соответствующее заявление.

Какую же отчетность готовят предприниматели этого бизнеса и когда уплачивают налоги в бюджет? Какова налоговая ставка?

Ставка налога для игорного бизнеса

В каждом субъекте определяется своя ставка, в противном случае действует налоговый кодекс (ст. 369), в котором прописывается минимальные и максимальные ставки.

  • Игровой стол – мин. 000, максим 125 000.
  • Автомат игровой – от 1 500 рублей до 7 500 р.
  • Контора или тотализатор — от 000 до 125 000 руб.
  • Пункт приема ставок – 5 000 до 7 000 р.

Если ставки не установлены в региональном уровне, то расчет берётся по минимуму.

Отчетным периодом для игорного бизнеса является один месяц. Предприниматели обязаны ежемесячно сдавать налоговую декларацию и уплачивать налог в том регионе, где проводилась организация игр.

Расчет произвести довольно просто. Если у вас задействованы два стола и есть три пункта приема ставок, то расчет производится, к примеру, по минимальной ставке (если другая не предусмотрена):

000 + 000 + (3*5 000) = 65 000. Налогоплательщик должен в месяц уплатить 65 000 рублей, заполнив в соответствующих графах эти суммы.

Если открываются новые пункты, то стоит обязательно уведомлять налоговые органы, написав заявление установленного образца.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам. Он обязателен к уплате на территории тех субъектов России, где принят соответствующий региональный закон. При введении налога на игорный бизнес региональные власти обязаны руководствоваться нормами НК РФ. При этом регионам предоставлено право устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ), а также определять порядок и сроки уплаты налога на игорный бизнес.

Возможность предоставления налоговых льгот по налогу на игорный бизнес не предусмотрена НК РФ, следовательно, субъекты РФ лишены возможности их устанавливать.

С 1 июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр на территории РФ (за исключением игорных зон) является противозаконной.

С 01.07.2009 г. игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом.

Госдума определила регионы, на территории которых будут созданы игровые зоны. Игорные резервации будут располагаться в Калининградской области, республике Алтай, Приморском крае, а также на пограничной территории между Ростовской областью и Краснодарским краем.

Характеристика основных элементов налога на игорный бизнес.

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Игорный бизнес не является реализацией услуг. Это особый вид предпринимательской деятельности, связанной с извлечением дохода в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр либо пари.

Азартная игра – это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Пари – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Если же помимо игорного бизнеса они осуществляют иные виды деятельности, то по ним применяется обычная система налогообложения (в соответствующих случаях - ЕНВД).

Объектами налогообложения являются:

Игровой стол,

Игровой автомат,

Касса тотализатора,

Касса букмекерской конторы.

Игровой стол – специально оборудованное у организатора игорного заведения место, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Организатор игорного заведения участвует в азартной игре через своего представителя. Игровой стол состоит из одного или нескольких игровых полей.

Игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.

Игровой автомат – специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения. Оно используется для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Представители организатора не принимают участия в азартной игре.

Касса тотализатора или букмекерской конторы – специально оборудованное место у организатора игорного заведения (тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Организатор игорного бизнеса должен зарегистрировать каждый объект игорного бизнеса, подпадающий под налогообложение, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения. Налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты его установки.

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес признается календарный месяц, т.е. налогоплательщики должны исчислять и уплачивать налог ежемесячно.

Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ. Размеры ставок варьируются в пределах:

За один игровой стол – от 25 000 до 125 000 руб.;

За один игровой автомат – от 1500 до 7500 руб.;

За одну кассу тотализатора или букмекерской конторы – от 25 000 до 125 000 руб.

Если ставки региональными властями не установлены, налог взимается по минимальным ставкам.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду объектов налогообложения. Она формируется как общее количество объектов одного вида.

Порядок исчисления налога. Сумма налога на игорный бизнес исчисляется как произведение налоговой базы и установленной в регионе ставки по соответствующим объектам. По игровым столам налоговые ставки применяются в особом порядке. Если стол имеет несколько игровых полей, то ставка налога увеличивается кратно количеству полей.

В связи с тем, что налоговый период по налогу на игорный бизнес составляет один месяц, при исчислении суммы налога имеет значение дата установки (выбытия) объекта налогообложения.

При установке нового объекта (объектов) налогообложения :

1. До 15 числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Сумма налога = N ´ S,

2. После 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Сумма налога = N ´ 1/2 S,

где N - общее количество объектов налогообложения одного вида, S - ставка налога, для данного вида объектов налогообложения.

При выбытии объекта (объектов налогообложения) :

1. До 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Сумма налога = N ´ 1/2 S,

где N - общее количество объектов налогообложения одного вида, S - ставка налога, для данного вида объектов налогообложения.

2. После 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Сумма налога = N ´ S,

где N - общее количество объектов налогообложения одного вида, S - ставка налога, для данного вида объектов налогообложения.

Порядок и сроки уплаты и формирования налоговой отчетности по налогу. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Налог уплачивается не позднее срока, установленного для подачи декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Министерство образования Российской Федерации

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Кафедра экономики и управления на предприятии


Реферат по курсу

«Налоги и налогообложение»

«Налог на игорный бизнес»


студента 3 курса

факультета ИУПиИП

специальность 080507.65

Побожева А.А, шифр 9703131970

Проверил: Шогенова З.Х.


Санкт-Петербург, 2011


Введение

Налогообложение игорного бизнеса в 1990-х, начале 2000-х

2.Объекты налогообложения и порядок их регистрации

Игорный бизнес в России в настоящее время

Заключение

Список литературы


Введение

налогообложение игорный бизнес азартный

Игорный бизнес - один из самых доходных видов деятельности в мире. В периоды тяжёлого финансового положения в ряде стран этот бизнес выводил экономику из кризиса. Азартные игры уходят своими корнями далеко в прошлое. Впервые в нашей стране государство обратило внимание на игорный бизнес при императрице Анне Иоанновне. При ней игры были запрещены, но через тридцать лет императрица Елизавета Петровна разрешает некоторые из них. Проследив историю игорного бизнеса в России, можно с уверенностью сказать, что он очень стар.

Первое современное игорное заведение появилось в Москве 21 год назад. В мае 1989 г. в гостинице «Саввой» открылось одноименное казино, учредителем которого являлась компания «Amherst international», а учредителем был Пекка Салми из Финляндии. С рублями это казино, конечно же, дело не имело, а целиком и полностью являлось валютным. Валютным было и второе казино «Москва», открытое компанией «Modergame» в гостинице «Ленинградская» в 1989 г. И только через 2 года, наконец-то, появилось «рублёвое» казино. Открытие этого казино (оно называлось «Клуб №») происходило при участии компании «Ниневия-гранд», и той же компанией чуть позже были привезены в Россию первые игровые автоматы.

Налог на игорный бизнес введен в качестве самостоятельного налога в августе 1998г. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998г. До этого периода соответствующие налогоплательщики платили налог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций», ставка которого достигала 90 % суммы дохода.

Необходимость принятия самостоятельного закона вызвана в первую очередь тем, что в указанной сфере деятельности весьма сложно контролировать правильность ведения и формирования налоговой базы в форме валового дохода.

С 1 января 2004г. действие указанного закона прекращено в связи с вступлением в силу новой главы НК РФ «Налог на игорный бизнес».

Целью данной работы является анализ налогообложения игорного бизнеса в соответствии с 29 главой Налогового кодекса России.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

изучить нормативную базу налогообложения азартных игр с 1998 года до 2011 года

проанализировать существующие изменения

сделать выводы.


1. Налогообложение игорного бизнеса в 1990-х, начале 2000-х


В самом начале своего становления налогообложение игорного бизнеса не отличалось от налогообложения других видов предпринимательской деятельности. Ставка налога на прибыль была одинакова практически для всех 35%. Первое признание игорного бизнеса, как своеобразного вида предпринимательской деятельности, произошло лишь в конце 1991 года. Тогда, 6 декабря 1991 года Советом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1, в соответствии с под п. "о" п. 1 ст. 5 которого:

«Обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах освобождались от налога на добавленную стоимость».

Чуть позже, доходы от игорного бизнеса были выделены в отдельный вид доходов, облагаемых налогами в особом порядке. Согласно положениям п. 9 ст. 2, под п. "в" п. 1 и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций":

«Доходы (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, от игровых автоматов с денежным выигрышем, наряду с доходами видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи облагались налогом на прибыль по ставке 70 процентов. При определении суммы дохода, подлежащего налогообложению, из полученной выручки вычитались материальные затраты, связанные с получением этого дохода».

В этих законодательных актах впервые за многолетнюю историю существование Российского государства были определены ставки налогообложения игорного бизнеса, а не наказание за организацию азартных игр и участие в них, как практиковалось до этого. Несмотря на то, что перечень видов игорного бизнеса, упомянутый в этих двух законах был крайне небольшой, этот шаг в истории развития игр в России можно смело назвать историческим.

Через 3 месяца, а именно 6 марта 1992 года, вышла Инструкция Госналогслужбы РФ № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», которой было определено, что:

«Облагаемый доход казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса... исчисляется из выручки, полученной от проведения этой деятельности, за вычетом расходов, включаемых в себестоимость работ, услуг в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 по согласованию с Верховным Советом РФ, кроме расходов по оплате труда».

Законодатели и чиновники Госналогслужбы РФ решили, что чистой прибыли у казино и игорных домов вполне достаточно, а значит и зарплату сотрудников можно платить из чистой прибыли.

Через 5 месяцев в вышеуказанную Инструкцию были внесены дополнения от 27 августа 1992 года № 2 (вводится в действие с 1 июля 1992 г.!!!), где было определено, что:

«Доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса облагаются уже по ставке 90 процентов».

Законодательством о налогообложении прибыли не было предусмотрено уменьшение дохода от игорного бизнеса на сумму исчисленных налогов (транспортный налог, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество и местные налоги и т. п.), относящиеся к внереализационным расходам.

Естественно, в результате повышения ставки налога на доходы от игорного бизнеса количество собираемых налогов от данного вида предпринимательской деятельности не увеличилось, а только сократилось. Это было связано с тем, что руководители игорных заведений, бухгалтера и юристы, пользуясь несовершенством российского законодательства в области игорного бизнеса, приступили к разработке и реализации ряда способов ухода от такого грабительского налогообложения.

Закон от 16 июля 1992 г. N 3317-1, внес изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации о налогах, было законодательно введено понятие "игорный бизнес", а также изменены правила налогообложения:

в качестве местного налога был введен сбор за открытие игорного бизнеса (согласно введенному под п. "ц" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации");

доходы от казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса с 1 июля 1992 г. стали облагаться налогом на прибыль по ставке 90% (новая редакция п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Потребовалось 5 лет, чтобы Законодатели и Правительство, проанализировав поступления от игорного бизнеса и предложения игорного сообщества, решились на замену налога на прибыль со ставкой 90 % на налог на игорный бизнес, который на сегодняшний день является родителем налога на вмененный доход.

Итак, с принятием и введением в действие Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" в налогообложении организаций игорного бизнеса произошел переход с процентной ставки от дохода на фиксированную ставку налога в размерах, кратных принятому Федеральным законом размеру минимальной месячной оплаты труда с каждого игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.

Как указывалось в пояснительной записке к проекту федерального закона, имевшему в исходном варианте название "О сборе с игорных заведений", существующая на то время система налогообложения предприятий игорного бизнеса по ставке налога 90% с исчисленного дохода не давала возможности собрать в полной мере налоги с фактически полученных ими доходов ввиду невозможности проконтролировать весь оборот наличных денег, вовлеченных в процесс игры. У владельца казино всегда есть возможность организовать сговор и фиктивный проигрыш подставному лицу, которое затем вернет ему эти деньги. Существует и масса других способов занижения в отчетности дохода и перевода наличных денег из легального в "черный" оборот. В результате при любой ставке налога на доход или прибыль игорных заведений государство будет получать только те суммы в виде налоговых отчислений, которые их владельцы сочтут нужным заплатить для создания видимости соблюдения налогового законодательства.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 8-ФЗ в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (до налоговых органов доведен письмом МНС России от 5 марта 2001 г. N ВБ-6-26/190) были внесены изменения и дополнения, которые коснулись обобщения объектов налогообложения в части игровых столов, установления налогового периода, уточнения порядка уплаты налога, поправок, связанных с переименованием Госналогслужбы России в МНС России, а также:

установлена ответственность за нарушения порядка регистрации объектов налогообложения в налоговых органах;

установлен порядок определения налоговой базы;

налоговые ставки установлены в рублях, а не в кратности к минимальному размеру оплаты труда;

не предусмотрено снижение налоговых ставок (налоговых льгот);

изменен срок уплаты налога: не в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета по налогу, а не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Существенным изменением является то, что в соответствии со ст. 2 и 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ, внесшими изменения и дополнения в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", налог на игорный бизнес является региональным, а не федеральным налогом.

Спустя 6 лет на смену Федеральному закону № 142-ФЗ от 31 июля 1998 г. с 1 января 2004 г. пришла 29 глава Налогового Кодекса «Налог на игорный бизнес» в которую 160-ФЗ от 20 июня 2004 года внес очередные коррективы, изменяющие исчисление налога.


Объекты налогообложения и порядок их регистрации


Объектами налогообложения, согласно статье 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), признаются:

игровой стол;

игровой автомат;

касса тотализатора (тотализатор - игра, в которой участник делает прогноз (заключает пари на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, выигрыш в которой зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими документально подтвержденными фактами);

касса букмекерской конторы.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;

за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

за один игровой стол - 25 000 рублей;

за один игровой автомат - 1 500 рублей;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.

Выдержка из Письма МНС Российской Федерации от 27 августа 2004 года №22-1-14/1475 "О налоге на игорный бизнес", касающуюся регистрации в налоговых органах игровых автоматов:

"Игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. При этом игровой автомат, входящий в данный комплекс, может иметь все основные блоки игрового автомата, либо отдельные из вышеперечисленных блоков могут быть общими для всего комплекса.

В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.

Учитывая изложенное, в случае если оборудование каждого из нескольких игровых мест игрового автомата "Столбик" подпадает под вышеуказанные понятия игрового автомата, то игровой автомат "Столбик" будет являться игровым комплексом, состоящим из нескольких игровых автоматов, объединенных в один корпус. В связи с этим регистрации в установленном порядке в налоговых органах подлежит каждый игровой автомат, входящий в состав игрового развлекательного комплекса "Столбик".

В случае, если хотя бы одно из вышеуказанных условий будет отсутствовать, например, игровая ситуация одного игрока будет зависеть от игровых ситуаций других игроков и каждый игровой автомат, входящий в игровой комплекс, не будет автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки, регистрации в установленном порядке в налоговых органах подлежит один игровой автомат, независимо от количества игроков.

В аналогичном порядке следует рассматривать и игровые автоматы "Ромашка".

Многие налогоплательщики задают вопрос о том, будут ли являться объектами налогообложения налогом на игорный бизнес игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки. В Письме МНС Российской Федерации от 12 марта 2004 года №22-1-14/413 "О налоге на игорный бизнес" сказано, что игра является одним из способов развлечения и характерная для некоторых игр направленность на развитие реакции либо способности к анализу не лишает их наличия азарта. Исходя из этого, игровые автоматы с выигрышем в виде мягкой игрушки подпадают по действие главы 29 НК РФ.

Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее, чем за два рабочих дня до установки каждого объекта. Если объекты налогообложения планируется установить на территории того субъекта Российской Федерации, где налогоплательщик не состоит на учете, он обязан встать на учет в налоговых органах по месту установки таких объектов также не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Обособленным подразделением организации согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из Письма МНС Российской Федерации от 15 марта 2004 года №22-0-10/425 "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес" следует, что если организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, оборудует стационарные рабочие места вне места своего нахождения, это является созданием обособленного подразделения. Следовательно, организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Таким образом, объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения организации).

Предпринимательская деятельность в области игорного бизнеса в части организации тотализатора также имеет свои особенности. Организация, осуществляющая такую деятельность, может создавать сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок может учитываться как в головном подразделении организации, организующей тотализатор, так и в самих пунктах тотализатора.

В Письме МНС Российской Федерации от 16 января 2004 года №22-1-15/47-Б583 "О налоге на игорный бизнес" сказано, что при определении количества объектов налогообложения у тотализатора, имеющего сеть пунктов, объединенных в единую систему, следует также иметь в виду, что специфика данного вида предпринимательской деятельности требует специального оборудованного места для осуществления приема ставок и выплат соответствующих сумм выигрышей.

Поэтому, в том случае если, организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и подлежащую выплате сумму выигрыша в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации, будет являться каждое территориальное обособленное структурное подразделение тотализатора.

Если же организация тотализатора не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации в налоговых органах, будет являться головное подразделение организации.

В отношении игровых автоматов следует иметь в виду следующее: если игровой автомат расположен вне места нахождения организации (места нахождения обособленного подразделения организации), постановка на учет данного объекта налогообложения осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации по месту своего жительства, а также на территории других субъектов Российской Федерации, обязан поставить все имеющиеся объекты налогообложения налогом на игорный бизнес на учет в налоговом органе по месту своего жительства. Для регистрации объекта или объектов налогообложения налогоплательщик должен представить в налоговый орган заявление о регистрации. Форма заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес".

Обязанностью налогоплательщика является и регистрация в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения и регистрация любого изменения количества объектов налогообложения. Такая регистрация осуществляется не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта.

Рекомендуемая форма заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 8 января 2004 года №ВГ-3-22/5 "Об утверждении рекомендуемой формы заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес". При этом в заявлении налогоплательщик должен указать только те объекты налогообложения, которые подлежат установке (выбытию).

Заявление о регистрации может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, также оно может быть направлено в виде почтового отправления с описью вложения. И вот здесь есть нестыковка!

Как определить час «икс», если заявление отправлено в налоговую по почте? Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит ответа на данный вопрос.

Каждые новые игровой стол или автомат, дополнительную кассу тотализатора или букмекерской конторы фирма, решившая подзаработать на азартных инстинктах населения, обязана зарегистрировать в налоговой инспекции не позднее чем за два дня до их установки (п. 2 ст. 366 НК). Аналогичным образом - не позднее чем за два дня - компании необходимо уведомить ревизоров и о выбытии какого-либо объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК). При этом и в том и в другом случае данная обязанность считается исполненной с момента, когда фирмой будет подано в инспекцию соответствующее заявление о регистрации «игорных» объектов или об изменении (уменьшении) их количества. Форма первого документа утверждена приказом Минфина от 24 января 2005 года № 8н, второго - приказом МНС от 8 января 2004 года № ВГ-3-22/5

Итак, именно с даты представления подобных заявлений «азартный» источник дохода и признается зарегистрированным или, наоборот, выбывшим (п. 4 ст. 366 НК). Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 366 Налогового кодекса, заявление о регистрации объекта налогообложения может быть представлено налогоплательщиком в инспекцию как лично или через его представителя, так и посредством почтовой связи. Только вот какую дату принимать за день представления заявления в случае, если оно направлено по почте с описью вложения, главный Налоговый закон не устанавливает.

Почему это важно?

Согласно статье 370 Налогового кодекса, от даты установки или выбытия игровых автоматов, столов, касс тотализатора и букмекерских контор зависит и сумма налога. В частности, налогоплательщикам выгодно вводить «новичков» в работу после 15-го числа месяца, так как в этом случае платить налог надо будет в половинном размере. Ведь, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 370 Кодекса, в подобной ситуации сумма налога по новым «азартным» объектам рассчитывается как произведение их количества и одной второй ставки налога. Практически то же самое относится и к дате выбытия «игорных» источников дохода. Только в данном случае компании более выгодно, когда игровые автоматы, столы, кассы тотализатора или букмекерских контор покидают ряды своих собратьев до 15-го числа месяца (п. 4 ст. 370 НК). Таким образом, варьируя дату установки или выбытия «игорного» объекта, фирма может законно сэкономить на уплате налогов. Однако в условиях неопределенности с датой представления заявления по почте подобная оптимизация возможна только при условии подачи документа лично или через представителя.

Впрочем, если речь идет именно об установке нового стола или автомата, то в данном случае, действительно, главное - хотя бы какая-то дата, на которую можно ориентироваться. Ведь подключение «новичка» - вещь, поддающаяся планированию, которая может подстроиться под любые сроки, если они обозначены. Другое дело, если речь идет о выбытии «азартного» объекта, поскольку зачастую выйти из строя он может весьма неожиданно.

История вопроса

В ноябре 2005 года Федеральная налоговая служба выпустила письмо, гласившее, что при направлении заявлений о регистрации «игорных» объектов по почте днем их представления в налоговый орган является фактическая дата получения налоговым органом данных документов (письмо ФНС от 3 ноября 2005 г. № 22-1-11/2029). Иными словами, даже если, к примеру, касса тотализатора была приобретена фирмой в начале месяца, подгадать ее установку так, чтобы сэкономить на налоге, было весьма проблематично. А неожиданный выход из строя «игорного» объекта и вовсе означал уплату налога даже за те дни, когда «азартный» источник дохода фактически никакой прибыли уже не приносил. Ведь в этом случае само заявление об уменьшении числа объектов налогообложения фирма направляет, когда аппарат уже не работает. Но выбывшим его признают только после того, как «почтовое» заявление доходит до налоговиков.

В 2006 году рассматриваемый законодательный пробел попытались заполнить представители Минфина. В письме от 7 июля 2006 года № 03-06-05-02/06 они указали, что датой подачи заявления о регистрации объекта игорного бизнеса, направленного по почте, считается шестой день с момента его отправки. При этом финансисты отметили, что в Налоговом кодексе на самом деле предусмотрено два варианта для определения даты представления документов. Так, для налоговых деклараций таковой считается день отправки (п. 4 ст. 80 НК), а для акта налоговой проверки и уведомления об освобождении от уплаты НДС - шестой день со дня отправления письма (п. 5 ст. 100, п. 7 ст. 145 НК). Вместе с тем, почему для случая подачи заявления о регистрации «игрового» объекта как нельзя лучше подходит именно второй метод, эксперты главного финансового ведомства толком не пояснили. Впрочем, предложенный чиновниками вариант, безусловно, выигрывал по сравнению с тем, к которому склонялись налоговики.

Новый поворот

Недавно в письме от 9 июля 2008 года № 03-05-04-05/03 специалисты Минфина все же пересмотрели свою позицию. Сославшись на сложившуюся арбитражную практику (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А19-3072/07-15-Ф02-5730/07, ФАС Поволжского округа от 24 января 2008 г. № А57-5534/07-45), они указали, что дату представления заявления о регистрации «игорного» объекта, отправленного по почте, следует определять в том же порядке, что установлен для налоговых деклараций (п. 4 ст. 80 НК). Иными словами, таковой признается непосредственно день отправки почтового отправления с описью вложения. Таким образом, отправив заявление сразу же по факту поломки игрового автомата, фирме не придется переплачивать налог.

Факт регистрации подтверждается обязательной выдачей налогоплательщику свидетельства о регистрации. Рекомендуемая форма свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 24 января 2005 года №7н "Об утверждении формы свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и приложения к свидетельству о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес".

Свидетельство о регистрации должно быть выдано налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения.

Внесение изменений в ранее выданное свидетельство, связанное с изменением количества объектов налогообложения, или выдача нового свидетельства осуществляется также в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления об изменении количества объектов налогообложения. Согласно Письму МНС Российской Федерации от 30 июля 2004 года "22-1-14/1345 "О налоге на игорный бизнес" факт получения нового свидетельства о регистрации объектов налогообложения или факт внесения изменений в ранее выданное свидетельство определяется налогоплательщиком в заявлении. Количество вносимых изменений в свидетельство главой 29 НК РФ не установлено. Если налогоплательщику выдается новое свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, ранее выданное свидетельство изымается налоговым органом, а вновь выданному свидетельству присваивается новый номер.

За нарушение сроков регистрации объектов налогообложения, изменения их количества главой 29 НК РФ предусмотрен штраф, который взимается в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта игорного бизнеса.

Если налогоплательщик допустит нарушение во второй раз, то размер штрафа увеличится вдвое и составит уже шестикратный размер ставки налога.


Игорный бизнес в России в настоящее время


В 2005 г. оборот игорной сферы составил $5-6 млрд, в стране было около 400 тыс. игровых автоматов и 5 тыс. игровых столов. К 2006 году в России было выдано свыше 6300 лицензий на игорный бизнес.

октября 2006, встречаясь с лидерами парламентских фракций, президент России Владимир Путин предложил радикальное решение проблемы игорного бизнеса. Путин передал в Думу предложения по законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», суть которых состояла в укрупнении и концентрации игорного бизнеса в четырёх специальных игорных зонах. 26 декабре 2006 законопроект был принят.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Его действие не распространяется на деятельность бирж и на организацию и проведение лотерей.

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Закон предусматривает, что на территории Российской Федерации создаются 4 игорные зоны, при этом на территории одного субъекта может быть создано не более одной игорной зоны. Если созданная игорная зона лежит в нескольких регионах, то на их территории не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Порядок создания и ликвидации игорных зон, их наименования, границы, а также другие параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов.

Срок действия игорных зон неограничен. Решение о ликвидации Правительством Российской Федерации игорной зоны не может быть принято до истечения 10 лет с даты ее создания. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены требования к отдельным видам игорных заведений, а также другие ограничения. В случае если в течение 3-х лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.

Игорные заведения, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, могут быть открыты только на территории игорных зон в порядке, установленном данным законопроектом. При этом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года и не могут быть созданы на землях поселений.

Управление игорными зонами осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, определяются на основании соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства. Чистые активы организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности не могут быть менее: 600.000.000 рублей (для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов) и 100.000.000 рублей (для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). Порядок расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр устанавливается Министерством финансов РФ, при этом Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр.

Посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста 18 лет.

Игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Площадь обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 кв.м. В зоне обслуживания в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов. В случае установки в зоне обслуживания в казино игровых автоматов - площадь зоны игровых автоматов не может быть менее 100 кв.м. и в этой зоне должно расположиться не менее 50 игровых автоматов. Технологически заложенный средний выигрыш игрового автомата должен быть не ниже 90 %.

Закон вступает в силу с 1 января 2007 г., при этом игорные заведения, соответствующие установленным требованиям, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 г. без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Все игорные заведения, не отвечающие требованиям, установленным данным законопроектом, должна быть закрыты до 1 июля 2007 г. Игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Таким образом, с 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, может осуществляться только в четырёх специальных игорных зонах - в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), а также на границе Ростовской области и Краснодарского края («Азов-Сити»). Местоположение игорной зоны на юге страны определено недалеко от посёлка Порт-Катон в Азовском районе Ростовской области, граничащем с Щербиновским районом Краснодарского края. Расстояние от Ростова-на-Дону до Порт-Катона составляет около 80 км, от Краснодара - около 300 км. В Калининградской области игорная зона будет создана неподалёку от посёлка Поваровка Зеленоградского района.

Создание игорной зоны в Алтайском крае решено осуществить недалеко от известного курорта Белокуриха, в более чем 200 км от Барнаула.

В Приморском крае игорную зону предполагается строить близ города Артём (35 км от Владивостока), в бухте Муравьиная.

июля 2009 г. игорный бизнес в Российской Федерации закрывается. В феврале 2010 года в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино «Оракул».

Несмотря на запрет, игорный бизнес продолжает свою работу, маскируясь под интернет-кафе, лотерейные клубы, ночные клубы. Владельцы игорных заведений научились обходить запреты, формально не нарушая закона. В ФЗ «О лотереях» нет четкого определения лотерейного оборудования, поэтому владельцы игровых залов переделывают автоматы в лотерейные. Затраты на переоборудование минимальны и несопоставимы с прибылью от азартных игр. В ООО «ДжетЛот» (компания специализируется на перепрошивке программного обеспечения игровых плат) сообщили, что переоборудовать один игровой автомат в лотерейный стоит от 500 рублей: чем больше игр в программе, тем дороже. Если игровой зал расположен в проходном месте, расходы окупаются за день. Контроль над лотереями отдан в ведение налоговой службы. Заместитель руководителя ФНС по Петербургу Светлана Кашкина сообщила, что на территории города легально действует 53 лотерейных зала.

Другой популярный способ - открыть виртуальное казино под видом интернет-клуба, в котором платят за доступ к сетевым версиям игровых автоматов. В компании «Мультигейминатор» (торгует программным обеспечением для организации игровых мест в интернет-клубе) рассказали, что самый простой комплект ПО с тем же набором игр, что на автоматах Mega Jack, Duomatic, Igrosoft, стоит от 40 тыс. рублей. Более продвинутые версии - 80-100 тыс. рублей. Программу можно установить на любое количество компьютеров в зале. Для сравнения: выручка с одного автомата составляет 1200-1500 рублей в день.

По данным ГУВД Петербурга и Ленобласти, на территории города и области действует 320 игорных заведений. Они есть почти у каждой станции метро. Многие находятся в тех же помещениях, где раньше были игровые залы. В этом году ГУВД проверило 287 организаций, у них изъято 5,9 тыс. электронных аппаратов на сумму более 300 млн рублей. Однако значительными успехами в борьбе с игорным бизнесом правоохранительные органы похвастаться не могут. Несмотря на сотни проверок, в этом году возбуждено всего три уголовных дела по ст. 171 УК (незаконное предпринимательство), еще по четырем делам идет следствие. Сейчас численность псевдоигорных заведений почти равна той, что была до введения запретов. По данным КЭРППиТ, в 2008 г. было закрыто 355 игорных залов, тогда же перестали работать 122 казино.

Кроме того, бизнесмены нашли другую лазейку в законе о запрете игорного бизнеса. В апреле 2010 открылось паромное сообщение Петербург-Хельсинки. Лайнер "Принцесса Мария" доставит пассажиров до места назначения за 12 часов - на борту рестораны, кинотеатр, концертная площадка и казино. По международному праву, на судне, которое находится в свободной зоне, действуют законы той страны, под чьим флагом оно ходит. У "Принцессы Марии" мальтийский флаг, а значит, под российский закон об игорном бизнесе, лайнер не подпадает.

Во время стоянки в порту Санкт-Петербурга казино будет закрыто. Во время движения за пределами территориальных вод Российской Федерации казино, так же как и бар, и ресторан, и все остальное, будет закрыто, значит, претензий никаких быть не должно. И никаких налогов в бюджет Петербурга.


Заключение


Очевидно, что политическое лоббирование установления игорных зон приведет не иначе как к снижению доходов от налогообложения игорного бизнеса в бюджетах субъектов Федерации, с территории которых они будут упразднены, что естественным образом отразится на заработной плате, пособиях, субсидиях граждан, проживающих на территории соответствующего региона Российской Федерации. Иными словами, для субъектов Федерации результатом реализации Закона № 244-ФЗ будут весьма негативные социальные и налоговые последствия.

Касательно противоречий, содержащихся в Законе № 244-ФЗ, следует отметить, что предусмотренный тотальный законодательный запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи (ч.3 ст.5) подрывает на корню осуществление предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, предусмотренной в том числе главой 3 Закона № 244-ФЗ. Невозможно вести такую деятельность в букмекерских конторах и тотализаторах, например, без сети Интернет, подвижной связи, необходимой при получении результатов соревнований, установлении взаимоотношений между букмекерским центром и пунктом приема ставок, подготовке букмекерской линии и т.п. В целом Закон № 244-ФЗ не насыщен содержательно, кроме того, в нем имеются противоречия и коллизии, что подтверждает его концептуальную несостоятельность. Реализация Закона в данной редакции не позволит создать действенную, прозрачную нормативно-правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования игорного бизнеса в стране и борьбы с его теневым проявлением. Необходимость совершенствования Закона не вызывает сомнений.

Ведь от эффективности принимаемых законов, результатов постоянного анализа и обобщения правоприменительной практики напрямую зависит успех социально-экономических преобразований в России, развитие бизнеса, благополучие граждан, их прав и свобод.


Список литературы


1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

О необходимости обложения налогом на доходы физических лиц доходов от игорного бизнеса (Лермонтов Ю.М.) ("Все для бухгалтера", 2009, N 2)

Порядок и сроки уплаты налога на игорный бизнес (Елгина Д.А.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 22)

Настоящее и будущее "азартного" налога (Алексеева С.Н.) ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)

Игра по правилам (Кравченко С.А.) ("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)

. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): в вопросах и ответах" (под ред. А.А. Ялбулганова)

. "Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй)" (постатейный) (под ред. Л.Л. Горшковой)

Спорные вопросы порядка установления региональных налогов в Российской Федерации (Парыгина В.А.) ("Налоги" (газета), 2008, N 14)

Обзор новостей от 29.10.2008 ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6)

Преимущества и недостатки азартных игр на воде (Потехина М.А.) ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)

. "Азартный" налог 2007 - 2008 годов. (Алексеева С.Н.) ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)

Игорный бизнес в России: изменения в системе его налогообложения (Мишахин А.) ("Финансовая газета", 1999, N 18)

Налогообложение игровых автоматов (Шереметьев А.Г.) ("Налоговый вестник", 2001, N 10)

Комментарий к главе 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ (Нестеркина О.Н.) ("Нормативные акты для бухгалтера", 2003, N 24)

. "Налог на игорный бизнес. Комментарий к главе 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (постатейный) (Борисов А.Н.) ("Юстицинформ", 2004)

. "Финансовое право: Учебник для вузов" (3-е издание, переработанное и дополненное) (Вострикова Л.Г.) ("Юстицинформ", 2007)

Журнал «Деловой Петербург» , 06.09.2010.

Материала с сайта http://www.klerk.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Налог на игорный бизнес относится к категории региональных. В настоящей статье приводится основная информация об этом налоге: как он исчисляется, уплачивается, какова специфика отчетности.

Общие сведения о налоге на игорный бизнес в 2017-2018 годах

Игорный бизнес — это вид деятельности, направленный на извлечение прибыли от приема ставок на тотализаторах или в букмекерских конторах, а также от проведения азартных игр с использованием игровых автоматов или столов.

Налог на игорный бизнес — региональный налог, уплачиваемый в бюджет субъекта РФ.

Налог на игорный бизнес появился в 2004 году. Последние поправки в законодательство, регулирующее его, были внесены в правовые акты в 2014-м. В 2017 году каких-либо нововведений в части налога на игорный бизнес российские власти не вводили. На 2018 год их также не запланировано.

Основной источник права, регулирующий взимание налога на игорный бизнес, — гл. 29 НК РФ. Сфера экономической деятельности, в отношении которой установлен налог на игорный бизнес, — это учреждение и проведение игр (главным образом азартных), сопровождающиеся извлечением выручки в виде выигрышей либо взиманием платы с участников розыгрышей.

Ставки по налогу на игорный бизнес могут устанавливаться региональными органами власти. Но даже если в тех или иных субъектах Российской Федерации необходимых законов по данной деятельности не принято, налог на игорный бизнес регулируется на уровне федерального источника права — Налогового кодекса РФ. Следует также отметить тот факт, что объект налогообложения по рассматриваемому налогу, его база, периодичность и сроки перечисления в госбюджет могут регулироваться исключительно положениями кодекса.

Налоговый период, законодательно зафиксированный в отношении налога на игорный бизнес в ст. 368 НК РФ, составляет календарный месяц.

Перечисление в бюджет налога на игорный бизнес освобождает фирму от обязательств по уплате налога на прибыль (п. 9 ст. 274 НК РФ) по соответствующим доходам. При этом организации, осуществляющие уплату налога на игорный бизнес, должны вести обособленный учет выручки от игорной деятельности.

Подробнее об основаниях для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на прибыль читайте в статье .

Отметим, что в России игорным бизнесом могут заниматься только организации. ИП не вправе его осуществлять, а потому они не платят в бюджет налог на игорный бизнес.

Ставка налога на игорный бизнес

Ставки, лежащие в основе исчисления налога на игорный бизнес, фиксируются властями субъектов РФ. Вместе с тем они не должны быть больше максимальных величин, зафиксированных в ст. 369 НК РФ. Допустимые значения ставок налога на игорный бизнес установлены в следующем диапазоне:

  • за 1 игровой стол — в интервале 25 000-125 000 рублей;
  • за 1 игровой автомат — в интервале 1 500-7 500 рублей;
  • за 1 процессинговый центр букмекерской конторы или тотализатора — в интервале 25 000-125 000 рублей;
  • за 1 пункт, где принимаются ставки, — в интервале 5 000-7 000 рублей.

ВАЖНО! В рамках данного налога не предусмотрены льготные ставки или иные преференции.

Если регионом не принято конкретное значение по ставкам в отношении налога на игорный бизнес, то оно будет равно нижней границе интервалов, обозначенных выше.

Расчет и уплата налога на игорный бизнес

Каким образом осуществляется расчет налога на игорный бизнес? Очень просто: налоговая база, установленная для каждого объекта (например, игрового стола, автомата, процессингового центра или пункта, где принимаются спортивные ставки), умножается на ставку налога на игорный бизнес, принятую в регионе. То есть налог рассчитывается по формуле:

Н = Ст × Оn,

Н — налог на игорный бизнес;

Ст — ставка, установленная для объекта налогообложения;

Оn — количество объектов налогообложения

ВНИМАНИЕ! Если 1 игровой стол имеет более 1 поля, ставка налога увеличивается на соответствующее количество полей.

Пример

Организация исчисляет налог в отношении 2 игровых столов с 2 полями для игр и 5 игровых автоматов. Сумма налога будет следующей:

Н = 137 500 руб. (2 × 2 × 25 000 + 5 × 7500)

О нюансах расчета налога на игорный бизнес читайте .

Перечисление в бюджет региона налога на игорный бизнес должно осуществляться до 20-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом.

Предполагает ли уплата государству налога на игорный бизнес предоставление в ФНС соответствующей декларации? Да, такое обязательство есть. Исходя из положений п. 1 ст. 370 НК РФ, фирмы, осуществляющие перечисление в госбюджет налога на игорный бизнес, обязаны до 20-го числа того месяца, который идет за прошедшим отчетным периодом, направлять соответствующую декларацию в территориальный орган ФНС.

В 2017 году применяется декларация по форме КНД1152011, утв. приказом ФНС от 28.12.2011 № ММВ-7-3-985@

Помимо декларации налогоплательщик обязан извещать ФНС об изменении количества объектов налогообложения, каждый раз подавая заявление об их увеличении или уменьшении. При этом ставка налога будет зависеть от даты установки (открытия) нового объекта налогообложения или закрытия (выбытия) старого:

Является ли налог на игорный бизнес обязательным для всех регионов?

Игорный бизнес в некоторых своих разновидностях, таких как, например, организация работы залов с игровыми автоматами или казино, может осуществляться только в 4 специализированных игорных зонах: «Приморье» (Дальний Восток), «Азов-Сити» (неподалеку от Ейска), «Янтарная» (в Калининградской области), а также «Сибирская монета» (располагается в Алтайском крае). Вместе с тем деятельность тотализаторов и букмекерских контор разрешена практически во всех российских регионах. Поэтому организации, осуществляющие подобную деятельность, являются полноценными плательщиками налога на игорный бизнес, вне зависимости от субъекта РФ.

ВНИМАНИЕ! Если объекты налогообложения отсутствуют, нулевую декларацию подавать не нужно.

Итоги

Ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются региональными законодателями в рамках минимальных и максимальных значений, зафиксированных в ст. 369 НК РФ. Срок сдачи отчетности и уплаты налога установлен на 20-е число каждого месяца.